Введение 4
Глава 1 Общая характеристика органов дознания РФ 6
1.1 Понятие органа дознания в уголовном судопроизводстве 6
1.2 Задачи органов дознания в уголовном судопроизводстве 13
1.3 Организация и управление деятельностью органов дознания 22
Глава 2 Полномочия органов дознания в уголовном процессе Российской Федерации 29
2.1 Права и обязанности органов дознания 29
2.2 Полномочия органов дознания по производству предварительного
расследования 35
2.3 Полномочия органов дознания по производству неотложных следственных
действий 42
Заключение 49
Список используемой литературы и используемых источников 52
Уголовный процесс РФ является интенсивно развивающейся системой. За последнее время были приняты поправки, направленные на его усовершенствование, но проблемы в этой отрасли все же остались. Некоторые изменения в уголовном процессе, например, такие, которые дали возможность органам дознания проводить ряд следственных действий до возбуждения уголовного дела, только еще больше внесли путаницы и привели к пробелам в уголовном процессе [12]. Институт дознания известен давно. Он является первой формой расследования преступлений и его основные методы, такие, опрос и допрос, опознание - известны еще со времен Русской Правды.
Основы современных методов проведения дознания были заложены в период судебных реформ 1864 г. Современный орган дознания был создан с целью облегчения работы непосредственно следственных органов, т.к. занимался расследованием преступлений, совершенных в ситуации очевидности. Постепенно органы дознания пришли к расследованию преступлений, требующих проведения полноценных следственных действий. Попыткой вернуть дознание к первоначальной форме стало производство дознания в сокращенной форме. Но эта форма дознания только все еще больше осложнила и его проведение вызывает много вопросов. Дознание в ходе своей эволюции превратилось из вспомогательного следствию органа в самостоятельный орган расследования со своей тактикой и методикой проведения следственных действий. Такое положение привело к существованию правовых пробелов в данном институте, требующих своего осмысления и исправления.
Указанные обстоятельства предполагают проведение научного анализа и комплексного изучения теоретических и практических вопросов совершенствования расследования преступлений в форме дознания, определяющих актуальность исследования.
Основная цель работы - всестороннее изучение расследования преступлений в форме дознания, анализ особенностей, выявление проблем и путей их решения. А для того, чтобы достичь поставленных в работе целей, необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть общую характеристику органов дознания в уголовном процессе РФ;
- определить понятие органа дознания в уголовном судопроизводстве;
- изучить задачи органов дознания в уголовном судопроизводстве;
- рассмотреть организацию и управление деятельностью органов дознания;
- проанализировать полномочия органов дознания в уголовном процессе РФ;
- разобрать полномочия органов дознания по производству предварительного расследования;
- изучить полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовного производства.
Предмет работы: нормативно-правовые акты, регулирующие задачи и полномочия органов дознания, научные работы, которые исследуют данный институт.
При выполнении данной работы были использованы методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и другие.
Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности использования выводов данной работы при изучении института дознания.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В ст. 6 УПК сказано: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением:
- защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
- защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию».
Чтобы этого добиться законодатели пытаются разработать оптимальные системы уголовного судопроизводства, которые бы минимизировали процесс расследования, но при этом не нарушались конституционные права граждан.
Предварительное расследование является важнейшим этапом в защите прав граждан от преступлений. Одной из форм расследования преступлений является дознание. Правовое регулирование деятельности органов дознания не является совершенным. До настоящего времени в Уголовно-процессуальный кодекс РФ вносятся изменения.
Форма новизной не отличается и известна ещё со времен Русской Правды. Современные методики проведения дознания заложены судебной реформой 1864 г.
Но научный поиск не прекращается. За годы существования этой формы следствия появились ранее не существовавшие следственные действия: освидетельствования, назначения экспертиз и др.
Создаются и новые органы. Ранее дознанием по преступлениям, совершенным в ситуации очевидности, занимались полицейские. В делах такого характера не требовалось проводить полноценных следственных действий, достаточно было закрепить имеющиеся доказательства.
В 1982 г. Приказом МВД СССР № 254 было создано подразделение дознания в целях оказания содействия следствию. Сотрудники созданного органа расследовали преступления небольшой и средней степени тяжести, виновники совершения которого были известны. В дальнейшем дознаватели стали расследовать дела о преступлениях в отношении неизвестных лиц, тем самым значительно разгрузив следствие.
Сотрудники милиции, как и сегодня сотрудники полиции, относились к органам дознания и осуществляли проверки по сообщениям с использованием ОРМ. Следственных действий они не производили, только если на основании письменных поручений от следствия, дознания или прокурора.
В 2013 г. ФЗ № 23-ФЗ в ч. 1 ст. 144 УПК были внесены изменения, позволившие производство следственных действий сотрудникам органа дознания до возбуждения уголовного дела.
До принятия этого закона сотрудники органа дознания могли проводить только неотложные следственные действия в рамках возбужденного уголовного дела.
Произошло слияние оперативно-розыскных и следственных действий. Отсюда образование правовых коллизий, т.к. изменений в другие статьи УПК РФ, регламентирующих производство следственных действий, внесено не было. К тому же, можно считать, что появился ещё один самостоятельный орган расследования - орган дознания.
С целью устранения противоречий в УПК РФ в области дознания и для упорядочивания работы органов дознания внести изменения:
- п. 19 ст. 5: неотложные следственные действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела и до его возбуждения...;
- в ст. 40 четко разграничить органы дознания от подразделения дознания, внести конкретные определения этих понятий и разграничить их полномочия;
- п. 7 ст. 5: сотрудник подразделения дознания - это субъект, который имеет право производить весь комплекс следственных действий в любой стадии уголовного судопроизводства;
- п. 7.1 ст. 5: сотрудник органа дознания - это субъект, который имеет право производить следственные действия только по письменному поручению следователя, дознавателя или прокурора, а проверку сообщений проводить только с применением ОРМ.
Вернуть протокольную форму дознания, усовершенствованную с учетом всех изменений, внесенных в УПК РФ и дать право проводить дознание сотрудникам органов дознания в протокольной форме.
1. Апелляционное постановление Новосибирского областного суда
№ 22-538/2018 от 11 апреля 2018 г. по делу № 22-538/2018 // СПС
Консультант. (Дата обращения: 10.10.2020).
2. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М. : Проспект, 2019. 752 с.
3. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: Учебное пособие. М. : Велби Проспект, 2017. 224 с.
4. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Курс лекций. М. : Юридический центр, 2018. 997 с.
5. Гирько С.И. Современные проблемы института поддержания органом дознания обвинения перед судом // Российский следователь. 2016. № 6. С. 31-35.
6. Голубев Н.А. К вопросу о применении нового УПК РФ // Российский следователь. 2018. № 11. С. 23-30.
7. Дерешев Ю.В. Органы предварительного расследования: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 2019. 258 с.
8. Ефимичев П. С. Следственные действия по Уголовно-процессуальному кодексу РФ. Теория и практика. М. : Экзамен, 2018. 128 с.
9. Жданова Е.В., Целинский Б.П. Проблемы дознания по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Российский следователь. 2017. № 1. С. 28-29.
10. Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. М. : Юрайт, 2016. 232 с.
11. Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное Право РФ. Особенная часть: Учебник. М. : Логос, 2016. 328 с.
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 14.03.2020) // Российская газета. 2020. 4 июля. № 144.
13. Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник. М. : Логос, 2016. 328 с.
14. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / А.В. Бриллиантова, В.В. Геранин, С.М. Зубарев. - М. : Велби Проспект, 2017. 448 с.
15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Чучаев А.И. М. : Инфра, 2019. 1016 с.
16. Косова С.А. Особенности производства дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно // Законодательство и практика. 2017. № 1. С. 71-72.
17. Постановление Судебной коллегии по уголовным делам Орловского областного суда № 22К-788/2014 от 14 мая 2014 г. по делу № 22К-788/2014// СПС Консультант. (Дата обращения: 10.10.2020).
18. Петрухин И.Л. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М. : Проспект, 2018. 992 с.
19. Радько Т. Н. Основы уголовного процессуального права. М. : Проспект, 2019. 737 с.
20. Рыжаков А.П. Органы дознания в уголовном процессе. Москва : Юридическое бюро, 2017. 360 с.
21. Рыжаков А. П. Уголовный процесс России. Курс лекций. М. : Питер, 2019. 432 с.
22. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. А.В. Смирнова. - 7-е изд., перераб. М. : Норма: ИНФРА-М, 2018. 752 с.
23. Соловьев А.Б., Токарева М.Е. Необходимо восстановить властнораспорядительные полномочия прокурора в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства // Уголовное право. 2017. № 4. С. 98-104.
24. Степанов В.А. Соотношение судебного контроля и прокурорского надзора на стадии предварительного расследования // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4-3. С. 211-216.
25. Томин В. Т. Уголовный процесс. Актуальные проблемы теории и практики. М. : Юрайт, 2018. 384 с.
26. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 09.07.2020) // Российская газета. 2001. 22 декабря. № 249.
27. Уголовный процесс. Проблемные лекции / под ред. В.Т. Томина, И.А. Зинченко. М.: Издательство Юрайт, 2016. 799 с.
28. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. 31.07.2020) // Российская газета. № 72. 1995. 12 апреля.
29. Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в ред. от 23 июня 2016 г.) // Парламентская газета. 2001. 22 декабря. № 241-242.
30. Эминов В.Е. Следственные действия - основа раскрытия преступлений. Психолого-криминалистический анализ. М. : Норма, Инфра- М, 2019. 208 с.