Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет познавательной активности в процессе познавательно - исследовательской деятельности 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме формирования у детей 6-7 лет познавательной активности 8
1.2 Познавательно-исследовательская деятельность
как средство формирования у детей 6-7 лет познавательной активности 19
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет познавательной активности в процессе познавательно¬исследовательской деятельности 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
познавательной активности 28
2.2 Организация и содержание работы по формированию
у детей 6-7 лет познавательной активности 45
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей
6-7 лет познавательной активности 58
Заключение 69
Список используемой литературы 73
Приложение
На современном этапе развития российского государства становится все более очевидной органическая связь между преобразованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта жизнедеятельности. В связи с этим познавательная активность детей, эффективное управление ее формированием и развитием, методическое, организационное и психологическое обеспечение выступают не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача, успешность решения которой во многом опосредуется тем, насколько полно исследован феномен познавательной активности.
Проблема формирования познавательной активности рассматривается в исследованиях таких авторов как Л.И. Божович, О.В. Дыбина, В.П. Зинченко,
A. В. Запорожец, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Ж.Н. Тельнова,
М.И. Лисина, В.И. Лозовая, Г.И. Щукина.
Понятие «познавательная активность» трактуется по-разному. В нашем исследовании мы опирались на определение познавательной активности, как свойства личности, таких авторов как: К.А. Абульханова-Славская,
B. В. Зайко, В.И. Лозовая, В.В. Щетинина, Г.И. Щукина.
Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.
Формировать познавательную активность как интегративное качество личности необходимо средствами, которые воздействуют на ум, волю, эмоции, чувства, желания, действия ребенка. Таким средством в нашем исследовании выступает познавательно-исследовательская деятельность.
В настоящее время в центре внимания ученых стоят вопросы активизации познавательной деятельности дошкольников путем вовлечения их в исследовательский поиск (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.Н. Яковлева, А.И. Савенков).
А.И. Савенков определяет исследовательскую деятельность как «особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе ее исследовательского поведения».
По мнению ряда авторов (Н.Н. Поддъяков, В.В. Зайко, О.Л. Князева, А.И. Савенков) познавательно-исследовательская деятельность способствует изменению характера формируемых у детей представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности, проявлять инициативу и самостоятельность, стать субъектом этого процесса.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы формирования познавательной активности как качества личности ребенка и выбором познавательно-исследовательской деятельности в качестве средства формирования познавательной активности детей 6-7 лет.
Таким образом, мы выявили противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет познавательной активности и недостаточным использованием педагогами познавательно-исследовательской деятельности, как средства для успешного осуществления данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности познавательно¬
исследовательской деятельности в формирования у детей 6-7 лет познавательной активности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет познавательной активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет познавательной активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет познавательной активности
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет познавательной активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет познавательной активности в процессе познавательно- исследовательской деятельности будет возможно, если:
- определить содержание познавательно-исследовательской
деятельности на материале животного мира;
- организовать познание детьми объектов животного мира в совместной с педагогом познавательно-исследовательской деятельности;
- стимулировать инициативу и самостоятельность детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 6-7 лет познавательной активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет познавательной активности.
3. Определить содержание работы по формированию у детей 6-7 лет познавательной активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет познавательной активности.
Теоретическо-методологической основой исследования составили:
- теоретические исследования особенностей формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности (А.И. Аникеева, Б.Т. Лихачёв, А.М. Матюшкин, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);
- теория активности в познавательно-исследовательской деятельности (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, М.Л. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.А. Петровский, Т.И. Шамова).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. МКДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 28» поселка Восток Приморского края. В исследовании приняли участие 15 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны серии дидактических игр и упражнений, способствующих формированию у детей 6-7 лет общих исследовательских умений и познавательной активности.
Теоретическая значимость исследования: обосновано поэтапное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет познавательной активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость: заключается в том, что разработанное содержание познавательно-исследовательской деятельности на
эмоционально-мотивационном, действенно-обучающем и действенно-практическом этапах формирований у детей 6-7 лет познавательной активности могут использовать в своей работе я педагоги дошкольных образовательных организаций.
На основании проведенного анализа, мы определили познавательную активность, как интегративное свойство личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к познавательно-исследовательской деятельности, стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных представлений и умений.
Познавательная активность - одна из важнейших природных, генетически предопределенных потребностей, характерная для всех живых существ с высокоразвитой психикой. Ребенок - исследователь от рождения. Его исследовательское поведение проявляется очень ярко, а исследовательские способности совершенствуются эффективно. Они включают в себя, кроме проявлений познавательной активности, еще и способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал, делать на этой основе выводы и использовать новое знание в своем дальнейшем исследовательском поведении.
Познавательно-исследовательская деятельность способствуют
формированию познавательной активности детей 6-7 лет и развитию у них познавательной самостоятельности, инициативы, познавательного интереса и творческого мышления.
Проблема формирования познавательной активности представлена в исследованиях таких авторов, как Л.И. Божович, О.В. Дыбина, В.П. Зинченко, А.В. Запорожец, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин,
Ж.Н. Тельнова, М.И. Лисина, В.И. Лозовая, В.В. Щетинина, Г.И. Щукина.
Экспериментальная работа проводилось на базе МКДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 28» поселка Восток Приморского края. В исследовании приняли участие 15 детей 6-7 лет.
Целью констатирующего эксперимента было: выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет познавательной активности.
На базе проведенного теоретического анализа работ В.В. Зайко, О.Л. Князевой, В.В. Щетининой, были выделены показатели
сформированности у детей 6-7 лет познавательной активности. В соответствии с выделенными показателями были подобраны диагностические методики.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам условно отнести всех детей к одному из уровней сформированности у детей 6-7 лет познавательной активности. Низкий уровень сформированности у детей 6-7 лет познавательной активности был выявлен у 4 детей (27%). Средний уровень был выявлен у 9 детей (60%). Высокий уровень был выявлен у 2 детей (13%).
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость осуществления специально организованной работы по формированию у детей 6-7 лет познавательной активности.
Исходя из цели, гипотезы исследования, и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы,
способствующее формированию у детей 6-7 лет познавательной активности.
Формирующий эксперимент мы проводили с детьми 6-7 лет экспериментальной группы.
Программа формирующего эксперимента состояла из 3 этапов: эмоционально-мотивационный; действенно-обучающий; действенно¬
практический.
На эмоционально-мотивационном этапе целью было формирование у детей 6-7 лет познавательного интереса, желание осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.
На действенно-обучающем этапе целью нашей работы было: формировать у детей исследовательские умения детей 6-7 лет, а также сформировать у детей умение планировать познавательно-исследовательскую деятельность.
Работа на данном этапе проходила в 2 цикла.
Целью первого цикла являлось: формирование у детей общие исследовательские умения, в частности умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, классифицировать и экспериментировать.
С этой целью мы проводили с детьми серии дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие исследовательских умений, такие как: дидактические игры «Угадай, о чем спросили», «Продолжи ряд», упражнения «Вопросы домашних животных», «Классификация», «Найдите возможную причину события», проблемная ситуация «Вопросы незнакомца», а также эксперимент «Определяем плавучесть предметов».
Целью второго цикла являлось: формирование у детей умения планировать познавательно-исследовательскую деятельность. С этой целью нами было проведено совместное исследование.
На действенно-практическом этапе целью нашей работы было сформировать у детей 6-7 лет умение самостоятельно осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.
В ходе проведенного эксперимента дети 6-7 лет научились задавать вопросы об объектах животного мира, планировать свою исследовательскую деятельность и осуществлять самостоятельные исследования.
Исходя из цели и задач исследования, мы определили цель контрольного этапа: выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет познавательной активности после проведения с ними формирующей работы.
Результаты контрольного эксперимента показали, что количество детей с низким уровнем сформированности познавательной активности было диагностировано у 1 ребенка (7%), средний уровень сформированности познавательной активности был диагностирован у 10 детей (66%), высокий уровень сформированности познавательной активности был диагностирован у 5 детей (27%).
В результате проведения контрольного среза по выявлению уровня сформированности у детей познавательной активности, была выявлена следующая динамика:
- количество детей с низким уровнем сформированности познавательной активности на 20% и составило 7% от общего количества детей;
- количество детей со средним уровнем сформированности познавательной активности увеличилось на 6% и составило 66% от общего количества детей;
- количество детей с высоким уровнем сформированности познавательной активности увеличилось на 14% и составило 27% от общего количества детей.
Что свидетельствует о правильности выдвинутой в начале исследования гипотезы. Задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. М. : Педагогика, 2000. 560 с.
2. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. М. : НИИ школьных технологий, 2006. С. 44-50.
3. Давыдов В. В. Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды. М. : Просвещение, 2001. 554 с.
4. Дыбина О. В Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста : Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. Тольятти. : Издательство Фонда «Развитие через образование». 2002. 131 с.
5. Дыбина, О. В., Щетинина, В. В. Организация поисково-познавательной деятельности - один из путей развития активности ребенка. Тольятти: ТГУ, 2005. С. 91-96.
6. Егорова Т. А. Развитие исследовательского потенциала
дошкольников. Современный детский сад [Электронный ресурс]. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003010664.pdf (дата обращения:
03.07.2021).
7. Ильина Т. А. Проблемное обучение - понятие и содержание // «Вестник высшей школы», 1976, № 2. С.39-48.
8. Красновский Э. А. Активизация учебного познания // Вопросы психологии и педагогики. 2002. № 4. С. 10-14.
9. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников». М. : Просвещение 2016. 114 с.
10. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // «Советская педагогика», 1965. № 3. С. 16-24.
11. Маралов В. Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста. М. Просвещение 1994. 32 с.
12. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 56-67.
13. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.М. : Просвещение», 1977. 240 с.
14. Поддьяков Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/914/914029 (дата обращения: 01.07.2021).
15. Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18-24.
16. Оконь В. Основы проблемного обучения. М. : Просвещение, 1968. 208 с.
17. Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста / Современные проблемы профессионального образования. Тольятти, 1999. С. 62-67.
18. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения
дошкольников [Электронный ресурс]. URL:
https://studfile.net/preview/6306191 (дата обращения: 30.06.2021).
19. Саморукова П. Г. Умственное воспитание детей: Учебное пособие. Ленинград: Издательство ЛИИ им. А.И. Герцена, 1975. 88 с.
20. Серебрякова Т. А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении. Н. Новгород, 1999. 255 с.
21. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Омск: ОмГПУ, 1997. 15 с.
22. Фомина Л. Ф. О некоторых тенденциях развития исследовательской деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 57-72.
23. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М. : Педагогика, 2001. 208 с.
24. Щербакова Е. И, Голицин, В. К. К вопросу о развитии
познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1991. № 10. С. 56-58.
25. Щетинина В. В. К вопросу о развитии познавательно -
исследовательской деятельности дошкольников // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып.10; в 2-х частях, Ч. 2. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. С. 133-143.
26. Щетинина В. В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М. : Про Софт-М, 2006. 233 с.
27. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М. : Просвещение, 1999. 160 с.