Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции
1.1 Анализ дефиниции «коммуникативная компетенция» и
компетентностного подхода 9
1.2 Сущность и структура коммуникативной
компетенции 17
1.3 Педагогические условия формирования коммуникативной
компетенции 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции у будущих юристов
2.1 Диагностика развития коммуникативной
компетенции 35
2.2 Содержание экспериментальной работы по развитию
коммуникативной компетенции у будущих юристов
49
2.3 Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы..64
Заключение 71
Список используемой литературы 75
Приложение
В современном обществе происходят значительные изменения, в том числе и в системе образования. Осуществляется активный поиск новых приемов и способов подготовки специалистов, владеющих углубленными научными знаниями, исследовательским опытом, педагогическим мастерством. В связи с этим предъявляются высокие требования к профессиональной подготовке будущего юриста, его эрудированности, образованности и уровню культуры. Один из способов решения данной задачи заключен в процессах реализации целенаправленного подхода к кадровой подготовке и становлению личности будущих специалистов, в том числе и будущих юристов.
Быть более конкурентоспособными в новых социально-экономических условиях на рынке труда будущим юристам поможет формирование коммуникативной компетенции. Результативность любых видов деятельности зависит не только от обдуманного выбора методик, но и от способности координировать эмоциональную взаимосвязь, строить межличностные взаимоотношения. Мастерство современного специалиста любого профиля выражается в том, что коммуникативные вопросы он должен решать, основываясь на знании психолого-педагогических закономерностей. Будущие юристы в состоянии скоординировать коммуникативную деятельность таким образом, чтобы процесс профессиональной деятельности доставлял удовлетворение каждому участнику процесса, а также достигал поставленных целей. Без наличия определенного уровня теоретических знаний основ коммуникативного взаимодействия невозможно представить современного юриста.
Психолого-педагогические основы общения освещены в трудах А.А. Бодалева, Б.А. Ананьева, А.А. Леонтьева, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой и других исследователей. К проблеме формирования коммуникативной компетенции обращались также и зарубежные авторы (К. Девис, А. Маслоу, С. Кови, Дж.Н. Каплан и др.). Исследователи сходятся во мнении, что современное общество насыщено коммуникативными взаимоотношениями, посредством которых происходит выстраивание личностных и профессиональных связей между субъектами социума.
В настоящее время проблема формирования и развития коммуникативной компетенции представляет собой не только практическую проблему профессиональной деятельности специалиста, она также изучена в документах федерального уровня: Закон об образовании (29 декабря 2012 г.), Федеральные государственные стандарты, национальные проекты Президента Российской Федерации.
Как отмечено во ФГОС, коммуникативная компетенция является важной составляющей профессиональной компетентности личности. Значимость формирования коммуникативной компетенции в любой профессиональной деятельности достаточна актуальна, однако стоит отметить особую ее важность и необходимость в профессиональной деятельности юриста.
В комплексе психолого-педагогических исследований существует немало научных работ, посвященных вопросам формирования и развития коммуникативной компетенции специалистов, однако процессы её формирования у будущих юристов недостаточно освещены и могут рассматриваться как предмет научных исследований. Таким образом, можно вести речь о возникающих противоречиях между:
- возрастающей потребностью развития коммуникативной
компетенции будущих юристов, необходимой для осуществления качественной профессиональной деятельности и сложностями в удовлетворении этой потребности в границах существующей образовательной программы подготовки юристов;
- стремлением обучаемых к качественному контакту, осознанием его значения в профессиональной деятельности будущего юриста и недостаточной подготовленности к его осуществлению;
- использованием традиционного подхода в профессиональной подготовке будущих юристов и компетентностного, закрепленного в Федеральных образовательных стандартах ВО.
Приведенные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования
коммуникативной компетенции будущих юристов? Представленная проблема определила тему диссертационного исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у будущих юристов в вузе».
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки
будущих юристов в вузе.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативной компетенции будущих юристов в процессе вузовского обучения.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса занятий по формированию коммуникативной компетенции будущих юристов.
Гипотеза исследования. Процесс формирования коммуникативной компетенции будущих юристов будет эффективным, если:
- образовательный процесс обеспечивает овладение обучаемыми основ коммуникативной компетенции в вузе и закрепляет ее в профессиональной деятельности;
- в процессе профессиональной подготовки будущих юристов коммуникативной компетенции отводится ведущая роль. Для её формирования необходимые следующие определенные педагогические условия;
- комплекс занятий по развитию коммуникативной компетенции выстраивается поэтапно, в соответствии с профессиональным становлением будущих юристов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую и юридическую литературу по изучаемой проблеме;
- определить место и роль коммуникативной компетенции как составляющей профессиональной подготовленности будущих юристов, ее сущность и содержание;
- разработать комплекс занятий для формирования коммуникативной компетенции юристов;
- экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса занятий.
Экспериментальной базой исследования выступает федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный опорный университет.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предлагается разработка комплекса занятий, рекомендуемого к внедрению в качестве основного педагогического условия для формирования коммуникативной компетенции при подготовке будущих юристов.
Теоретическую базу исследования составили: законодательные акты в сфере образования Российской Федерации, федеральные образовательные стандарты РФ, специальная литература, а также учебная литература по теме диссертационного исследования, публикации в научных журналах, электронные ресурсы, исследования таких теоретиков и практиков педагогической науки, как В.А. Адольф, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Н.А. Ротова, В.А. Сластенин.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогических источников и методической литературы по проблемам исследования;
- эмпирические: наблюдение и анализ; диагностические методы (тестирование, опрос, анкетирование);
экспериментальные: проведение педагогического эксперимента.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап (сентябрь 2018 г. - март 2019 г.), на данном этапе была изучена психолого-педагогическая литература, касающаяся вопросов данного исследования, в том числе рассмотрена степень изученности проблемы формирования коммуникативной компетенции в теории и в практической деятельности вузов. Рассмотрен теоретико-методологические подходы к проблемам формирования коммуникативной компетенции будущих юристов, определилась база исследования: на данном этапе также был осуществлен анализ и экспериментальная проверка отдельных структурных компонентов компетенции, был выявлен первоначальный уровень сформированности коммуникативной компетенции у обучаемых по направлению «Юриспруденция», в процессе которого с помощью диагностических методик был выявлен базовый уровень сформированности коммуникативной компетенции у будущих юристов;
II этап (апрель 2018 г. - январь 2020 г.) состоял из формирующего эксперимента, включающего процесс разработки комплекса занятий, направленного на развитие составляющих коммуникативной компетенции будущих юристов;
III этап (февраль 2020 г. - апрель 2020 г.) - контрольный этап эксперимента, позволяющий оценить средствами диагностических методик эффективность разработанного комплекса занятий. В течение этого периода были опубликованы материалы по теме исследования, принималось участие в научно-практических конференциях, формулировались выводы, велась работа по окончательному оформлению диссертационного исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении педагогических условий, необходимых при подготовке будущих юристов для качественного формирования их коммуникативной компетенции путем исследования теоретико-информационной базы по данному вопросу и систематизации различных подходов.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования материалов проведенных исследований преподавателями юридических факультетов в вузах.
В современном обществе происходят значительные изменения, в том числе и в системе образования. Осуществляется активный поиск новых приемов и способов подготовки специалистов, владеющих углубленными научными знаниями, исследовательским опытом, педагогическим мастерством. В связи с этим предъявляются высокие требования к профессиональной подготовке будущего юриста, его эрудированности, образованности и уровню культуры. Один из способов решения данной задачи заключен в процессах реализации целенаправленного подхода к кадровой подготовке и становлению личности будущих специалистов, в том числе и будущих юристов.
Быть более конкурентоспособными в новых социально-экономических условиях на рынке труда будущим юристам поможет формирование коммуникативной компетенции. Результативность любых видов деятельности зависит не только от обдуманного выбора методик, но и от способности координировать эмоциональную взаимосвязь, строить межличностные взаимоотношения. Мастерство современного специалиста любого профиля выражается в том, что коммуникативные вопросы он должен решать, основываясь на знании психолого-педагогических закономерностей. Будущие юристы в состоянии скоординировать коммуникативную деятельность таким образом, чтобы процесс профессиональной деятельности доставлял удовлетворение каждому участнику процесса, а также достигал поставленных целей. Без наличия определенного уровня теоретических знаний основ коммуникативного взаимодействия невозможно представить современного юриста.
Психолого-педагогические основы общения освещены в трудах А.А. Бодалева, Б.А. Ананьева, А.А. Леонтьева, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой и других исследователей. К проблеме формирования коммуникативной компетенции обращались также и зарубежные авторы (К. Девис, А. Маслоу, С. Кови, Дж.Н. Каплан и др.). Исследователи сходятся во мнении, что современное общество насыщено коммуникативными взаимоотношениями, посредством которых происходит выстраивание личностных и профессиональных связей между субъектами социума.
В настоящее время проблема формирования и развития коммуникативной компетенции представляет собой не только практическую проблему профессиональной деятельности специалиста, она также изучена в документах федерального уровня: Закон об образовании (29 декабря 2012 г.), Федеральные государственные стандарты, национальные проекты Президента Российской Федерации.
Как отмечено во ФГОС, коммуникативная компетенция является важной составляющей профессиональной компетентности личности. Значимость формирования коммуникативной компетенции в любой профессиональной деятельности достаточна актуальна, однако стоит отметить особую ее важность и необходимость в профессиональной деятельности юриста.
В комплексе психолого-педагогических исследований существует немало научных работ, посвященных вопросам формирования и развития коммуникативной компетенции специалистов, однако процессы её формирования у будущих юристов недостаточно освещены и могут рассматриваться как предмет научных исследований. Таким образом, можно вести речь о возникающих противоречиях между:
- возрастающей потребностью развития коммуникативной
компетенции будущих юристов, необходимой для осуществления качественной профессиональной деятельности и сложностями в удовлетворении этой потребности в границах существующей образовательной программы подготовки юристов;
- стремлением обучаемых к качественному контакту, осознанием его значения в профессиональной деятельности будущего юриста и недостаточной подготовленности к его осуществлению;
- использованием традиционного подхода в профессиональной подготовке будущих юристов и компетентностного, закрепленного в Федеральных образовательных стандартах ВО.
Приведенные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования
коммуникативной компетенции будущих юристов? Представленная проблема определила тему диссертационного исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у будущих юристов в вузе».
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки
будущих юристов в вузе.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативной компетенции будущих юристов в процессе вузовского обучения.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса занятий по формированию коммуникативной компетенции будущих юристов.
Гипотеза исследования. Процесс формирования коммуникативной компетенции будущих юристов будет эффективным, если:
- образовательный процесс обеспечивает овладение обучаемыми основ коммуникативной компетенции в вузе и закрепляет ее в профессиональной деятельности;
- в процессе профессиональной подготовки будущих юристов коммуникативной компетенции отводится ведущая роль. Для её формирования необходимые следующие определенные педагогические условия;
- комплекс занятий по развитию коммуникативной компетенции выстраивается поэтапно, в соответствии с профессиональным становлением будущих юристов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую и юридическую литературу по изучаемой проблеме;
- определить место и роль коммуникативной компетенции как составляющей профессиональной подготовленности будущих юристов, ее сущность и содержание;
- разработать комплекс занятий для формирования коммуникативной компетенции юристов;
- экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса занятий.
Экспериментальной базой исследования выступает федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный опорный университет.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предлагается разработка комплекса занятий, рекомендуемого к внедрению в качестве основного педагогического условия для формирования коммуникативной компетенции при подготовке будущих юристов.
Теоретическую базу исследования составили: законодательные акты в сфере образования Российской Федерации, федеральные образовательные стандарты РФ, специальная литература, а также учебная литература по теме диссертационного исследования, публикации в научных журналах, электронные ресурсы, исследования таких теоретиков и практиков педагогической науки, как В.А. Адольф, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Н.А. Ротова, В.А. Сластенин.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогических источников и методической литературы по проблемам исследования;
- эмпирические: наблюдение и анализ; диагностические методы (тестирование, опрос, анкетирование);
экспериментальные: проведение педагогического эксперимента.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап (сентябрь 2018 г. - март 2019 г.), на данном этапе была изучена психолого-педагогическая литература, касающаяся вопросов данного исследования, в том числе рассмотрена степень изученности проблемы формирования коммуникативной компетенции в теории и в практической деятельности вузов. Рассмотрен теоретико-методологические подходы к проблемам формирования коммуникативной компетенции будущих юристов, определилась база исследования: на данном этапе также был осуществлен анализ и экспериментальная проверка отдельных структурных компонентов компетенции, был выявлен первоначальный уровень сформированности коммуникативной компетенции у обучаемых по направлению «Юриспруденция», в процессе которого с помощью диагностических методик был выявлен базовый уровень сформированности коммуникативной компетенции у будущих юристов;
II этап (апрель 2018 г. - январь 2020 г.) состоял из формирующего эксперимента, включающего процесс разработки комплекса занятий, направленного на развитие составляющих коммуникативной компетенции будущих юристов;
III этап (февраль 2020 г. - апрель 2020 г.) - контрольный этап эксперимента, позволяющий оценить средствами диагностических методик эффективность разработанного комплекса занятий. В течение этого периода были опубликованы материалы по теме исследования, принималось участие в научно-практических конференциях, формулировались выводы, велась работа по окончательному оформлению диссертационного исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении педагогических условий, необходимых при подготовке будущих юристов для качественного формирования их коммуникативной компетенции путем исследования теоретико-информационной базы по данному вопросу и систематизации различных подходов.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования материалов проведенных исследований преподавателями юридических факультетов в вузах.
1. Аболина Н.С., Акимова О.Б. Формирование коммуникативной компетенции в процессе профессионального обучения // Образование и наука. 2012. № 9 (98). С. 138-157.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2013. 351 с.
3. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты. Педагогика, 2002. 421 с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 2000. 326 с.
5. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика. 1990. №5. С.77-81.
6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. Москва : Per Se, 2006. 511 с.
7. Борлакова А.Х. О формировании профессионально ориентированной речи будущих юристов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 10-13.
8. Гаврилов В.В. Ключевые аспекты формирования мотивации в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов вуза // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 1 (3). С. 86-87.
9. Галлямова Н.Ш. Активные методы обучения в процесс формирования коммуникативной компетенции // Русский язык в школе. 2008. № 7. С. 22-26.
10. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 1992. 154 с.
11. Гребенюк Т.Б. Педагогика индивидуальности: учебное пособие для магистрантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования". Российская акад. естествознания. Москва : Изд. Дом Акад. Естествознания, 2014. 79 с.
12. Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки // автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.08. Ярославль, 2000. 38 с.
13. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. Москва: Педагогическое общество России, 2000. 478 с.
14. Данилова И.С. Развитие коммуникативной компетенции в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Автореферат диссертации Тула, 2002. 48 с.
15. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие Л.: ЛГУ, 1991. 106 с.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2015. № 5. С. 34.
17. Зорина О.С. Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативных компетенций // Нижегородское образование, 2014. № 3. С. 206-211.
18. Зюкина З.С. Формирование коммуникативной компетенции юриста на докоммуникативном этапе речевой деятельности // Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (61). С. 76-79.
19. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005. 101 с.
20. Кабардов М.К. Коммуникативно речевые и когнитивно лингвистические способности // Способности и склонности. М., 1989. С. 103 - 128.
21. Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие
языковых способностей: Индивидуально-типологический подход :
автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01, 19.00.07.
Москва, 2001. 52 с.
22. Кирова Г.Ф. О формировании коммуникативной компетенции будущих юристов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2 (177). С. 63-71.
23. Климова О.В. Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2008. № 13 (113). С. 98-102.
24. Климова О.В. Специфика формирования коммуникативной компетенции будущих юристов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 73-82.
25. Климова О.В. Формирование коммуникативной компетенции у студентов юридического факультета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки.
2009. № 13 (146). С. 60-65.
26. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. Москва: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 С.
27. Кудрявцева Е.Ю. Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовка // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6-2 (25). С. 94-96.
28. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
29. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности // Министерство образования РФ. Благовещ. гос. пед. ун-т. Изд-во БГПУ, 2001. 342 с.
30. Лабунская Н.А. Педагогическое исследование современного студента: Студент при получении образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 75 с.
31. Латыпова К.С. Некоторые особенности формирования коммуникативной компетенции будущих юристов в вузе на основе учебных деловых игр // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 35-37.
32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов. М.: СМЫСЛ, 2000. 511 с.
33. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для обучающихся по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование". Москва : Академия, 2013. 239 с.
34. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, НПО МОДЭК, 1995. 356 с.
35. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Педагогика. М., 2018. №9. С.41-47.
36. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Москва : Азбуковник, 2000. 940 с.
37. Оробченко А.С. Формирование готовности будущих юристов к профессиональной мобильности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 138¬143.
38. Основы теории коммуникации: Учебник для вузов. М,: Гардарики, 2003, 615 с.
39. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2008. 455 с.
40. Пищулин В.Г., Климова О.В. Дидактическое обеспечение процесса формирования коммуникативной компетенции у студентов юридического факультета при изучении общепрофессиональных дисциплин // Право и образование. 2019. № 4. С. 56-63.
41. Ротова Н.А. Анализ результатов исследования процесса развития коммуникативной компетенции педагога // Казанская наука. 2014. № 6. С. 188-191.
42. Ротова Н.А. Развитие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в системе повышения квалификации // автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Марийс. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2015. 45 с.
43. Рыданова И.И. Культура речевого поведения учителя: Пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений. Минск : НПООО «ПИОН», 2000. 108 с.
44. Свирина Л.Н. Внедрение новых технологий и образовательных программ в процесс подготовки кадров для государственного управления на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 1. С. 181¬192.
45. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2004. №2. С. 110-114.
46. Танаева З.Р. Научное обеспечение развития педагогических компетенций у будущих юристов // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. Т. 21. № 1. С. 47-54.
47. Тармаева Е.В. Развитие коммуникативной компетентности у будущих учителей. Улан-Удэ, 2007. 24 с.