Организация подготовки детей к обучению в школе
|
Введение 4
1 Теоретические основы формирования подготовки детей к обучению в
школе 6
1.1 Характеристика подготовки детей к обучению в школе 6
1.2 Педагогические условия организации подготовки детей к обучению 14
2 Опытно-экспериментальная работа, направленная на повышение уровня
подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению 24
2.1 Эмпирическое исследование уровня подготовки детей к школьному
обучению 24
2.2 Организация работы по повышению уровня подготовки детей к
обучению в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их
интерпретация 40
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Характеристика используемых в исследовании методик ... 58
Приложение Б Протокол констатирующего эксперимента 63
Приложение В Протокол контрольного эксперимента 64
1 Теоретические основы формирования подготовки детей к обучению в
школе 6
1.1 Характеристика подготовки детей к обучению в школе 6
1.2 Педагогические условия организации подготовки детей к обучению 14
2 Опытно-экспериментальная работа, направленная на повышение уровня
подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению 24
2.1 Эмпирическое исследование уровня подготовки детей к школьному
обучению 24
2.2 Организация работы по повышению уровня подготовки детей к
обучению в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их
интерпретация 40
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Характеристика используемых в исследовании методик ... 58
Приложение Б Протокол констатирующего эксперимента 63
Приложение В Протокол контрольного эксперимента 64
В наше время стремительного роста технологического процесса и постоянными изменениями в общественной жизни, возрастает потребность в функции адаптации учеников в обществе, вырабатываются новые технологии и подходы в образовании, происходит обновление и преобразование программ. По этому, все более высокие требования к подготовленности предъявляют будущим ученикам.
Важным условием быстрой адаптации и успешного обучения с первых дней в школе является его подготовленность, которая предполагает наличие не только умений, знаний и навыков, но и психолого-педагогическое развитие ребенка. Именно в дошкольный период полученные ребенком знания и умения закладываются фундаментом для успешного обучения в школе.
Актуальность исследования заключается в том, что подготовка детей к школьному обучению, включает в себя всестороннее воспитание и развитие личности и является одной из важнейших задач дошкольного образования на сегодняшний день.
Проблема исследования: какова роль психолого-педагогических условий подготовки детей к школе в дошкольной организации?
Объект исследования: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Предмет исследования: педагогические условия, влияющие на подготовку детей к школе.
Цель - определение наиболее эффективных педагогических условий подготовки детей к школе в дошкольных организациях.
Гипотеза: мы можем предположить, что психолого-педагогические условия окажутся более эффективными, если будут соблюдены несколько пунктов:
- создание комплекса мероприятий, учитывающего возрастные особенности, направленного на развитие показателей подготовленности к школьному обучению;
- создание соответствующей предметно - пространственной среды в условиях детского сада;
- организация взаимодействие педагогов детского сада и представителей ребенка, направленное на подготовку детей к школьному обучению.
В соответствии с целью исследования мы выделили ряд задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- выявить показатели сформированности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению;
- создать психолого-педагогические условия для повышения уровня сформированности показателей у детей к школьному обучению;
- апробировать созданные психолого-педагогические условия на формирующем этапе.
Методы исследования использовались теоретические и эмпирические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий, формирующий этапы, контрольный срез, метод сравнения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении работы, направленной на подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе.
Структура ВКР: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка источников и приложений.
Важным условием быстрой адаптации и успешного обучения с первых дней в школе является его подготовленность, которая предполагает наличие не только умений, знаний и навыков, но и психолого-педагогическое развитие ребенка. Именно в дошкольный период полученные ребенком знания и умения закладываются фундаментом для успешного обучения в школе.
Актуальность исследования заключается в том, что подготовка детей к школьному обучению, включает в себя всестороннее воспитание и развитие личности и является одной из важнейших задач дошкольного образования на сегодняшний день.
Проблема исследования: какова роль психолого-педагогических условий подготовки детей к школе в дошкольной организации?
Объект исследования: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Предмет исследования: педагогические условия, влияющие на подготовку детей к школе.
Цель - определение наиболее эффективных педагогических условий подготовки детей к школе в дошкольных организациях.
Гипотеза: мы можем предположить, что психолого-педагогические условия окажутся более эффективными, если будут соблюдены несколько пунктов:
- создание комплекса мероприятий, учитывающего возрастные особенности, направленного на развитие показателей подготовленности к школьному обучению;
- создание соответствующей предметно - пространственной среды в условиях детского сада;
- организация взаимодействие педагогов детского сада и представителей ребенка, направленное на подготовку детей к школьному обучению.
В соответствии с целью исследования мы выделили ряд задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- выявить показатели сформированности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению;
- создать психолого-педагогические условия для повышения уровня сформированности показателей у детей к школьному обучению;
- апробировать созданные психолого-педагогические условия на формирующем этапе.
Методы исследования использовались теоретические и эмпирические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий, формирующий этапы, контрольный срез, метод сравнения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении работы, направленной на подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе.
Структура ВКР: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка источников и приложений.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования подготовленности к предстоящему обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и оценив обоснованные теоретические основания, мы решили поставленные перед нами задачи и сделали соответствующие выводы.
Мы дали определение понятию «подготовка». Основным психолого-педагогическим условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению в школе является сформированность всех компонентов психологической готовности: интеллектуального, волевого, эмоционально-нравственного, мотивационного.
При недостаточном уровне одного из компонентов подготовленности не даст ребенку безболезненно пройти адаптацию к школьной жизни, а также в последующем успешно проходить учебную программу и получать положительные оценки.
Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной нами проблеме позволил выделить педагогические условия, которые положительно влияют на организацию подготовки детей к школьному обучению, а именно: проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование готовности детей к обучению в школе; организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования; обеспечение взаимодействия воспитателя и семьи будущего школьника.
Для выявления уровня подготовки у старших дошкольников к обучению в школе мы использовали следующие методики: корректурная проба; последовательные картинки; тест Бендер; мотивационная готовность; графический диктант.
Констатирующий эксперимент позволил определить уровень подготовки к школьному обучению у детей шести-семи лет. A также, полученные нами результаты позволили сделать следующие выводы: что подготовленность к обучению у большинства исследуемых имеет низкий уровень сформированности, который связан с низким уровнем логического мышления, зрительно-моторной координации, недостаточно сформированной мотивационной сферы, развитого интеллекта.
Чтобы повысить степень подготовки к обучению в школе у старших дошкольников мы создали определенные педагогические условия, которые обеспечили эффективность формирующего этапа нашего исследования.
На формирующем этапе нашего исследования мы проделали работу, которая была направленна на повышение уровня подготовки ребенка к школьному обучению с помощью выделенных педагогических условий. Чтобы проверить влияние проведенной нами работы на подготовку детей, мы провели контрольный эксперимент, который помог выявить положительную динамику. Так, мы можем сделать вывод, что определенные нами педагогические условия положительно повлияли на процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста показателей подготовки к школьному обучению.
Мы дали определение понятию «подготовка». Основным психолого-педагогическим условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению в школе является сформированность всех компонентов психологической готовности: интеллектуального, волевого, эмоционально-нравственного, мотивационного.
При недостаточном уровне одного из компонентов подготовленности не даст ребенку безболезненно пройти адаптацию к школьной жизни, а также в последующем успешно проходить учебную программу и получать положительные оценки.
Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной нами проблеме позволил выделить педагогические условия, которые положительно влияют на организацию подготовки детей к школьному обучению, а именно: проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование готовности детей к обучению в школе; организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования; обеспечение взаимодействия воспитателя и семьи будущего школьника.
Для выявления уровня подготовки у старших дошкольников к обучению в школе мы использовали следующие методики: корректурная проба; последовательные картинки; тест Бендер; мотивационная готовность; графический диктант.
Констатирующий эксперимент позволил определить уровень подготовки к школьному обучению у детей шести-семи лет. A также, полученные нами результаты позволили сделать следующие выводы: что подготовленность к обучению у большинства исследуемых имеет низкий уровень сформированности, который связан с низким уровнем логического мышления, зрительно-моторной координации, недостаточно сформированной мотивационной сферы, развитого интеллекта.
Чтобы повысить степень подготовки к обучению в школе у старших дошкольников мы создали определенные педагогические условия, которые обеспечили эффективность формирующего этапа нашего исследования.
На формирующем этапе нашего исследования мы проделали работу, которая была направленна на повышение уровня подготовки ребенка к школьному обучению с помощью выделенных педагогических условий. Чтобы проверить влияние проведенной нами работы на подготовку детей, мы провели контрольный эксперимент, который помог выявить положительную динамику. Так, мы можем сделать вывод, что определенные нами педагогические условия положительно повлияли на процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста показателей подготовки к школьному обучению.



