Введение 3
Глава 1 Теоретические основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 9
1.1 Понятие несовершеннолетнего возраста в Российском законодательстве . 9
1.2 Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетнего 16
1.3 Роль и участие законных представителей по уголовным делам несовершеннолетних 25
Глава 2 Досудебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 28
2.1 Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 28
2.2 Проблемные аспекты досудебного производства по делам несовершеннолетних 51
Глава 3 Судебное разбирательство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 73
3.1 Судебное разбирательство по делам несовершеннолетних 73
3.2 Особенности принятия судебного решения по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними 86
3.3 Проблемные аспекты судебного производства по делам несовершеннолетних 93
Заключение 111
Список используемой литературы и используемых источников 116
Вопрос снижения уровня преступности и ее предупреждения среди несовершеннолетних является центральным в политике государства и главной проблемой в построении системы ювенальной юстиции. Российское общество, за последние годы, чаще сталкивается с подростковой преступностью, что безусловно, требует особого подхода при рассмотрении, оценке, ведении уголовного судопроизводства с участием данной категории лиц. Связано это с рядом юридических и социальных аспектов, таких как:
• возрастные приделы несовершеннолетних;
• определенная, предназначенная для несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых, подсудимых процедура ведения уголовного судопроизводства - предварительного следствия и судебного разбирательства;
• психологические, эмоциональные, а также физиологические отличительные черты подростков;
• слаборазвитый уровень морально-эстетической культуры современного подростка;
• отсутствие цензуры и массового пропагандирования материалов анти законного поведения в СМИ и сети Интернет.
Подростки не отдают полного отчета своим поступкам и ошибочно считают, что в силу своих возрастных особенностей, могут избежать уголовной ответственности за совершение некоторых преступных деяний.
Также, несовершеннолетние становятся «орудиями» совершения преступлений, жертвами бесчеловечных и беспринципных низменных замыслов взрослых, которые пользуются тем, что личность несовершеннолетнего внушаема, податлива методам воздействия на нее - запугивание, убеждение, уговоры и прочее, что способствует повышению уровня преступности среди несовершеннолетних.
Мировое сообщество и государство призваны защитить оступившихся несовершеннолетних, дать шанс на восстановление и ресоциализацию в обществе, обеспечивая им право на особые, дополнительные гарантии, гуманное и справедливое судопроизводство, в превалирующем ряде случаев, предоставляя возможность их исправления без лишения свободы и заключения под стражу.
Научно-исследовательская работа посвящена проблемам производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. В работе представлен вопрос, широко освещающий научные и практические проблемы ведения уголовного судопроизводства на всех его этапах, то есть - досудебное судопроизводство - от возбуждения уголовного дела с участием несовершеннолетних, до вынесения по нему обвинительного акта или обвинительного заключения и направления дела несовершеннолетнего обвиняемого в суд, и судебное разбирательство - особенности рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, возможные принимаемые судебные решения по делу.
Выбранная мной тема обусловлена тем, что в нашем государстве существует проблема преступности среди несовершеннолетних, при этом отсутствует ювенальная юстиция в чистом виде, а уголовные дела данной категории лиц рассматриваются с минимальными, но процессуальными затруднениями и ошибками, что нарушает правовые и процессуальные гарантии несовершеннолетних.
Тема исследования актуальна еще и потому, что правонарушения в среде несовершеннолетних за последние годы возросли и все больше несут в себе повышенный уровень общественной опасности, тем не менее, необходимы воспитательные меры, в первую очередь, а не карательные. «По мнению ученого Н.Р. Косевича, важно не наказывать несовершеннолетних, а осуществлять грамотную политику в направлении предотвращения их преступлений и правонарушений» [5, с. 38].
Вместе с тем, проведенный мною анализ литературы и нормативно-правовых актов подтверждает факт попыток усовершенствования пробелов и недочетов в вопросах ведения уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних субъектов, что находит отражение в юридической науке, правоприменительной практике и, следовательно, говорит об актуальности выбранной мною тематики.
Целью моей работы является анализ теоретической и практической специфики реализации досудебного производства и судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, составление возможных рекомендаций применимых для совершенствования процесса уголовного производства по делам несовершеннолетних.
Исходя из цели, а также объекта и предмета исследования, мною были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие несовершеннолетнего возраста в законодательстве Российской Федерации;
• изучить теорию реализации принципов уголовного судопроизводства в отношении уголовных дел не достигших совершеннолетия лиц;
• проанализировать порядок досудебного производства в отношении несовершеннолетних;
• выделить наиболее острые проблемы возникающие в процессе производства предварительного расследования уголовных дел несовершеннолетних;
• рассмотреть проблемные аспекты, которые случаются на практике при осуществлении судебного разбирательства с несовершеннолетним субъектом в суде первой инстанции;
• проанализировать функциональную роль законного представителя, защитника, педагога и психолога в ходе досудебного производства и в судебном заседании;
• изучить вопрос, возможности применения мер процессуального принуждения к несовершеннолетним;
• дать характеристику отдельным процессуальным действиям, которые осуществляют органы предварительного расследования и судебного разбирательства - допрос несовершеннолетнего субъекта;
• рассмотреть порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия и разобрать проблемы, возникающие на практике, в процессе назначения несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия;
• разработать рекомендации, направленные на совершенствование статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, применимые в уголовном судопроизводстве с участием данной категории лиц.
Объектом исследования представляется комплекс теоретических и практических задач, сопряженных с процессом реализации институтов уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования выражен анализом норм международных стандартов в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, а также содержания статей отраслевого законодательства, их практики применения, сравнении с практикой правового регулирования европейских стран.
Методическая основа исследования заключается в диалектическом методе познания - основе для всех основных методов, а также специальных методах, таких как: метод системного анализа, логико-юридический метод, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический и статистический методы.
Нормативно-правовую основу исследования составляют:
а) международные нормативно-правовые акты:
1) Конвенция о правах ребенка [17],
2) Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [26],
3) Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы [41],
4) Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр- Риядские руководящие принципы) [44];
б) Конституция Российской Федерации [18];
в) отраслевое законодательство Российской Федерации:
1) Уголовный кодекс Российской Федерации [49],
2) Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации [51],
3) Семейный кодекс Российской Федерации [45],
4) Гражданский кодекс Российской Федерации [11];
г) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ [32];
д) Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29.05.2017 г. № 240 [31];
е) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации:
1) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 01.02.2011 г. № 1 [29],
2) «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий» от 19.12.2013 г. № 41 [30],
3) «О судебном приговоре» от 29.04.1996 г. № 1 [28].
Теоретическая основа исследования строилась на трудах ученных известных в области права, в среде уголовного права, криминалистики, криминологии и судебной экспертизы авторов: Б.Т. Безлепкина, С.А. Фролова, А.С. Александрова, Н.Е. Борисовой, Л.Н. Масленниковой, Н.А. Быданцева, Е.В. Брянской, М.В. Мешкова, А.А. Орловой, А.Р. Белкина, А.В. Смирнова, К.Б. Калиновского, И.С. Дикарева, Э.Б. Мельниковой, И.Б. Михайловской, И.В. Гречаной, и других.
Эмпирической основой исследования стали справочные и аналитические материалы, статистические данные о состоянии и динамике преступности среди несовершеннолетних в различных регионах Российской Федерации за 2010-2020 годы, следственная и судебная практика. Были привлечены в написание работы зарубежные источники, характеризующие правовую систему Соединенных Штатов Америки [57], [55], [56], [58], [59].
Научно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Изучение юридической литературы, нормативно-правовых актов, следственной и судебной практики, сравнение зарубежной и отечественной практики, анализ норм и положений, применяемых в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних, обзор статистических данных, а также опыт, полученный в результате прохождения производственной практики в подразделении ПДН МО МВД России «Зиминский» позволили мне достичь поставленных задач и цели данного научного исследования, связанного с уголовно-процессуальными проблемами в производстве по уголовным делам несовершеннолетних.
В ходе теоретического анализа были сделаны следующие выводы:
Российское государство конкретизировало возрастные пределы несовершеннолетия, закрепив их в отраслевом законодательстве, что в соответствии с нормами международного права способствует реализации национальной политики и достижению поставленных целей мировым сообществом в области правосудия в отношении несовершеннолетних.
Установление предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних - необходимое условие для реализации принципов уголовного судопроизводства, их правоприменению и обеспечению стабильной и корректной работы правоохранительной системы.
Досудебное производство и судебное разбирательство по уголовным делам несовершеннолетних осуществляется в общем порядке с применением положений главы 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
При ведении предварительного следствия, в каждом случае, необходимо рассматривать возможность применения мер воспитательного воздействия, дабы в дальнейшем подростковая, еще не сформировавшаяся личность, исправившись смогла реализовать себя в обществе, принести ему пользу, сделать верный выбор и продолжить жизнь достойного гражданина.
Приведенные сравнения с уголовно-процессуальной базой Соединенных Штатов Америки доказали, что принципы уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних выдержаны в рамках единого международного стандарта, изложенных в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, имея незначительные различия, связанные только с менталитетом государства и его политическими и экономическими особенностями.
Следственная ошибка - существенное препятствие на пути к достижению целей уголовного судопроизводства. Выявление, предупреждение и устранение следственных ошибок в деятельности должностных лиц, ведущих предварительное расследование будет способствовать укреплению законности, что повысит престиж правоохранительной системы и позволит в полной мере говорить о статусе Российской Федерации, как правового государства.
Нуждается в переосмыслении и надлежащей правовой оценке ситуация, при которой возросла острая проблема представительства интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства. Необходимо конкретизировать нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в которых отражены полномочия лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего (законные представители, защитник, педагог, психолог) посредством внесения новых положений, дополнения и уточнения, а в некоторых моментах исключения из закона информации в той части, где она не актуальна и может ввести правоприменителя в заблуждение.
Судебное разбирательство в отношении несовершеннолетних проводится в общем порядке с применением положений главы 50 УПК РФ, следовательно, особый порядок судебного разбирательства по уголовным делам данной категории лиц не применим и строго запрещен законом.
Судебное разбирательство по делам несовершеннолетних должно отвечать на специальные цели:
• обеспечение соразмеренности мер воздействия на несовершеннолетнего содеянному путем максимальной индивидуализации процесса, повышенного внимания к личности;
• предупреждения совершения преступлений несовершеннолетними;
• ресоциализацию несовершеннолетнего, возвращение его к нормальной жизни в обществе.
Должны соблюдаться правовые и процессуальные гарантии на протяжении всех этапов судопроизводства по уголовному делу. Участие защитника - адвоката обязательно. Присутствие и закрепление некоторых прав в отношении законного представителя необходимо, даже в случае, если несовершеннолетний, к моменту рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции достиг 18 лет.
Необходимо соблюдение принципа гласности и проведения закрытого судебного заседания в случае рассмотрения уголовного дела несовершеннолетнего, это будет обеспечивать дополнительную гарантию защиты его прав, а также даст возможность ресоциализации в дальнейшем.
Прения сторон и последнее слово подсудимого носят воспитательный характер, помогают суду сформировать убеждение о достижении в процессе судебного разбирательства специальных целей.
Постановление приговора возможно с применением принудительных мер воспитательного воздействия, условного осуждения, либо назначения наказания не связанного с лишением свободы, в некоторых случаях несовершеннолетнего могут направить в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа образования.
В минимальных случаях игнорируется требование о проведении закрытого судебного заседания, слушание дела проводится на общих условиях, что противоречит нормам международных стандартов.
В суде целесообразно участие психолога для обеспечения комфортной атмосферы и стабилизации эмоционального состояния несовершеннолетнего в зале суда. Как показала судебная практика, отсутствие педагога или психолога в зале суда наиболее частая ошибка, ведущая к отмене приговора за несоблюдение статьи 425 УПК РФ и пересмотру уголовного дела в новом судебном разбирательстве.
Важнейшей проблемой, актуальной на сегодняшний день является отсутствие полноценной системы ювенальной юстиции. Нет должного законодательства, хотя имелись попытки его разработки. На сей день используются ювенальные технологии, а судей обязуют проходить повышение уровня квалификации для работы с несовершеннолетними.
По итогам проведенного исследования мною была предпринята попытка разработки научно-практических рекомендаций по совершенствованию норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, затрагивающих ведение уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних.
Дополнить ч. 2 ст. 425 УПК РФ и представить ее в следующей интерпретации: «2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвуют законный представитель и защитник, который в праве задавать ему вопросы, а по окончании допроса законный представитель, защитник знакомятся с протоколом и делают замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей».
Дополнить ч. 3 ст. 425 УПК РФ и изложить в следующем варианте: «3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего на момент производства допроса возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психофизическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При допросе несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста участие педагога или психолога обязательно по ходатайству самого несовершеннолетнего, его защитника или законного представителя».
Представить трактовку п. 3 ч. 2 ст. 426 УПК РФ в виде: «3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника», исключив из него «с разрешения следователя».
Дополнить пробел в п. 6 ч. 1 ст. 428 УПК РФ: «6. Участвовать в заседании судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции».
Данные рекомендации смогли бы внести ясность в работу правоприменителей, уменьшили бы количество казусов и процессуальных ошибок, вызывающих отмену приговора и пересмотр дел несовершеннолетних, закрепили правовые и процессуальные гарантии лиц, обеспечивающих защиту и представительство несовершеннолетнего в досудебном и судебном производстве, стабилизировав их процессуальный статус.
1. Александров А.С., Фролов С.А. Относимость уголовно-процессуальных доказательств: монография. Н. Новгород. 2001. 176 с.
2. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 11-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru. Версия «Проф». (Дата обращения: 04.08.2021).
3. Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Проспект, 2004. 478 с.
4. Белкин А.Р. Следственные действия с участием несовершеннолетних. // Противодействие преступлениям, совершенным несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Москва 13 февраля 2015 г.) / под ред. А.И. Бастрыкина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 362-368.
5. Беляева Л.И. Правосудие в отношении несовершеннолетних: вопросы и ответы. М. 2015. 134 с.
6. Борисова Н.Е. Правовое положение несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации: учебное пособие. М. : МГПУ, 2013. 88 с.
7. Брянская Е.В. Вопросы предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 3(86). С. 117-127.
8. Брянская Е.В. Доказывание по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: монография. Иркутск. ИГУ, 2018. 182 с.
9. Быданцев Н.А. Прекращение уголовного преследования (дела) в отношении несовершеннолетних с применением принудительной меры воспитательного воздействия в аспекте ювенальной юстиции: монография. М. : Издательский дом Шумиловой И. И., 2008. 128 с.
10. Вирясова Н.В., Григорьянц Э.С. Ошибки при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. 2019. С. 160-161.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 21.01.2021).
12. Гречаная И.В. Судебное разбирательство в отношении несовершеннолетних: дис. канд.юрид. наук. М., 2014. 231 с.
13. Дикарев И.С. Применение требований главы 50 УПК России по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Уголовное право, 2008. № 1. С. 90-93.
14. Ерофеева В.А. Участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого при производстве допроса на предварительном расследовании. // Противодействие преступлениям, совершенным несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Москва 13 февраля 2015 г.) / под ред. А.И. Бастрыкина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 274-278.
15. Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 марта 2006 г. № 44-О06-9. [Электронный ресурс]: URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 15.08.2021).
...