Введение 3
Глава 1. Особенности самостоятельной работы учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных школ 7
1.1. Деление учащихся на основную, подготовительную и
специальную медицинские группы 7
1.2. Основные формы занятий физическими упражнениями с
учащимися специальной и подготовительной медицинской групп 15
1.3. Особенности структуры занятий в подготовительных и
специальных медицинских группах 20
1.4. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности 26
1.5. Роль учителя как организатора самостоятельной работы школьника
1.6. Характеристика физических качеств, обеспечивающих уровень
физической подготовленности учащемуся 35
1.7. Самосознание школьника при выполнении самостоятельной работы 47
1.8. Методические основы формирования содержания домашнего задания как формы самостоятельной работы 50
Глава 2. Методы и организация исследования 53
Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение 63
3.1. Анализ показателей тестов на силу у испытуемых СМГ 63
3.2. Анализ показателей тестов на гибкость у испытуемых СМГ 69
3.3. Анализ показателей тестов на быстроту у испытуемых СМГ 74
3.4. Оценка результатов педагогического эксперимента 78
Заключение 81
Список используемой литературы 83
Актуальность исследования. В условиях современной гиподинамии, когда двигательная активность человека крайне низка, большую роль в ее повышении у школьников может сыграть самостоятельная работа, организованная во внеучебное время и направленная на решение задач физического воспитания учащихся.
Как пишет Туровский И.П. [42], «...самостоятельная работа должна служить формой внедрения в жизнедеятельность учащихся систематических занятий физическими упражнениями, содействовать воспитанию привычки и потребности в сохранении и улучшении здоровья».
Как известно, под самостоятельной работой обучающихся подразумеваются разнообразные виды и формы групповой и индивидуальной учебной деятельности школьников, без непосредственного участия учителя.
Согласно требованиям ФГОС, одной из основных задач школьного образования является содействие воспитанию у учащихся самостоятельности, потребности к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и формированию сознательного отношения к учебе, чувства ответственности за порученное дело.
Следовательно, самостоятельная работа имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.
Согласно мнению Канаева Б.И. [19], «.самостоятельную работу школьника важно рассматривать как деятельность, которая представляет собой многостороннее явление: она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение».
По убеждению Погадаева Г.И. [30], «.самостоятельная работа - это всегда процесс, который способствует личностному росту и формированию субъективных двигательных качеств»
На взгляд Белорусова В. В., Решетень [1], «.это деятельность, дающая особый результат в социальном контексте: как профессиональный, так и личностный рост будущего специалиста всегда имеют определенное значение для общества».
Большинство специалистов, в числе которых Велитченко В.К. М [3], Виноградов П. А. [5], Жигорева М.В. [12], Лях В.И. [24] и другие считают домашнее задание основной формой реализации самостоятельной работы школьника.
Головин В.А., Коробков А.В., Масляков В.В., Чоговадзе А.В., Щербаков В.Г., авторы учебника для студентов вузов «Физическое воспитание» [47], пишут: «Выполнение домашнего задания по физической культуре обеспечивает подготовку к изучению последующего программного материала, расширяет и углубляет приобретенные знания, умения и навыки, увеличивает объем двигательной активности детей и помогает организовать фоновые знания школьников для изучения последующего материала, что, в свою очередь, способствует укреплению их здоровья, повышению умственной и физической работоспособности».
Домашнее задание по физической культуре стало обязательным для учащихся 4-10 классов только с середины восьмидесятых годов, что связано с усовершенствованием содержания и задач школьной программы.
По мнению Талановой Г.В. [40], «...успешная сдача зачетов по физической культуре во многом зависит от уровня развития самосознания школьников».
В этой связи, важно добавить, что основным средством развития самосознания психологи Шаповаленко И. В. [50], называет «.условия, в которых ученик в наибольшей степени проявляет такие качества личности, как:
1) самостоятельность;
2) ответственность;
3) целеустремленность;
4) самоорганизация;
5) оценка самого себя и своих действий».
В этом отношении, домашнее задание следует считать главным акцентом решения задач, направленных на развитие самосознания.
Безусловно, немаловажное значение в организации самостоятельной работы школьника имеет педагог.
Так, Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б. [29] пишут: «...если какое-то упражнение является труднодоступным для ученика, то педагог дает ему для внеурочного выполнения одно или несколько подводящих упражнений, а также упражнения, способствующие развитию двигательных качеств, необходимых для успешного осуществления домашнего задания».
Таким образом, анализ специальной литературы по теме исследования показал единство мнений специалистов в области физической культуры и спорта в том, что самостоятельная работа, ее организация, контроль, корректировка, оценка, особенно, на начальном этапе, - это дело учителя.
Исходя из общей проблематики, объектом настоящего исследования является самостоятельная работа школьника как форма учебной деятельности.
Предметом исследования следует считать домашнее задание по физической культуре для учащихся 9-ых классов как вид самостоятельной работы, направленной на повышение уровня физической подготовленности.
Целью исследования является создание специального комплекса домашних заданий по спортивным играм учащихся 9-го класса, направленного на развитие физических качеств занимающихся в форме самостоятельной работы.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование домашнего задания, как формы самостоятельной работы школьников 9-го класса по предмету «Физическая культура», позволит повысить уровень физической подготовленности учащихся.
Исходя из объекта предмета, гипотезы и цели настоящей работы задачами исследования являются:
1) осуществить анализ специальной литературы по теме исследования;
2) разработать комплекс домашних заданий по спортивным играм для самостоятельной работы учащихся 9-го класса, направленный на развитие физических качеств занимающихся;
3) определить эффективность разработанного комплекса домашних заданий по спортивным играм в процессе экспериментального внедрения в самостоятельную работу с учащимися 9-ых классов МОУ №76.
Методологическую основу исследования составили идеи о единстве развития личности и деятельности, физического и духовного в человеке; о взаимосвязи теории и практики; гуманистические идеи адаптации системы образования к индивидуальным особенностям обучающихся с отклонениями с состоянии здоровья.
Теоретической основой исследования стали:
- научные теории обучения, образования, воспитания средствами физической культуры [Н.А.Бернштейн, В.М.Зациорский, В.С. Кузнецов, Холодов Ж.К., В.И. Лях, Л.П. Матвеев, В.С. Фарфель и др.];
- теория и организация адаптивной физической культуры [Н.О.Рубцова, Б.В. Сермеев, А.Г. Фурманов, В.С. Язловецкий и др.];
- исследования, рассматривающие особенности формирования физической культуры личности с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры [В.К. Велитченко, П.М. Гилевич, Л.Ю. Горская, М.В. Жигорева, С.Н. Попов и др.]
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования в работе использовались следующие методы:
- изучение и анализ литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование:
- педагогический эксперимент;
- метод математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования. Институт физической культуры и спота ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», кафедра адаптивной физической культуры. Педагогический эксперимент проводился в МОУ №76. В нем принимало участие 32 учащихся из параллели 9-ых классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ): дети с низким уровнем физического развития и физической подготовленности; часто болеющие дети, особенно, в осенний и весенний периоды календарного года; с заболеваниями дыхательной системы, такими как хронический бронхит, пневмония.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в период с сентября 2015 года по май 2016 года, проводилось в три этапа:
• На первом этапе исследования (январь - август 2015 года) проводилось изучение и анализ литературных источников. В процессе изучения научной документации формировалось теоретическое обоснование работы и ее актуальность. Далее определялись объект, предмет, гипотеза исследования, были поставлены цель и задачи настоящей работы, разрабатывались методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для учащихся СМГ 9-х классов. Подбирались методы исследования и определялись условия проведения педагогического эксперимента.
• Второй этап исследования (сентябрь 2015 года - май 2016 года) был направлен на:
- разработку комплекса домашних заданий для самостоятельной работы учащихся СМГ 9-х классов;
- предварительное тестирование для получения исходных показателей физической подготовленности испытуемых;
- корректировку комплекса самостоятельной работы учащихся СМГ;
- анализ полученных итоговых показателей физической подготовленности испытуемых в ходе педагогического эксперимента.
• Третий этап исследований (июнь - декабрь 2016 года) предполагал следующие виды работ:
- анализ и оценку результатов педагогического исследования;
- составление таблиц и схем работы;
- оформление квалификационной (бакалаврской) работы.
Новизна исследования заключается в разработке домашних заданий, направленных на развитие отстающих физических качеств и выполняемых в форме самостоятельной работы учащимися специальной медицинской группы (СМГ).
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении научных знаний в области адаптивной физической культуры и спорта о средствах, методах, формах самостоятельных занятий физическими упражнениями учащимися специального медицинского отделения; о роли домашних заданий по адаптивному физическому воспитанию в развитии физических качеств, формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, а также, положительной мотивации на здоровый образ жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования. Комплексы домашних заданий можно использовать для организации самостоятельной работы учащихся специальных медицинских групп разных образовательных учреждений, в целях улучшения состояния их здоровья, повышения уровня физического развития и физической подготовленности, приобщения к систематическим занятиям посильными физическими нагрузками.
Достоверность результатов подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; личным проведением эксперимента; актуальностью поставленных задач; применением методов математической обработки полученных данных при помощи пакета прикладных компьютерных программ; достоверными результатами исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях, проводимых в ТГУ: VI и VII Всероссийские научно-практические конференции «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры», ноябрь 2016 и 2017гг.; студенческие Дни науки в ТГУ, апрель 2016 и 2017гг.; промежуточные результаты исследования обсуждались на предзащите.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для повышения уровня физического развития и физической подготовленности учащихся 9-ых классов специального медицинского отделении (СМГ), разработаны комплексы домашних заданий, включающие в себя упражнения, направленные на развитие силы, гибкости и быстроты, выполнение которых школьниками планируется в форме самостоятельной работы во внеучебное время.
2. В ходе педагогического эксперимента, направленного на выявление эффективности разработанного комплекса домашних заданий для учащихся контрольной специальной медицинской группы (СМГ) 9-ых классов, было выявлено, что уровень прироста показателей у испытуемых контрольных СМГ групп составил, в среднем, 1,5 раза от исходных данных, а у учащихся экспериментальных групп: и у девушек и у юношей, в среднем, в 2-3 раза.
Структура и объем магистерской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Работа изложена на 90 страницах компьютерного текста, содержит 11 таблиц. Список используемой литературы насчитывает 53 источника.
На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Для повышения уровня развития физических качеств учащихся СМГ 9-ых классов была предложена специальная методика, которая составлена на основе школьной программы Ляха В.И.[25] и методических рекомендаций авторов Велитченко В.К. [3], Гилевич П.М. [6], Залетаева И.П. [13], Мейксон Г.Б., Шаулина В.Н., Шаулиной Е.Б. [29] и других.
Методический комплекс домашнего задания включает в себя упражнения, направленные на развитие силы, гибкости и быстроты.
2. В ходе педагогического эксперимента, направленного на выявление эффективности разработанного комплекса домашних заданий для учащихся контрольной специальной медицинской группы (СМГ) 9-ых классов, было выявлено, что уровень прироста показателей в контрольных СМГ группах составил, в среднем, 1,5 раза от исходных данных, а в экспериментальных группах и у девушек и у юношей, в среднем, в 2-3 раза.
3. Уровень прироста развития исследуемых показателей физических качеств у учащихся контрольной специальной медицинской группы (СМГ) экспериментальной группы составляет:
а) сила - 9%;
б) гибкость - 11%;
в) быстрота - 10%;
Тогда как положительная динамика исследуемых физических качеств у учащихся контрольной специальной медицинской группы (СМГ) контрольной группы ниже и составляет, в среднем,:
а) сила - 5%;
б) гибкость-6%;
в) быстрота - 7%;
Степень опережения показателей развития физических качеств у учащихся контрольной специальной медицинской группы (СМГ)
85 экспериментальной группы составляет:
а) сила - 4%;
б) гибкость-5%;
в) быстрота - 3%;
4. Прирост развития физических качеств в контрольной группе составил, в среднем, 6%, а в экспериментальной группе - в среднем, 10%.
5. Полученные результаты доказывают, что экспериментальная методика эффективнее традиционной, в среднем, на 4%.
На основании полученных результатов исследования можно предложить следующие методические рекомендации:
1. Самостоятельная работа учащихся должна осуществляться и корректироваться под руководством и контролем учителя.
2. Задания для самостоятельной работы необходимо подбирать с учётом требований государственного образовательного стандарта.
3. Учитель должен составлять комплекс домашнего задания с учётом диагноза заболеваний, возрастных и индивидуальных особенностей школьников контрольной специальной медицинской группы (СМГ).
4. Дозировку упражнений необходимо определять в соответствии с полом, возрастом, физиологическими и психологическими особенностями учащихся контрольной специальной медицинской группы (СМГ).
5. При составлении комплекса домашнего задания следует учитывать учебную информацию предыдущего и последующего дидактического материала.
1. Белорусова В. В., Решетень И. И. Воспитание в процессе занятий физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - С. 28-34.
2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. - М.: РАО, 1997.- 608 с.
3. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2003. - С. 336.
4. Виленская Т. Е., Кудаев Э. А. Принципы формирования и организация физического воспитания в специальных медицинских группах// Теория и практика физической культуры, 2005. - № 1. - С. 20-25.
5. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - С.18-30.
6. Гилевич П.М. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие. - М.: Аквариум, 2007. - 128 с.
7. Гимнастика и методика ёе преподавания: учебник для факультетов физической культуры/ Под ред. Н.К.Меньшикова. - СПб.: Изд. РГПУ, 1998. - 463 с.
8. Годик М.А. Спортивная методология: учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С.88-90.
9. Горская Л.Ю. Координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография. - Омск: Сиб ГАФК, 2000. -212 с.
10. Грабенко Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 64с.
11. Дробин Б.А. Развитие физических качеств на уроках лёгкой атлетики: X-XI классы (юноши) // Физическая культура в школе. - 1990.- № 9 - С. 11-13.
12. Жигорева М.В. Система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями развития//Коррекционная педагогика: информ. - аналит. журн., 2004. -№ 3. - С. 14-19.
13. Залетаев И.П. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы // Физическая культура в школе, 2005. - № 5. - С. 11-17.
14. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2010. - 312c.
15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт, 1970. - С.34-50.
16. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - С. 12-29.
17. Епифанов В.А., Апанасенко Г.Л. Лечебная физическая культура и врачебный контроль. - М.: Академия, 2015. - С.88-91.
18. Калинкин А.А. Развивая физические качества: (О методике круговой тренировки на уроках физической культуры)// Физическая культура в школе, 1990.- № 6 - С. 16-18.
19. Канаев Б.И. Об образовании: с тревогой, надеждой и улыбкой. - М.: НОУ ВПО ИКиП, 2013. - 442с.
20. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник. - М.: Академия, 2016. -13 изд. - С.67.
21. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. - М.: Просвещение, 2008. - С.11-19.
22. Кузьмин В.А., Кузьмина Л.И. Двигательные качества развивать
комплексно: (Об оптимизации процесса физ. подгот. школьников) //
Физическая культура в школе, 2014. - № 9.- С. 29-30
23. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М.: Высшая школа, 2005. - С.78-112.
24. Лях В.И. Физическая культура: учебник. - М.: Просвещение, 2013. - 190с.
25. Лях В.И. Общий спортивно-двигательный тест (для оценки двигательных способностей школьников) // Физическая культура в школе, 1992.- № 2/3/4.- С. 47-53.
26. Магин В.А. Медико-биологические и психолого-педагогические особенности спортивной деятельности: учебное пособие/ В.А. Магин, В.В. Вучева, О.Н. Мещерякова. - Ставрополь: АГРУС, 2014. - 204с.
27. Мартиросов Э.Г., Руднев С.Г., Николаев Д.В. Применение антропометрических методов в спорте, спортивной медицине и фитнесе: учеб. пособие. - М.: Физическая культура, 2010. -120с.
28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008. -544с.
29. Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. - М.: Просвещение, 1986. - 112с.
30. Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Г.И. Погадаева. - М.: Физическая культура, 2000. - 496с.
31. Нечунаев И. Книга-тренер. - М.: Советский спорт, 2013. - С.55-58.
32. Озолин Н. Г., Воронкин В. И., Примаков Ю. Н. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физическая культура, 1989. - С.89-91.
33. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - 480с.
34. Попов С.Н. Физическая реабилитация: учебник. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. - С.77-80.
35. Петров И.С. Адаптивное физическое воспитание - компонент адаптивной физической культуры. - М.: Владос, 2016. - С.45-60.
36. Рипа М.Д., Кулькова И.В. Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2011. - С.178-181.
37. Рубцова Н.О. Адаптивный спорт как средство социальной интеграции инвалидов// Открытый мир: науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. -М.: Физическая культура, 2011. - С. 88-91.
38. Сердце и работоспособность спортсмена/ Карпман В.Е., Хрущёв С.В., Борисов Ю.А. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 120 с.
39. Сермеев Б.В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей. - Н.Новгород: ГГПИ, 2006. - 120 с.
40. Таланова Г.В. Организация работы с детьми, отнесенными по состоянию здоровья, к специальной медицинской группе//Физическая культура в школе, 2014. - №7. - С.12-14.
41. Таланова Г.В. Влияние заболеваний на учебную деятельность детей и подростков// Здоровье детей, 2007. - № 23. - С. 16-23.
42. Туровский И.П. Организация самостоятельной работы по физической культуре. - М.: Владос, 2000. - С.45-52.
43. Уйба В.В. Олимпийское руководство по спортивной медицине. -М.: Практика, 2011. - 671с.
44. Учебник для тренера по лёгкой атлетике / Под ред. Л.С.Хоменкова.
- изд. 2-е - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 479 с.
45. Фарфель В.С. Возрастная физиология. - М.: Медицина - 4-е изд. - 2012. - С.45-48.
46. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы/ Авт.-сост. А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 185 с.
47. Физическое воспитание: учебник для студентов вузов/ Под ред. В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.В. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г. Щербакова.
- М.: Физкультура и спорт, 2008. - С.111-115.
48. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура. - М.:
Физическая культура, 2004. - С.42-50.
49. Хан Томас. Соматика - Возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем - М.: Академия, 2012. - С.44.
50. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
51. Язловецкий В.С. Физическое воспитание подростков с
ослабленным здоровьем. - М.: Владос, 1987. - С.45.
52. Яковлев Н.Н. «Патологические состояния: лечение и
профилактика». - М.: Медицина, 2014. - С.21 - 24.
53. СВ диск Физическая культура 1-11 класс. Рекомендации, разработки. - М.: Издательство «Учитель» - 2016 год.