Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ

Работа №108275

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с сезонными явлениями 8
1.1 Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Педагогические подходы к развитию связной речи у детей 5-6 лет в
процессе ознакомления с сезонными явлениями 15
Глава 2. Экспериментальное исследование развития связной речи у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с сезонными явлениями 20
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет 20
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет в
процессе ознакомления с сезонными явлениями 29
2.3 Динамика уровня развития связной речи у детей 5-6 лет 39
Заключение 46
Список используемой литературы 47
Приложение

К.Д. Ушинский писал: «Родное слово объясняет ребёнку природу, как не смог бы объяснить ее на свете ни один естествоиспытатель, оно знакомит с характером находящихся вокруг их людей, обществом среди которых он живёт».
Связная речь осуществляет основные социальные функции: может помочь ребенку определять взаимосвязи с находящимися вокруг людьми, устанавливает и регулирует нормы поведения в обществе, что считается главным обстоятельством для формирования его личности. Разработка абстрактных и практических аспектов развития связной речи у дошкольников имеет особенную значимость и актуальность по причине того, что несформированность речевой системы ограничивает у ребенка рассматриваемой категории возможность перехода к осознанию непростых языковых закономерностей и мешает формированию коммуникации (Л.С. Волкова, Л.И. Лалева, Т.Б. Филичева).
Пути развития связной речи связаны с включением ребенка в разнообразные разновидности коммуникативной деятельности: пересказ литературных произведений, формирование описательных рассказов о объектах, предметах и явлениях природы, формирование творческих рассказов и др.
Таким образом, проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста является актуальной и требует внимания, как на теоретическом, так и практическом уровне решения. Особенно ценным представляется использование словесных, наглядных и практических методов при развитии связной речи у детей от репродуктивных способов обработки речевого материала (как наиболее доступных) к продуктивным (творческим).
Исследованием этой проблемы занимались: А.А. Люблинская, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Ф. Виноградова, В.Н. Аванесова, С.Н. Николаева, Г.В. Урадовских, Н.С. Фрейдкин и др.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы развития связной речи у детей 5-6 лет и выбором дидактической игры как основной формы организации процесса ознакомления детей с сезонными явлениями.
Наряду с пониманием актуальности проблемы можно выделить и противоречие между пониманием педагогами дошкольных образовательных организаций важности развития связной речи у детей 5-6 лет и недостаточной разработанностью методических аспектов развития связной речи у детей 5-6 лет на материале ознакомления с сезонными явлениями.
Выделенное противоречие указывает на проблему исследования: каковы возможности организации процесса ознакомления детей 5-6 лет с сезонными явлениями в развитии у них образной речи?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития связной речи у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с сезонными явлениями.
Объектом исследования является процесс развития связной речи у детей 5-6 лет.
Предметом исследования - развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с сезонными явлениями.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие связной речи у детей 5-6 лет будет эффективным, если:
- будет отобрано дидактическое содержание (речевого характера) для организации процесса ознакомления детей 5-6 лет с сезонными явлениями
- педагог будет использовать в своей работе дидактические игры природоведческого характера;
- педагог будет в режимных моментах при ознакомлении детей с сезонными явлениями будет решать речевые задачи.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей 5-6 лет.
3. Разработать содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с сезонными явлениями.
4. Выявить динамику уровня развития связной речи у детей 5-6 лет.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о природосообразности в процессе образования детей В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой;
- теоретические положения об ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями Н.Ф. Виноградовой;
- теоретические положения о прямой зависимости уровня лексики,
необходимый для развития связной речи, от способности ребенка дошкольного возраста пользоваться образными средствами
Т.А. Ладыженской.
Новизна исследования: определены и экспериментальным путем проверены возможности развития связной речи у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с сезонными явлениями.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что обоснованы показатели и описана характеристика уровней развития связной речи у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций при организации процесса развития связной речи у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с сезонными явлениями.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 199 «Муравьишка» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 34 ребенка в возрасте от 5 до 6 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведения исследования мы подтвердили гипотезу, выдвинутую на начало работы, и подвели итоги исследования.
1. По данным проведенных диагностик, можно утверждать, что развитие речи весьма актуально в нынешнее время.
Многие исследования таких авторов как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин и А.А. Леонтьев свидетельствуют о том что успешное развитие связной речи закладывается у детей именно в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок также стремительно развивается, развивается умственно и физически, что закладывает фундамент для дальнейшего обучения в школе.
2. У детей 5-6 лет повышен интерес к играм и игровой деятельности, что позволяет формировать с помощью игр речевое развитие.
С детьми в возрасте 5-6 лет необходима целенаправленная работа по формированию связной монологической речи. Об этом свидетельствует наше исследование, где у детей контрольной группы 30% имеют низкий уровень развития речи, а у экспериментальной 40%.
Подводя итоги проведенной работы, следует отметить, что успешное развитие связной речи у детей 5-6 лет, будет наблюдаться лишь соблюдая условие: обязательно должен разрабатываться план развития речи и
продумываться комплекс мероприятий по данному направлению;
После проведения формирующего этапа увеличилось количество детей с высоким уровнем развития связной речи, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Таким образом, цель данной работы достигнута и решены все задачи.



1. Алексеева, М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия». - 2013. - 560 с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. - М.: Просвещение. - 1968. - 180 с.
3. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи
детей. Ч. II : Словарный запас и грамматический строй [Текст] / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М. : АРКТИ, 1997. - 64 с. - серия:
«Библиотека практикующего логопеда».
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. -М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду[Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2005. - 106 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]. В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский - М.: «Книга по Требованию» 2012. - 136 с.
24 Глухов, В.П. Наши дети учатся сочинять и рассказывать [Текст] : методическое пособие к наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. - М. : АРКТИ, 2003. -с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : 2-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
9. Гомзяк, О.С. Говорим правильно [Текст]. Тетрадь: 3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 28 с.
10. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст] : уч. пособие для ВУЗов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2003.
11. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст] : метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук.- М. : Просвещение, 2007. - 224с.
12. Громова, О.Е. Развитие речи ребенка [Текст] : от первых слов до первых фраз / О.Е. Громова. - М. : Просвещение, 2007. - 174 с.
13. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / Н.И. Жинкин // Советская педагогика, 1954. - № 6 - С. 28-23.
14. Карпова, С.Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст] / С.Н. Карпова, В.В. Мамаева. - СПб. : Речь,2007. - 144 с.
15. Козлова, А.Ю. Игра «Активити», как культурная практика детей дошкольного возраста [Текст] / А.Ю. Козлова, О.А. Пасько, Е.Б. Бычкова // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти,7-28 ноября 2016 г.) / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - С. 609-919.
16. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э.П. Короткова. - М. : Просвещение, 2008. - 62 с.
17. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1941. - Т. 30.- С. 27-71.
18. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000. - С. 17-27.
19. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, H.A. Короткова. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
20. Носенко, Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах) [Текст] : учебное пособие / Н.П. Носенко. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.
352 Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] : особенности игры дошкольников. Учебное пособие по детской психологии для студентов ВУЗов / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2007. -306с.
22. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для
воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина - 2-е изд., испр. -
М.:Просвещение, 1979. - 223 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
24. Смирнова, Е.А. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников [Текст] / Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: «Книга по Требованию», 2011. - С. 434 - 439.
25. Смольникова Н.Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: «Книга по Требованию», 2011. - С. 439 - 445.
26. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 224 с.
27. Стародубова, H.A. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / H.A. Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - с.
28. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст] / Е.И. Тихеева под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
29. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007. - 24 с.
30. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] : 3-е изд., испр. / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
31. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
32. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] /О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.
33. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е М. Струнина. - М.: «Владос», 2004. - 288с.
34. Ушинский, К.Д. Детский мир. Хрестоматия [Текст] / К.Д.
Ушинский. - М.: Эксмо, 2009. - 672 с.
35. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей
дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М., 2000. - 314 с.
36. Эльконин, Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ