Введение………………………………………………………….....................
Глава 1 Общая характеристика исполнительной власти в субъектах РФ.......................................................................................................................
1.1 Действие принципа разделения властей в субъектах РФ........................
1.2 Понятие и характеристика органов исполнительной власти в субъектах РФ...………………………………………………………………
Глава 2 Организация и деятельность органов исполнительной власти разного уровня в субъектах………………………………………..
2.1 Высшее должностное лицо субъекта…………………………………….
2.2 Высший исполнительный орган субъекта………………………………
2.3 Иные исполнительные органы субъекта РФ…………………................
Заключение……………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………...
В настоящее время в Российской Федерации происходит процесс развития правового государства, которое должно представлять собой систему органов и учреждений, обеспечивающих полноценное и на должном уровне функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод всех граждан, подъем экономики, и духовный прогресс населения.
Специфика любого органа государственной власти субъекта состоит в том, что он выполняет задачи и функции государства и действует от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты обязательны для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие исполнение юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
В структуру органов государственной власти входят органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 21 декабря 2021 года «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» . Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности органы государственной власти субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательно не устанавливается понятия органа исполнительной власти субъекта, ограничиваясь лишь указанием на наличие единой системы органов государственной исполнительной власти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, 112, 125) , федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актах ее полномочий.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что без органов исполнительной власти субъектов невозможно организовать практическую реализацию Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности в регионах, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и потребностей населения.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение органов исполнительной власти субъектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
дать характеристику органов исполнительной власти субъектов;
рассмотреть систему и структуру органов исполнительной власти субъектов в Российской Федерации;
определить функции и задачи органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
Предмет курсовой работы – деятельность органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
Объект курсовой работы – органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
Методологическая основа исследования включает в себя анализ нормативно-правовых документов, который используется для определения нормативно-правовой базы, характеризующей деятельность органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
Курсовая работа написана с использованием учебной юридической литературы, на основе положений Конституции Российской Федерации 1993г., федеральных законов, актов и положений.
В ходе написания курсовой работы, автором было определено, что система органов государственной власти в субъектах Федерации формируется на основе общей модели, при этом системой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации является совокупность целостных с организационной точки зрения видов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В подавляющем большинстве субъектов система исполнительной власти закрепляется в специальных законодательных актах. В то же время остаются субъекты, в которых специальный законодательный акт о системе не принят, а вопросы системы ОИВ частично регулируются уставом региона – либо вовсе упоминание вопросов системы носит крайне формальный характер. Но важно отметить, что не всегда наличие региональных законов о системе всецело решает поставленные вопросы. К сожалению, многие из таких законов носят рамочный характер. Например, Закон Хабаровского края «О системе исполнительных органов государственной власти Хабаровского края» (утратил силу) до недавнего времени содержал всего две статьи. Разнообразие видов исполнительной власти субъектов Федерации может говорить о том, что местные системы органов исполнительной власти формируются в соответствии с особенностями каждого определенного субъекта и поэтому могут сильно различаться с федеральной системой.
В ходе анализа изучения деятельности субъектовых органов исполнительной власти было определено, что высшее должностное лицо субъекта РФ является персонифицированным органом исполнительной власти региона, а полномочия высшего должностного лица субъекта РФ обязывают лицо, находящееся на данной должности, обеспечить бесперебойную работу всего государственного механизма. Также на современном этапе развития законодательства Российской Федерации отсутствует прозрачность функционирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – деятельность мало понятна общественности.
Деятельность таких структурных подразделений, как министерства, департаменты и службы построена на их исполнении. Реализация полномочий данных исполнительных органов управления выражается в разработке социально-экономических показателей, составлении программ развития отраслей.
Таким образом, цель курсовой работы автором достигнута, задачи работы решены.
1 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru.
2 Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (Одобрен Государственной Думой 27 октября 2020 года). - Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru/, 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ
3 Федеральный закон Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 № 414-ФЗ (Принят Государственной Думой 14 декабря 2021 года). – Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru/, 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ
4 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) (Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
5 Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (ред. от 25.08.2010, с изм. от 12.04.2019) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Электронный ресурс] – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=112240
6 Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 14.09.2018, с изм. от 21.01.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102468714.
7 Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года № ВС-22/15 (ред. от 01.10.2021). - Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru/, 24 декабря 1993 года № ВС-22/15.
8 Устав Пензенской области от 10 сентября 1996 года (ред. от 19.04.2002 г. № 353-ЗПО) (Принят Законодательным Собранием Пензенской области 10 сентября 1996 года). - Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/, 10 сентября 1996 года.
9 Закон Хабаровского края От 27.04.2005 № 272 «О системе исполнительных органов государственной власти Хабаровского края» (утратил силу). – Официальный интернет-портал https://docs.cntd.ru/document/995112773, 27 апреля 2005 года № 272.
10 Агапов, А. Б. Административное право в 2 т. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть: учебник для вузов / А. Б. Агапов. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 440 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/512987
11 Булетова Н.Е., Золотько Т.А. К вопросу оценки эффективности работы органов исполнительной власти по достижению национальных целей развития [Электронный ресурс] / Н.Е. Булетова, Т.А. Золотько // Russian Journal of Economics and Law. - 2020. - № 4 (733–748). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.
12 Волочковская М.А. Законодательная основа высших должностных лиц субъектов РФ // Юридическая наука, 2019. № 1. С. 22-25.
13 Григорьева С.В. Современный подход к понятию «исполнительная власть» в РФ / С.В. Григорьева // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2019. № 22. С. 282-287
14 Звягинцева Д.В., Кудряков И.В. Понятие и правовая природа органов исполнительной власти / Д.В. Звягинцева, И.В. Кудряков // Science Time. 2019. № 5 (29). С. 198-201.
15 Конин, Н. М. Административное право: учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 459 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/510336
16 Кравцова Е.А. О действующих моделях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2018. № 8. С. 31-34
17 Красноглазов А. Ю. Специфика механизма оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. Выпуск № 3-2.
18 Лазаров А.А. Функции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере субъектов [Электронный ресурс] / А.А. Лазаров//. Юридический факт – 2019, №14, с. 52. – Режим доступа: http://window.edu.ru.
19 Чернова Э.Р. Правовое регулирование организации органов исполнительной власти субъектов РФ / Э.Р. Чернова // Инновационная наука. 2018. № 10-2. С. 202-204.
20 Яйцова Р.А. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Р.А. Яйцова // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2017. № 10. С. 104-106.