ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ВИДОВ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств 12
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет
навыков художественного чтения 12
1.2 Теоретические основы организации совместной деятельности детей
дошкольного возраста 33
Выводы по первой главе 45
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств
в системе дополнительного образования 46
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков
художественного чтения 46
2.2 Организация и содержание работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств
в системе дополнительного образования 62
2.3 Определение динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
навыков художественного чтения 72
Выводы по второй главе 88
Заключение 90
Список используемой литературы 92
Приложения 98
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств 12
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет
навыков художественного чтения 12
1.2 Теоретические основы организации совместной деятельности детей
дошкольного возраста 33
Выводы по первой главе 45
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств
в системе дополнительного образования 46
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков
художественного чтения 46
2.2 Организация и содержание работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств
в системе дополнительного образования 62
2.3 Определение динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
навыков художественного чтения 72
Выводы по второй главе 88
Заключение 90
Список используемой литературы 92
Приложения 98
В существующих на данный период научных изучениях вопрос художественно-творческого развития ребенка на основе интеграции видов искусств считается самым исследуемым. В трудах ученых таких, как М.С. Каган, Б.П. Юсов, Б.М. Неменский, Л.Н. Мун, поставлены и рассмотрены проблемы интеграции видов искусств как средства художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста, как основа эстетического постижения мира.
Интеграция видов искусств - это направление, устремленное на соединение разнообразных видов искусства для организации единого образа явления, которое отражено в искусстве. Интеграция видов искусств допустима от того, что некоторые виды искусства, к примеру, литература, скульптура, живопись, музыка, отображают один и тот же предмет внешнего мира, но с разнообразных точек зрения, неодинаковыми, свойственными только рассматриваемому искусству средствами, которые интегрируются, формируют монолитные образы.
Результативность реализации художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста устанавливается корреляция всевозможных видов интегрированного детского функционирования: литературно-музыкального, музыкально-игрового, литературно¬-коммуникативного, музыкально-изобразительного, литературно-игрового, коммуникативно-игрового.
Художественное (или выразительное) чтение - считается искусством в действии, основанием для данного искусства может считаться литература трактовка термина «художественное чтение» имеет несколько определений:
- чтение вслух с соблюдением верной интонации (словарь Д.М. Ушакова);
- искусство творческого воплощения литературных произведений в художественно организованной устной речи (Г. Артоболевский);
- независимый вид искусства, сущность которого заключена в творческом олицетворении литературного произведения в результативно звучащем слове (Б. Найденов);
- исполнительское искусство, основанием которого может считаться литературное произведение (М. Германова);
- публичное разыгрывание литературного произведения (БСЭ).
Следовательно, мы постигаем художественное (выразительное) чтение как разновидность исполнительского искусства, сущность которого состоит в творческом воспроизведении литературного произведения в результативно звучащем слове, а информационной основой для данного искусства может быть литературное произведение.
Осуществление идеи интеграции видов искусств на основании интеграции художественного образа анализируется в контексте такого художественного образа как исполнитель. Объединение искусств, их взаимное дополнение содействуют более полному, чувственному открытию дошкольниками художественного образа. При этом, все установленные средства выразительности находятся в основании процесса интеграции видов искусств вокруг исполнительского искусства художественного чтения.
Рассматривая вопрос формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения, мы обращаем свое внимание на систему дополнительного образования, так как считаем, что именно реализация программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, направленная на формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств даст возможность отработать навыки художественного чтения ребенка- исполнителя.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что недостаточно исследовалась проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков художественного чтения, не в полной мере изучены возможности дополнительного образования при реализации данного процесса.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка, который к концу дошкольного возраста имеет сформированные навыки художественного чтения. Острота темы подтверждается объективной важностью проблемы и недостаточной степенью ее реализации на практике.
В настоящее время нет апробированных программ дополнительного образования, полностью отвечающих социальному запросу на сформированность у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена тем, что проблема формирования у дошкольников навыков художественного чтения чисто в лингвистическом аспекте нашла свое отражение в трудах отечественных ученых (Г.В. Артоболевский, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, А.М. Гвоздев, О.И. Лазаренко, И.Т. Торсуева, Л.В. Щерба, А.В. Ястребова и др.). Но, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвященных данной проблеме недостаточно, и в имеющихся работах рассматривается не полно возможность формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств и не рассматривается вероятность реализации данного процесса в системе дополнительного образования.
На научно-методологическом уровне актуальность исследования связана с тем, что без научной разработки содержания работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств невозможно его реализация в системе дополнительного образования.
Вышесказанное позволяет обосновать актуальность и целесообразность изучения процесса формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Несмотря на глубокую изученность многих аспектов и высокий уровень организации детской деятельности в разных видах искусства в дошкольных образовательных организациях, существует следующее противоречие:
- между ориентацией на обновление содержания образования, направленного на художественное развитие личности дошкольника, и интеграции различных видов искусства;
- между широкими возможностями разных видов искусств и их интеграции в развитии художественно-творческих способностей детей и недостаточной разработкой методического комплекса в системе дополнительного образования;
- между необходимостью развития художественно-эстетических способностей ребенка посредством внедрения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации разным видам искусства и их интеграции и не разработанным содержанием этих видов.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности интеграции видов искусств (литература, театр, музыка и др.) в формировании у детей 6-7 лет навыков художественного чтения в системе дополнительного образования?
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание работы с детьми 6-7 лет по формированию навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования будет эффективной, если:
-разработан методический комплекс на основе интеграции видов искусств (дидактическими играми, дидактическими упражнениями, альбомами, мастер-классами) в системе дополнительного образования дошкольников;
- включены родители в совместную деятельность по созданию атрибутов при подготовке театрализованных представлений;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда (средствами мультимедиа, а также разнообразными материалами и инструментами) для формирования навыков художественного чтения.
Задачи исследования.
1. На основе междисциплинарного анализа психологической, педагогической и методической литературы изучить состояние проблемы, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
3. Определить возможности интеграции видов искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство) как средства формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения в системе дополнительного образования.
4. Проверить в процессе экспериментальной работы эффективность реализации методического комплекса в системе дополнительного образования дошкольников.
Теоретическую основу исследования составляют:
- общие дидактические положения Л.С. Выготского, Л.А. Леонтьева о формировании умений и навыков детей дошкольного возраста;
- положения исследований Е.Э. Артемовой, Е.Ф. Архиповой, Л.Р. Забродиной, Л.А. Копачевской, Л.А. Поздняковой, А.Н. Полозовой, Е.Е Шевцовой по проблеме изучения интонационно-выразительных средств у дошкольников;
- методологические положения технологии использования театрализованной деятельности для развития культуры речи у дошкольников А.И. Бурениной, О.В. Гончаровой, Е.В. Мигуновой, Э.Г. Чуриловой.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов исследования и путей их достижения);
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки фактических данных (качественный и количественный анализ, графические методы представления результатов).
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 9» г. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 6-7 лет по 10 человек в каждой (экспериментальная и контрольная).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2016-2018 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2016 - август 2017). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; исследование уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
Второй этап - экспериментальный (сентябрь 2017 - апрель 2018). Разработка и апробация содержания работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Третий этап - аналитико-обобщающий (март 2018 - май 2018).
Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы, определены критерии и показатели, выделены уровни сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения, доказана возможность формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения, описано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств (исполнительского искусства, музыкального искусства, театрального искусства, литературного искусства) в системе дополнительного образования.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанный комплекс диагностических методик для выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения; а также методический комплекс дополнительного образования дошкольников «Художественное чтение как вид исполнительского искусства».
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследований с опорой на теоретико-методологические положения психологии и педагогики; выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, предмету исследования; комплексной диагностической методикой исследования; воспроизводимостью результатов исследования и верифицируемостью полученных экспериментальных данных; количественным и качественным анализом, обработкой результатов эксперимента методами обработки фактических данных; тщательностью и длительностью экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации; научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета; научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ-2017,2018»; международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОС» (7-28 ноября 2016 г.).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Текст иллюстрирован рисунками, таблицами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественное чтение анализируется как вид исполнительского искусства, сущность которого состоит в творческом воспроизведении литературного произведения в действенно звучащем слове, а основанием для этого искусства может считаться литературное произведение. Двигателем интеграции видов искусств вокруг такого вида как исполнительское искусство художественного чтения (в том числе с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков художественного чтения) является художественный образ (образ исполнителя), формируемый через разнообразные виды искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство).
2. Формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения создается через реализацию программы «Художественное чтение как вид исполнительского искусства», созданной на основании интеграции видов искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство) и насыщение восприятия художественного образа через перенос, преображение вида рассматриваемого литературного произведения в иные художественные модальности.
3. Показатели сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения определяются уровнем выражения дошкольником творческой активности, художественного мышления и заинтересованности сценическим искусством; присутствием навыков общественного
выступления и реализации художественных текстов, постижения техники речи и оснований речевого исполнительского искусства.
Интеграция видов искусств - это направление, устремленное на соединение разнообразных видов искусства для организации единого образа явления, которое отражено в искусстве. Интеграция видов искусств допустима от того, что некоторые виды искусства, к примеру, литература, скульптура, живопись, музыка, отображают один и тот же предмет внешнего мира, но с разнообразных точек зрения, неодинаковыми, свойственными только рассматриваемому искусству средствами, которые интегрируются, формируют монолитные образы.
Результативность реализации художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста устанавливается корреляция всевозможных видов интегрированного детского функционирования: литературно-музыкального, музыкально-игрового, литературно¬-коммуникативного, музыкально-изобразительного, литературно-игрового, коммуникативно-игрового.
Художественное (или выразительное) чтение - считается искусством в действии, основанием для данного искусства может считаться литература трактовка термина «художественное чтение» имеет несколько определений:
- чтение вслух с соблюдением верной интонации (словарь Д.М. Ушакова);
- искусство творческого воплощения литературных произведений в художественно организованной устной речи (Г. Артоболевский);
- независимый вид искусства, сущность которого заключена в творческом олицетворении литературного произведения в результативно звучащем слове (Б. Найденов);
- исполнительское искусство, основанием которого может считаться литературное произведение (М. Германова);
- публичное разыгрывание литературного произведения (БСЭ).
Следовательно, мы постигаем художественное (выразительное) чтение как разновидность исполнительского искусства, сущность которого состоит в творческом воспроизведении литературного произведения в результативно звучащем слове, а информационной основой для данного искусства может быть литературное произведение.
Осуществление идеи интеграции видов искусств на основании интеграции художественного образа анализируется в контексте такого художественного образа как исполнитель. Объединение искусств, их взаимное дополнение содействуют более полному, чувственному открытию дошкольниками художественного образа. При этом, все установленные средства выразительности находятся в основании процесса интеграции видов искусств вокруг исполнительского искусства художественного чтения.
Рассматривая вопрос формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения, мы обращаем свое внимание на систему дополнительного образования, так как считаем, что именно реализация программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, направленная на формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств даст возможность отработать навыки художественного чтения ребенка- исполнителя.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что недостаточно исследовалась проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков художественного чтения, не в полной мере изучены возможности дополнительного образования при реализации данного процесса.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка, который к концу дошкольного возраста имеет сформированные навыки художественного чтения. Острота темы подтверждается объективной важностью проблемы и недостаточной степенью ее реализации на практике.
В настоящее время нет апробированных программ дополнительного образования, полностью отвечающих социальному запросу на сформированность у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена тем, что проблема формирования у дошкольников навыков художественного чтения чисто в лингвистическом аспекте нашла свое отражение в трудах отечественных ученых (Г.В. Артоболевский, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, А.М. Гвоздев, О.И. Лазаренко, И.Т. Торсуева, Л.В. Щерба, А.В. Ястребова и др.). Но, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвященных данной проблеме недостаточно, и в имеющихся работах рассматривается не полно возможность формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств и не рассматривается вероятность реализации данного процесса в системе дополнительного образования.
На научно-методологическом уровне актуальность исследования связана с тем, что без научной разработки содержания работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств невозможно его реализация в системе дополнительного образования.
Вышесказанное позволяет обосновать актуальность и целесообразность изучения процесса формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Несмотря на глубокую изученность многих аспектов и высокий уровень организации детской деятельности в разных видах искусства в дошкольных образовательных организациях, существует следующее противоречие:
- между ориентацией на обновление содержания образования, направленного на художественное развитие личности дошкольника, и интеграции различных видов искусства;
- между широкими возможностями разных видов искусств и их интеграции в развитии художественно-творческих способностей детей и недостаточной разработкой методического комплекса в системе дополнительного образования;
- между необходимостью развития художественно-эстетических способностей ребенка посредством внедрения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации разным видам искусства и их интеграции и не разработанным содержанием этих видов.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности интеграции видов искусств (литература, театр, музыка и др.) в формировании у детей 6-7 лет навыков художественного чтения в системе дополнительного образования?
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание работы с детьми 6-7 лет по формированию навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования будет эффективной, если:
-разработан методический комплекс на основе интеграции видов искусств (дидактическими играми, дидактическими упражнениями, альбомами, мастер-классами) в системе дополнительного образования дошкольников;
- включены родители в совместную деятельность по созданию атрибутов при подготовке театрализованных представлений;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда (средствами мультимедиа, а также разнообразными материалами и инструментами) для формирования навыков художественного чтения.
Задачи исследования.
1. На основе междисциплинарного анализа психологической, педагогической и методической литературы изучить состояние проблемы, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
3. Определить возможности интеграции видов искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство) как средства формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения в системе дополнительного образования.
4. Проверить в процессе экспериментальной работы эффективность реализации методического комплекса в системе дополнительного образования дошкольников.
Теоретическую основу исследования составляют:
- общие дидактические положения Л.С. Выготского, Л.А. Леонтьева о формировании умений и навыков детей дошкольного возраста;
- положения исследований Е.Э. Артемовой, Е.Ф. Архиповой, Л.Р. Забродиной, Л.А. Копачевской, Л.А. Поздняковой, А.Н. Полозовой, Е.Е Шевцовой по проблеме изучения интонационно-выразительных средств у дошкольников;
- методологические положения технологии использования театрализованной деятельности для развития культуры речи у дошкольников А.И. Бурениной, О.В. Гончаровой, Е.В. Мигуновой, Э.Г. Чуриловой.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов исследования и путей их достижения);
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки фактических данных (качественный и количественный анализ, графические методы представления результатов).
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 9» г. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 6-7 лет по 10 человек в каждой (экспериментальная и контрольная).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2016-2018 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2016 - август 2017). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; исследование уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
Второй этап - экспериментальный (сентябрь 2017 - апрель 2018). Разработка и апробация содержания работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Третий этап - аналитико-обобщающий (март 2018 - май 2018).
Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы, определены критерии и показатели, выделены уровни сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения, доказана возможность формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения, описано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств (исполнительского искусства, музыкального искусства, театрального искусства, литературного искусства) в системе дополнительного образования.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанный комплекс диагностических методик для выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения; а также методический комплекс дополнительного образования дошкольников «Художественное чтение как вид исполнительского искусства».
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследований с опорой на теоретико-методологические положения психологии и педагогики; выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, предмету исследования; комплексной диагностической методикой исследования; воспроизводимостью результатов исследования и верифицируемостью полученных экспериментальных данных; количественным и качественным анализом, обработкой результатов эксперимента методами обработки фактических данных; тщательностью и длительностью экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации; научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета; научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ-2017,2018»; международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОС» (7-28 ноября 2016 г.).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Текст иллюстрирован рисунками, таблицами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественное чтение анализируется как вид исполнительского искусства, сущность которого состоит в творческом воспроизведении литературного произведения в действенно звучащем слове, а основанием для этого искусства может считаться литературное произведение. Двигателем интеграции видов искусств вокруг такого вида как исполнительское искусство художественного чтения (в том числе с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков художественного чтения) является художественный образ (образ исполнителя), формируемый через разнообразные виды искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство).
2. Формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения создается через реализацию программы «Художественное чтение как вид исполнительского искусства», созданной на основании интеграции видов искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство) и насыщение восприятия художественного образа через перенос, преображение вида рассматриваемого литературного произведения в иные художественные модальности.
3. Показатели сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения определяются уровнем выражения дошкольником творческой активности, художественного мышления и заинтересованности сценическим искусством; присутствием навыков общественного
выступления и реализации художественных текстов, постижения техники речи и оснований речевого исполнительского искусства.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка, который к концу дошкольного возраста имеет сформированные навыки художественного чтения. Острота темы подтверждается объективной важностью проблемы и недостаточной степенью ее реализации на практике.
Эффективность формирования навыков художественного чтения дошкольников обусловлена комплексным развитием составляющих их компонентов: когнитивно-эмоционального, мотивационно -ценностного, деятельностно-процессуального и рефлексивного. Каждый, из которых развивался, с учётом личностно-ориентированного подхода, специально подобранных форм и методов.
Количественный и качественный анализ результатов контрольного эксперимента демонстрирует положительную динамику уровня формирования навыков художественного чтения дошкольников 6-7 лет, что указывает на подтверждение выдвинутой гипотезы об эффективности формирования навыков художественного чтения дошкольников при наличии: -разработан методический комплекс на основе интеграции видов искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство) в системе дополнительного образования дошкольников;
- включены родители в совместную деятельность по созданию атрибутов при подготовке театрализованных представлений;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядными, дидактическими, авторскими пособиями, играми, средствами мультимедиа, а также разнообразными материалами и инструментами.
Взаимодействие образовательной организации и семьи строится с учётом принципа сотрудничества организации с семьёй, что предполагает открытость учреждения для семей воспитанников, учёт условий жизни дошкольника, уважение к традициям семьи, её ценностям при построении образовательных отношений. Принцип сотрудничества организации с семьёй реализуется также в разнообразных формах работы с родителями (консультации, творческие встречи, памятки, горячие линии, дни открытых дверей, участие в творческих мероприятиях). Отношения строились на основе содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, наличия субъект-субъектных отношений между всеми участниками образовательных отношений.
Данное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и доказывает эффективность системы обучения, апробированной на занятиях в системе дополнительного образования при формировании навыков художественного чтения. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Эффективность формирования навыков художественного чтения дошкольников обусловлена комплексным развитием составляющих их компонентов: когнитивно-эмоционального, мотивационно -ценностного, деятельностно-процессуального и рефлексивного. Каждый, из которых развивался, с учётом личностно-ориентированного подхода, специально подобранных форм и методов.
Количественный и качественный анализ результатов контрольного эксперимента демонстрирует положительную динамику уровня формирования навыков художественного чтения дошкольников 6-7 лет, что указывает на подтверждение выдвинутой гипотезы об эффективности формирования навыков художественного чтения дошкольников при наличии: -разработан методический комплекс на основе интеграции видов искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство) в системе дополнительного образования дошкольников;
- включены родители в совместную деятельность по созданию атрибутов при подготовке театрализованных представлений;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядными, дидактическими, авторскими пособиями, играми, средствами мультимедиа, а также разнообразными материалами и инструментами.
Взаимодействие образовательной организации и семьи строится с учётом принципа сотрудничества организации с семьёй, что предполагает открытость учреждения для семей воспитанников, учёт условий жизни дошкольника, уважение к традициям семьи, её ценностям при построении образовательных отношений. Принцип сотрудничества организации с семьёй реализуется также в разнообразных формах работы с родителями (консультации, творческие встречи, памятки, горячие линии, дни открытых дверей, участие в творческих мероприятиях). Отношения строились на основе содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, наличия субъект-субъектных отношений между всеми участниками образовательных отношений.
Данное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и доказывает эффективность системы обучения, апробированной на занятиях в системе дополнительного образования при формировании навыков художественного чтения. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Формирование у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.КРАСНОЯРСКА
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Разработка учебно-методического обеспечения курса «Художественная
вышивка крестом по народным мотивам» для арт-студии «ART Shock»
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Эстетическое воспитание подростков
в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Искусство живописи как источник вдохновения в формировании творческих способностей детей 10-11 лет в изобразительной деятельности в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр во взаимосвязи общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДМШ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018



