Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств 12
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет
навыков художественного чтения 12
1.2 Теоретические основы организации совместной деятельности детей
дошкольного возраста 33
Выводы по первой главе 45
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств
в системе дополнительного образования 46
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков
художественного чтения 46
2.2 Организация и содержание работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств
в системе дополнительного образования 62
2.3 Определение динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
навыков художественного чтения 72
Выводы по второй главе 88
Заключение 90
Список используемой литературы 92
Приложения 98
В существующих на данный период научных изучениях вопрос художественно-творческого развития ребенка на основе интеграции видов искусств считается самым исследуемым. В трудах ученых таких, как М.С. Каган, Б.П. Юсов, Б.М. Неменский, Л.Н. Мун, поставлены и рассмотрены проблемы интеграции видов искусств как средства художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста, как основа эстетического постижения мира.
Интеграция видов искусств - это направление, устремленное на соединение разнообразных видов искусства для организации единого образа явления, которое отражено в искусстве. Интеграция видов искусств допустима от того, что некоторые виды искусства, к примеру, литература, скульптура, живопись, музыка, отображают один и тот же предмет внешнего мира, но с разнообразных точек зрения, неодинаковыми, свойственными только рассматриваемому искусству средствами, которые интегрируются, формируют монолитные образы.
Результативность реализации художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста устанавливается корреляция всевозможных видов интегрированного детского функционирования: литературно-музыкального, музыкально-игрового, литературно¬-коммуникативного, музыкально-изобразительного, литературно-игрового, коммуникативно-игрового.
Художественное (или выразительное) чтение - считается искусством в действии, основанием для данного искусства может считаться литература трактовка термина «художественное чтение» имеет несколько определений:
- чтение вслух с соблюдением верной интонации (словарь Д.М. Ушакова);
- искусство творческого воплощения литературных произведений в художественно организованной устной речи (Г. Артоболевский);
- независимый вид искусства, сущность которого заключена в творческом олицетворении литературного произведения в результативно звучащем слове (Б. Найденов);
- исполнительское искусство, основанием которого может считаться литературное произведение (М. Германова);
- публичное разыгрывание литературного произведения (БСЭ).
Следовательно, мы постигаем художественное (выразительное) чтение как разновидность исполнительского искусства, сущность которого состоит в творческом воспроизведении литературного произведения в результативно звучащем слове, а информационной основой для данного искусства может быть литературное произведение.
Осуществление идеи интеграции видов искусств на основании интеграции художественного образа анализируется в контексте такого художественного образа как исполнитель. Объединение искусств, их взаимное дополнение содействуют более полному, чувственному открытию дошкольниками художественного образа. При этом, все установленные средства выразительности находятся в основании процесса интеграции видов искусств вокруг исполнительского искусства художественного чтения.
Рассматривая вопрос формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения, мы обращаем свое внимание на систему дополнительного образования, так как считаем, что именно реализация программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, направленная на формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств даст возможность отработать навыки художественного чтения ребенка- исполнителя.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что недостаточно исследовалась проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков художественного чтения, не в полной мере изучены возможности дополнительного образования при реализации данного процесса.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка, который к концу дошкольного возраста имеет сформированные навыки художественного чтения. Острота темы подтверждается объективной важностью проблемы и недостаточной степенью ее реализации на практике.
В настоящее время нет апробированных программ дополнительного образования, полностью отвечающих социальному запросу на сформированность у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена тем, что проблема формирования у дошкольников навыков художественного чтения чисто в лингвистическом аспекте нашла свое отражение в трудах отечественных ученых (Г.В. Артоболевский, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, А.М. Гвоздев, О.И. Лазаренко, И.Т. Торсуева, Л.В. Щерба, А.В. Ястребова и др.). Но, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвященных данной проблеме недостаточно, и в имеющихся работах рассматривается не полно возможность формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств и не рассматривается вероятность реализации данного процесса в системе дополнительного образования.
На научно-методологическом уровне актуальность исследования связана с тем, что без научной разработки содержания работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств невозможно его реализация в системе дополнительного образования.
Вышесказанное позволяет обосновать актуальность и целесообразность изучения процесса формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Несмотря на глубокую изученность многих аспектов и высокий уровень организации детской деятельности в разных видах искусства в дошкольных образовательных организациях, существует следующее противоречие:
- между ориентацией на обновление содержания образования, направленного на художественное развитие личности дошкольника, и интеграции различных видов искусства;
- между широкими возможностями разных видов искусств и их интеграции в развитии художественно-творческих способностей детей и недостаточной разработкой методического комплекса в системе дополнительного образования;
- между необходимостью развития художественно-эстетических способностей ребенка посредством внедрения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации разным видам искусства и их интеграции и не разработанным содержанием этих видов.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности интеграции видов искусств (литература, театр, музыка и др.) в формировании у детей 6-7 лет навыков художественного чтения в системе дополнительного образования?
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание работы с детьми 6-7 лет по формированию навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования будет эффективной, если:
-разработан методический комплекс на основе интеграции видов искусств (дидактическими играми, дидактическими упражнениями, альбомами, мастер-классами) в системе дополнительного образования дошкольников;
- включены родители в совместную деятельность по созданию атрибутов при подготовке театрализованных представлений;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда (средствами мультимедиа, а также разнообразными материалами и инструментами) для формирования навыков художественного чтения.
Задачи исследования.
1. На основе междисциплинарного анализа психологической, педагогической и методической литературы изучить состояние проблемы, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
3. Определить возможности интеграции видов искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство) как средства формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения в системе дополнительного образования.
4. Проверить в процессе экспериментальной работы эффективность реализации методического комплекса в системе дополнительного образования дошкольников.
Теоретическую основу исследования составляют:
- общие дидактические положения Л.С. Выготского, Л.А. Леонтьева о формировании умений и навыков детей дошкольного возраста;
- положения исследований Е.Э. Артемовой, Е.Ф. Архиповой, Л.Р. Забродиной, Л.А. Копачевской, Л.А. Поздняковой, А.Н. Полозовой, Е.Е Шевцовой по проблеме изучения интонационно-выразительных средств у дошкольников;
- методологические положения технологии использования театрализованной деятельности для развития культуры речи у дошкольников А.И. Бурениной, О.В. Гончаровой, Е.В. Мигуновой, Э.Г. Чуриловой.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов исследования и путей их достижения);
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки фактических данных (качественный и количественный анализ, графические методы представления результатов).
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 9» г. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 6-7 лет по 10 человек в каждой (экспериментальная и контрольная).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2016-2018 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2016 - август 2017). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; исследование уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения.
Второй этап - экспериментальный (сентябрь 2017 - апрель 2018). Разработка и апробация содержания работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Третий этап - аналитико-обобщающий (март 2018 - май 2018).
Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы, определены критерии и показатели, выделены уровни сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения, доказана возможность формирования у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения, описано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет навыков художественного чтения на основе интеграции видов искусств (исполнительского искусства, музыкального искусства, театрального искусства, литературного искусства) в системе дополнительного образования.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанный комплекс диагностических методик для выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения; а также методический комплекс дополнительного образования дошкольников «Художественное чтение как вид исполнительского искусства».
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследований с опорой на теоретико-методологические положения психологии и педагогики; выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, предмету исследования; комплексной диагностической методикой исследования; воспроизводимостью результатов исследования и верифицируемостью полученных экспериментальных данных; количественным и качественным анализом, обработкой результатов эксперимента методами обработки фактических данных; тщательностью и длительностью экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации; научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета; научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ-2017,2018»; международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОС» (7-28 ноября 2016 г.).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Текст иллюстрирован рисунками, таблицами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественное чтение анализируется как вид исполнительского искусства, сущность которого состоит в творческом воспроизведении литературного произведения в действенно звучащем слове, а основанием для этого искусства может считаться литературное произведение. Двигателем интеграции видов искусств вокруг такого вида как исполнительское искусство художественного чтения (в том числе с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков художественного чтения) является художественный образ (образ исполнителя), формируемый через разнообразные виды искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство).
2. Формирование у детей 6-7 лет навыков художественного чтения создается через реализацию программы «Художественное чтение как вид исполнительского искусства», созданной на основании интеграции видов искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство) и насыщение восприятия художественного образа через перенос, преображение вида рассматриваемого литературного произведения в иные художественные модальности.
3. Показатели сформированности у детей 6-7 лет навыков художественного чтения определяются уровнем выражения дошкольником творческой активности, художественного мышления и заинтересованности сценическим искусством; присутствием навыков общественного
выступления и реализации художественных текстов, постижения техники речи и оснований речевого исполнительского искусства.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка, который к концу дошкольного возраста имеет сформированные навыки художественного чтения. Острота темы подтверждается объективной важностью проблемы и недостаточной степенью ее реализации на практике.
Эффективность формирования навыков художественного чтения дошкольников обусловлена комплексным развитием составляющих их компонентов: когнитивно-эмоционального, мотивационно -ценностного, деятельностно-процессуального и рефлексивного. Каждый, из которых развивался, с учётом личностно-ориентированного подхода, специально подобранных форм и методов.
Количественный и качественный анализ результатов контрольного эксперимента демонстрирует положительную динамику уровня формирования навыков художественного чтения дошкольников 6-7 лет, что указывает на подтверждение выдвинутой гипотезы об эффективности формирования навыков художественного чтения дошкольников при наличии: -разработан методический комплекс на основе интеграции видов искусств (исполнительское искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство) в системе дополнительного образования дошкольников;
- включены родители в совместную деятельность по созданию атрибутов при подготовке театрализованных представлений;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядными, дидактическими, авторскими пособиями, играми, средствами мультимедиа, а также разнообразными материалами и инструментами.
Взаимодействие образовательной организации и семьи строится с учётом принципа сотрудничества организации с семьёй, что предполагает открытость учреждения для семей воспитанников, учёт условий жизни дошкольника, уважение к традициям семьи, её ценностям при построении образовательных отношений. Принцип сотрудничества организации с семьёй реализуется также в разнообразных формах работы с родителями (консультации, творческие встречи, памятки, горячие линии, дни открытых дверей, участие в творческих мероприятиях). Отношения строились на основе содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, наличия субъект-субъектных отношений между всеми участниками образовательных отношений.
Данное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и доказывает эффективность системы обучения, апробированной на занятиях в системе дополнительного образования при формировании навыков художественного чтения. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Аксёнов, В. Искусство художественного слова [Текст] / В. Аксенов. - М. : «Просвещение», 2002. - 164 с.
2. Алексеева, А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения [Текст] / А.А. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб.пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
4. Андрюшина, И.И. Выразительное чтение [Текст] : учебное пособие / И.И. Андрюшина, Е.Л. Лебедева. - М. : Прометей, 2012 - 161 с.
5. Артоболевский, Г.В. Очерки по художественному чтению [Текст] : книга для учителей / Г.В. Артоболевский. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. - 268 с.
6. Артоболевский, Г.В. Художественное чтение [Текст] / Г.В. Артоболевский. - М. : Просвещение, 1978. - 240 с.
7. Афанасьева, Л.И. Формирование интереса к чтению у детей с
интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л.И. Афанасьева //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36.
8. Барташева, Н.В. Воспитание будущего Читателя [Текст] / Н.В. Барташева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 8. - С. 28-34.
9. Боголюбская, М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] / М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко. - М. : «Просвещение», 2013. - 220 с.
10. Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста
художественной литературе [Текст] / С. Болотская, Т. Сквирер // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 4. - С. 150-153.
11. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж, 2010. - 176 с.
12. Брызгунова, Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык [Текст] / Е.А. Брызгунова. - М. : Просвещение, 2007. - 145 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1990. - С. 40-46.
14. Выразительное чтение [Текст] : учеб.пособие / Б.С. Найденов [и др.]. - 2¬е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1972. - 191 с.
15. Генералова, И.А. Интегративный предмет «Театр», или воспитание искусством [Текст] / И.А. Генералова. - М., 1997. - 142 с.
16. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи [Текст] / А.С. Герасимова; под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-Пресс, 2012. - 220 с.
17. Германова, М.Г. Книга для чтецов [Текст] / М.Г. Германова. - М. : Профиздат, 1964. - 205 с.
18. Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению [Текст] / Е.Н. Гончарова // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.
19. Гриценко, З.А. Истоки и причины нечтения [Текст] / З.А. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 33-41; № 7 - С. 33-41.
20. Гриценко, З.А. Своеобразие читательского становления [Текст] / З.А. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 15-20.
21. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи [Текст] : методика приобщения детей к чтению /З.А. Гриценко. - М. :Линка-Пресс, 2003. - 176 с.
22. Гриценко, З.И. Ребенок и книга [Текст] / З.И. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 49-52.
23. Гурович, Л.М. Ребенок и книга [Текст] : Пособие для воспитателей детского сада / Л.М. Гурович [и др.] - Изд. 3-е, испр. и доп. - СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. - 128 с.
24. Денисова, С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек [Текст] /С.А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 30-32.
25. Доронова, Т.Н. Играем в театр [Текст] / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2004. - 125 с.
26. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. - 2007.
- № 6. - С. 35-39.
27. Ефимова, Л.А. Развитие интереса и любви к книге [Текст] / Л.А. Ефимова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3.
- С. 82-88.
28. Журавлев, Д.Н. Об искусстве чтеца [Текст] / Д.Н. Журавлев. - М., 1960. - С. 43.
29. Иванова, Н.П. Упражнения по лексике [Текст] : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Н.П. Иванова; сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2000. - С. 240-249.
30. Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / Н.С. Карпинская. - М. : Известие АПН РСФСР. - Вып. 69, 1955. - С. 44.
31. Кирьянова, Р.А. Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению [Текст] / Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. - 2005.
- № 3. - С. 7-12.
32. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.Л. Князева. - СПб. : Детство-Пресс, 1998. - 180 с.
33. Князькина, Н.Х. Выразительные средства исполнителя, применяемые в
искусстве художественного чтения [Текст] / Н.Х Князькина //В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 6(61). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 53-58.
34. Комякова, Г. Слово в драматическом театре. Приёмы, упражнения для работы над дикцией [Текст] / Г. Комякова. - М., 2004. - 246 с.
35. Кондратьева, С.Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 8. - С. 39-41.
36. Коренюк, Л.Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению [Текст] / Л.Ю. Коренюк. - М. : Дело, 2007. - 140 с.
37. Коровяков, Д.Д. Искусство выразительного чтения [Текст] / Д.Д. Коровяков. - СПб., 1900. - С. 80-83.
38. Кузьменкова, Е.И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-лет [Текст] / Е.И. Кузьменкова. - М. : Чистые пруды, 2005. - 30 с.
39. Ласковая, Е.В. Практикум по художественному чтению [Текст] / Е.В. Ласковая, М.Н. Радциг. - М. : ВЦХТ, 2009. - 112 с. (Серия «Я вхожу в мир искусств»).
40. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова. М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
41. Майман, Р.Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению [Текст] / Р.Р. Майман. - М. : Дело, 2005. - 135 с.
42. Максаков, А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.И. Максаков // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2-3. - С. 33-36.
43. Михайлова, Л.Я. Театр после театра [Текст] / Л.Я. Михайлова // Начальная школа. - 1995. - № 3. - С. 33-35.
44. Модышевская, Г.И. Нестандартные формы работы с детской книгой [Текст] / Г.И. Модышевская // Начальная школа. - 1995. - № 7-8. - С. 9¬13.
45. Моисеева, М.В. Риторика [Текст] : Учебное пособие / М.В. Моисеева. - Ульяновск, 2012. - 84 с.
46. Мун, Л.Н. Синтез искусств в художественном образовании (интерактивная импровизационная технология) [Текст] / Л.Н. Мун // Искусство и образование. - 2008. - № 6 (56). - С. 68-76.
47. Найденов, Б. Методика выразительного чтения [Текст] / Б. Найденов, Л. Коренюк. - М. : Просвещение, 2007. - 176 с.
48. Неменский, Б.М. Педагогика искусства [Текст] : Книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский. - М. : Просвещение, 2012. - 272 с.
49. Никитина, А.Б. Театр, где играют дети [Текст] : Учебно-методическое пособие / А.Б. Никитина. - М., 2001. - 212 с.
50. Пави, П. Словарь театра [Текст] / П. Пави; пер. с фр. Л. Баженова, И. Бахта, О Васильева [и др.]. - М. : Прогресс. 1991. - 504 с.
51. Савкова, З.В. Техника звучащего слова : Методическое пособие [Текст] /
З.В. Савкова. - М., 1998. - 162 с.
52. Сидорова, С.Н. Игры-драматизации на основе сказок в содержании занятий по синтезу искусств [Текст] / С.Н. Сидорова, Т.А. Козыренко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. - Пермь : Меркурий, 2011. - С. 85-88.
53. Станиславский, К.С. Собр. соч. в 8 т., т. 3 [Текст] / К.С. Станиславский. - М., 1955. - С. 85.
54. Толковый словарь Д.М. Ушакова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //ushakovdictionary.ru/
55. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М. : Издательство Центр ВЛАДОС, 2014. - С. 84-96.
56. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности [Текст]: Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. - М., 2004. - 68 с.
57. Щерба, Л.В. Фонетика французского языка [Текст] / Л.В. Щерба. - 7-е издание. - М. : Высшая школа, 1963. - 308 с.
58. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. - 304 с.
59. Юсов, Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество. Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей [Текст] / Б.П. Юсов. - Магнитогорск :МаГУ, 2002. - 283 с.
60. Юсов, Б.П. Новые горизонты школьного искусства и культуры [Текст] / Б.П. Юсов // Избранные труды по истории и психологии образования и полихудожественного воспитания детей. - М. : Компания Спутник, 2004.
- С 8-11.
61. Dewar, G. Upbringing of children of preschool age in the course of labor activity [Text] / G. Dewar // scientific journal. - 2017. - №2. - P.3-11.
62. Gray, J. How a child works in the family [Text] / J. Gray // family education. - 2017. - №9. - P. 10-28.
63. Grochowalska, M. Interactive learning environment for children in the beliefs of pre-school teachers [Text] / M. Grochowalska // pedagogical journal. - 2016. - №10. - P. 6-24.
64. Lewin, P. Upbringing and education of children [Text] / P. Lewin. - Boston, 2016. - P. 121-200.
65. Santa, P. Teach children to work hard [Text] / P. Santa // family education. - 2016. - №17. - P. 43-71.