ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
1.1 Формирование коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 11
1.2 Коммуникативно-двигательная среда как средство формирования
коммуникативных умений 21
1.3 Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 31
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством коммуникативно-двигательной среды 38
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 38
2.2 Содержание работы по формированию коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством коммуникативно-двигательной среды 53
2.3 Изучение динамики уровня сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 78
Выводы по второй главе 88
Заключение 90
Список используемой литературы 92
Приложение 98
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
1.1 Формирование коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 11
1.2 Коммуникативно-двигательная среда как средство формирования
коммуникативных умений 21
1.3 Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 31
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством коммуникативно-двигательной среды 38
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 38
2.2 Содержание работы по формированию коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством коммуникативно-двигательной среды 53
2.3 Изучение динамики уровня сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 78
Выводы по второй главе 88
Заключение 90
Список используемой литературы 92
Приложение 98
Формирование коммуникативных умений является одной из значимых задач всех уровней образования, в том числе и дошкольного. Умения вежливо обратиться с просьбой, выслушать человека, спокойно отстаивать свою точку зрения, вести диалог со взрослыми и сверстниками, принимать участие в коллективных делах положительно влияют на формирование личности ребенка, его волевые качества, легкую адаптацию к школьному обучению, социуму.
Успешность формирования коммуникативных умений зависит от психофизиологического развития детей. У дошкольников с общим недоразвитием речи процесс освоения навыков общения замедляется, так как сдерживается процесс развития высших психических процессов и эмоционально-волевой сферы, наблюдается недоразвитие фонематического слуха, звукопроизношения и восприятия, запаздывание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста широко изучались в психолого-педагогической науке. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Взаимосвязь речи с психическим развитием ребенка раскрыта в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. Вопросы формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи исследовались Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой, С.Н. Сазоновой. Изучение особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и создание методик коррекционной работы представлены в работах таких выдающихся ученых, как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина.
Анализ проблем детской речи рассматривали З.Е. Агранович, A. Г. Арушанова, Л.И. Белякова, О.Е. Грибова и другие. Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, изучили Л.И. Айдарова, Ж.В. Антипова, И.Т. Власенко, Р.И. Лалаева, Д.Б. Эльконин. Поиск путей создания наиболее адекватных методов работы с такими детьми осуществили Т.В. Ахутина, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Л.А. Петровская и другие.
Известны исследования, доказывающие тесную взаимосвязь развития речи и движений (И.И. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, B. А. Гиляровский, В.И. Лубовский, А.В. Запорожец и другие).
Однако анализ научных исследований показал, что в сложившейся педагогической практике не в полной мере изучены и разработаны специальные условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Речевая активность детей с общим недоразвитием речи достигается созданием развивающей среды в помещении и на участке. В этом плане интерес представляет коммуникативно-двигательная среда.
Коммуникативно-двигательная среда предполагает правильный подбор и рациональное размещение двигательного оборудования, материалов, пособий.
Анализ организации коммуникативной деятельности детей свидетельствует о том, что педагоги дошкольных образовательных организаций, работающие с детьми с речевыми нарушениями, недооценивают роль спортивного оборудования в развитии коммуникативных умений детей. Известны исследования, согласно которым в процессе действия с двигательным оборудованием требуется от детей согласованности не только двигательных, но и речевых действий, а также договоренности между собой (А.А. Ошкина, А.А. Чеменева, О.А. Ушакова- Славолюбова, Т.Ю. Щербакова).
В связи с этим мы предполагаем, что коммуникативно-двигательная среда, наполняясь двигательным оборудованием, побуждает детей с общим недоразвитием речи к двигательной и речевой активности и является средством формирования коммуникативных умений.
Существует противоречие между необходимостью формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием возможностей коммуникативно-двигательной среды в данном процессе.
Проблема исследования: как осуществить формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством коммуникативно-двигательной среды.
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать возможности использования коммуникативно-двигательной среды в процессе формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: коммуникативно-двигательная среда как средство формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи возможен, если:
- определены сущностные и структурно-содержательные
характеристики коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом их степени проявления;
- обеспечена возможность активного речевого взаимодействия детей друг с другом, используя коммуникативно-двигательную среду;
- организована коммуникативно-двигательная среда, наполненная нетрадиционным двигательным оборудованием.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить подходы к использованию коммуникативно - двигательной среды для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; разработать комплекс форм работы с детьми с учетом разработанных подходов.
3. Выявить эффективность использования коммуникативно-двигательной среды для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения о: формировании и развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста (М.И. Лисина, А.К. Маркова, Г.М. Андреева, А.В. Запорожец, З.М. Богуславская, А.Г. Рузская, Е.Г. Савина, Т.А. Антонова и другие), о психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Л.Г. Соловьева, Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша и другие), о среде как средстве формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (С.А. Козлова, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, О.В. Дыбина), в частности коммуникативно-двигательной среде (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, А.А. Ошкина, А.А. Чеменева и другие).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:
- теоретические: анализ философской, психологической,
педагогической литературы; изучение и обобщение эффективного психолого-педагогического опыта;
- эмпирические: анкетирование педагогов; наблюдения;
педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
- методы количественного и качественного анализа результатов экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлен диагностический инструментарий формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- определена система работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- обоснована эффективность использования коммуникативно-двигательной среды для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования:
- расширено понятие «коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» как совокупность действий, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов;
- выявлены и педагогически обоснованы сущностные и структурно-содержательные характеристики формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработан диагностический инструментарий, направленный на выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- разработан комплекс форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством коммуникативно-двигательной среды;
- разработана картотека игровых заданий с использованием нетрадиционного двигательного оборудования, обеспечивающих коммуникативное взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются его методологической базой, использованием современных научных достижений психолого-педагогических наук, применением комплексных методов, адекватных задачам, объекту и предмету исследования; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных; реализацией материалов исследования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Апробация исследования. Результаты работы обсуждались на научно-методическом семинаре, представлены в отчетах научно-исследовательской работы в семестрах, докладывались на конференциях различного уровня:
- международная научно-практическая конференция «Перспективы развития науки и образования». Россия, Тамбов (31 октября 2015 г.);
- научно-практическая студенческая конференция ТГУ (28 марта - 12 апреля 2016 г.);
- международная научно-практическая конференция «Вопросы образования и науки». Россия, Тамбов (30 декабря 2016 г.);
- научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ» (4 апреля 2017 г.).
Основные положения диссертационного исследования нашли отражения в публикациях.
База и организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти. В эксперименте принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи группы компенсирующей направленности: 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.) - поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ психолого-педагогической литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, сформулирован категориальный аппарат.
Второй этап (март - декабрь 2016 г.) - экспериментальный. На этом этапе были подвергнуты эмпирической проверке процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, разработанные формы и методы работы по формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за сформированностью данного процесса с целью его коррекции.
Третий этап (январь - май 2017 г.) - обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, внедрением и публикацией, литературным оформлением диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи представляют собой совокупность действий, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его коррекции.
2. Система формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включает в себя: разработанный диагностический инструментарий; комплексную программу развития коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи (включение дошкольников с общим недоразвитием речи в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками; вариантами использования нетрадиционного двигательного оборудования в процессе коммуникативной деятельности, отработку технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации; повышение самостоятельности в освоении коммуникативных умений); а также целенаправленную работу с педагогами по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (формирование представлений о способах организации коммуникативно-двигательной среды и вариантах использования нетрадиционного двигательного оборудования в процессе формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи).
3. Эффективное формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обеспечивается посредством коммуникативно-двигательной среды, наполненной нетрадиционным двигательным оборудованием.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (60 наименований), 8 приложений. Работа проиллюстрирована 7 таблицами и 4 рисунками.
Успешность формирования коммуникативных умений зависит от психофизиологического развития детей. У дошкольников с общим недоразвитием речи процесс освоения навыков общения замедляется, так как сдерживается процесс развития высших психических процессов и эмоционально-волевой сферы, наблюдается недоразвитие фонематического слуха, звукопроизношения и восприятия, запаздывание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста широко изучались в психолого-педагогической науке. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Взаимосвязь речи с психическим развитием ребенка раскрыта в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. Вопросы формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи исследовались Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой, С.Н. Сазоновой. Изучение особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и создание методик коррекционной работы представлены в работах таких выдающихся ученых, как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина.
Анализ проблем детской речи рассматривали З.Е. Агранович, A. Г. Арушанова, Л.И. Белякова, О.Е. Грибова и другие. Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, изучили Л.И. Айдарова, Ж.В. Антипова, И.Т. Власенко, Р.И. Лалаева, Д.Б. Эльконин. Поиск путей создания наиболее адекватных методов работы с такими детьми осуществили Т.В. Ахутина, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Л.А. Петровская и другие.
Известны исследования, доказывающие тесную взаимосвязь развития речи и движений (И.И. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, B. А. Гиляровский, В.И. Лубовский, А.В. Запорожец и другие).
Однако анализ научных исследований показал, что в сложившейся педагогической практике не в полной мере изучены и разработаны специальные условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Речевая активность детей с общим недоразвитием речи достигается созданием развивающей среды в помещении и на участке. В этом плане интерес представляет коммуникативно-двигательная среда.
Коммуникативно-двигательная среда предполагает правильный подбор и рациональное размещение двигательного оборудования, материалов, пособий.
Анализ организации коммуникативной деятельности детей свидетельствует о том, что педагоги дошкольных образовательных организаций, работающие с детьми с речевыми нарушениями, недооценивают роль спортивного оборудования в развитии коммуникативных умений детей. Известны исследования, согласно которым в процессе действия с двигательным оборудованием требуется от детей согласованности не только двигательных, но и речевых действий, а также договоренности между собой (А.А. Ошкина, А.А. Чеменева, О.А. Ушакова- Славолюбова, Т.Ю. Щербакова).
В связи с этим мы предполагаем, что коммуникативно-двигательная среда, наполняясь двигательным оборудованием, побуждает детей с общим недоразвитием речи к двигательной и речевой активности и является средством формирования коммуникативных умений.
Существует противоречие между необходимостью формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием возможностей коммуникативно-двигательной среды в данном процессе.
Проблема исследования: как осуществить формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством коммуникативно-двигательной среды.
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать возможности использования коммуникативно-двигательной среды в процессе формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: коммуникативно-двигательная среда как средство формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи возможен, если:
- определены сущностные и структурно-содержательные
характеристики коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом их степени проявления;
- обеспечена возможность активного речевого взаимодействия детей друг с другом, используя коммуникативно-двигательную среду;
- организована коммуникативно-двигательная среда, наполненная нетрадиционным двигательным оборудованием.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить подходы к использованию коммуникативно - двигательной среды для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; разработать комплекс форм работы с детьми с учетом разработанных подходов.
3. Выявить эффективность использования коммуникативно-двигательной среды для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения о: формировании и развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста (М.И. Лисина, А.К. Маркова, Г.М. Андреева, А.В. Запорожец, З.М. Богуславская, А.Г. Рузская, Е.Г. Савина, Т.А. Антонова и другие), о психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Л.Г. Соловьева, Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша и другие), о среде как средстве формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (С.А. Козлова, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, О.В. Дыбина), в частности коммуникативно-двигательной среде (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, А.А. Ошкина, А.А. Чеменева и другие).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:
- теоретические: анализ философской, психологической,
педагогической литературы; изучение и обобщение эффективного психолого-педагогического опыта;
- эмпирические: анкетирование педагогов; наблюдения;
педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
- методы количественного и качественного анализа результатов экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлен диагностический инструментарий формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- определена система работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- обоснована эффективность использования коммуникативно-двигательной среды для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования:
- расширено понятие «коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» как совокупность действий, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов;
- выявлены и педагогически обоснованы сущностные и структурно-содержательные характеристики формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработан диагностический инструментарий, направленный на выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- разработан комплекс форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством коммуникативно-двигательной среды;
- разработана картотека игровых заданий с использованием нетрадиционного двигательного оборудования, обеспечивающих коммуникативное взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются его методологической базой, использованием современных научных достижений психолого-педагогических наук, применением комплексных методов, адекватных задачам, объекту и предмету исследования; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных; реализацией материалов исследования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Апробация исследования. Результаты работы обсуждались на научно-методическом семинаре, представлены в отчетах научно-исследовательской работы в семестрах, докладывались на конференциях различного уровня:
- международная научно-практическая конференция «Перспективы развития науки и образования». Россия, Тамбов (31 октября 2015 г.);
- научно-практическая студенческая конференция ТГУ (28 марта - 12 апреля 2016 г.);
- международная научно-практическая конференция «Вопросы образования и науки». Россия, Тамбов (30 декабря 2016 г.);
- научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ» (4 апреля 2017 г.).
Основные положения диссертационного исследования нашли отражения в публикациях.
База и организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти. В эксперименте принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи группы компенсирующей направленности: 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.) - поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ психолого-педагогической литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, сформулирован категориальный аппарат.
Второй этап (март - декабрь 2016 г.) - экспериментальный. На этом этапе были подвергнуты эмпирической проверке процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, разработанные формы и методы работы по формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за сформированностью данного процесса с целью его коррекции.
Третий этап (январь - май 2017 г.) - обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, внедрением и публикацией, литературным оформлением диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи представляют собой совокупность действий, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его коррекции.
2. Система формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включает в себя: разработанный диагностический инструментарий; комплексную программу развития коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи (включение дошкольников с общим недоразвитием речи в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками; вариантами использования нетрадиционного двигательного оборудования в процессе коммуникативной деятельности, отработку технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации; повышение самостоятельности в освоении коммуникативных умений); а также целенаправленную работу с педагогами по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (формирование представлений о способах организации коммуникативно-двигательной среды и вариантах использования нетрадиционного двигательного оборудования в процессе формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи).
3. Эффективное формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обеспечивается посредством коммуникативно-двигательной среды, наполненной нетрадиционным двигательным оборудованием.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (60 наименований), 8 приложений. Работа проиллюстрирована 7 таблицами и 4 рисунками.
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста является предметом разговора и исследований психологов, педагогов и лингвистов. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значимость данной проблемы, ее актуальность повышается, когда речь идет о детях с проблемами в речевом развитии. Недоразвитие речи связано с нарушением компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Исследование показало необходимость поиска средств, способствующих формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Одним из таких средств является коммуникативно - двигательная среда.
Исходя из анализа подходов научных исследователей С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, О.В. Дыбиной, А.А. Ошкиной и других к понятию и специфики организации развивающей предметно- пространственной среды в дошкольных организациях мы определили коммуникативно-двигательную среду как среду, способствующую формированию коммуникативных умений, расширению опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольников со сверстниками средствами правильно подобранного и рационально используемого двигательного оборудования. Мы выделили и охарактеризовали принципы создания коммуникативно-двигательной среды и ее компоненты.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи слабо сформированы умения понимать чувства и эмоции окружающих людей, учитывать их настроение в процессе общения, вести диалог с собеседником, слушая и не перебивая его. Дети не могут договариваться при взаимодействии с партнером, прислушиваться к его мнению и желаниям. Дошкольники не проявляют активности в общении, недостаточно владеют вербальными и невербальными формами общения.
Формирующий эксперимент доказал важность поэтапной организации работы с педагогами и детьми: повышение уровня теоретических знаний и практических умений педагогов по использованию нетрадиционного двигательного оборудования в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений; обучение детей навыкам коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности с использованием нетрадиционного двигательного оборудования; закрепление полученных навыков в самостоятельной деятельности.
Результаты контрольного среза показали, что дети стали не только понимать эмоциональное состояние взрослых и сверстников, но и учитывать его в процессе общения. Дошкольники научились договариваться друг с другом о предстоящей совместной деятельности и в ее процессе. Во время взаимодействия прислушиваются к мнению своего партнера, учитывают его желания, избегают конфликта, тактично стараются доказать свою точку зрения.
Дошкольники стали инициативны в общении, в процессе диалога не перебивают собеседника. Кроме вербальных форм речевого общения активно стали использовать невербальные формы.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Исследование показало необходимость поиска средств, способствующих формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Одним из таких средств является коммуникативно - двигательная среда.
Исходя из анализа подходов научных исследователей С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, О.В. Дыбиной, А.А. Ошкиной и других к понятию и специфики организации развивающей предметно- пространственной среды в дошкольных организациях мы определили коммуникативно-двигательную среду как среду, способствующую формированию коммуникативных умений, расширению опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольников со сверстниками средствами правильно подобранного и рационально используемого двигательного оборудования. Мы выделили и охарактеризовали принципы создания коммуникативно-двигательной среды и ее компоненты.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи слабо сформированы умения понимать чувства и эмоции окружающих людей, учитывать их настроение в процессе общения, вести диалог с собеседником, слушая и не перебивая его. Дети не могут договариваться при взаимодействии с партнером, прислушиваться к его мнению и желаниям. Дошкольники не проявляют активности в общении, недостаточно владеют вербальными и невербальными формами общения.
Формирующий эксперимент доказал важность поэтапной организации работы с педагогами и детьми: повышение уровня теоретических знаний и практических умений педагогов по использованию нетрадиционного двигательного оборудования в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений; обучение детей навыкам коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности с использованием нетрадиционного двигательного оборудования; закрепление полученных навыков в самостоятельной деятельности.
Результаты контрольного среза показали, что дети стали не только понимать эмоциональное состояние взрослых и сверстников, но и учитывать его в процессе общения. Дошкольники научились договариваться друг с другом о предстоящей совместной деятельности и в ее процессе. Во время взаимодействия прислушиваются к мнению своего партнера, учитывают его желания, избегают конфликта, тактично стараются доказать свою точку зрения.
Дошкольники стали инициативны в общении, в процессе диалога не перебивают собеседника. Кроме вербальных форм речевого общения активно стали использовать невербальные формы.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Развитие грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях группы комбинированной направленности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика нарушений межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - Формирование предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021



