ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 10
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 10
1.2 Условия развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 16
Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 31
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 31
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 42
2.3 Динамика уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 51
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Стимульный материал для проведения диагностического исследования 64
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента .. 67
Приложение В Протокол результатов контрольного эксперимента 68
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 10
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 10
1.2 Условия развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 16
Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 31
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 31
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 42
2.3 Динамика уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 51
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Стимульный материал для проведения диагностического исследования 64
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента .. 67
Приложение В Протокол результатов контрольного эксперимента 68
Актуальной проблемой современного дошкольного образования является проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Язык - это основное средство общения и взаимопонимания между людьми. От знания родного языка, умение им пользоваться зависит внутренняя культура личности, ее моральные принципы, общественные и эстетические идеалы. Язык и речь - это не только основное средство проявления важных психических процессов восприятия, мышления, памяти, но и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сфер.
Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и другие ученые).
Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Для достижения связности речи необходимо формировать у детей такие умения, как: умение понимать и осознавать тему; определять ее границы; подбирать необходимый материал; расположить его в необходимой последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь обусловлено и произвольно.
В специальной дошкольной педагогике в настоящее время актуален вопрос о создании педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития умения составлять описательный рассказ. Одна из основных задач дошкольной образовательной организации - это формирование у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития умения чётко и последовательно излагать свои мысли.
О.И. Соловьёва, А.М. Бородич, Ф.В. Сохини разработали ряд методик по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Но, учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: дефектное произношение звуков, бедный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, зачастую нарушение произвольного внимания и памяти, низкий уровень наглядно-действенного мышления, учителям-дефектологам и воспитателям, работающим с такими детьми, необходимо проводить специально организованную работу по развитию у них связной монологической речи.
Чтобы составить описательный рассказ ребёнок должен владеть грамматическим строем речи, иметь богатый словарный запас, так же на практике использовать языковой материал.
При отсутствии патологии в речевом развитии, умение составлять описательный рассказ для детей 5-6 лет очень сложный процесс. Если у ребёнка задержка психического развития, то этот процесс усложняется. Речь детей 5-6 лет с задержкой психического развития часто носит ситуативный характер, у детей только начинается переход к контекстной речи. Связная речь детей 5-6 лет с задержкой психического развития характеризуется «бедностью языкового оформления и нарушением логической связности».
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития изучали следующие исследователи: Г.И. Жарекова, А.Д. Кошелева, Н.Ю. Борякова, Н.А. Цыпина, В.И. Лубовский.
В.К. Воробьёва описала генетическое развитие связной речи и пришла к выводу, что связная речь формируется за счет ситуативного общения, а затем от диалога постепенно переходит к формам монологической речи (повествованию, описанию и рассуждению).
В.П. Глухов предложил систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Т.А. Ткаченко создала систему формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования.
Высказывания детей с задержкой психического развития отличаются нечеткостью, нет последовательности изложения. Очень трудно даются детям самостоятельные высказывания по памяти и все виды рассказывания. Рассказ по картине часто происходит как простое перечисление изображенных на ней объектов и предметов. При воспроизведении текстов по образцу видно отставание от детей с нормотипичным развитием.
Использование только традиционных методов работы с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по развитию у них связной монологической речи недостаточно. Необходимо найти такие пути решения проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, реализуя обоснованные педагогические условия.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил выделить следующее противоречие: проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста достаточно изучена, тем не менее, вопросы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы развития связной речи детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Также можно констатировать отсутствие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития содержательной стороны для развития связной монологической речи, так как у них небольшой жизненный опыт и чаще всего диагностируется общее недоразвитие всех компонентов речи: фонетического, лексического, грамматического.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития»
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - мы предположили, что развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития возможно при следующих педагогических условиях:
- организация развивающей предметно-пространственной среды с разнообразным, доступным и индивидуально комфортным для детей игровым и дидактическим материалом;
- подбор серии сюжетных картин для рассказывания с соблюдением определенных требований;
- разработка содержания образовательной деятельности в соответствии с показателями развития у детей связной монологической речи;
- организация работы по развитию у детей связной монологической речи с использованием серии сюжетных картин.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия развития монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику уровня развития монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические положения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, А.Р. Лурии, Ф.А. Сохина о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста;
- теоретические положения К.Д. Ушинского об обучении детей на наглядной основе;
- теоретические положения Н.Ю. Боряковой, Н.А. Цыпиной, характеризующие связную монологическую речь детей 5-6 лет с задержкой психического развития с позиции неосознанности и непроизвольности построения фразы как высказывания в целом.
Новизна исследования заключается в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития монологической речи описательного типа у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные педагогические условия могут быть реализованы учителями- дефектологами, учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей направленности в работе по развитию монологической речи описательного типа у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования. МБДОУ «Детский сад № 52 «Росинка» г. Димитровград. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (39 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 13 таблицами.
Язык - это основное средство общения и взаимопонимания между людьми. От знания родного языка, умение им пользоваться зависит внутренняя культура личности, ее моральные принципы, общественные и эстетические идеалы. Язык и речь - это не только основное средство проявления важных психических процессов восприятия, мышления, памяти, но и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сфер.
Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и другие ученые).
Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Для достижения связности речи необходимо формировать у детей такие умения, как: умение понимать и осознавать тему; определять ее границы; подбирать необходимый материал; расположить его в необходимой последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь обусловлено и произвольно.
В специальной дошкольной педагогике в настоящее время актуален вопрос о создании педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития умения составлять описательный рассказ. Одна из основных задач дошкольной образовательной организации - это формирование у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития умения чётко и последовательно излагать свои мысли.
О.И. Соловьёва, А.М. Бородич, Ф.В. Сохини разработали ряд методик по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Но, учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: дефектное произношение звуков, бедный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, зачастую нарушение произвольного внимания и памяти, низкий уровень наглядно-действенного мышления, учителям-дефектологам и воспитателям, работающим с такими детьми, необходимо проводить специально организованную работу по развитию у них связной монологической речи.
Чтобы составить описательный рассказ ребёнок должен владеть грамматическим строем речи, иметь богатый словарный запас, так же на практике использовать языковой материал.
При отсутствии патологии в речевом развитии, умение составлять описательный рассказ для детей 5-6 лет очень сложный процесс. Если у ребёнка задержка психического развития, то этот процесс усложняется. Речь детей 5-6 лет с задержкой психического развития часто носит ситуативный характер, у детей только начинается переход к контекстной речи. Связная речь детей 5-6 лет с задержкой психического развития характеризуется «бедностью языкового оформления и нарушением логической связности».
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития изучали следующие исследователи: Г.И. Жарекова, А.Д. Кошелева, Н.Ю. Борякова, Н.А. Цыпина, В.И. Лубовский.
В.К. Воробьёва описала генетическое развитие связной речи и пришла к выводу, что связная речь формируется за счет ситуативного общения, а затем от диалога постепенно переходит к формам монологической речи (повествованию, описанию и рассуждению).
В.П. Глухов предложил систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Т.А. Ткаченко создала систему формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования.
Высказывания детей с задержкой психического развития отличаются нечеткостью, нет последовательности изложения. Очень трудно даются детям самостоятельные высказывания по памяти и все виды рассказывания. Рассказ по картине часто происходит как простое перечисление изображенных на ней объектов и предметов. При воспроизведении текстов по образцу видно отставание от детей с нормотипичным развитием.
Использование только традиционных методов работы с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по развитию у них связной монологической речи недостаточно. Необходимо найти такие пути решения проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, реализуя обоснованные педагогические условия.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил выделить следующее противоречие: проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста достаточно изучена, тем не менее, вопросы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы развития связной речи детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Также можно констатировать отсутствие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития содержательной стороны для развития связной монологической речи, так как у них небольшой жизненный опыт и чаще всего диагностируется общее недоразвитие всех компонентов речи: фонетического, лексического, грамматического.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития»
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - мы предположили, что развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития возможно при следующих педагогических условиях:
- организация развивающей предметно-пространственной среды с разнообразным, доступным и индивидуально комфортным для детей игровым и дидактическим материалом;
- подбор серии сюжетных картин для рассказывания с соблюдением определенных требований;
- разработка содержания образовательной деятельности в соответствии с показателями развития у детей связной монологической речи;
- организация работы по развитию у детей связной монологической речи с использованием серии сюжетных картин.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия развития монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику уровня развития монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические положения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, А.Р. Лурии, Ф.А. Сохина о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста;
- теоретические положения К.Д. Ушинского об обучении детей на наглядной основе;
- теоретические положения Н.Ю. Боряковой, Н.А. Цыпиной, характеризующие связную монологическую речь детей 5-6 лет с задержкой психического развития с позиции неосознанности и непроизвольности построения фразы как высказывания в целом.
Новизна исследования заключается в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития монологической речи описательного типа у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные педагогические условия могут быть реализованы учителями- дефектологами, учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей направленности в работе по развитию монологической речи описательного типа у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования. МБДОУ «Детский сад № 52 «Росинка» г. Димитровград. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (39 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 13 таблицами.
Проблема развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития занимает центральное место в общей системе коррекционной работы в дошкольных образовательных организациях.
Связная речь будто вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, усвоения его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строения.
К концу дошкольного возраста ребенок должен научиться самостоятельно, воспроизвести и самостоятельно строить связные и законченные высказывания разных типов.
По результатам экспериментального исследования большинство детей 5-6 лет с задержкой психического развития в основном при составлении рассказа пользуются простыми предложениями, либо употребляют лишь часть сложного предложения. Дети затрудняются строить связные, последовательные, структурированные рассказы.
Стержневым в построении экспериментальной методики выступали подходы, которые основывались на специальном отборе речевого материала, рациональном применении целесообразно подобранных методов и приемов обучения дошкольников связному высказыванию.
По результатам констатирующего исследования были обоснованы и апробированы педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, с опорой на рассказывание по серии сюжетных картин.
Серии сюжетных картин используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста для обучения детей построению связного высказывания, так как при восприятии картин дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей.
Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания формы и содержания.
Прежде, чем составить рассказ по серии сюжетных картин, педагог предлагает выложить картины последовательно, соблюдая логическую цепочку событий. При этом ребенок должен сосредоточиться на сюжете, у него развивается внимание, логическое мышление.
Данные контрольного эксперимента показали, что есть положительная динамика уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
- количество детей с низким уровнем развития связной монологической речи снизилось на 40%;
- количество детей со средним уровнем развития связной
монологической речи повысилось на 30%;
- количество детей с высоким уровнем развития связной
монологической речи повысилось на 10%.
Это свидетельствует об успешности проведения специальной работы по реализации педагогических условий развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования подтвердилась. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Связная речь будто вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, усвоения его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строения.
К концу дошкольного возраста ребенок должен научиться самостоятельно, воспроизвести и самостоятельно строить связные и законченные высказывания разных типов.
По результатам экспериментального исследования большинство детей 5-6 лет с задержкой психического развития в основном при составлении рассказа пользуются простыми предложениями, либо употребляют лишь часть сложного предложения. Дети затрудняются строить связные, последовательные, структурированные рассказы.
Стержневым в построении экспериментальной методики выступали подходы, которые основывались на специальном отборе речевого материала, рациональном применении целесообразно подобранных методов и приемов обучения дошкольников связному высказыванию.
По результатам констатирующего исследования были обоснованы и апробированы педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, с опорой на рассказывание по серии сюжетных картин.
Серии сюжетных картин используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста для обучения детей построению связного высказывания, так как при восприятии картин дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей.
Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания формы и содержания.
Прежде, чем составить рассказ по серии сюжетных картин, педагог предлагает выложить картины последовательно, соблюдая логическую цепочку событий. При этом ребенок должен сосредоточиться на сюжете, у него развивается внимание, логическое мышление.
Данные контрольного эксперимента показали, что есть положительная динамика уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
- количество детей с низким уровнем развития связной монологической речи снизилось на 40%;
- количество детей со средним уровнем развития связной
монологической речи повысилось на 30%;
- количество детей с высоким уровнем развития связной
монологической речи повысилось на 10%.
Это свидетельствует об успешности проведения специальной работы по реализации педагогических условий развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования подтвердилась. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.



