Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 10
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 10
1.2 Условия развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 16
Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 31
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 31
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 42
2.3 Динамика уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 51
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Стимульный материал для проведения диагностического исследования 64
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента .. 67
Приложение В Протокол результатов контрольного эксперимента 68
Актуальной проблемой современного дошкольного образования является проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Язык - это основное средство общения и взаимопонимания между людьми. От знания родного языка, умение им пользоваться зависит внутренняя культура личности, ее моральные принципы, общественные и эстетические идеалы. Язык и речь - это не только основное средство проявления важных психических процессов восприятия, мышления, памяти, но и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сфер.
Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и другие ученые).
Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Для достижения связности речи необходимо формировать у детей такие умения, как: умение понимать и осознавать тему; определять ее границы; подбирать необходимый материал; расположить его в необходимой последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь обусловлено и произвольно.
В специальной дошкольной педагогике в настоящее время актуален вопрос о создании педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития умения составлять описательный рассказ. Одна из основных задач дошкольной образовательной организации - это формирование у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития умения чётко и последовательно излагать свои мысли.
О.И. Соловьёва, А.М. Бородич, Ф.В. Сохини разработали ряд методик по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Но, учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: дефектное произношение звуков, бедный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, зачастую нарушение произвольного внимания и памяти, низкий уровень наглядно-действенного мышления, учителям-дефектологам и воспитателям, работающим с такими детьми, необходимо проводить специально организованную работу по развитию у них связной монологической речи.
Чтобы составить описательный рассказ ребёнок должен владеть грамматическим строем речи, иметь богатый словарный запас, так же на практике использовать языковой материал.
При отсутствии патологии в речевом развитии, умение составлять описательный рассказ для детей 5-6 лет очень сложный процесс. Если у ребёнка задержка психического развития, то этот процесс усложняется. Речь детей 5-6 лет с задержкой психического развития часто носит ситуативный характер, у детей только начинается переход к контекстной речи. Связная речь детей 5-6 лет с задержкой психического развития характеризуется «бедностью языкового оформления и нарушением логической связности».
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития изучали следующие исследователи: Г.И. Жарекова, А.Д. Кошелева, Н.Ю. Борякова, Н.А. Цыпина, В.И. Лубовский.
В.К. Воробьёва описала генетическое развитие связной речи и пришла к выводу, что связная речь формируется за счет ситуативного общения, а затем от диалога постепенно переходит к формам монологической речи (повествованию, описанию и рассуждению).
В.П. Глухов предложил систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Т.А. Ткаченко создала систему формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования.
Высказывания детей с задержкой психического развития отличаются нечеткостью, нет последовательности изложения. Очень трудно даются детям самостоятельные высказывания по памяти и все виды рассказывания. Рассказ по картине часто происходит как простое перечисление изображенных на ней объектов и предметов. При воспроизведении текстов по образцу видно отставание от детей с нормотипичным развитием.
Использование только традиционных методов работы с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по развитию у них связной монологической речи недостаточно. Необходимо найти такие пути решения проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, реализуя обоснованные педагогические условия.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил выделить следующее противоречие: проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста достаточно изучена, тем не менее, вопросы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы развития связной речи детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Также можно констатировать отсутствие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития содержательной стороны для развития связной монологической речи, так как у них небольшой жизненный опыт и чаще всего диагностируется общее недоразвитие всех компонентов речи: фонетического, лексического, грамматического.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития»
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - мы предположили, что развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития возможно при следующих педагогических условиях:
- организация развивающей предметно-пространственной среды с разнообразным, доступным и индивидуально комфортным для детей игровым и дидактическим материалом;
- подбор серии сюжетных картин для рассказывания с соблюдением определенных требований;
- разработка содержания образовательной деятельности в соответствии с показателями развития у детей связной монологической речи;
- организация работы по развитию у детей связной монологической речи с использованием серии сюжетных картин.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия развития монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику уровня развития монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические положения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, А.Р. Лурии, Ф.А. Сохина о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста;
- теоретические положения К.Д. Ушинского об обучении детей на наглядной основе;
- теоретические положения Н.Ю. Боряковой, Н.А. Цыпиной, характеризующие связную монологическую речь детей 5-6 лет с задержкой психического развития с позиции неосознанности и непроизвольности построения фразы как высказывания в целом.
Новизна исследования заключается в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития монологической речи описательного типа у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные педагогические условия могут быть реализованы учителями- дефектологами, учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей направленности в работе по развитию монологической речи описательного типа у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования. МБДОУ «Детский сад № 52 «Росинка» г. Димитровград. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (39 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 13 таблицами.
Проблема развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития занимает центральное место в общей системе коррекционной работы в дошкольных образовательных организациях.
Связная речь будто вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, усвоения его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строения.
К концу дошкольного возраста ребенок должен научиться самостоятельно, воспроизвести и самостоятельно строить связные и законченные высказывания разных типов.
По результатам экспериментального исследования большинство детей 5-6 лет с задержкой психического развития в основном при составлении рассказа пользуются простыми предложениями, либо употребляют лишь часть сложного предложения. Дети затрудняются строить связные, последовательные, структурированные рассказы.
Стержневым в построении экспериментальной методики выступали подходы, которые основывались на специальном отборе речевого материала, рациональном применении целесообразно подобранных методов и приемов обучения дошкольников связному высказыванию.
По результатам констатирующего исследования были обоснованы и апробированы педагогические условия развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, с опорой на рассказывание по серии сюжетных картин.
Серии сюжетных картин используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста для обучения детей построению связного высказывания, так как при восприятии картин дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей.
Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания формы и содержания.
Прежде, чем составить рассказ по серии сюжетных картин, педагог предлагает выложить картины последовательно, соблюдая логическую цепочку событий. При этом ребенок должен сосредоточиться на сюжете, у него развивается внимание, логическое мышление.
Данные контрольного эксперимента показали, что есть положительная динамика уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
- количество детей с низким уровнем развития связной монологической речи снизилось на 40%;
- количество детей со средним уровнем развития связной
монологической речи повысилось на 30%;
- количество детей с высоким уровнем развития связной
монологической речи повысилось на 10%.
Это свидетельствует об успешности проведения специальной работы по реализации педагогических условий развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования подтвердилась. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. М. : Академия, 2013. 448 с.
2. Бахарева К. С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. 200 с.
3. Богуш А., Гавриш Н. Учимся рассказывать. Составление рассказов по сериям сюжетных картин на основе литературных произведений : учебно-методическое пособие. К. : 2013. 32 с.
4. Богуш А.М., Гавриш Н. В. Дошкольная лингводидактика : теория и методика обучения детей родному языку в дошкольных учебных заведениях / Под ред. А. М. Богуш. 2-е изд., допол. К. : Слово, 2011. 704 с.
5. Богуш А. М., Гавриш Н. В. Приглашаем к разговору. Рассказывание по сюжетным картинам : учебно-методический комплект для детей старшего дошкольного возраста : методическое пособие и 16 картин. 2-е изд. К. : Генеза, 2014. 48 с.
6. Воробьева В. К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учебное пособие. АСТ, 2009. 160 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т. Т 2. М. : Просвещение, 1996. 367 с.
8. Гавриш Н. Развитие связной речи дошкольников : учебно-методическое пособие. К. : Школьный мир, 2006. 120 с.
9. Гвоздев А. Н. [и др.] Вопросы изучения детской речи. М. : Просвещение, 1991. 246 с.
10. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 2005. № 1. С. 18-23.
11. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. С. 28-34.
12. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учебное пособие для студентов пед. вузов. М. : Астрель, 2005. 351 с.
13. Дементьева А. М. Методика развития речи детей : учебное пособие. 2-е изд. М. : Просвещение, 1981. 255 с.
14. Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб. : Детство-Пресс, 2005. 146 с.
15. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Книга для логопеда. Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. 320 с.
16. Капышева Н. Н. Составление рассказа по серии картин с использованием картинно-символического плана // Логопедия. 2004. № 2. С. 45.
17. Кольцова М. М., Кольцова М. Н., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. М. : У-Фактория, 2006. 177 с.
18. Левина Р. Е. Нарушения речи у детей. М. : АРКТИ, 2005. 224 с.
19. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 680 с.
20. Лурия А. Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 47-53.
21. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. С. 49-55.
22. Немов Р. С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2002. Т 1. 688 с.
23. Радыгина П. Н., Гайфуллина Н. Г. Речевые проблемы современных
дошкольников. // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZrechevye-
problemysovremennyh-doshkolnikov (дата обращения: 18.02.2020).
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2015. 713 с.
25. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400 с.
26. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. М. : Литера, 2004. 59 с.
27. Смирнова Е. А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин. М. : Просвещение, 1987. 204 с.
28. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. М. : Мозаика-синтез, 2012. 192 с.
29. Смольникова Н. Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников : автореф. дисс. канд. пед. наук : 13.00.02 / НИИ дошк. восп. Москва, 1986. 23 с.
30. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М. : Просвещение, 1996. 176 с.
31. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2008. 96 с.
32. Тележникова Т. Лучшие игры, развивающие интеллект и творческие способности. М. : ООО ПКФ «БАО», 2008. 272 с.
33. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. М. : Просвещение, 2005. 159 с.
34. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. М. : Эксмо, 2005. 134 с.
35. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. М. : Литера, 2007. 34 с.
36. Ушакова О. С. Развитие речи детей. 3-е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. М. : ТЦ Сфера, 2014. 192 с. (Развиваем речь).
37. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М. : ВЛАДОС, 2004. 288 с.
38. Филичева Т. Б. Коррекции нарушения речи. М. : Просвещение, 2016. 207 с.
39. Эльконин Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.