Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И РОЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ В СЕМЕЙНЫХ ПАРАХ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ

Работа №108136

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Основные концептуальные подходы к исследованию семейных ценностей и ролевых установок в психологической науке 10
1.1 Психологическое содержание понятия «семья» в
исследованиях отечественных и зарубежных авторов 10
1.2 Периодизация этапов жизненного цикла семьи 20
1.3 Анализ ролевых установок и семейных ценностей супругов.... 29
Выводы по первой главе 43
Глава 2 Эмпирическое исследование семейных ценностей и ролевых установок в семейных парах с различным стажем совместной жизни 47
2.1 Организация и методики исследования 47
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования семейных
ценностей и ролевых установок в семейных парах с различным стажем совместной жизни 56
Выводы по второй главе 94
Заключение 99
Список используемой литературы 102
Приложение А Анкета личных данных респондента

Одним из самых древних социальных институтов, является семья. Данный социальный институт возник раньше, чем возникла религия, государство, армия, образование, рынок и пр.
Семья - незаменимый и, пожалуй, единственный производитель самого человека и продолжение рода.
По признанию ученых семья - одна из высочайших ценностей, созданных человеческим обществом за всю историю своей жизни. Ни одна культурная общность, ни один этнос не обходились без семьи. В ее благоприятном развитии, сбережении, укреплении заинтересовано государство, в крепкой, здоровой семье нуждается любой человек, несмотря на возраст.
Согласно формулировке Н.Я. Соловьева: «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями - сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [54].
В.Н. Дружинин, А.Г. Харчев включали в состав семьи не только родственные и социальные отношения, но и (национальные) этнические элементы взаимоотношений, считая основной ролью семьи воспроизводство населения, как духовно, так и физически.
Что же такое семья по определению?
В действительности, на этот вопрос не нельзя ответить однозначно. Имеются различные мнения относительно того, что является основным в понятии «семья».
Исследование семьи затруднено множеством противоречивых факторов:
1. Проблема семьи как психологическая и социальная система включает в себя большое число всевозможных взаимосвязей и взаимоотношений, для развития которых имеют значение личностные качества, особенности, черты характера членов семьи, ее традиции, обычаи, социальное окружение, социально-экономические обстоятельства;
2. Недостатком единого подхода к вопросам семьи, единого понимания ее сути, устройства и структуры. По сей день, не выработана единая концепция, которая могла бы представлять некую платформу для изучения семьи, именно поэтому появляется довольно много школ, течений и направлений с различными, нередко тяжело сопоставимыми взглядами и подходами;
3. Осложнено фактором, каким является сам предмет семейной психологии это - сфера социальной жизни, подверженная влиянию социальных стереотипов, мнение и представление о которой определяется значительным воздействием обыденного, житейского опыта.
Всякий человек обладает собственным семейным опытом и зачастую опирается только на него, и стремится понять, что такое же вообще есть семейные отношения. И, конечно, исследованием сущности семьи ее структуры, динамики развития осложняется «интимностью» многих возникающих в семье явлений, событий, фактов, а также их изменчивостью, и недоступностью отслеживания ее формирования.
Удовлетворение интересов и потребностей всех членов семьи реализовывается в процессе совместной жизнедеятельности:
- материальные (процесс хозяйственно-бытовой деятельности, потребности в развлечении, отдыхе);
- саморазвитие, самореализация (сфера досуга, профессиональной деятельности);
- формирование личностных характеристик детей (образовательно-воспитательный процесс).
Вся эта всесторонняя и многообразная деятельность семьи несомненным образом должна быть организована на должном уровне, и отвечать запросам современного общества.
Определенной социально-психологической моделью организации жизнедеятельности семьи, выступает наличие и структура имеющихся в ней ролей.
Наряду с ролевыми установками большое значение в исследовании семьи принадлежит семейным ценностям. В область ценностей могут входить особые качества человека: отзывчивость, доброта, толерантность, заботливость, нежность.
Система ценностей формируется и развивается в процессе воспитания и социализации человека. Система ценностей - одно из важнейших компонентов структуры личности. Она дает возможность субъекту принять важные значимые решения о брачном союзе и своей роли в супружеской жизни.
По мнению психологов Л.Б. Шнейдер и И.Ю. Шилова такими ценностями могут являться «...дети и их здоровье, благополучие; любовь, ласка, нежность, заботливость со стороны партнера; материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здоровье как свое собственное, так и другого партнера; хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками той и другой стороны; возможность всецело отдаваться любимому делу, профессии» [74].
Можно предположить, что все эти «правильные» семейные ценности способны передать, сохранить и приумножить вечные идеалы добра, любви, ценности человеческой жизни, верности супругов, которых порой так мало в нашем мире.
Президент РФ В.В. Путин сказал: «Чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильнее они скреплены общими целями и нравственными началами, тем гуманнее все наше общество. А когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан. Все эти качества берут свои истоки в семье» [44].
Актуальность:
Одним из наиболее актуальных аспектов современной российской психологии является изучение проблемных ситуаций и изменений в семьях с учетом социальных условий и демографической политики Российской Федерации. Глубокое изучение приоритетов и ролевых установок в семейных парах обусловлено, прежде всего, возникновением кризисных ситуаций и состояний между супругами, возникающих из-за отсутствия осмысления ими семейных ценностей и основных функций семьи.
Актуальность работы обусловлена еще и тем, что система семейных ценностей, предопределяет вектор развития жизнедеятельности семьи в целом. Поэтому изучение семейных ценностей и различных психологических явлений, происходящих в современной семье, позволяет лучше понимать механизмы развития и формирования ценностей государства и общества.
Можно предположить, что семейные ценности и ролевые установки, важные детерминанты, обуславливающие жизнедеятельность семьи, являющейся важнейшим социальным институтом общества, соответственно исследование данной проблемы в современном Российском и мировом обществе является особенно актуальным.
Л.Я. Гозман подчеркивал, говоря о семье как предмете исследования в психологической науке, что: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины» [15].
Поэтому выбор темы работы не случаен и обусловлен тем, что для понимания семьи как социального института в настоящее время большое значение имеет анализ семейных ценностей и ролевых установок в семье.
Объект исследования: семейные ценности и ролевые установки.
Предмет исследования: семейные ценности и ролевые установки в семейных парах с различным стажем совместной жизни.
Цель исследования: изучение особенностей семейных ценностей и ролевых установок в семейных парах с различным стажем семейной жизни.
Гипотеза исследования:
Предполагается, что в семейных ценностях и ролевых установках супругов с увеличением семейного стажа происходит смена позиций в определенных группах ценностей. Стаж семейной жизни супругов оказывает наибольшее влияние на ценности эмоционального взаимодействия и личностной самореализации.
Задачи исследования:
1. Анализ состояния проблемы исследования семьи в современной психологической науке.
2. Подбор методов и методик психодиагностического исследования.
3. Проведение психодиагностического исследования, направленного на определение выраженности семейных ценностей и ролевых установок в семейных парах с различным стажем семейной жизни.
4. Анализ и обоснование полученных результатов.
Теоретической и методологической основой исследования выступают, современные психологические, психотерапевтические и социологические взгляды и подходы к исследованию семьи, семейных ценностей и ролевых установок отечественных и зарубежных авторов:
- Р. Хилл, Ч. Кули, Г. Навайтис, В. Дужинин, А.Н. Обозова, Н.Н. Обозов, И.Ю. Шилов, А.И. Антонов, А. Харчев и др. (структура и функции семьи).
- П. Глик, Р. Найберт, М. Эриксон, Ю.Л. Бердникова, Л.Б. Шнейдер, П. Сорокин, Э.К. Васильева и др. (периодизация этапов жизненного цикла семьи).
- Т. Парсон, Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Л.Б. Шнейдер и. др. (семейные ценности, семейные роли, ролевая структура).
В работе с целью проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов и методик
исследования:
1. Анализ психологической литературы, в том числе концептуальный анализ ранее проведенных научных исследований по проблеме;
2. Анализ социологического исследования официальных данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат);
3. Эмпирические методы исследования:
- Методика изучения родительских установок PARI (Parental Attitude Research Instrument) - американские авторы E.C. Шефер, P.K. Белл, автор российской адаптации Т.В. Нещерет.
- Методика «Определение ценностных ориентаций» - автор М. Рокич.
- Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) - автор А.Н. Волкова.
- Методика «Общение в семье» - авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская.
4. Методы обработки количественных данных:
- Угловое преобразование Фишера - ф-критерий;
- Критерий Манна-Уитни - U-критерий;
- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - r-критерий.
5. Качественный анализ полученных результатов.
Эмпирическая база исследования.
Практическая часть работы представляет собой описание результатов эмпирического исследования выборочную совокупность которого составили 48 человек (24 женщины и 24 мужчины), состоящих на момент проводимого исследования в браке. Из них с семейным стажем до 3-х лет - 12 семей и с семейным стажем 10 лет и более репрезентативной и адекватной.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в результатах теоретического и эмпирического исследования, которые:
- дополняют общую картину постоянно изучаемой проблемы - влияние стажа супружеской жизни на семейные ценности и ролевые установки семейных пар;
- демонстрируют отличия зависимости семейных ценностей и ролевых установок в семейных парах с разным стажем совместной жизни;
- доказывают связь различных переменных, что, несомненно, важно для дальнейших исследований в области семейной психологии как одной из важнейших отраслей психологической науки.
Практическая значимость (ценность) исследования:
Результаты проведенного исследования могут применяться на практике в работе семейных психологов и психологов-консультантов, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемой полноценного становления семьи на различных этапах совместной жизни супругов.
Исследование представляет ценность в контексте преподавания психологических дисциплин (семейной психологии, психологии личности).
Структура диссертации:
Работа состоит из введения, теоретической и практической части, выводов, заключения, библиографического списка, включающего 84 источника. Объем основного текста составляет 104 страницы. Текст содержит 12 таблиц и 10 диаграмм.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Все происходящие в XX - XXI веках видоизменения института брака доказывают - чем крепче семейный союз и забота о нем государства, тем больше появляется возможностей для создания семейных ценностей и традиций. Результатом же становится увеличение рождаемости в семейных парах, что, в свою очередь, является критерием и показателем благополучия общества, страны и нации в целом.
Учитывая улучшения за последнее время статистических показателей семейно-брачных отношений, необходимо и дальше направлять меры на сохранение и благополучие семейных браков и развивать законодательные и социальные условия на увеличение рождаемости детей в семье. Эти факторы в итоге станут гарантами стабилизации ценностных ориентиров и ролевых установок в семьях и демографической стабильности в России.
Одной из перспективных сторон современной психологии является изучение проблемы семьи и происходящих в ней изменений, так как семья является первичной и главной социальной группой в обществе и государстве.
Изучение семьи «изнутри», как социологической, так и психологической точки зрения, позволяет в большей степени понимать механизмы ее развития и вместе с этим формирования общества в целом.
Теоретический анализ исследований в психологической науке позволяет делать выводы о том, что:
1. Важность социально-психологических процессов в семье и ее основных функций, как показателей, связанных с материальными, духовными, социальными процессами развития целого общества отмечается практически во всех научных авторских работах.
2. Система семейных ценностей является переменной на протяжении всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности часто отличаются от ценностных ориентиров супруга и супруги в отдельности.
3. Межличностные отношения супругов со временем претерпевают значительные изменения и формируют общие взгляды и установки супругов на брачно-семейные отношения.
В рамках нашей магистерской диссертации была выдвинута гипотеза, что в семейных ценностях и ролевых установках супругов с увеличением семейного стажа происходит смена позиций в определенных группах ценностей. Стаж семейной жизни супругов оказывает наибольшее влияние на ценности эмоционального взаимодействия и личностной самореализации.
Исследования продемонстрировали, что система семейных ценностей является переменной на протяжении всего ее жизненного цикла, а общесемейные ценности часто отличаются от ценностных ориентиров супруга и супруги в отдельности. Следует отметить, что для однозначного утверждения выдвигаемой гипотезы, необходимо провести более трудоемкие и статистически объемные исследования.
Трудоемкость данного вида исследований с точки зрения организации заключается в том, что семья представляет собой закрытую систему и далеко не все желают, чтобы их семейные проблемы стали предметом гласности. Именно поэтому в рамках этого исследования мы беспокоились о наличии у группы испытуемых пониженного уровня социального желания и необъективности в ходе ответов на вопросы (утверждения), предложенные в методиках.
Почему нужны более объемные статистические исследования? Потому, что единые закономерности можно проследить только на значимо объемных выборках респондентов, где стираются особые, индивидуальные варианты, характерные каждому испытуемому.
В нашем исследовании согласились участвовать 24 мужчины и 24 женщины (всего - 48 человек), состоящих на момент исследования в брачных отношениях. В группы с семейным стажем до 3 лет и с семейным стажем 10 лет и более распределилось ровно по 12 пар. Отобранные для исследования семейные пары отличаются между собой по составу, образу жизни и социальному статусу в обществе.
Достоверность результатов и выводов проводимого исследования обеспечивалась применением апробированных в отечественной психологии эмпирических методик, использованием методов обработки количественных данных, полученных на основе выборки респондентов, качественным анализом выявленных данных:
1. В ходе исследования значимости семейной жизни в представлении супругов, с помощью методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой, была выявлена иерархия семейных ценностей супругов с различным стажем семейной жизни, факторы социально - психологической совместимости, и их представления о семейных ценностях.
Анализ результатов среди семейных пар двух возрастных групп показал, что для возрастной группы с семейным стажем до 3 лет наиболее важными являются такие ценности, как общность интересов, потребностей, налаживание взаимоотношений, взаимопонимания и стремление к гармонии в семейной жизни. Наименее значимой молодые супруги указали интимно-сексуальную сферу семейной жизни. Таким образом, в этой группе респондентов ценности межличностных отношений стали наиболее приоритетными, а низкие показатели интимно-сексуальной сферы свидетельствуют о недооценке межполовых отношений в браке.
Выборка данных по гендерному признаку продемонстрировала расхождение в приоритетности по эмоционально-психотерапевтической сфере. Разброс значений между молодоженами в этой сфере, демонстрирует большую степень ориентации молодых женщин на брак, и потребности в моральной и эмоциональной поддержке супруга.
У более зрелых супругов наиболее значимыми оказались комфортный эмоциональный микроклимат, здоровье, понимание и доверие в семье, активная профессиональная и социальная деятельность. Среди супругов старшей возрастной группы почти все показатели ценностных ориентаций имеют приблизительно одинаковые значения.
Обобщающими показателями двух возрастных групп стали:
- Высокий балл в согласованности семейных ролей респондентов в родительско-воспитательной сфере, что демонстрирует яркую выраженность установки супругов на активную родительскую позицию.
- Расхождение приоритетности значений между мужчинами и женщинами в установке на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Это может характеризоваться степенью ожидания от партнера активного выполнения бытовых функций, где женщины признают себя хозяйками дома и считают хозяйственно-бытовую сферу основополагающей, а мужчины, как правило, не считают приоритетным собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства.
Подводя итоги, следует отметить выявленные в ходе исследования результаты с прослеживаемой динамикой в иерархии семейных ценностей, как в женской, так и в мужской выборке респондентов разных возрастов.
2. Авторы методики РАР1 наиболее важным считают анализ самых низких и самых высоких оценок именно супруг-женщин.
При сравнении между собой двух групп семейных пар с разным супружеским стажем по данной методике явных различий между гендерными группами не выявлено.
Сравнительный анализ двух женских групп выявил, что женщины, имеющие супружеский стаж до 3 лет, находясь в адаптационном периоде совместной жизни более подвержены конфликтности при распределении и согласовании ролей в семье. В этом периоде они, как правило, более зависимы от супруга, однако не готовы ограничиваться только ролью хозяйки дома в отличие от более зрелых женщин, которые уверенно и спокойно воспринимают эту семейную функцию.
Не завышенный показатель и идентичность признака «Зависимость от семьи» свидетельствует об адекватности оценки семейных и внешних социальных факторов среди всех женщин-респондентов.
При распределении ролей в семье данные исследования продемонстрировали, что с возрастом у женщин увеличивается осознанность себя в роли хозяйки дома и ответственность в воспитании детей.
Рассматривая полученные результаты среди испытуемых мужского пола можно отметить, что мужчины старшего возраста в большей степени склонны исполнять роль главы семьи, принимать участие в воспитании детей, правильно распределять доходы и нести ответственность за свои ролевые функции, чем мужчины, на начальном этапе супружеской жизни.
3. Для подтверждения нашей гипотезы исследования были проведены математические расчеты с использованием статистического пакета IBMSPSS Statistic. По всем заявленным критериям, различий в системе семейных ценностей и ролевой структуре семейных отношений семейных пар с различным семейным стажем не вывялено, но в результате качественного анализа по некоторым аспектам были выделены некоторые различия.
4. Анализ ценностно-смысловой ориентации личности каждого респондента, согласно методике М. Рокич, был основан на прямом ранжировании списка ценностей и позволил сделать оценку жизненных стандартов испытуемых. В результате данного исследования было выявлено подтверждение гипотезы о смене семейных ценностей и ролевых установок в процессе жизненного цикла семьи, как в сфере эмоционального взаимодействия, так и в сфере личностной самореализации.
5. Анализ данных по методике М. Рокича с помощью U-тест Манна- Уитни выявил равный и статистически значимый уровень различий (р) между разновозрастными выборками супружеских пар, где мужчины и женщины, имеющие семейный стаж 10 лет превосходят по всем показателям ценностных ориентаций молодые семейные пары со стажем до 3-х лет.
6. Существующая положительная связь, полученная с помощью расчётов по методу ранговой корреляции Спирмена, также подтверждает, что ролевая адекватность значительно отличается между мужчинами и женщинами, на начальном этапе супружеской жизни, однако, в процессе совместно прожитых лет, ролевые установки и притязания супругов становятся более согласованными.
7. Проведенный качественный анализ также свидетельствуют о том, что в различных сферах семейной жизнедеятельности для женщин и мужчин с разным стажем супружеской жизни важными выступают разные ценности эмоционального взаимодействия и личностной самореализации.
Таким образом, все проведенные исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о смене семейных ценностей и ролевых установок в процессе жизненного цикла семьи и трансформации их в группы ценностей таких сфер жизнедеятельности семьи, как сфера эмоционального взаимодействия и сфера личностной самореализации.
Следует еще раз отметить, что результаты данного эксперимента не являются исчерпывающими аспектами рассматриваемой темы. Проведенная работа, не только позволила сделать определенные выводы, но и обозначила новые векторы для дальнейшего изучения особенностей семейных ценностей и ролевых установок супругов с различным стажем семейной жизни.
Опираясь на выводы в рамках данного исследования, был внесен следующий вклад в психологическую науку:
1. Все результаты эмпирического исследования имеют обоснования, выводы и демонстрируют статистическую эффективность, что дает возможность их применения, как базового материала, для проведения других социально-психологических исследований со схожей проблематикой.
2. В ходе исследования была выявлена и статистически подтверждена трансформация значимости сфер эмоционального взаимодействия и личностной самореализации в связи с увеличением возраста и семейного стажа испытуемых респондентов. На данные выводы можно опираться как на материал для разработки методических и консультационных программ по семейной психологии.
3. Полученные с помощью эмпирических данных результаты исследования, определенно доказывают смену позиций в семейных ценностях на разных этапах семейного стажа, в связи с чем, могут быть использованы в качестве рекомендательной базы и ориентиров, при индивидуальных и групповых формах работы с семейными парами.
Специалисты в области психологии широко рассматривают семейную психологию и считают наиболее сложными и порой противоречивыми исследования связанных с ней феноменов, фактов и явлений. Можно предположить, что именно поэтому семейная психология зарекомендовала себя как наиболее жизненная и интересная область, несмотря на то, что является достаточно закрытой областью психологии.



1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 208 с.
2. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений: учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 1998. 244 с.
3. Антонов А. И. Социология семьи. М.: МГУ, Изд-во «Братья Карич», 1996. 90 с.
4. Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1992. 24 с.
5. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 271с.
6. Архиреева Т. В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии, 2002. № 5. С. 26.
7. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. М., 1993. 170с.
8. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 440с.
9. Бойко В. В. Малодетная семья: Социально-психол. аспект. М.: Изд- во «Мысль», 1988. 237 с.
10. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб.: Питер, 2001. 200 с.
11. Варга А. Я. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ Сер. 14 Психология, 1986. С. 22-23
12. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М: Независимая фирма «Класс», 1998. 208 с.
13. Волкова А. Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. Дис. канд. психол. наук. СПб. 2001.236 с.
14. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М. 2000. 574с.
15. Гозман Л. Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1985. Т 4. С. 98.
16. Гозман Л. Я. Психологические проблемы семьи. // Вопросы психологии. 2011, № 2. С. 32-33
17. Голод С. Стабильность семьи: социологический и
демографический аспекты. Л., 1998. 325 с.
18. Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе: влияние добрачных факторов и особенностей ролевого взаимодействия на успешность брака. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1983. 20 с.
19. Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования. 1982. №2. С. 88-93
20. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 2000. 176 с.
21. Елизаров А. Н. Введение в психологическое консультирование. М.: «Ось-89», 2003. 336 с.
22. Зацепин В. И. О жизни супружеской. М.: «Молодая гвардия», 1978. 144 с.
23. Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет
супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983 № 3. С. 83-89.
24. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
25. Карабанова О. А. Психология семейных отношений. Самара: СИОКПП, 2001. 122 с.
26. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика , 1987.160с.
27. Ковалев С. В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2007. 360 с.
28. Ковалева Л. Е. Микроклимат семьи. М.: Знание, 1999. 96 с.
29. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике М.: ИКЦ «МарТ»,
2005. 448 с.
30. Кроник А. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1999. 208 с.
31. Кузнецов А. В. Успешность совместной деятельности и эффективность межличностного восприятия // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1985. № 1. С. 67-68.
32. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: ИЦ «Академия», 1999. 232 с.
33. Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России. // Социологические исследования. 2013. №9. С. 17-28.
34. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 243 с.
35. Навайтис Е. Муж, жена и ... психолог. М. 2003. 486 с.
36. Навайтис Е. Семья в психологическом консультировании. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 224 с.
37. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений. // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2. С. 147-151.
38. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 29-36.
39. Олифирович Н. И. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь,
2006. 360 с.
40. Петровский А. В. Социальная психология. М. 1986. 224 с.
41. Петровский А. В. Психология: словарь. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
42. Плотниекс И. Психология в семье М.: Педагогика, 2001. 170 с.
43. Президент России - Встреча В.В. Путина со школьниками -
авторами лучших сочинений на тему «Россия, устремлённая в будущее» [Электронный ресурс]: Президент России - События.ПВЕ:
http: //www.kremlin.ru/events/president/news/56638(дата обращения:
28.01.2020).
44. Проект Всероссийской политической Партии «Единая Россия»
Крепкая семья - крепкая Россия! [Электрон. ресурс]: Официальный сайт партии «Единая Россия». URL: https://er.ru/projects/krepkaya-
semya/userdata/files/2015/02/26/pasport_2015.pdf(дата обращения: 16.12.2019).
45. Посысоев Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.
46. Райгородский Д. Я. Диагностика семьи. Методики и тесты.
Самара. Изд. Дом «БАХРАХ-М»: 2002 - 672с.
47. Райгородский Д. Я. Психология семьи Самара. Изд. Дом
«БАХРАХ-М»: 2002 - 752с.
48. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. СПб.: Изд. «Акцидент», 1994.136 с.
49. Ружже В. Л. Структура и функции семейных групп. М., 1998. 160 с.
50. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту М.: Апрель Пресс. Изд-во Эксмо, 2000. 320 с.
51. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Изд. Педагогика-пресс, Москва, 2002. 192 с.
52. Сидоришин Ф. А. Психологический инструментарий для работы с семьей: упражнения, техники, процедуры. М.: Благотворительный фонд «СЛОВО». Изд. ООО «Симс», 1999. 166 с.
53. Рябушкин Т. В., Осипов Г. В. и др. Советская социология. В 2-х т. Т. 1. Социологическая теория и социальная практика. М.: Наука, 1982. 256 с.
54. Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1977. 164 с.
55. Спиркин А. Г. Основы философии. М.: Политическая литература. - 1988. 222 с.
56. Статистика браков и разводов по данным Росстат [Электронный ресурс]: Сайт Росстат в России. URL: https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/(дата обращения: 10.03.2020).
57. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. 1982. - №4. С 104-110.
58. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. М., 1999. 210 с.
59. Терехин В. А. Семья и общество. Ростов-на-Дону: Изд. «Знание», 1999. 178 с.
60. Томашевская М. А. Представления о семейных ценностях у современных сибиряков. Педагогическое мастерство: Материалы VI Международная научная конференция (г. Москва, июнь 2015г.). - М.: Буки- Веди, 2015. С. 193-197.
61. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей: монография. М.: Центр социальной педагогики, 1996.386 с.
62. Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1993. 223 с.
63. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
[Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/12781. (дата обращения: 10.03.2020).
64. Фридман Л. М. Психология воспитания. М.: Сфера, 1999. 208 с.
65. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль,1979. 168 с.
66. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003.342 с.
67. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка, М.: Педагогика, 1989. 160 с.
68. Храмова Н. Г. Культура семьи. Кострома : ГОУ ВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. - 204 с.
69. Хьелл Л. Теории личности. СПб. 1999. 470 с.
70. Швецова Н. Н Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. М.: Прометей, 2013. 187 с.
71. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., ВЛАДОС, 2000. 224 с.
72. Шилов И. Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи СПб.: Изд. «Петрополис», 2000. 220 с.
73. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. Москва-Воронеж.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 928 с.
74. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. 2-е изд. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 512 с.
75. Эйдемиллер Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 2002. 652 с.
76. Trost J. (1998). LAT relationships now and in future. In K. Matthijs (Ed.), The family: Contemporary perspectives and challenges. Leuven University Press, P. 210.
77. Popenoe D. (1993).American family decline, 1960-1990: A review and appraisal. Journal of Marriage and the Family, 55 (3).Р. 334.
78. Strong Br., DeValt Ch. &Sayad B. (1998).The marriage and family
experience: Intimate relationships in a changing society. Belmont, CA:
Wadsworth, P. 533.
79. Festy P., Prioux Fr. An Evaluation of the Fertility and Family Surveys Project. N.Y., Geneva: United Nations, 2002.P. 80.
80. Parsons T. and Bales, R. (Eds.), (1955).Family, socialization and interaction process. Glencoe, IL: Free Press, P. 23.
81. Merton R. K. (1957). Social theory and social structure. Glencoe, IL: Free Press, P. 140.
82. Oakley A. (1974). Woman’s work: The housewife, past and present. New York: Pantheon Books, P. 186.
83. Dinnerstein D. (1976).The mermaid and Minotaur.London: Souvenir.51 Rossi, A. (1984). Gender and parenthood. American Sociological Review, 49 (1), P. 10.
84. Geary D.C. (1998).Male, female: The evolution of human sex differences. Washington,DC: American Psychological Association, P. 101.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ