Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Работа №108110

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 9
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования
межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 9
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных
отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений со
сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 23
2.2 Содержание работы по формированию межличностных отношений
со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 36
2.3 Выявление динамики формирования межличностных отношений со
сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 48
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения 66


Отношение к человеку составляет основную «ткань» человеческой жизни, её сердцевину. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из нитей его человеческих отношений к людям; это и есть содержание психической, внутренней жизни человека. Данные отношения рождают самые сильные переживания человека и его поступки. Именно в дошкольном возрасте зарождаются отношения с другими людьми. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Фундаментом для развития личности ребенка, является опыт его первых отношений, который в дальнейшем определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру и людям.
В дошкольном возрасте происходит активное социальное развитие ребенка, становление личного опыта, а также взаимодействия со взрослыми и сверстниками, освоения культурных и нравственных ценностей. В этот период дети учатся ориентироваться в отношениях между людьми, соблюдать общепринятые нормы, накапливают опыт своих собственных поступков. Обобщая эти слова, можно сказать, что социализация приводит к становлению у старших дошкольников необходимых первичных социально-ценностных ориентаций.
В социальном развитии дошкольников на первом месте выступают взаимоотношения со сверстниками. С ними ребенок чувствует себя свободнее, чем с взрослым, учится отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к позиции партнера. В общении со сверстниками у детей активно развивается самостоятельность, формируются основы самоорганизации.
Гармоничные отношения со сверстниками необходимы ребенку для его эмоционального и психологического развития. Однако очень часто в данном возрасте дети испытывают большие сложности при взаимодействии друг с другом. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования готовности к разрешению противоречий. Многое зависит от того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников, в детском саду. От этого, во многом зависит дальнейший путь его социального и личностного развития, а отсюда и его дальнейшая судьба.
Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях многих ученых (Л.И. Божович, Е.О. Смирновой, Т.А. Репиной и др.). Психологи особое внимание уделяют, именно влиянию характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение ребенка. Они доказывают необходимость создания условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми.
В специальной педагогике и психологии речь является одной из важнейших психических функций человека, это универсальное средство общения, мышления, организаций действий. Какие-либо отклонения в развитии речи отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. Они задерживают формирование познавательных процессов, негативно влияют на общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию межличностных отношений со сверстниками.
Многочисленные исследования Б.М. Гриншипун, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховаской и других авторов доказывают факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений общения, которые ведут к эмоциональной неустойчивости, незрелости различных психических функций, несформированностью когнитивных процессов.
Важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста - это игра. Игра является тем самым вектором движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи. Он объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политики государства и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013). Доказано, что именно в игре создаются благоприятные условия для развития у детей дошкольного возраста речи и формирования межличностных отношений со сверстниками.
За последние годы, резко возросло внимание педагогов к использованию сюжетно-ролевых игр в коррекционно-развивающей работе по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей с общим недоразвитием речи. Исследования ряда ученых (Ю.Ф. Гаркуша, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) убеждают в том, что в ходе сюжетно-ролевой игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей. В игре создаются различные ситуации и условия, поэтому речь усваивается гораздо эффективнее. В ходе игр развивается и внешняя, и смысловая стороны речи, происходит обогащение словаря, активизация речи, вследствие чего она приобретает большую мобильность.
В связи с вышесказанным, актуальность проблемы формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры определила выбор темы нашего исследования «Формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры».
Хотя данная проблема находит широкое отражение в психолого-педагогических и специальных исследованиях, можно выделить следующее противоречие: несмотря на постоянный интерес исследователей к данной проблеме, наблюдается недостаточное использование педагогами сюжетно-ролевой игры, как средства формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в связи со слабой разработанностью методики организации и руководства сюжетно-ролевой игрой детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каково влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в ходе организации сюжетно-ролевой игры будет эффективным, если:
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду
атрибутами и материалами для организации сюжетно-ролевых игр;
- обогатить содержание сюжетно-ролевых игр за счет расширения репертуара игр и увеличения игровых ролей;
- организовать предварительную работу с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи, включающую проведение тематических бесед и этюдов.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения понятийно-категориального поля исследования.
2. Выявить уровень сформированности межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать содержание работы по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры.
4. Выявить динамику формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное нами содержание работы по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры может быть использовано учителями- логопедами и воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций и родителями (законными представителями) воспитанников.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Аленушка» г.о. Жигулевск. В исследовании участвовали 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи группы комбинированной направленности.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), 7 приложений. Работа иллюстрируется 7 таблицами и 13 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольное детство является одним из самых важных этапов в жизни ребенка, который определяет все его последующее развитие. Исходя из выделенных задач исследования, мы провели теоретический анализ. Его целью являлось определение сущности ключевых понятий исследования.
Межличностные отношения, являются субъективно переживаемыми взаимосвязями между людьми, которые четко проявляются в характере и различных способах взаимосвязи людей при их совместной деятельности.
В России в 60-70-х годах XX века проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста рассматривалась, в большей степени, именно в рамках социально-психологических исследований. Предметом данных исследований, являлась структура и возрастные изменения в детском коллективе (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). В своих исследованиях ученные сравнивали межличностные отношения с избирательными предпочтениями между детьми, а сверстника с предметом эмоциональной или деловой оценки.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) общению ребенка уделяют большое внимание. Именно данный документ свидетельствует об актуальности проблемы формирования межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Ярче всего межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста проявляются в игре, а особое место в их развитии занимают именно сюжетно-ролевые игры. Именно в них дети воссоздают различные социальные отношения между людьми. Именно в таких играх больше всего активизируется общественная жизнь детей, а это значит, что происходит формирование детского общества
Экспериментальная работа проводилась нами в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе эксперимента, мы выявили, что у большинства детей преобладает низкий и средний уровень развития межличностных отношений со сверстниками.
На формирующем этапе эксперимента нами было разработано содержание работы по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с ОНР. Для этого мы пополнили развивающую предметно-пространственную среду атрибутами для организации сюжетно-ролевых игр, обогатили их содержание за счет расширения репертуара и увеличения игровых ролей, а так же организовали предварительную работу, включающую проведение тематических бесед и этюдов.
В процессе формирующего этапа эксперимента нами был организован ряд сюжетно-ролевых игр, которые были нацелены на формирование межличностных отношений детей 5-6 лет с ОНР со сверстниками. Положительные изменения в уровне межличностных отношений исследуемой группы детей связаны с организацией в рамках формирующего этапа эксперимента систематической планомерной работы с включением комплекса сюжетно-ролевых игр. В проведении нашей работы особое внимание уделялось повышению: удовлетворенности ребенка своим статусным положением в группе; межличностного статуса ребенка в группе; внутригруппового общения ребенка в игровой деятельности; личностной самооценка ребенка; наличия у ребенка потребности в общении и социальных мотивов поведения, что способствовало повышению результатов исследуемой проблемы.
Результаты контрольного исследования показали, что уровень формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с ОНР после проведения формирующего этапа изменился в лучшую сторону: показатель низкого уровня снизился на 17%, а показатель высокого уровня поднялся на 26%.
В итоге проведенной нами работы были получены результаты, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу о том, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Таким образом, достигнута цель нашего исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.



1. 1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа : http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site- dok.html
2. Антонова, Т.В. Особенности социального поведения детей в игре. Руководство играми в дошкольном учреждении [Текст] / Т.В Антонова; под. ред. М.А. Васильевой. - М. : Педагогика, 2006. - 250 с.
3. Бадулина, О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников [Текст] / О.И. Бадулина. - М.: Экон-информ, 2012. - 223 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
5. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. -3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М. : АСТ: Астрель, 2010. - 671с.
7. Гребенникова, О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности [Текст] / О.В. Гребенникова // Мир психологии. - 2015. - №1. - С. 101-111.
8. Гударева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников [Текст] : дис. канд. психол.наук: 19.00.13 / Гударева Ольга Владимировна. - M., 2005. - 155 с.
9. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2004. - 255 с.
10. Долганов, Д.Н. Характеристика типов межличностных отношений [Текст] / Д.Н. Долганов // Вестник экспериментального образования. - 2016. - № 1 (4). - С. 10-27.
11. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. - М. : Издательский дом Воспитания школьника, - 2002. - 137 с.
12. Запорожец, И.Ю. Игра в формировании социальной среды как условие самореализации и саморазвития дошкольника [Текст] / И.Ю. Запорожец // Мир психологии. - 2011. - № 1. - С. 168-178 с.
13. Ильин, В.А. К Вопросу о методическом обеспечении исследований отношений межличностной зависимости в воспитательных группах дошкольных образовательных учреждений [Текст] / В.А. Ильин, Е.В. Хрисанова // Социальная психология и общество. - 2016. - № 1. - С. 140-147.
14. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. Система сличных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. - 2-е изд., доп. и перераб. - Минск : Народная асвета, - 1984. - 240 с.
15. Комарова, О.А. Взаимодействие педагога и детей старшего
дошкольного возраста в предметно-игровой среде дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02: О. А. Комарова. - M., 2012. - 23 с. // URL :
https://dlib.rsl.ruZ01005010776
16. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]/ Н.В. Краснощекова. -3-е. изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 251 с
17. Кравцова, Е.Е. Методологическое значение взглядов Д.Б. Эльконина на детскую игру [Текст] / Е.Е. Кравцова // Мир психологии. - 2004. - № 1. - С. 68-76.
18. Кириллов, И.Л. Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] : дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / И.Л. Кириллов - М., 1999. - 174 c. // URL : http://www.dslib.net/psixologia- vozrasta/individualno-stilevye-osobennosti-samostojatelnogo-razvertyvanija- sjuzheta-igry.html
19. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М. : Логос, 2013.- С. 67-85.
20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина - М. : Изд. центр Питер, 2003. - 176 с.
21. Литвинова, С.Н. К проблеме содержания сюжетно-ролевых игр современных дошкольников [Текст] / С.Н. Литвинова // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Сборник тезисов международной научно-практической конференции. - 2007. - С. 157 - 161.
22. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2004. - 400 с.
23. Менджерицкая, Д.В. Детские игры [Текст] /Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 5. - С.10-11.
24. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Н.И. Ганошенко, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова; под ред. Е.О. Смирновой. - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 240 с.
25. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М. : Академический Проект, 2002. - 160 с.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2006. - 608 с.
27. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 76.
28.Общение детей в детском саду и семье [Текст] : монография / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.В. Антонова [и др.]; под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М. : Педагогика, 2012. - 150 с.
29. Павлова, Т.В. Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом [Текст] / Т.В. Павлова, Д.С. Рубцова // Наука и современность. - 2015. - № 38. - С. 118-122.
30. Пиаже, Ж. Психология ребенка [Текст] / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. - СПб. : Питер, 2003. - 160 с.
31. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова,
B. М. Холмогорова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
32. Смирнова, О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова // Культурно¬историческая психология. - 2011. - № 4. - С. 38-44.
33. Тихонов, А.П. Личность и межличностные отношения: психологическое исследование соционического подхода СМиПЛ [Электронный ресурс] : А.П. Тихонов // Соционика, ментология и психология личности. - 2009. - № 6. - С. 7-26. // URL :
https: //www.socioniko .net/ru/articles/tikh-lich. html
34. Филичева, Т.Е. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева. - М. : Оникс, 2012.- 279 с.
35. Фрейд, А. Детский психоанализ [Текст] / А. Фрейд; [сост., пред., биогр. спр. и общ. ред. В.М. Лейбина]. - М.: Московский ин-т психоанализа: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 448 с.
36. Шарова, С.В. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.В. Шарова // Актуальные проблемы психологии образования. - 2015. -C. 143-151.
37. Шакарова, М.А. Анализ влияния структуры сюжета и содержания культурных текстов на развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников (на примере мультипликационных сериалов) [Электронный ресурс] : дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / М.А.Шакарова. - M.,2012. -144 с.
// URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-analiz-
vliyaniya-struktury-syuzheta-i-soderzhaniya-kulturnyh-tekstov-na-razvitie- syuzhetno-rolevoy-igry-sovremennyh-doshk
38.Эльконинова, Л.И., К проблеме присвоения смыслов в сюжетно-ролевой игре дошкольников [Электронный ресурс] : Л.И. Эльконинова, Т.В. Бажанова // Вестник Московского университета: Научный журнал / гл. ред. А. И Донцов - 2004. - №3. - С. 97- 105. // Режим доступа : URL: http://lib.mgppu.Ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNoti ce:33149/Source:default
39.Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ