ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 9
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования
межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 9
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных
отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений со
сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 23
2.2 Содержание работы по формированию межличностных отношений
со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 36
2.3 Выявление динамики формирования межличностных отношений со
сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 48
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения 66
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 9
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования
межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 9
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных
отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений со
сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 23
2.2 Содержание работы по формированию межличностных отношений
со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры 36
2.3 Выявление динамики формирования межличностных отношений со
сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 48
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения 66
Отношение к человеку составляет основную «ткань» человеческой жизни, её сердцевину. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из нитей его человеческих отношений к людям; это и есть содержание психической, внутренней жизни человека. Данные отношения рождают самые сильные переживания человека и его поступки. Именно в дошкольном возрасте зарождаются отношения с другими людьми. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Фундаментом для развития личности ребенка, является опыт его первых отношений, который в дальнейшем определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру и людям.
В дошкольном возрасте происходит активное социальное развитие ребенка, становление личного опыта, а также взаимодействия со взрослыми и сверстниками, освоения культурных и нравственных ценностей. В этот период дети учатся ориентироваться в отношениях между людьми, соблюдать общепринятые нормы, накапливают опыт своих собственных поступков. Обобщая эти слова, можно сказать, что социализация приводит к становлению у старших дошкольников необходимых первичных социально-ценностных ориентаций.
В социальном развитии дошкольников на первом месте выступают взаимоотношения со сверстниками. С ними ребенок чувствует себя свободнее, чем с взрослым, учится отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к позиции партнера. В общении со сверстниками у детей активно развивается самостоятельность, формируются основы самоорганизации.
Гармоничные отношения со сверстниками необходимы ребенку для его эмоционального и психологического развития. Однако очень часто в данном возрасте дети испытывают большие сложности при взаимодействии друг с другом. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования готовности к разрешению противоречий. Многое зависит от того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников, в детском саду. От этого, во многом зависит дальнейший путь его социального и личностного развития, а отсюда и его дальнейшая судьба.
Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях многих ученых (Л.И. Божович, Е.О. Смирновой, Т.А. Репиной и др.). Психологи особое внимание уделяют, именно влиянию характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение ребенка. Они доказывают необходимость создания условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми.
В специальной педагогике и психологии речь является одной из важнейших психических функций человека, это универсальное средство общения, мышления, организаций действий. Какие-либо отклонения в развитии речи отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. Они задерживают формирование познавательных процессов, негативно влияют на общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию межличностных отношений со сверстниками.
Многочисленные исследования Б.М. Гриншипун, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховаской и других авторов доказывают факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений общения, которые ведут к эмоциональной неустойчивости, незрелости различных психических функций, несформированностью когнитивных процессов.
Важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста - это игра. Игра является тем самым вектором движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи. Он объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политики государства и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013). Доказано, что именно в игре создаются благоприятные условия для развития у детей дошкольного возраста речи и формирования межличностных отношений со сверстниками.
За последние годы, резко возросло внимание педагогов к использованию сюжетно-ролевых игр в коррекционно-развивающей работе по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей с общим недоразвитием речи. Исследования ряда ученых (Ю.Ф. Гаркуша, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) убеждают в том, что в ходе сюжетно-ролевой игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей. В игре создаются различные ситуации и условия, поэтому речь усваивается гораздо эффективнее. В ходе игр развивается и внешняя, и смысловая стороны речи, происходит обогащение словаря, активизация речи, вследствие чего она приобретает большую мобильность.
В связи с вышесказанным, актуальность проблемы формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры определила выбор темы нашего исследования «Формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры».
Хотя данная проблема находит широкое отражение в психолого-педагогических и специальных исследованиях, можно выделить следующее противоречие: несмотря на постоянный интерес исследователей к данной проблеме, наблюдается недостаточное использование педагогами сюжетно-ролевой игры, как средства формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в связи со слабой разработанностью методики организации и руководства сюжетно-ролевой игрой детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каково влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в ходе организации сюжетно-ролевой игры будет эффективным, если:
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду
атрибутами и материалами для организации сюжетно-ролевых игр;
- обогатить содержание сюжетно-ролевых игр за счет расширения репертуара игр и увеличения игровых ролей;
- организовать предварительную работу с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи, включающую проведение тематических бесед и этюдов.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения понятийно-категориального поля исследования.
2. Выявить уровень сформированности межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать содержание работы по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры.
4. Выявить динамику формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное нами содержание работы по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры может быть использовано учителями- логопедами и воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций и родителями (законными представителями) воспитанников.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Аленушка» г.о. Жигулевск. В исследовании участвовали 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи группы комбинированной направленности.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), 7 приложений. Работа иллюстрируется 7 таблицами и 13 рисунками.
В дошкольном возрасте происходит активное социальное развитие ребенка, становление личного опыта, а также взаимодействия со взрослыми и сверстниками, освоения культурных и нравственных ценностей. В этот период дети учатся ориентироваться в отношениях между людьми, соблюдать общепринятые нормы, накапливают опыт своих собственных поступков. Обобщая эти слова, можно сказать, что социализация приводит к становлению у старших дошкольников необходимых первичных социально-ценностных ориентаций.
В социальном развитии дошкольников на первом месте выступают взаимоотношения со сверстниками. С ними ребенок чувствует себя свободнее, чем с взрослым, учится отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к позиции партнера. В общении со сверстниками у детей активно развивается самостоятельность, формируются основы самоорганизации.
Гармоничные отношения со сверстниками необходимы ребенку для его эмоционального и психологического развития. Однако очень часто в данном возрасте дети испытывают большие сложности при взаимодействии друг с другом. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования готовности к разрешению противоречий. Многое зависит от того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников, в детском саду. От этого, во многом зависит дальнейший путь его социального и личностного развития, а отсюда и его дальнейшая судьба.
Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях многих ученых (Л.И. Божович, Е.О. Смирновой, Т.А. Репиной и др.). Психологи особое внимание уделяют, именно влиянию характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение ребенка. Они доказывают необходимость создания условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми.
В специальной педагогике и психологии речь является одной из важнейших психических функций человека, это универсальное средство общения, мышления, организаций действий. Какие-либо отклонения в развитии речи отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. Они задерживают формирование познавательных процессов, негативно влияют на общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию межличностных отношений со сверстниками.
Многочисленные исследования Б.М. Гриншипун, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховаской и других авторов доказывают факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений общения, которые ведут к эмоциональной неустойчивости, незрелости различных психических функций, несформированностью когнитивных процессов.
Важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста - это игра. Игра является тем самым вектором движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи. Он объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политики государства и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013). Доказано, что именно в игре создаются благоприятные условия для развития у детей дошкольного возраста речи и формирования межличностных отношений со сверстниками.
За последние годы, резко возросло внимание педагогов к использованию сюжетно-ролевых игр в коррекционно-развивающей работе по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей с общим недоразвитием речи. Исследования ряда ученых (Ю.Ф. Гаркуша, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) убеждают в том, что в ходе сюжетно-ролевой игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей. В игре создаются различные ситуации и условия, поэтому речь усваивается гораздо эффективнее. В ходе игр развивается и внешняя, и смысловая стороны речи, происходит обогащение словаря, активизация речи, вследствие чего она приобретает большую мобильность.
В связи с вышесказанным, актуальность проблемы формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры определила выбор темы нашего исследования «Формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры».
Хотя данная проблема находит широкое отражение в психолого-педагогических и специальных исследованиях, можно выделить следующее противоречие: несмотря на постоянный интерес исследователей к данной проблеме, наблюдается недостаточное использование педагогами сюжетно-ролевой игры, как средства формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в связи со слабой разработанностью методики организации и руководства сюжетно-ролевой игрой детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каково влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в ходе организации сюжетно-ролевой игры будет эффективным, если:
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду
атрибутами и материалами для организации сюжетно-ролевых игр;
- обогатить содержание сюжетно-ролевых игр за счет расширения репертуара игр и увеличения игровых ролей;
- организовать предварительную работу с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи, включающую проведение тематических бесед и этюдов.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения понятийно-категориального поля исследования.
2. Выявить уровень сформированности межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать содержание работы по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры.
4. Выявить динамику формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное нами содержание работы по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры может быть использовано учителями- логопедами и воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций и родителями (законными представителями) воспитанников.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Аленушка» г.о. Жигулевск. В исследовании участвовали 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи группы комбинированной направленности.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), 7 приложений. Работа иллюстрируется 7 таблицами и 13 рисунками.
Дошкольное детство является одним из самых важных этапов в жизни ребенка, который определяет все его последующее развитие. Исходя из выделенных задач исследования, мы провели теоретический анализ. Его целью являлось определение сущности ключевых понятий исследования.
Межличностные отношения, являются субъективно переживаемыми взаимосвязями между людьми, которые четко проявляются в характере и различных способах взаимосвязи людей при их совместной деятельности.
В России в 60-70-х годах XX века проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста рассматривалась, в большей степени, именно в рамках социально-психологических исследований. Предметом данных исследований, являлась структура и возрастные изменения в детском коллективе (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). В своих исследованиях ученные сравнивали межличностные отношения с избирательными предпочтениями между детьми, а сверстника с предметом эмоциональной или деловой оценки.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) общению ребенка уделяют большое внимание. Именно данный документ свидетельствует об актуальности проблемы формирования межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Ярче всего межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста проявляются в игре, а особое место в их развитии занимают именно сюжетно-ролевые игры. Именно в них дети воссоздают различные социальные отношения между людьми. Именно в таких играх больше всего активизируется общественная жизнь детей, а это значит, что происходит формирование детского общества
Экспериментальная работа проводилась нами в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе эксперимента, мы выявили, что у большинства детей преобладает низкий и средний уровень развития межличностных отношений со сверстниками.
На формирующем этапе эксперимента нами было разработано содержание работы по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с ОНР. Для этого мы пополнили развивающую предметно-пространственную среду атрибутами для организации сюжетно-ролевых игр, обогатили их содержание за счет расширения репертуара и увеличения игровых ролей, а так же организовали предварительную работу, включающую проведение тематических бесед и этюдов.
В процессе формирующего этапа эксперимента нами был организован ряд сюжетно-ролевых игр, которые были нацелены на формирование межличностных отношений детей 5-6 лет с ОНР со сверстниками. Положительные изменения в уровне межличностных отношений исследуемой группы детей связаны с организацией в рамках формирующего этапа эксперимента систематической планомерной работы с включением комплекса сюжетно-ролевых игр. В проведении нашей работы особое внимание уделялось повышению: удовлетворенности ребенка своим статусным положением в группе; межличностного статуса ребенка в группе; внутригруппового общения ребенка в игровой деятельности; личностной самооценка ребенка; наличия у ребенка потребности в общении и социальных мотивов поведения, что способствовало повышению результатов исследуемой проблемы.
Результаты контрольного исследования показали, что уровень формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с ОНР после проведения формирующего этапа изменился в лучшую сторону: показатель низкого уровня снизился на 17%, а показатель высокого уровня поднялся на 26%.
В итоге проведенной нами работы были получены результаты, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу о том, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Таким образом, достигнута цель нашего исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Межличностные отношения, являются субъективно переживаемыми взаимосвязями между людьми, которые четко проявляются в характере и различных способах взаимосвязи людей при их совместной деятельности.
В России в 60-70-х годах XX века проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста рассматривалась, в большей степени, именно в рамках социально-психологических исследований. Предметом данных исследований, являлась структура и возрастные изменения в детском коллективе (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). В своих исследованиях ученные сравнивали межличностные отношения с избирательными предпочтениями между детьми, а сверстника с предметом эмоциональной или деловой оценки.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) общению ребенка уделяют большое внимание. Именно данный документ свидетельствует об актуальности проблемы формирования межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Ярче всего межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста проявляются в игре, а особое место в их развитии занимают именно сюжетно-ролевые игры. Именно в них дети воссоздают различные социальные отношения между людьми. Именно в таких играх больше всего активизируется общественная жизнь детей, а это значит, что происходит формирование детского общества
Экспериментальная работа проводилась нами в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе эксперимента, мы выявили, что у большинства детей преобладает низкий и средний уровень развития межличностных отношений со сверстниками.
На формирующем этапе эксперимента нами было разработано содержание работы по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с ОНР. Для этого мы пополнили развивающую предметно-пространственную среду атрибутами для организации сюжетно-ролевых игр, обогатили их содержание за счет расширения репертуара и увеличения игровых ролей, а так же организовали предварительную работу, включающую проведение тематических бесед и этюдов.
В процессе формирующего этапа эксперимента нами был организован ряд сюжетно-ролевых игр, которые были нацелены на формирование межличностных отношений детей 5-6 лет с ОНР со сверстниками. Положительные изменения в уровне межличностных отношений исследуемой группы детей связаны с организацией в рамках формирующего этапа эксперимента систематической планомерной работы с включением комплекса сюжетно-ролевых игр. В проведении нашей работы особое внимание уделялось повышению: удовлетворенности ребенка своим статусным положением в группе; межличностного статуса ребенка в группе; внутригруппового общения ребенка в игровой деятельности; личностной самооценка ребенка; наличия у ребенка потребности в общении и социальных мотивов поведения, что способствовало повышению результатов исследуемой проблемы.
Результаты контрольного исследования показали, что уровень формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с ОНР после проведения формирующего этапа изменился в лучшую сторону: показатель низкого уровня снизился на 17%, а показатель высокого уровня поднялся на 26%.
В итоге проведенной нами работы были получены результаты, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу о том, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования межличностных отношений со сверстниками у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Таким образом, достигнута цель нашего исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- Формирование навыков диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Развитие социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика нарушений межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Профилактика нарушений межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К
СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2024



