Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях машиностроительного комплекса (на примере ПАО «АВТОВАЗ»)
ВВЕДЕНИЕ 4
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ 9
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 10
1 Основные положения трудового законодательства и процедуры
осуществления федерального государственного надзора за
соблюдением законодательства о труде 12
1.1 Нормативные документы, регламентирующие надзор за соблюдением
трудового законодательства Российской Федерации 12
1.2 Требования законодательства в сфере труда за рубежом 23
1.3 Регламент проведения плановых и внеплановых проверок за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 32
2 Анализ актуальных проблем федерального государственного
надзора за соблюдением трудового законодательства 38
2.1 Оценка действенности процедуры надзора и контроля за соблюдением
трудового законодательства представителями государственной инспекции труда 38
2.2 Анализ информированности персонала предприятий в области
соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 47
2.3 Актуальные проблемы федерального государственного надзора за
соблюдением трудового законодательства 59
3 Осуществление федерального государственного надзора за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях машиностроительного комплекса 63
3.1 Осуществление федерального государственного надзора за
соблюдением трудового законодательства в организациях
машиностроительного комплекса на примере ПАО «АВТОВАЗ» 63
3.2 Анализ результатов надзора за соблюдением трудового законодательств 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда деятельность работодателей не всегда находится под пристальным вниманием государства, в сфере трудовых отношений установились отрицательные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы, направление работников на предварительный медосмотр за собственный счет, условия труда, не соответствующие нормативным требованиям и т.д.) и ослабление их судебной защиты.
В судебных инстанциях появились сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, незаконным увольнением, переводом на другую работу, направление на предварительный медицинский осмотр за собственный счет работника, отказом от заключения трудового договора, и другие. Во всех перечисленных случаях работник испытывает потребность в защите своих прав на труд со стороны государства.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является эффективной мерой по защите трудовых прав граждан в случае их нарушений. В то же время проведение проверок на предмет соблюдения работодателями требований законодательства о труде систематизирует, заставляет контролировать и нормировать свою деятельность в отношении соблюдения прав работников и подводит к анализу своей деятельности большую часть работодателей.
Таким образом, проблема исследования сосредоточивается на нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявленных в результате федерального государственного надзора и является актуальной.
Осмысление процедуры осуществления федерального госнадзора, полномочий госинспекторов труда, возможности увеличения эффективности деятельности федеральной инспекции труда, пробелов в трудовом законодательстве охарактеризованы и проанализированы в работах Канунникова А.Б. и Пастухова А.А., Сапфировой А.А., Алиевой З.А., Шепелевой А.А., Благовестниковой А.А., Халикова В.Р., Титор С.Е. и других.
Целью настоящей магистерской диссертации является исследование процедуры осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Объект исследования - система управления охраной труда в ПАО «АВТОВАЗ».
Предмет исследования - анализ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ПАО «АВТОВАЗ».
Задачи исследования:
1. Подобрать и изучить нормативные правовые документы, научные и практические исследования в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2. Выполнить теоретические и практические исследования в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3. Обработать и выполнить анализ полученных результатов исследования.
4. Сформулировать выводы и рекомендации по результатам
мероприятий федерального государственного надзора в ПАО «АВТОВАЗ».
Новизна исследования. Вопрос осуществления федерального государственного надзора уже рассматривался в ряде научных работ, но анализ результатов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства на предприятии машиностроительного комплекса, проведенного нами, применяется впервые для решения проблемы нарушений трудового законодательства и возможности их минимизировать.
Методы и методология проведения исследования. В качестве методов исследования в настоящей диссертационной работе использован метод вторичного анализа данных ранее проведенных плановых и внеплановых проверок государственной инспекции труда в ПАО «АВТОВАЗ». Помимо метода вторичного анализа данных, использован метод анкетирования, при котором был исследован уровень информированности трудящихся граждан в отношении соблюдения работодателем их трудовых прав.
Теоретическая, научная и практическая значимость. Практическая значимость исследования в рамках написания диссертационной работы определяется в замечаниях по результатам проверок госинспекцией труда. Информация, полученная в ходе анализа предписаний об устранении нарушений, дает возможность работодателям более внимательно относиться к требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и не допускать нарушения, тем самым заботясь о правах работников в области труда.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования связана с рассмотренными в диссертационном исследовании нормативными правовыми документами, положениями, выводами и рекомендациями относительно федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, подтверждена анализом мнений государственных инспекторов труда в отношении действенности трудового законодательства, информированности персонала предприятий в области соблюдения их трудовых прав.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
1. Результаты изучения нормативных правовых документов, научных и практических исследований в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2. Результаты проведенных теоретических и практических исследований в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ПАО «АВТОВАЗ».
3. Анализ полученных результатов исследования.
4. Выводы и рекомендации по результатам мероприятий федерального государственного надзора в ПАО «АВТОВАЗ».
Апробация результатов. На основании проведенных исследований и обобщении результатов по ним можно сделать выводы о том, что в ПАО «АВТОВАЗ» имеется достаточно большое количество нарушений в области соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Так, нарушения связаны с ознакомлением работников со стандартом предприятия «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «АВТОВАЗ», с порядком проведения медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, с обеспечением СИЗ, смывающими средствами и оформлением карточек учета их выдачи, с обучением по охране труда, оказанием первой помощи пострадавшим на производстве, с переработкой инструкций по охране труда, с проведением специальной оценки условий труда, с оформлением трудовых договоров.
В результате проведенного исследования выявлен ряд проблемных вопросов в механизмах существующей системы трудового инфорсмента. В частности: незначительность санкций для работодателей за нарушение трудового законодательства; падение авторитета профсоюзов перед работодателем; слабость профсоюза в ведении равноправного диалога с работодателем; важность коллективного договора; неоднозначность в понимании распределения ответственности в трудовых отношениях между государством, работодателями и работниками; существующее возложение полной ответственности на работодателя; гибкость трудового законодательства; приоритет применения норм ТК РФ.
По теме научной работы была опубликована статья «Анализ информированности персонала предприятий г. Тольятти в области соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы к решению проблем «Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы», 2018 г.
Личный вклад автора в исследование. В процессе научной исследовательской работы автором проанализированы нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исследованы нарушения, допущенные на ПАО «АВТОВАЗ», касаемые трудового законодательства, разработаны и предложены рекомендации по устранению замечаний, выявленных в ходе федерального государственного надзора; исследованы и обобщены мнения госинспекторов труда относительно системы действующего законодательства, а также мнения персонала предприятий на предмет соблюдения их трудовых прав.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка используемой литературы. Основная часть исследования изложена на 89 страницах, текст иллюстрирован 13 таблицами, 17 рисунками.
Подводя итог проведенному исследованию, стоит отметить, что цель, которой явилось исследование процедуры осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, достигнута.
В ходе научной исследовательской работы выполнены поставленные перед исследователем задачи, а именно:
1. Подобраны и изучены нормативные правовые документы, научные и практические исследования в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2. Выполнены теоретические и практические исследования в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3. Обработан и выполнен анализ полученных результатов исследования.
4. Сформулированы выводы и рекомендации по результатам мероприятий федерального государственного надзора в ПАО «АВТОВАЗ».
При нарушении трудовых прав гражданин вправе прибегнуть к их защите о стороны государства, поскольку данная процедура закреплена за работником как юридическая гарантия. То есть государство устанавливает определенные гарантии в отношении защиты трудовых прав каждого гражданина, который имеет возможность обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда. Тем не менее, далеко не все граждане пользуются таким своим правом. Отчасти это связано со страхом перед работодателем или с низкой информированностью работников в отношении реализации защиты своих трудовых прав.
Государственная инспекция труда, при осуществлении своих полномочий руководствуется нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является эффективной мерой по защите трудовых прав граждан в случае их нарушений.
Необходимо прийти к равновесию между справедливостью и эффективностью деятельности госинспекторов посредством разведения прав государственных инспекторов и специалистов по охране труда, что увеличит правовую компетентность представителей органов госнадзора и не допустит некорректного взаимодействия и вмешательства одной стороны в деятельность другой.
Говоря о мнении госинспекторов труда в отношении гибкости действующего законодательства о труде, стоит отметить, что по итогам проведенного исследования результаты позволили выявить ряд проблемных вопросов в механизмах существующей системы трудового инфорсмента. В частности: незначительность санкций для работодателей за нарушение трудового законодательства; падение авторитета профсоюзов перед работодателем; слабость профсоюза в ведении равноправного диалога с работодателем; важность коллективного договора; неоднозначность в понимании распределения ответственности в трудовых отношениях между государством, работодателями и работниками; существующее возложение полной ответственности на работодателя; гибкость трудового законодательства; приоритет применения норм ТК РФ
Немаловажное значение имеет информированность персонала машиностроительной отрасли в области соблюдения их трудовых прав. В целом персонал предприятий неплохо осведомлен в области соблюдения трудового законодательства. Работники организаций достаточно хорошо разбираются в реформировании системы трудового законодательства, в том какие пробелы пока существуют в данной системе. Вероятнее всего, поэтому данная проблема является актуальной и всеобъемлющей для подавляющего большинства работающего населения нашей страны.
На основании проведенных исследований и обобщении результатов по ним можно сделать выводы о том, что в ПАО «АВТОВАЗ» имеется множество нарушений в области соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Так, нарушения связаны с ознакомлением работников со стандартом предприятия «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «АВТОВАЗ», с порядком проведения медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, с обеспечением СИЗ, смывающими средствами и оформлением карточек учета выдачи выше перечисленного, с обучением по охране труда, оказанием первой помощи пострадавшим на производстве, с переработкой инструкций по охране труда, с проведением специальной оценки условий труда, с оформлением трудовых договоров.
Данные замечания могут повлечь за собой не только штрафы со стороны надзорных органов. Нарушения, выявленные в ходе проверки, имеют негативные перспективы развития и для работодателя, и для сотрудников предприятия. Так, сотрудники организации имеют риск получения производственных травм и профессиональных заболеваний из-за несвоевременно или некорректно организованных медицинских и психиатрических осмотров, неправильного применения средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, плохой организации обучения безопасным методам и приемам работы, а также оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Работодателю подобные нарушения могут вылиться в приостановку деятельности и даже несение уголовной ответственности.
Нарушения, выявленные в ходе проверок госинспекцией труда ПАО «АВТОВАЗ», могут повлечь за собой цепочку последствий в виде увеличения уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Поэтому, анализируя результаты плановых и внеплановых проверок государственной инспекцией труда на предмет соблюдения трудового законодательства ПАО «АВТОВАЗ» можно дать следующие рекомендации:
- стоит обратить внимание на организационные моменты, касаемые ведения журналов, переработки и разработки инструкций, проведение мероприятий, связанных с медицинскими осмотрами и психиатрическим освидетельствованием. Возможно, имеет смысл пересмотреть штат сотрудников и прибегнуть к его увеличению.
- Отвести особое внимание техническим мероприятиям по обеспечению безопасности рабочих мест и использованию инструмента. Не допускать к работам с использованием инструмента не обученных в должном порядке работников.
- Важно продумать и проанализировать компетентность рабочих, связанных с эксплуатацией того или иного оборудования. Отработать мероприятия по повторной аттестации рабочих при использовании инструмента. Возможно на этапе анализа и правильной оптимизации кадров удастся минимизировать риск возникновения травматизма при использовании инструмента.
- Обозначить всю важность и значимость соблюдения техники безопасности рабочим. Донести до персонала, в первую очередь, до руководителей структурных подразделений реальную потребность в качественном обучении безопасным приемам работы.
-Организовать отдел или службу, которая будет заниматься обучением сотрудников по охране труда, оказанию первой помощи на производстве, нормам работы в электроустановках в соответствии с требованиями законодательства.
Стоит подытожить, что в результате научной исследовательской работы найдены и определены методы решения по теме диссертации; описаны методы исследования по теме диссертации; подобран научный и практический материал; выполнены теоретические, экспериментальные и практические исследования; обработаны полученные результаты исследований; обобщены результаты исследования технических и других объектов, технологий, выбора методов и средств достижения цели и задач диссертационного исследования. Можно сказать, что поставленные в исследовании задачи решены в полном объеме.
1. Афанасьева, Г. И. Государственный надзор и контроль за
соблюдением трудового законодательства как способ защиты трудовых прав и свобод / Г. И. Афанасьева // сборник Всероссийской научно-практической конференции «Экономика, политика, право, образование в современном информационном обществе: новые парадигмы». - Иркутск. : Изд-во
Иркутского государственного университета, 2011. - С. 116-119.
2. Конвенция № 81 Международной организации труда (принята в г.
Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ) «Об инспекции труда в промышленности и торговле» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/konventsija-n-81-mezhdunarodnoi-organizatsii-
truda-ob/ (дата обращения: 19.04.2019).
3. Федеральный закон от 11.04.1998 № 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/2559225/ (дата обращения: 19.04.2019).
4. Федеральный закон от 11.04.1998 № 58-ФЗ «Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901756159 (дата обращения: 19.04.2019).
5. Конвенция № 150 Международной организации труда «О
регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/8315346 (дата обращения: 19.04.2019).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=326361 &fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8076628182356427#05855197385669555 (дата обращения: 19.04.2019).
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
(ред. от 01.04.2019) [Электронный ресурс]. URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/ (дата обращения: 19.04.2019).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 -
ФЗ (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=325656&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.010911707587959008#032676757968267367 (дата обращения: 24.04.2019).
9. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=326345&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8178930251306104#08390460049431572 (дата обращения: 24.04.2019).
10. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12136354/ (дата обращения: 24.04.2019).
11. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12146661/ (дата обращения: 02.04.2019).
12. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12112505 (дата обращения: 02.04.2019).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня
2004 г. № 324 «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости» [Электронный ресурс]. URL:
http: //ivo. garant.ru/#/document/12135990/ (дата обращения: 02.04.2019).
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня
2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами
государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12177032/ (дата обращения: 20.04.2019).
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая
2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12185976/ (дата обращения: 20.04.2019).
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70216748/ (дата обращения: 20.04.2019).
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70222448/ (дата обращения: 20.04.2019).
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра
проверок» [Электронный ресурс]. URL:
http: //ivo. garant.ru/#/document/71007612/ (дата посещения: 20.04.2019).
19. Приказ Министерства экономического развития Российской
Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений
Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс]. URL: http: //ivo. garant.ru/#/document/12167036/ (дата обращения: 21.04.2019).
20. Приказ Роструда от 2 сентября 2015 г. № 238 «Об утверждении
Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]: URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/71205436/ (дата обращения: 21.04.2019).
21. Regulating the employment relationship in Europe and Central Asia: a
guide to Recommendation No. 198. International Labour Office, Governance and Tripartism Department. - Geneva: ILO, 2014. - Pages 127 [Electronic resource]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed dialogue/—
dialogue/documents/publication/wcms 209280.pdf (date of the application: 17.05.2019).
22. Vartolomei, B. Brief comments regarding the indirect (or derived) sources of labor law / В. Vartolomei // Perspectives of Business Law Journal, Volume 4, Issue 1, November 2015. - Рages 65-67 [Electronic resource]. URL: http://oaji.net/articles/2017/5276-1512294632.pdf (date of the application: 17.05.2019).
23. Constantina, C. The Contracting Parties' Ability To Conclude The
Employment Contract / С. Constantina // Acta Universitatis Danubius, Juridica. Volume 10, no. 2, 2014. - Рages 88-102. [Electronic resource]. URL:
http: //j ournals. univ-danubius .ro/index.php/j uridica/article/view/2487/2172 (date of the application: 17.05.2019).
24. Uluitu, A. G. Latest amendments to law no 62/2011 on social dialogue
enacted by law / A. G. Uluitu // Challenges of the Knowledge Society. - no 1, 2016. - Pages 286-290 [Electronic resource]. URL:
https://doaj.org/article/064600c635ec47b5a68650a90ec96ebb (date of the application: 17.05.2019).
25. Belovski, V. Inspection in the field of employment relationships and
penalty provisions under the labor law / V. Belovski // (JPMNT) Journal of Process Management - New Technologies, International. - Vol. 5, No 4, 2017. - Pages 78-92. http://www.japmnt.com/images/volume5/Issue-
4/10.%20INSPECTION%20IN%20THE%20FIELD%20OF%20EMPLOYMENT %20RELATIONSHIPS%20AND%20PENALTY%20PROVISIONS%20UNDER %20THE%20LABOR%20LAW.pdf (date of the application: 17.05.2019).
26. Приказ Минтруда России от 30.10.2012 № 354н (ред. от
06.04.2018) «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70338758/ (дата обращения: 09.05.2019).
27. Скавитин, А. В. Защита трудовых прав и состояние трудового
законодательства: мнение правовых инспекторов / А. В. Скавитин // сборник трудов конференции «Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний». - Иркутск. : Изд-во Байкальского государственного университета, 2016. - С. 27-37.
[Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 28979545 66851174.pdf (дата обращения: 09.05.2019).
28. Сапфирова, А. А. Некоторые вопросы реализации надзорных полномочий федеральной инспекцией труда / А. А. Сапфирова // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - № 1. - С. 45-47. [Электронный ресурс].
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 25401319 72396523.pdf (дата
обращения: 09.05.2019).
29. Титор, С. Е. Органы контроля и надзора за соблюдением
законодательства о труде в России: Историко-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.01 / Титор Светлана Евгеньевна
Саратов, 2009. 11 с. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. dslib.net/teoria- prava/organy-kontrolja-i-nadzora-za-sobljudeniem-zakonodatelstva-o-trude-v- rossii.html (дата обращения: 09.05.2019).
30. Халиков, В. Р. Защита трудовых прав как новый институт трудового права Российской Федерации / В. Р Халиков // Вестник челябинского государственного университета. - 2006. - № 2. - С. 72-74. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 15569098 64247414.pdf (дата обращения: 09.05.2019).
31. Благовестникова, А. А. Вопросы повышения эффективности
деятельности инспекций труда в субъектах Российской Федерации (на примере государственной инспекции труда в Костромской области) / А. А. Благовестникова // Достижения науки и образования. - 2018. - № 15 (37). С. 57-58. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/voprosy- povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-inspektsiy-truda-v-subektah-rossiyskoy- federatsii-na-primere-gosudarstvennoy (дата обращения: 09.05.2019).
32. Шепелева, А. А. К вопросу о защите трудовых прав работников федеральной инспекцией труда / А. А. Шепелева // ЮРИСТЪ - ПРАВОВЕДЪ. - 2007. - № 2 (21). - С. 27-31. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 15122857 88164651 .pdf (дата обращения: 09.05.2019).
33. Канунников, А. Б. Проблемы применения трудового кодекса
Российской Федерации и осуществление федерального государственного надзора в сфере трудовых отношений / А. Б. Канунников, А. А. Пастухов // Вестник омской юридической академии. - 2014. - № 2 (23). - С. 27-30. [Электронный ресурс]. URL:
https://vestnik.omua.ru/sites/default/files/vol/23/07 kanunnikov.pdf (дата
обращения: 09.05.2019).
34. Сапфирова, А. А. Направления совершенствования нормативно-правовой основы деятельности федеральной инспекции труда по защите трудовых прав работников / А.А. Сапфирова // Современное право. - 2013. - №8. - С. 69-72. [Электронный ресурс]. URL: https://rucont.ru/efd/448775 (дата обращения: 09.05.2019).
35. Алиева, З. А. Деятельность государственных инспекторов труда как способ защиты трудовых прав работников: проблемные вопросы / З. А. Алиева // Юридический вестник ДГУ. - Т. 19. 2016. № 3. - С. 108-113. [Электронный ресурс]. URL: http://jurvestnik.dgu.ru/Stat/jurvest2016-3-21 .pdf (дата обращения: 09.05.2019).
36. Правовое регулирование трудовых отношений в Европе и
Центральной Азии: руководство к Рекомендации № 198 [Электронный
ресурс]. - 2006. - URL: http://get.trudprava.ru/books/recomendation-
198/index.html (дата обращения: 09.05.2019).