Оценка и совершенствование финансовой составляющей экономической безопасности образовательных учреждений
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты оценки уровня финансовой составляющей в
системе экономической безопасности образовательных учреждений 9
1.1 Сущность и место финансовой безопасности в системе
экономической безопасности 9
1.2 Механизм исследования уровня финансовой безопасности
образовательных учреждений 14
1.3 Особенности анализа финансового состояния образовательных
учреждений в целях оценки уровня финансовой безопасности 19
2 Оценка уровня финансовой составляющей экономической безопасности
образовательных учреждений 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
образовательных учреждений 24
2.2 Исследование платежеспособности, финансовой устойчивости и
самостоятельности учреждений 38
2.3 Исследование финансовых результатов и рентабельности
деятельности учреждений 48
3 Пути совершенствования финансовой составляющей экономической
безопасности образовательных учреждений 52
3.1 Возможные факторы риска и потенциальные угрозы финансовой
безопасности учреждения 52
3.2 Разработка комплекса мер по обеспечению финансовой
безопасности учреждения 58
Заключение 63
Список используемых источников 67
Приложение А Бухгалтерский баланс МАУДО «ЦВР «Подросток» 71
Приложение Б Отчет о финансовых результатах МАУДО «ЦВР «Подросток» 74
Приложение В Бухгалтерский баланс МАУДО «ЦДТ Промышленного района» 77
Приложение Г Отчет о финансовых результатах МАУДО «ЦДТ
Промышленного района» 80
Приложение Д Бухгалтерский баланс МАУДО «ЦДТ г. Оренбурга» 84
Приложение Е Отчет о финансовых результатах МАУДО «ЦДТ г. Оренбурга»
1 Теоретические аспекты оценки уровня финансовой составляющей в
системе экономической безопасности образовательных учреждений 9
1.1 Сущность и место финансовой безопасности в системе
экономической безопасности 9
1.2 Механизм исследования уровня финансовой безопасности
образовательных учреждений 14
1.3 Особенности анализа финансового состояния образовательных
учреждений в целях оценки уровня финансовой безопасности 19
2 Оценка уровня финансовой составляющей экономической безопасности
образовательных учреждений 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
образовательных учреждений 24
2.2 Исследование платежеспособности, финансовой устойчивости и
самостоятельности учреждений 38
2.3 Исследование финансовых результатов и рентабельности
деятельности учреждений 48
3 Пути совершенствования финансовой составляющей экономической
безопасности образовательных учреждений 52
3.1 Возможные факторы риска и потенциальные угрозы финансовой
безопасности учреждения 52
3.2 Разработка комплекса мер по обеспечению финансовой
безопасности учреждения 58
Заключение 63
Список используемых источников 67
Приложение А Бухгалтерский баланс МАУДО «ЦВР «Подросток» 71
Приложение Б Отчет о финансовых результатах МАУДО «ЦВР «Подросток» 74
Приложение В Бухгалтерский баланс МАУДО «ЦДТ Промышленного района» 77
Приложение Г Отчет о финансовых результатах МАУДО «ЦДТ
Промышленного района» 80
Приложение Д Бухгалтерский баланс МАУДО «ЦДТ г. Оренбурга» 84
Приложение Е Отчет о финансовых результатах МАУДО «ЦДТ г. Оренбурга»
Актуальность и научная значимость настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки комплексной системы оценки уровня финансовой составляющей в системе экономической безопасности образовательных учреждений.
Необходимость создания хозяйствующими субъектами надежной системы обеспечения экономической безопасности определяется постоянно изменяющейся экономической обстановкой, финансовой нестабильностью, ростом уровня инфляции, риском возникновения кризисных экономических ситуаций.
Финансовая безопасность является одной из основных функциональных составляющих экономической безопасности. Финансовая безопасность представляет способность экономического субъекта обеспечить финансовое равновесие и эффективность в условиях нестабильности внешней среды, различных внутренних угроз и наличия множества рисков.
Значительная часть экономических субъектов в сфере образования является федеральными, государственными или муниципальными учреждениями (некоммерческими организациями), соответственно относится к сектору государственного управления, и, следовательно, обеспечивает выполнение важных социальных задач государственной политики. Поэтому тема обеспечения экономической безопасности важна как для коммерческого сектора экономики, так и некоммерческого.
Реформирование сектора государственного управления в Российской Федерации поставило перед образовательными учреждениями новые условия ведения деятельности. В настоящее время они имеют более широкие возможности финансирования своей деятельности - кроме субсидий из бюджета различных уровней, возможно также получение денежных средств за счет оказания платных образовательных услуг и иной деятельности, не противоречащей уставным целям учреждения.
Важность создания системы оценки финансовой безопасности для образовательных учреждений вызвана следующими причинами. Во-первых, они как субъекты бюджетных правоотношений получают в свое распоряжение существенные объемы бюджетных средств, выделяющихся на реализацию различных государственных программ. Необходимо обеспечение эффективности расходования данных средств, недопущение перерасхода или нецелевого использования. Во-вторых, возможность получения дохода от платных услуг в некоторой степени приравнивает образовательные учреждения к коммерческим организациям. Поэтому перед ними стоят новые задачи - необходимо стремиться к положительным финансовым результатам, повышению доходности и росту уровня конкурентоспособности.
В целом тема экономической безопасности и ее финансовой составляющей в достаточной степени разработана для организаций коммерческого сектора и основывается на анализе показателей финансовой отчетности. Применение данных методов к организациям государственного сектора, в частности к учреждениям сферы образования является затруднительным в связи со спецификой их финансирования, учета имущества и формами финансовой отчетности.
Таким образом, необходима разработка методов комплексной оценки уровня финансовой безопасности образовательного учреждения, позволяющей оценить воздействие различных внутренних и внешних факторов на финансовые итоги деятельности учреждения. Полученные результаты предоставят возможность разработать комплекс мер по минимизации финансовых рисков, что позволит усовершенствовать систему экономической безопасности учреждения в целом и обеспечить эффективность деятельности в дальнейшем.
Объектами исследования является ряд образовательных учреждений г. Оренбурга: МАУДО «ЦВР «Подросток», МАУДО «Центр детского творчества», МАУДО «ЦДТ Промышленного района» и их финансово-хозяйственная деятельность.
Предметом исследования являются инструменты оценки финансовой составляющей в системе экономической безопасности образовательных учреждений.
Цель исследования - разработка метода комплексной оценки финансовой безопасности образовательных учреждений, позволяющей оценить воздействие различных внутренних и внешних факторов на финансовые итоги деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, адаптация методик финансового анализа применительно к организациям государственного сектора позволит наиболее полно и точно определить уровень их финансовой безопасности. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность экономической безопасности образовательных учреждений;
- выделить составляющие экономической безопасности, в частности финансовую составляющую;
- разработать методику оценки уровня финансовой безопасности для организаций государственного сектора, в частности учреждений сферы образования;
- выделить и проанализировать влияние различных факторов (внешних и внутренних), оказывающих влияние на оценку уровня финансовой безопасности;
- провести анализ уровня финансовой составляющей в системе экономической безопасности образовательных учреждений;
- на основании полученных результатов разработать комплекс мер по обеспечению финансовой безопасности.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на разработках российских и зарубежных экономистов, направленных на исследование методики оценки финансовой безопасности. В частности, применены методики, представленные авторами: Графеева В.В., Рознина Н.В., Варнакова Г.Ф., Артюшин Н.С., Каюков В.В.
Базовыми для настоящего исследования явились также исследования в области анализа хозяйственной деятельности организаций государственного сектора следующих авторов: Ендовицкий Д.А., Фролкин А.В., Свиридова Н.В., Акимов А.А.
Методы исследования: использовались общенаучные методы исследования - финансовый анализ (применен анализ финансовых коэффициентов).
Опытно-экспериментальной базой исследования являются учреждения дополнительного образования г. Оренбург.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено определение финансовой безопасности образовательных учреждений;
- адаптирована методика оценки уровня финансовой составляющей экономической безопасности в соответствии с особенностями финансирования, имущественного положения и содержанием отчетности образовательных учреждений;
- разработаны предложения по совершенствованию системы экономической безопасности, минимизации финансовых рисков с целью обеспечения устойчивой работы образовательных учреждений.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении разработок российских экономистов в области определения экономической безопасности и ее составляющих, исследовании методики оценки финансовой составляющей экономической безопасности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию работы экономической службы образовательных учреждений, внедрению методики обеспечения финансовой безопасности.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключается в определении цели и постановке задачи исследования, разработке и проведении исследования, анализе уровня финансовой безопасности учреждений на основании данных финансовой отчетности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена анализом существующих методик оценки финансовой безопасности, использованием методов анализа финансового состояния экономических субъектов, коэффициентного анализа, использованием в расчетах реальных данных трех учреждений сферы образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования были внедрены в практическую деятельность МАУДО «ЦВР «Подросток».
Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в одной работе объемом 0,3 п.л.
К научным результатам, выносимым на защиту относятся:
- методика оценки уровня финансовой безопасности, адаптированная для образовательных учреждений;
- предложения по совершенствованию системы экономической безопасности, минимизации финансовых рисков с целью обеспечения устойчивости и эффективности деятельности образовательных учреждений.
Объем и структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. В работе 6 приложений, 20 таблиц, 6 рисунков. Список использованных источников включает 34 наименования.
Необходимость создания хозяйствующими субъектами надежной системы обеспечения экономической безопасности определяется постоянно изменяющейся экономической обстановкой, финансовой нестабильностью, ростом уровня инфляции, риском возникновения кризисных экономических ситуаций.
Финансовая безопасность является одной из основных функциональных составляющих экономической безопасности. Финансовая безопасность представляет способность экономического субъекта обеспечить финансовое равновесие и эффективность в условиях нестабильности внешней среды, различных внутренних угроз и наличия множества рисков.
Значительная часть экономических субъектов в сфере образования является федеральными, государственными или муниципальными учреждениями (некоммерческими организациями), соответственно относится к сектору государственного управления, и, следовательно, обеспечивает выполнение важных социальных задач государственной политики. Поэтому тема обеспечения экономической безопасности важна как для коммерческого сектора экономики, так и некоммерческого.
Реформирование сектора государственного управления в Российской Федерации поставило перед образовательными учреждениями новые условия ведения деятельности. В настоящее время они имеют более широкие возможности финансирования своей деятельности - кроме субсидий из бюджета различных уровней, возможно также получение денежных средств за счет оказания платных образовательных услуг и иной деятельности, не противоречащей уставным целям учреждения.
Важность создания системы оценки финансовой безопасности для образовательных учреждений вызвана следующими причинами. Во-первых, они как субъекты бюджетных правоотношений получают в свое распоряжение существенные объемы бюджетных средств, выделяющихся на реализацию различных государственных программ. Необходимо обеспечение эффективности расходования данных средств, недопущение перерасхода или нецелевого использования. Во-вторых, возможность получения дохода от платных услуг в некоторой степени приравнивает образовательные учреждения к коммерческим организациям. Поэтому перед ними стоят новые задачи - необходимо стремиться к положительным финансовым результатам, повышению доходности и росту уровня конкурентоспособности.
В целом тема экономической безопасности и ее финансовой составляющей в достаточной степени разработана для организаций коммерческого сектора и основывается на анализе показателей финансовой отчетности. Применение данных методов к организациям государственного сектора, в частности к учреждениям сферы образования является затруднительным в связи со спецификой их финансирования, учета имущества и формами финансовой отчетности.
Таким образом, необходима разработка методов комплексной оценки уровня финансовой безопасности образовательного учреждения, позволяющей оценить воздействие различных внутренних и внешних факторов на финансовые итоги деятельности учреждения. Полученные результаты предоставят возможность разработать комплекс мер по минимизации финансовых рисков, что позволит усовершенствовать систему экономической безопасности учреждения в целом и обеспечить эффективность деятельности в дальнейшем.
Объектами исследования является ряд образовательных учреждений г. Оренбурга: МАУДО «ЦВР «Подросток», МАУДО «Центр детского творчества», МАУДО «ЦДТ Промышленного района» и их финансово-хозяйственная деятельность.
Предметом исследования являются инструменты оценки финансовой составляющей в системе экономической безопасности образовательных учреждений.
Цель исследования - разработка метода комплексной оценки финансовой безопасности образовательных учреждений, позволяющей оценить воздействие различных внутренних и внешних факторов на финансовые итоги деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, адаптация методик финансового анализа применительно к организациям государственного сектора позволит наиболее полно и точно определить уровень их финансовой безопасности. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность экономической безопасности образовательных учреждений;
- выделить составляющие экономической безопасности, в частности финансовую составляющую;
- разработать методику оценки уровня финансовой безопасности для организаций государственного сектора, в частности учреждений сферы образования;
- выделить и проанализировать влияние различных факторов (внешних и внутренних), оказывающих влияние на оценку уровня финансовой безопасности;
- провести анализ уровня финансовой составляющей в системе экономической безопасности образовательных учреждений;
- на основании полученных результатов разработать комплекс мер по обеспечению финансовой безопасности.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на разработках российских и зарубежных экономистов, направленных на исследование методики оценки финансовой безопасности. В частности, применены методики, представленные авторами: Графеева В.В., Рознина Н.В., Варнакова Г.Ф., Артюшин Н.С., Каюков В.В.
Базовыми для настоящего исследования явились также исследования в области анализа хозяйственной деятельности организаций государственного сектора следующих авторов: Ендовицкий Д.А., Фролкин А.В., Свиридова Н.В., Акимов А.А.
Методы исследования: использовались общенаучные методы исследования - финансовый анализ (применен анализ финансовых коэффициентов).
Опытно-экспериментальной базой исследования являются учреждения дополнительного образования г. Оренбург.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено определение финансовой безопасности образовательных учреждений;
- адаптирована методика оценки уровня финансовой составляющей экономической безопасности в соответствии с особенностями финансирования, имущественного положения и содержанием отчетности образовательных учреждений;
- разработаны предложения по совершенствованию системы экономической безопасности, минимизации финансовых рисков с целью обеспечения устойчивой работы образовательных учреждений.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении разработок российских экономистов в области определения экономической безопасности и ее составляющих, исследовании методики оценки финансовой составляющей экономической безопасности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию работы экономической службы образовательных учреждений, внедрению методики обеспечения финансовой безопасности.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключается в определении цели и постановке задачи исследования, разработке и проведении исследования, анализе уровня финансовой безопасности учреждений на основании данных финансовой отчетности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена анализом существующих методик оценки финансовой безопасности, использованием методов анализа финансового состояния экономических субъектов, коэффициентного анализа, использованием в расчетах реальных данных трех учреждений сферы образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования были внедрены в практическую деятельность МАУДО «ЦВР «Подросток».
Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в одной работе объемом 0,3 п.л.
К научным результатам, выносимым на защиту относятся:
- методика оценки уровня финансовой безопасности, адаптированная для образовательных учреждений;
- предложения по совершенствованию системы экономической безопасности, минимизации финансовых рисков с целью обеспечения устойчивости и эффективности деятельности образовательных учреждений.
Объем и структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. В работе 6 приложений, 20 таблиц, 6 рисунков. Список использованных источников включает 34 наименования.
Тема обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов становится все более актуальной в связи с постоянно изменяющейся экономической обстановкой как в России, так и во всем мире в целом. Финансовая нестабильность, рост уровня инфляции, риск возникновения кризисных экономических ситуаций и иные факторы ставят перед хозяйствующими субъектами новые задачи для целей обеспечения стабильности и эффективности деятельности.
Для сохранения стабильной работы, и дальнейшего успешного развития хозяйствующие субъекты должны уделять внимание работе системы экономической безопасности. Причем это является важным как для коммерческих организаций, так и для организаций государственного сектора. Предметом данного исследования являются инструменты оценки уровня финансовой составляющей в системе экономической безопасности образовательных учреждений.
В первой главе данной работы исследованы теоретические аспекты оценки уровня финансовой составляющей в системе экономической безопасности образовательных учреждений. Исследованы точки зрения российских и зарубежных авторов касательно определения финансовой безопасности и предлагаемых методик для ее оценки. Сформулировано определение финансовой безопасности образовательного учреждения.
Система финансовой безопасности образовательного учреждения - это элемент системы экономической безопасности, отвечающий за устранение или минимизацию рисков, несущих угрозу для осуществления учреждением своей деятельности. Финансовая безопасность направлена на устойчивое развитие учреждения и рост его финансовых показателей с учетом особенностей источников финансирования и целей, поставленных учредителем перед учреждением в соответствии с его уставными целями.
Также в первой главе представлен механизм исследования уровня финансовой безопасности образовательных учреждений с учетом особенностей анализа их финансового состояния. Для данной цели адаптирована методика финансового анализа применительно к организациям государственного сектора, в соответствии с особенностями их финансирования, имущественного положения и содержанием отчетности.
При проведении исследования учтены следующие особенности:
- является затруднительным проведение финансового анализа деятельности учреждения в целом из-за различных видов финансирования (показатели по бюджетному и внебюджетному финансированию в отчетности отражаются раздельно, а также по деятельности, осуществляемой за счет бюджета не предполагается получение прибыли, а лишь исполнение плановых показателей. По деятельности, осуществляемой за счет внебюджетных средств возможно получение прибыли);
- невозможно рассчитать показатели финансовой устойчивости по предлагаемым для коммерческий организаций формулам, так как организации госсектора (бюджетные, автономные учреждения) не имеют собственного капитала;
- практически все имущество таких учреждений принадлежит учредителю, а учреждение имеет лишь право использования данного имущества, которое находится в оперативном управлении. Данное имущество отражается в балансе в разделе обязательств как сумма расчетов с учредителем.
В связи с вышеперечисленными факторами, предложено проводить анализ раздельно по каждому источнику финансирования - бюджетным субсидиям на исполнение государственного (муниципального) задания, целевым субсидиям, и внебюджетным источникам (собственным доходам учреждения). Для расчета показателя финансовой устойчивости предлагается в состав собственных средств включить также «Финансовый результат», в соответствии с разработками российских экономистов, а в состав заемных источников - раздел «Обязательства». Исключение будут составлять лишь «Обязательства перед учредителем». В отчетности учреждений государственного сектора, отсутствуют такие показатели, как прибыль и выручка, поэтому для оценки финансового результата используется показатель чистого операционного результата. Также исследуются показатели рентабельности по приносящей доход деятельности и показатели финансовой независимости учреждения от бюджетного финансирования.
Во второй главе произведена оценка уровня финансовой составляющей экономической безопасности образовательных учреждений на примере трех учреждений сферы дополнительного образования г. Оренбург Проанализированы доходы и расходы по источникам финансирования, исследованы платежеспособность, финансовая устойчивость и показатели финансовой самостоятельности. В завершение анализа исследованы финансовые результаты и показатели рентабельности.
Анализ финансовой самостоятельности образовательных учреждений позволил выявить общую для рассматриваемых субъектов ситуацию - недостаточную долю доходов от внебюджетной деятельности. Также уровень собственных доходов всех трех учреждений имеет тенденцию к сокращению. Практически все учреждения имеют значительное превышение осуществляемых расходов над полученными доходами, и соответственно их чистый операционный результат является отрицательным, а деятельность нерентабельной. Необходимо более тщательно планировать и контролировать расходование средств, а также стремиться к развитию внебюджетной деятельности.
В третьей главе изложены способы совершенствования финансовой безопасности. Выявлены и проанализированы возможные факторы риска, и разработан комплекс мер по обеспечению финансовой безопасности.
Среди возможных выявленных угроз выявлены в том числе следующие: усиление конкуренции между образовательными учреждениями, риск сокращения количества учащихся и риск форс-мажорных ситуаций (например, эпидемий), не позволяющих вести учебный процесс в классическом, очном формате и вследствие риск потери финансирования. Для минимизации воздействия данных факторов и сохранения контингента учащихся образовательное учреждение должно предлагать конкурентоспособные программы. Так, образовательные услуги должны соответствовать требованиям законодательства, должны быть актуальными для населения, должны предоставляться в различных форматах, обеспечивающими доступ к образованию в различных условиях, в том числе онлайн-обучение. Ведение образовательной деятельности в том числе в формате электронного обучения позволит учреждению непрерывно продолжать деятельность и увеличить численность обучающихся.
Важное значение имеет система внутреннего контроля, позволяющая обеспечить контроль за финансовой дисциплиной, избежать ошибок и предотвратить необоснованные расходы или проведение незаконных сделок. Значительную часть выявленных рисков образовательное учреждение может минимизировать за счет своевременной оценки деятельности и принятия необходимых мер.
Рассмотрена возможность внедрения системы финансовой безопасности в образовательном учреждении МАУДО «ЦВР «Подросток». Система обеспечения финансовой безопасности должна быть максимально простой, понятной, позволяющей в короткие сроки проанализировать состояние учреждения и обеспечить действенные меры для минимизации рисков. Оценку финансовой безопасности предлагается проводить по ряду наиболее показателей, в том числе анализу финансовых показателей, анализу сумм экономии, образовавшимся за счет проведения торгов, анализу динамики численности обучающихся
Применение предложенной методики предоставит возможность разработать комплекс мер по минимизации финансовых рисков, что позволит усовершенствовать систему экономической безопасности учреждения в целом и обеспечить эффективность деятельности в дальнейшем.
Для сохранения стабильной работы, и дальнейшего успешного развития хозяйствующие субъекты должны уделять внимание работе системы экономической безопасности. Причем это является важным как для коммерческих организаций, так и для организаций государственного сектора. Предметом данного исследования являются инструменты оценки уровня финансовой составляющей в системе экономической безопасности образовательных учреждений.
В первой главе данной работы исследованы теоретические аспекты оценки уровня финансовой составляющей в системе экономической безопасности образовательных учреждений. Исследованы точки зрения российских и зарубежных авторов касательно определения финансовой безопасности и предлагаемых методик для ее оценки. Сформулировано определение финансовой безопасности образовательного учреждения.
Система финансовой безопасности образовательного учреждения - это элемент системы экономической безопасности, отвечающий за устранение или минимизацию рисков, несущих угрозу для осуществления учреждением своей деятельности. Финансовая безопасность направлена на устойчивое развитие учреждения и рост его финансовых показателей с учетом особенностей источников финансирования и целей, поставленных учредителем перед учреждением в соответствии с его уставными целями.
Также в первой главе представлен механизм исследования уровня финансовой безопасности образовательных учреждений с учетом особенностей анализа их финансового состояния. Для данной цели адаптирована методика финансового анализа применительно к организациям государственного сектора, в соответствии с особенностями их финансирования, имущественного положения и содержанием отчетности.
При проведении исследования учтены следующие особенности:
- является затруднительным проведение финансового анализа деятельности учреждения в целом из-за различных видов финансирования (показатели по бюджетному и внебюджетному финансированию в отчетности отражаются раздельно, а также по деятельности, осуществляемой за счет бюджета не предполагается получение прибыли, а лишь исполнение плановых показателей. По деятельности, осуществляемой за счет внебюджетных средств возможно получение прибыли);
- невозможно рассчитать показатели финансовой устойчивости по предлагаемым для коммерческий организаций формулам, так как организации госсектора (бюджетные, автономные учреждения) не имеют собственного капитала;
- практически все имущество таких учреждений принадлежит учредителю, а учреждение имеет лишь право использования данного имущества, которое находится в оперативном управлении. Данное имущество отражается в балансе в разделе обязательств как сумма расчетов с учредителем.
В связи с вышеперечисленными факторами, предложено проводить анализ раздельно по каждому источнику финансирования - бюджетным субсидиям на исполнение государственного (муниципального) задания, целевым субсидиям, и внебюджетным источникам (собственным доходам учреждения). Для расчета показателя финансовой устойчивости предлагается в состав собственных средств включить также «Финансовый результат», в соответствии с разработками российских экономистов, а в состав заемных источников - раздел «Обязательства». Исключение будут составлять лишь «Обязательства перед учредителем». В отчетности учреждений государственного сектора, отсутствуют такие показатели, как прибыль и выручка, поэтому для оценки финансового результата используется показатель чистого операционного результата. Также исследуются показатели рентабельности по приносящей доход деятельности и показатели финансовой независимости учреждения от бюджетного финансирования.
Во второй главе произведена оценка уровня финансовой составляющей экономической безопасности образовательных учреждений на примере трех учреждений сферы дополнительного образования г. Оренбург Проанализированы доходы и расходы по источникам финансирования, исследованы платежеспособность, финансовая устойчивость и показатели финансовой самостоятельности. В завершение анализа исследованы финансовые результаты и показатели рентабельности.
Анализ финансовой самостоятельности образовательных учреждений позволил выявить общую для рассматриваемых субъектов ситуацию - недостаточную долю доходов от внебюджетной деятельности. Также уровень собственных доходов всех трех учреждений имеет тенденцию к сокращению. Практически все учреждения имеют значительное превышение осуществляемых расходов над полученными доходами, и соответственно их чистый операционный результат является отрицательным, а деятельность нерентабельной. Необходимо более тщательно планировать и контролировать расходование средств, а также стремиться к развитию внебюджетной деятельности.
В третьей главе изложены способы совершенствования финансовой безопасности. Выявлены и проанализированы возможные факторы риска, и разработан комплекс мер по обеспечению финансовой безопасности.
Среди возможных выявленных угроз выявлены в том числе следующие: усиление конкуренции между образовательными учреждениями, риск сокращения количества учащихся и риск форс-мажорных ситуаций (например, эпидемий), не позволяющих вести учебный процесс в классическом, очном формате и вследствие риск потери финансирования. Для минимизации воздействия данных факторов и сохранения контингента учащихся образовательное учреждение должно предлагать конкурентоспособные программы. Так, образовательные услуги должны соответствовать требованиям законодательства, должны быть актуальными для населения, должны предоставляться в различных форматах, обеспечивающими доступ к образованию в различных условиях, в том числе онлайн-обучение. Ведение образовательной деятельности в том числе в формате электронного обучения позволит учреждению непрерывно продолжать деятельность и увеличить численность обучающихся.
Важное значение имеет система внутреннего контроля, позволяющая обеспечить контроль за финансовой дисциплиной, избежать ошибок и предотвратить необоснованные расходы или проведение незаконных сделок. Значительную часть выявленных рисков образовательное учреждение может минимизировать за счет своевременной оценки деятельности и принятия необходимых мер.
Рассмотрена возможность внедрения системы финансовой безопасности в образовательном учреждении МАУДО «ЦВР «Подросток». Система обеспечения финансовой безопасности должна быть максимально простой, понятной, позволяющей в короткие сроки проанализировать состояние учреждения и обеспечить действенные меры для минимизации рисков. Оценку финансовой безопасности предлагается проводить по ряду наиболее показателей, в том числе анализу финансовых показателей, анализу сумм экономии, образовавшимся за счет проведения торгов, анализу динамики численности обучающихся
Применение предложенной методики предоставит возможность разработать комплекс мер по минимизации финансовых рисков, что позволит усовершенствовать систему экономической безопасности учреждения в целом и обеспечить эффективность деятельности в дальнейшем.
Подобные работы
- Анализ и оценка технико-технологической составляющей экономической безопасности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Анализ кадровой составляющей экономической безопасности организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОЕКТОВ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Роль службы экономической безопасности предприятия в обеспечении его конкурентоспособности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы правового обеспечения экономической безопасности организаций
Магистерская диссертация, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2024 - ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТРАСЛИ И ИХ ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018



