Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы управления ассортиментом промышленного предприятия 9
1.1 Система управления ассортиментом промышленного предприятия 9
1.2 Методы управления ассортиментом промышленного предприятия 17
2 Оценка эффективности управления ассортиментом на предприятии ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» 24
2.2 Анализ ассортимента ООО ПФ «Дизайн-Люкс» 32
3 Совершенствование управления ассортиментом ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» 46
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» 46
3.2 Основные направления оптимизации ассортимента ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» 51
Заключение 60
Список используемой литературы 64
Приложения 68
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблемы эффективного управления ассортиментом на текущем этапе развития рыночной экономики стоят особенно остро. В условиях экономической свободы хозяйственным субъектам следует соблюдать основное требование рынка: наиболее полно удовлетворение потребностей клиентов. Это обеспечивает стабильное положение на рынке. Расширению потенциальных возможностей предприятия способствует эффективное управление ассортиментом продукции. В большей степени конкурентоспособность предприятия определяется широтой и глубиной ассортимента, адекватно отвечающего текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровне. Ассортимент, сформированный с ориентацией только на свои внутренние возможности, перестает удовлетворять требованиям рынка, и приводит к ухудшению финансовой устойчивости.
Лесная промышленность в значительной мере влияет на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Объективной предпосылкой расширения мебельного рынка является рост отечественной экономики темпами примерно 3-5% в год в течение ближайших 6-8 лет, что отражено в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу». Данную отрасль характеризует высокая степень конкуренции. Постоянное усложнение конструктивных особенностей, внедрение новых технологий, динамика спроса вызывают необходимость обновления ассортиментного ряда, освоения новых видов продукции. В результате усложняются планово-организационные процедуры и, как следствие, снижаются возможности по наращиванию объемов производства.
Для маркетинговой деятельности многих предприятий характерно отсутствие системного комплексного подхода к управлению ассортиментом продукции, что не позволяет принимать стратегические и оперативные решения, обеспечивающие устойчивое развитие предприятия. Обозначенные проблемы предопределили выбор темы бакалаврской работы.
Проблемы формирования и управления ассортимента продукции предприятия нашли отражение в работах Багиева Г.Л., Березина И. С., Быховца С. Н., Виханского О.С., Гайдаенко Т. А., Ковалева А.П., Котлера Ф., Ламбена Ж.Ж., Любушина Н.П., Савицкой Г.В. Сорокиной О.Г., и других. В данных работах рассматриваются различные аспекты процесса управления ассортиментом продукции предприятия. Отсутствует единство терминологии, недостаточно освещены вопросы управления ассортиментом, которое следует выделить в качестве самостоятельной части маркетинговой деятельности предприятия. Недостаточно раскрыты системный и процессный подходы к управлению ассортиментом.
Целью бакалаврской работы является повышение экономической эффективности деятельности предприятия ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» на основе разработки мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом.
Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение ряда приоритетных задач:
• раскрыть сущность процесса управления ассортиментом продукции;
• исследовать существующие методы формирования и анализа ассортимента организации;
• систематизировать основные показатели оценки ассортимента продукции;
• оценить современный уровень и перспективы развития мебельного рынка Самарской области;
• провести комплексный анализ и определить факторы, влияющие на формирование ассортимента ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»;
• разработать мероприятия для совершенствования управления ассортиментом продукции на исследуемом предприятии;
• определить основные направления оптимизации ассортимента продукции ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС».
Объектом исследования бакалаврской работы выступает промышленное предприятие ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС», производитель мебели на рынке B2C.
Предметом бакалаврской работы являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе управления ассортиментом продукции, обеспечивающие повышение экономической эффективности функционирования промышленного предприятия.
Методологическую основу бакалаврской работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления ассортиментом, а также материалы специализированных изданий и научно - практических конференций по исследуемой теме. В работе использовались материалы органов государственной статистики и отчетные данные ряда тольяттинских промышленных предприятий. В процессе исследования применялись методы логического и системно-структурного анализа и синтеза, сравнительного анализа, методы анализа и оценки эффективности управления ассортиментом продукции, статистические методы обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса мероприятий, который обеспечит устойчивое развитие промышленного предприятия в рыночных условий.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав (общий объем 87 стр. машинописного текста, 18 таблиц, 11 рисунков), заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи исследования, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты формирования и управления ассортиментом; выделены принципы и функции управления ассортиментом, определены направления и систематизированы методы анализа ассортимента.
Во второй главе будет дана организационно-экономическая характеристика компании, проведен анализ ассортимента и его динамики, оценка управления ассортиментом промышленного предприятия ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС».
И в третьей, заключительной главе, будут разработаны мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом на рассматриваемом предприятии.
В заключении будут представлены основные выводы и результаты бакалаврской работы.
На современном этапе развития экономики России особую актуальность приобретают вопросы совершенствования управления ассортиментом продукции. Оптимизация ассортимента должна быть направлена как на наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей, так и на повышение эффективности деятельности предприятия. Управление ассортиментом обеспечивает устойчивое развитие предприятия и способствует значительному расширению его потенциальных возможностей. В связи с этим была определена цель бакалаврской работы как повышение экономической эффективности деятельности предприятия ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» на основе разработки мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом продукции и практических рекомендаций по ее внедрению.
В работе изучены и систематизированы подходы различных авторов к понятию «управление ассортиментом продукции». В результате понятие «управление ассортиментом продукции» уточнено как деятельность соответствующих служб, направленная на обеспечение устойчивого развития предприятия, представляющая собой принятие управленческих решений, приводящих к формированию оптимального ассортимента выпускаемой продукции, адаптированной к потребностям покупателей.
В работе описана система управления ассортиментом, субъект управления и определены требования, предъявляемые к объекту управления (ассортимент продукции) и показатели его характеризующие. Также систематизированы существующие методы анализа и оценки эффективности управления ассортиментом, дана их сравнительная характеристика, определены области применения, возможности и ограничения.
В ходе исследования разработаны показатели оценки эффективности ассортимента, которые были классифицированы по следующим критериям: характеризующие ассортимент, финансовых результатов, оптимизации структуры ассортимента, регламентирующие, рыночные. С целью принятия обоснованного управленческого решения, в полной мере отвечающего интересам потребителей в то же время, обеспечивающее повышение эффективности деятельности предприятия, разработана методика анализа ассортимента продукции, основанная на комплексном системном подходе.
Вторая глава содержит экономическую характеристику предприятия. Деятельность ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» за период 2014-2016 гг. характеризуется положительной динамикой основных показателей объема реализации, рентабельности производства и продаж, фондоотдачи, ростом производительности труда. На основе разработанной системы показателей дана характеристика ассортимента продукции ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС», свидетельствующая о его соответствии предъявляемым требованиям: насыщенности, рациональности, адаптивности. Анализ влияния структуры ассортимента на уровень объема реализации, себестоимости и прибыли, свидетельствует о потенциальных возможностях улучшения финансовых показателей за счет совершенствования ассортимента продукции.
В результате анализа определены группы товаров не требующие изменения и «сомнительные» товары, нуждающиеся в корректировке программы маркетинг-микс. Несмотря на то, что портфель заказов достаточно сбалансирован, его существенным недостатком является отсутствие «трудных детей».
В результате проведенного анализа продукции выявлены проблемные зоны деятельности предприятия: узкий ассортимент продукции, низкая доля рынка Тольятти, не достаточно развитый портфель заказов, низкая загрузка оборудования и производственных площадей.
Проведенный комплексный анализ ассортимента продукции, показал необходимость совершенствования управления ассортиментом продукции. С целью повышения квалификации персонала рекомендуется направить менеджера по продажам на обучение.
Управление ассортиментом продукции позволит ориентировать ассортиментную и ценовую политику на достижение целей предприятия и реализации его стратегий.
С целью повышения эффективности управления ассортиментом рекомендовано использовать существующий программный продукт «KonSi Assortment Optimization» дополненный разработанной программой «Assortment Analysis», что позволит повысить производительность труда ориентировочно на 10%. Приобретение программного продукта «KonSi Assortment Optimization» предполагает единовременные инвестиции в размере 166,5 тыс. руб., срок окупаемости -0,013 года. Условное высвобождение численности составит 0,1 человека, ожидаемый экономический эффект составит 46332рублей.
В рамках управления ассортиментом продукции разработаны этапы и направления совершенствования ассортимента продукции. На основе проведенного анализа были разработаны рекомендации по оптимизации существующего ассортимента. Ожидаемый прирост выручки от продаж составит 2665 тыс. рублей, а прибыли 1319 тыс. рублей.
Одним из мероприятий является расширение ассортимента. Новый товар оказывает положительное влияние на имидж предприятия, и позволит ослабить зависимость от сегментов рынка В2С . В связи с этим предложено производство офисной мебели, нового для ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» товара, как наиболее привлекательного с точки зрения соответствия целей и задач предприятия и возможностей производственных мощностей. Определены потенциальные потребители и конкуренты товара. Составлена проектная калькуляция офисной мебели, на основе затратного метода рассчитана возможная цена реализации. На основе аналитического метода определен порог рентабельности. Ожидаемый экономический эффект составит 9818,296 тыс. рублей. Оптимизация существующего ассортимента и производство нового продукта позволит повысить степень сбалансированности портфеля заказов.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий будет способствовать повышению эффективности управления ассортиментом продукции и обеспечит устойчивое развитие предприятия.
По прогнозным оценкам выручка от продаж увеличится на 42,59%, прибыль возрастет на 12711 тыс. руб., рентабельность на 8,526%. Ожидаемый совокупный эффект составит 12595,47 тыс. рублей.
Таким образом, в результате исследования цель бакалаврской работы успешно достигнута благодаря решению всех поставленных задач.
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 16 апр. 1998 г.: по состоянию на 11 марта 2010 г.]. - М.: Омега - Л, 2010. - 583 с.
2. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации. • М.: Проспект, 2009. - 452с.
3. Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ в ред. ФЗ от 27.12.2009, № 352-ФЗ // СЗ РФ. 1998. - № 7, Ст. 785.
4. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2012. - 193 с.
5. Березин И.С. Маркетинговый анализ: Принципы и практика, российский опыт. - М.: Изд-во Эксмо, 2013. - 352 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. - Экономистъ. 2013. - 670 с.
7. Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление./ Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. Гайдаенко Т.А. - М.: Эксмо, 2014. - 512 с.
8. Ковалев А.П., Сорокина О. Г. Промышленный маркетинг. - М.: ООО Фирма "Благовест-В", 2003. - 576 с.
9. Ковалев В.В., Волкова О.Н., Ефимова О.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2012. - 424 с.
10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. - СПб: Питер ком, 2015. • 896 с.
11. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2013. - 589 с.
12. Любушин Н.П. Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс /под ред. Проф. Н.П. Любушина. - М.: Юристъ, 2013. - 480 с.
13. Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово -хозяйственной деятельности организации. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 264 с.
14. Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. 3-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2012. - 672 с.
15. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: Внешторгиздат, 2013. - 219 с.
...