Аннотация 2
Введение 6
1 Состояние вопроса 10
2 Конструкторская часть 13
2.1 Техническое задание на разработку стенда для сертификационных испытаний на циклическую долговечность растяжек подвески 13
2.2 Техническое предложение на разработку стенда для сертификационных испытаний на циклическую долговечность растяжек подвески 18
2.3 Конструкторские расчеты основных элементов разрабатываемого устройства 37
2.4 Руководство по эксплуатации стенда для циклических испытаний растяжек передней подвески 45
3 Технологический процесс сертификационных испытаний растяжки передней подвески легкового автомобиля 56
3.1 Функциональное предназначение растяжки 56
3.2 Возможные неисправности передней подвески. Причины и варианты их устранения 57
3.3 Технологическая карта испытания растяжки передней подвески легкового автомобиля 58
4 Производственная и экологическая безопасность проекта 60
4.1 Конструктивно-технологическая и организационно техническая характеристики проверки растяжки передней подвески на стенде циклических испытаний 60
4.2 Определение профессиональных рисков 62
4.3 Мероприятия по снижению профессиональных рисков 63
4.4 Пожарная безопасность 69
4.5 Экологическая безопасность технологического процесса проверки растяжки передней подвески на стенде циклических испытаний 71
5 Экономическая эффективность проекта 73
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источников 82
Приложение А Спецификации 85
«Сертификационные испытания необходимы для проведения процедуры сертификации продукции (сертификационные услуги) на соответствие требованиям стандартов. Другими словами, если продукция входит в перечень продукции подлежащих обязательной сертификации, то для получения сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии необходимо провести сертификационные испытания. Результатом испытания является Протокол сертификационных испытаний» [11].
«Сертификационные испытания проводят аккредитованные испытательные лаборатории или центры испытаний по направлению Органа по сертификации, сертификационной компании, сертификационного центра или по заявке от Заявителя для выдачи (получения) сертификата соответствия (регистрации декларации о соответствии, получения Одобрения типа транспортного средства). Никакие другие организации не аккредитованы на то, чтобы проводить испытания. Периодичность проведения испытаний сертификационных зависит от выбранной системы сертификации и обычно составляет от 1 до 2 лет» [2].
«В случае если схема сертификации продукции допускает проводить испытания в неаккредитованной испытательной лаборатории (центре), то орган по сертификации продукции вправе привлечь к проведению испытаний продукции неаккредитованную испытательную лабораторию. В отношении различных групп продукции на территории Российской Федерации и Таможенного союза разработаны и действуют нормативные документы, в частности ГОСТы (как национальные, так и межгосударственные), которые содержат требования к проведению как к самой продукции, так и к методам испытаний продукции (порядок, методы и методики испытаний)» [12].
«К аккредитованным испытательным лабораториям предъявляется целый ряд требований, в частности требования к: испытательному оборудованию, средствам измерений (состояние, класс точности, наличие поверки и калибровки и прочее); условиям проведения испытаний (температура, влажность и т.п. в помещениях испытательной лаборатории); нормативной документации, используемой в процессе проведения испытаний. Основным нормативным документом, устанавливающим термины и определения, применяемые в области испытаний и контроля качества продукции, является ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения, а также: ГОСТ 31814 Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия; ГОСТ Р 51293 Идентификация продукции. Общие положения; ГОСТ Р 51672 Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия» устанавливает требования к разработке нормативных документов, подготовке и проведению сертификационных испытаний продукции» [12].
«Задача сертификационных испытаний (цель испытаний) - получение качественных или количественных характеристик продукции, то есть проведение оценки способности сертифицируемой продукции в заданных условиях выполнять возложенные на неё функции, а также установить, соответствуют ли характеристики продукции величинам, заданным в нормативных документах» [13].
«Сертификационные испытания проводятся в соответствии с положениями, содержащимися в законе от 27.12.02 № 184-ФЗ, методами, изложенными в ГОСТ или других нормативных документах, принятых в соответствии с действующим законодательством» [12].
«Общие правила по отбору и идентификации продукции при осуществлении обязательного подтверждения соответствия, предназначенной для проведения испытаний установлены в ГОСТ 31814 Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия и ГОСТ Р 51293 Идентификация продукции. Общие положения, а также в нормативной документации на конкретную продукцию. Отбор образцов для проведения испытаний производится в соответствии с требованиями, изложенными в нормативных документах, методиках, программах и методиках испытаний, содержащихся в области аккредитации испытательной лаборатории, содержащих правила и методы испытаний, в том числе правила отбора образцов. При отсутствии или недостаточной информации о правилах и порядке проведении отбора образцов конкретной продукции следует использовать положения ГОСТ 31814 Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия.
Данный нормативный документ определяет общие требования к порядку отбора типовых образцов, учитывая: однородность; выборку по составу; выборку по количеству; соответствие образцов идентификационным признакам продукции. Количество образцов продукции для проведения испытаний определяется в соответствии с требованиями Технических регламентов, нормативных документов на конкретную продукцию и методов и методик испытаний продукции с учетом необходимости сохранения контрольного образца. Отбор образцов проводится, как правило, в присутствии ответственных лиц изготовителя (заказчика) на складе готовой продукции методом случайной выборки. Так же отбор образцов продукции может проводиться непосредственно ответственным лицом изготовителя (заказчика). Отбор образцов продукции оформляется актом отбора образцов. Местом отбора образцов может быть: склад готовой продукции или производственное помещение изготовителя, помещение таможенного терминала; место нахождения партии (склад готовой продукции изготовителя; таможенный склад; склад покупателя, если продукция находится на ответственном хранении; ёмкость транспортного средства); место нахождения единицы продукции (на производственном участке изготовителя, на месте монтажа изделия у покупателя, на складе временного хранения)» [11].
«Результаты, полученные в ходе проведения испытаний продукции, оформляются протоколом испытаний.
Протокол испытаний является одним из основных доказательных документов соответствия или несоответствия продукции требованиям, предъявляемым к ней при подтверждении соответствия продукции. Помимо данных, полученных в ходе проведения испытаний, в протоколе могут содержаться ссылки на предельно допустимые значения контролируемых величин (параметров), регламентированные нормативными документами. Числовые значения и параметры, полученные в ходе проведения испытаний, должны быть в пределах допустимых значений. Вне зависимости от результата (соответствует или не соответствует продукция предъявляемым к ней требованиям), полученного в ходе проведения испытаний продукции, результаты испытаний оформляются протоколом испытаний, который передаётся заказчику испытаний» [18].
«Положительные результаты испытаний дают право на оформление сертификата соответствия либо декларации о соответствии (при полном соответствии других составляющих сертификации и декларирования). В соответствии с требованиями к содержанию протоколов испытаний, протоколы испытаний (если это необходимо для толкования результатов испытаний) должны включать в себя: наименование документа; наименование и адрес Лаборатории, где проводятся испытания; наименование и адрес заказчика или изготовителя; идентификацию используемого метода испытаний; описание и идентификацию изделия, прошедшего испытания; дату получения изделия и дату проведения испытаний; результаты испытаний с указанием (при необходимости) единиц измерений; описание условий окружающей среды при отборе, если они могут повлиять на результаты испытаний.
После оформления протокол испытаний подписывается экспертом испытательной лаборатории, проводившим испытания» [11].
В данном дипломном проекте на тему: «Стенд для испытания растяжек подвески автомобиля циклическими нагружениями» выполнена конструкторская разработка стенда для испытания растяжек подвески автомобиля циклическими нагружениями
В работе проведен обзор растяжек подвесок легкового автомобиля и анализ основных неисправностей передней подвески, причины и способы их устранения. В соответствии с техническими требованиями ТУ 4591-027-20976755-2012, растяжки должны испытываться в паре методом циклического нагружения. Величина нагрузки регулируется ходом кривошипа и изменением длины тяги и контролируется тензометрическим датчиком.
Разработано техническое задание и предложение с подробным описанием элементов стенда для испытания на циклическую долговечность растяжек подвески легкового автомобиля. Проведены конструкторские расчеты основных элементов и составлено руководство по эксплуатации стенда. Рассмотрен технологический процесс сертификационных испытаний растяжки передней подвески легкового автомобиля.
Рассмотрены безопасность и экологичность проекта.
Затраты на изготовление конструкторской разработки стенда можно рассчитать сложением следующих значений: стоимость оригинальных деталей; стоимость покупных изделий; общая заработная плата на сборку; общепроизводственные накладные расходы. В данном конкретном случае затраты на изготовление конструкции составляют 30633,36 р. по сравнению с аналогом 130000,0 руб. Годовая экономия конструкторской разработки составляет 99366,64 руб., годовой экономический эффект - 94771,64 руб., а срок окупаемости равен 0,31 лет.
Из вышесказанного следует, что внедрение данного проекта целесообразно и выгодно.
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя: В 3т. Т.1. - М: Машиностроение, 2001. - 920 с.
2. Беляев В. М. Автомобили: Испытания: учебное пособие для вузов / В. М. Беляев, М. С. Высоцкий, Л. Х. Гилелес. - Минск: Высшая школа, 1991. - 187 с.
3. Бойко А. В. Совершенствование методов диагностики тормозных систем автомобилей в условиях эксплуатации на силовых стендах с беговыми барабанами: дис. канд. техн. наук: 05.22.10: защищена 25.06.08/ Бойко Александр Владимирович. - Иркутск, 2008. - 217 с.
4. Борц А. Д. Диагностика технического состояния автомобиля / А. Д. Норц, Я. К. Закин, Ю. В. Иванов. - М.: Транспорт, 1979. - 160 с.
5. Бухарин Н. А. Тормозные системы автомобилей / И. А. Бухарин. - М.-Л.: Машгиз, Ленинградское отд-ние, 1950. - 292 с.
6. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 240 с.
7. Веденяпин Г. М. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных / Г. М. Веденяпин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Колос, 1973. - 195 с.
8. Веденяпин Г.В. Эксплуатация машинно-тракторного парка / Г. В. Веденяпин, Ю. К. Киртбая, М. П. Сергеев. - М.: Колос, 1968. - 342 с.
9. Верзаков Г. Ф. Введение в техническую диагностику / Г. Ф. Верзаков, Н. В. Кипшт, В. И. Рабинович, - М.: Энергия. 1968. - 219 с.
10. Говорущенко Н. Я. Диагностика технического состояния автомобилей / Н. Я. Говорущенко. - М.: Транспорт, 1970. - 254 с.
11. Горлатов С.Е. Теория эксплуатационных свойств автомобиля: Методические указания к курсовой работе. - Оренбург: ОГУ, 2002 - 28 с.
12. ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды; введ. 1971-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2005. - 58 с.
13. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки; введ. 2002-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2002. - 28 с.
14. Грачев Ю. П. Математические методы планирования эксперимента / Ю. Л. Грачев. - М., 1979. - 195 с.
15. Гредескул А. Б. Динамика торможения автомобиля: дис. ... докт. техн. наук / А. Б. Гредескул. - Харьков, 1963. - 271 с.
...