Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовой механизм реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации

Работа №108027

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Становление и развитие избирательного права и Российской Федерации 8
1.1 Развитие избирательного права России в досоветский период 8
1.2 Общая характеристика избирательного законодательства в современной России 19
Глава 2 Реализация избирательных прав граждан в современной России 31
2.1 Принципы избирательного права в механизме реализации избирательных прав граждан 31
2.2 Проблемы реализации избирательных прав 42
2.3 Предлагаемые меры по обеспечению механизма реализации избирательных прав граждан в России 53
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 71

Тема данной работы «Конституционно-правовой механизм реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации» представляет особую актуальность, так как, в связи с многократными изменениями политической системы и законодательства России в конце XX века, главным условием, определяющим степень развития государства, стало наличие свободных выборов. В результате чего, выборы становятся реальным механизмом реализации избирательных прав граждан, то есть осуществлением народовластия. Следует отметить, что наряду с этим, резкие изменения избирательного права, перемены, коснувшиеся порядка проведения выборов на всех уровнях власти, и сложившаяся в таких условиях правоприменительная практика привели к зарождению негативных тенденций при осуществлении гражданами нашей страны активных и пассивных избирательных прав.
Избирательная система, сложившаяся на современном этапе в России, появилась благодаря прогрессивному развитию норм избирательного права, учитывая в первую очередь с одной стороны советский опыт нормативно-правового регулирования и с другой стороны опыт законодательства европейских демократических стран. Как хорошо известно, выборы являются наиболее важным государственно-правовым институтом. Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что от выборов в первую очередь во многом зависит состав представительных органов и должностных лиц в Российской Федерации, выбранных на основании воли граждан.
Следует отметить, что задачей каждого государства является обеспечение оптимального функционирования различных избирательных институтов, что позволяет гарантировать защиту политических прав граждан страны, а также даёт гарантию успешному развитию всей страны. Логика рассуждения приводит к тому, что только при наличии современных и активно действующих избирательных систем, которые эффективно организованы в рамках закона, избирательный процесс может добиться свободных выборов, что одновременно предполагает придание легитимности государственной власти. Из сказанного становится очевидным то, что в конечном итоге это позволит достичь экономической и социальной стабильности в государстве и при этом станет залогом дальнейшего эффективного прогресса в направлении максимальной правовой свободы.
Стало быть, актуальность выбранной темы состоит в том, что реализация прав российских граждан в сфере избирательного права несовершенна. Согласно Конституции Российской Федерации: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [23, ст. 3]. У народа есть неоспоримое право на участие в управлении делами государства и право самим выбирать главу государства. И в этом моменте закрепилась огромная проблема в виде нежелании граждан участвовать в политической жизни своей страны, вследствие недоверия к государству на фоне многочисленных нарушений избирательных прав граждан со стороны Российского государства.
В рамках данной работы анализируется избирательная система Российской Федерации, её принципы, а также озвучиваются и принимаются во внимание проблемы и недостатки реализации прав граждан в сфере избирательного права. На основе этих данных, в работе представлен определенный перечень мер, который сможет помочь гражданам более эффективно реализовывать свои избирательные права. Примером одной из мер считается введение поправок в действующее избирательное законодательство.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления гражданами Российской Федерации избирательных прав.
Предметом исследования данной работы выступают нормы конституционного и избирательного законодательства, регламентирующие способы реализации избирательных прав граждан России.
Цель исследования заключается в том, что на основе законодательства избирательного Российской Федерации, научной и правоприменительной практики в избирательной сфере, изучить анализ проблем, препятствующих реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, выявить причину возникновения этих проблем, дать им оценку и представить новые и эффективные способы их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить историю становления избирательного права в России;
• проанализировать действующее законодательство Российской Федерации в области избирательных правоотношений;
• изучить конституционно-правовой механизм реализации прав граждан Российской Федерации и его принципы;
• выявить проблемы, которые мешают реализации избирательных прав граждан в России;
• предложить пути решения, выявленных проблем, и направить их на повышение уровня активности и доверия граждан к участию в избирательном процессе.
Методология исследования состоит, прежде всего, из общего метода научного познания - диалектики. Кроме этого, использовался и ряд таких общенаучных методов как: системный, анализ и синтез, функциональный, а также частно-научные методы (логический, прогностический, исторический, экспертный, формально-юридический, сравнительно-правовой).
Нормативную базу работы составляют: Конституция Российской Федерации, акты международного законодательства, федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие реализацию избирательных прав граждан России, а также материалы судебной практики.
Степень научной разработанности учёными темы исследования является довольно высокой. Указанные вопросы неоднократно становились предметом рассмотрения в работах по конституционному и избирательному праву такими учёными, как Ю.А. Веденеев, А.А. Вешняков, И.В. Зайцев, В.В. Луговой, А.П. Евгеньева, В.О. Ключевский, О.И. Чистяков, А.Е. Постников, М.В. Баглай.
Научная новизна исследования заключается в проведении всестороннего анализа избирательного права с позиции реализации избирательных прав, что позволило определить некоторые проблемы теоретического и практического характера и найти пути в преодолении этих проблем.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в определении основных положений избирательного права на современном этапе, а также вопросов, связанных с развитием реализации избирательных прав граждан. Рассмотренные вопросы в рамках данной дипломной работы могут использоваться для подготовки к докладам, сообщениям, рефератам и в других направлениях в рамках учебных дисциплин.
Выпускная квалификационная работа структурирована на основе её цели и задач, и выражена в виде введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведённого исследования в данной выпускной квалификационной работе необходимо подвести итоги.
В первом параграфе первой главы выпускной квалификационной работы было выяснено, что со времени зарождения избирательного права во времена Древней Руси, оно перетерпело множество изменений, прежде чем стало настоящим избирательным правом. В России выделяется несколько основных этапов развития избирательного законодательства - это развитие вечевых порядков в Древней Руси в XI-XV веках, от участия с помощью земских соборов в управлении делами государства до создания дворянских собраний и органов самоуправления в городах в XVI-XVIII веках, эпоха реформ Александра II в XIX веке, система представительных учреждений в начале XX века, порядок выборов в Учредительное собрание в 1918 году, становление избирательного права в советский период и развитие избирательного права в современной России.
Во втором параграфе первой главы выпускной квалификационной работы было выяснено, что избирательное законодательство Российской Федерации имеет нестабильный характер, и со времени принятия настоящей Конституции в 1993 году, избирательное законодательство подверглось внесением множественных поправок. Систему избирательного законодательства образовывают: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, и иные нормативные акты, регулирующие вопросы, касаемые избирательного права в Российской Федерации. Также во втором параграфе были выявлены такие проблемы в избирательном законодательстве, как недостаточная конституционная регулировка вопросов, касаемых избирательных правоотношений, отсутствие единого кодифицированного закона на федеральном уровне, посвященному вопросам выборов и референдумов и дискуссии юристов по поводу нормативных актов, принимаемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
На основе анализа принципов избирательного права, который был проведён в первом параграфе второй главы, можно прийти к следующему выводу: принципы избирательного российского права представляют основание правового регулирования избирательных правоотношений и отображают его ключевые аспекты. В настоящее время в России существует две группы на которые подразделяются принципы избирательного права. Первая группа представляет принципы участия граждан в выборах, в которую входят такие принципы, как: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, свободные выборы.
Вторая группа отвечает за принципы организации и проведения выборов и состоит из: принципа обязательности, принципа периодичности, принципа альтернативности и состязательности выборов.
Все перечисленные принципы воссоздают основу для проведения демократических выборов и являются главными направляющими во время организации, подготовки и проведении выборов на всех уровнях власти. Только при неукоснительном повиновении перечисленным принципам всеми субъектами избирательного процесса можно добиться легитимных и нефальсифицированных выборов без возникновения не поддающимся разрешению коллизий.
Следует отметить, что в Российской Федерации существует огромное множество важных проблем, которые препятствуют реализации избирательных прав. Среди которых можно выделить такие проблемы, как:
• множественность нормативных актов разного уровня, регулирующих, по сути, одну и ту же процедуру выборов;
• нестабильность избирательного законодательства;
• проблему обеспечения конституционных гарантий судебной защиты избирательных прав граждан Российской Федерации;
• абсентеизм, то есть своего рода бойкотирование от участия в выборах;
• нерешенный вопрос об участии в выборах военнослужащих, проходящих срочную службу не по месту своего жительства;
• ответственность депутатов перед избирателями после выборов и отсутствие в законодательстве Российской Федерации нормы, ограничивающей объём платных выступлений кандидатов;
• вопросы применения муниципального фильтра;
• проблемы двойного счёта и проблемы миграционного голосования;
• контроль явки и нарушения принципа тайного голосования.
Все перечисленные выше проблемы однозначно нуждаются в решениях, которые были рассмотрены в последнем параграфе выпускной квалификационной работы для того, чтобы обеспечить гражданам Российской Федерации свободные демократические выборы.
Следовательно, путём анализа проблем, существующих в избирательном законодательстве, были выявлены необходимые меры, введение которых, сможет обеспечить реализацию избирательных прав граждан: введение в текст Конституции Российской Федерации отдельной главы, посвящённой избирательному праву и процессу; разработка единого Избирательного Кодекса Российской Федерации; проведение систематизации и чёткого разграничения полномочий, касающихся осуществления защиты избирательных прав граждан; повышение процента воспитания политической культуры в гражданах Российской Федерации; проведение корректировки вопросов применения муниципального фильтра; решение вопроса отмены возможности досрочного голосования и обеспечения реализации избирательного права путём электронного голосования тем гражданам, которые в день голосования находятся не в своём избирательном округе; внесение поправок в нормативные акты, касающиеся избирательных прав военнослужащих; обеспечение ответственности депутатов перед избирателями после итогов голосования; совершенствование института цифровых избирательных технологий, способного обеспечить гражданину Российской Федерации отдать свой голос на выборах из любой точки мира и не бояться возможности утечки данных.
Таким образом, нужно обозначить, что российское избирательное законодательство требует внесение корректировок и всестороннего анализа. В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены и проанализированы лишь часть мер и проблем, нуждающихся в огласке. Перечисленные меры не являются единственным верным решением данных проблем. В настоящее время существует множество проблем на всех уровнях страны, решение которых поспособствует зарождению по-настоящему демократических и свободных выборов.


1. Андреева Л. А. «Муниципальный фильтр» на выборах высшего должностного лица субъекта федерации: законность и обоснованность // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 7 (68). С. 74-77.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.
3. Баглай М.В. Конституционное право России. Издание 2-е. М., Норма. 1999. 352 с.
4. Боброва Н.А. Абсентеизм в России // Народное представительство и электоральная культура: материалы Международной конференции. Самара: «Универсгрупп. 2011. С. 66-72.
5. Боброва Н.А. Игры с избирательным законодательством, или О том, как политики переигрывают сами себя // В сб. «Системно-структурные процессы в публичной власти: вопросы идеологии, политики, права. Самара. 2015. С. 85-93.
6. Боброва Н.А. Предложения по совершенствованию избирательного законодательства // Материалы международной конференции / Гражданин. Выборы. Власть: Материалы V Международной конференции. Пятигорск. 17-20 октября 2018 г. / Отв. ред. Л.А. Тхабисимова. Пятигорск: Пятигорский гос. университет. 2019. С. 32-35.
7. Борноволоков П.А. Некоторые вопросы совершенствования избирательного законодательства России // Юридическая наука и правоохранительная практика 2006. № 1. С. 42-50.
8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
9. Высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. XXV. № 26803.
10. Высочайше утвержденное положение о выборах в Государственную Думу. 6 августа 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отделение II-е: Приложения. СПб., 1908.
11. Голосование без барьеров. В ЦИК отметили 25-летний юбилей избирательной системы 29 октября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/politika/5734239 (дата обращения: 13.03.2021).
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
13. Гранатович А.В. К вопросу о реализации избирательных прав военнослужащих // Гражданин. Выборы. Власть. - 2017. - №3. - С. 81-90.
14. Закон Самарской области от 14 июня 2012 года № 55-ГД (с изменениями на 16 ноября 2020 года) «О выборах Губернатора Самарской области» // "Волжская коммуна", № 208(28136), 16.06.2012.
15. Закон СССР от 01.12.1988 г. «О выборах народных депутатов СССР» // «Ведомости ВС СССР», 1988, № 49, ст. 729.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ