Повышение уровня конкурентоспособности предприятия на основе создания эффективной системы менеджмента качества (на примере ООО «Юдола»)
|
Введение 5
1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия . 9
1.1 Понятие конкурентоспособности, типы, принципы, требования.
Способы повышения конкурентоспособности предприятия 9
1.2 Понятие системы менеджмента качества. Влияние системы менеджмента
качества на конкурентоспособность предприятия 23
2 Анализ системы менеджмента качества и конкурентоспособности ООО
«Юдола» за 2015 - 2017 гг 32
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Юдола» 32
2.2 Анализ системы менеджмента качества и конкурентоспособности ООО
«Юдола» за анализируемый период 36
3 Расчет экономической эффективности мероприятий по повышению
конкурентоспособности ООО «Юдола» на основе качества 55
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности системы менеджмента качества и их влияние на конкурентоспособность предприятия55
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий по повышению
конкурентоспособности ООО «Юдола» на основе качества 66
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложение
1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия . 9
1.1 Понятие конкурентоспособности, типы, принципы, требования.
Способы повышения конкурентоспособности предприятия 9
1.2 Понятие системы менеджмента качества. Влияние системы менеджмента
качества на конкурентоспособность предприятия 23
2 Анализ системы менеджмента качества и конкурентоспособности ООО
«Юдола» за 2015 - 2017 гг 32
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Юдола» 32
2.2 Анализ системы менеджмента качества и конкурентоспособности ООО
«Юдола» за анализируемый период 36
3 Расчет экономической эффективности мероприятий по повышению
конкурентоспособности ООО «Юдола» на основе качества 55
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности системы менеджмента качества и их влияние на конкурентоспособность предприятия55
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий по повышению
конкурентоспособности ООО «Юдола» на основе качества 66
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложение
В рамках рыночных взаимоотношений, как на микро -, так и на макроуровне, конкуренция является главной движущей силы воспроизводства и увеличения эффективности самоорганизации предприятия. Формирование конкурентных позиций российской экономики зависит от повышения уровня конкурентоспособности каждого предприятия. Российские предприятия должны обращать внимание не только на повышение эффективности собственного производства, но и на комплексную оценку эффективности работы предприятия в условиях конкурентной среды.
Имеющиеся факты демонстрируют, что российские предприятия в основной своей массе не готовы к конкурентной борьбе. Даже обладая конкурентоспособными товарами, услугами, продукцией, российские предприятия не могут использовать эффективно данное преимущество из-за отсутствия практики комплексного управления предприятием. Рынок ставит перед руководством новые задачи: грамотно планировать деятельность, поднимать качество и повышать конкурентоспособность предприятия и продукции, обеспечивать эффективный сбыт. Вместе с этим конкурентная борьба год от года ужесточается из-за постоянного расширения границ рынка и вхождением в него иностранных предприятий, у которых есть опыт, как в управлении, так и в работе в условиях жесткой конкуренции. При этом возникает ситуация, когда конкурентоспособность каждого предприятия в первую очередь зависит от качества продукции и соотношения цена/качество, т.е. от того, насколько продукция предприятия может удовлетворить запросы потребителя.
Качество предлагаемой продукции формируется в процессе производства, поэтому основным фактором повышения качества и решающим элементом обеспечения конкурентоспособности в сегодняшней ситуации является система менеджмента качества, которая действует на предприятии.
Именно поэтому происходит закономерный рост роли системы менеджмента качества как базового инструмента работы над улучшением показателей конкурентоспособности предприятия, который позволяет достигать поставленных целей по снижению себестоимости продукции при полном удовлетворении всех выдвигаемых требований потребителей. Все это определяет реализацию конкурентных преимуществ предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Внедрение международных стандартов ISO серий 9000 и 14000 на предприятиях обеспечивает высокую мотивоемкость персонала, делегирование ответственности руководителей владельцам процессов, обеспечивает адаптивность и гибкость системы управления, что происходит из-за повышения саморегулируемости системы и комплексной ориентацией на потребителя, саморазвитие системы и ее внутренних процессов, а также возможности глубокой автоматизации, как отдельных процессов, так и предприятий в целом.
Следует отметить, что в России внедрение СМК происходит очень своеобразно. Целью сертификации при этом является не построение системы, а сертификат, обеспечивающий предприятию формальные преимущества при поставках. Все вышесказанное определяет актуальность проводимого в работе исследования эффективности функционирования системы менеджмента качества для повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом настоящей работы является ООО «Юдола», которая занимается производством и реализацией запасных частей, как собственного производства, так и покупных комплектующих. Предметом работы является конкурентоспособность предприятия.
Цель работы -проанализировать влияние системы менеджмента качества на конкурентоспособность предприятия.
Основные задачи, определенные для достижения цели:
1. Анализ изученных теоретических и методических основ конкуренции и конкурентоспособности.
2. Определение сущности системы менеджмента качества и ее места в системе управления предприятия.
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия и оценка конкурентоспособности предприятия.
4. Определение возможных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия на основе менеджмента качества.
5. Определение эффективности предложенных мероприятий.
Методологической основой работы являются публикации и исследования зарубежных и отечественных экономистов и ученых, таких как С. Б. Бархгольц, М. И. Баканов, А. П. Градов, В.В. Ковалев, В.Д. Новодворской, В.П. Палий, Р.С. Сайфуллин, А.Д. Шеремет, П. Пратт, Э. Альтман, Д. Эллерман. Вопросы управления качеством рассмотрены в работах Э. Деминга, П. Даккера, К. Ишикавы, Г. Роминга, А. Фейгенбаума, В. Шухарт, В.Я. Белобрагина, А. В. Гличева, И. П. Данилова, М.Г. Круглова, Д.С. Львова, В.С. Мхитаряна, К.М. Рахлина, Т.А. Салимовой, М.З. Свиткино, В.И. Синько и прочих.
Работа основана на использовании статистических методов (метода анализа и синтеза, группировок, балльно-индексных оценок, экономико-математического моделирования) и методов системного анализа, экспертных оценок, социологических исследований (интервью, анкетный опрос).
Эмпирической базой работы стали данные, представленные в научной литературе, периодической печати, интернете, данные предприятия, а также собственные расчеты.
Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации, данные в работе позволят предприятию улучшить показатель конкурентоспособности и использовать предложенную методику в дальнейшем для работы и оценки достигнутых результатов.
Предложенная методика оценки конкурентоспособности на основании элементов системы менеджмента качества используется на предприятии для оценки потенциальных поставщиков и уровня собственной конкурентоспособности предприятия.
Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка литературы из 38источников и 14-ми приложений. Общий объем работы, без приложений, 80 страниц машинописного текста, в том числе таблиц- 16, рисунков -11.
В первой главе работы изучаются теоретические аспекты влияния системы менеджмента качества на конкурентоспособность предприятия, во второй главе проведен организационно-экономический анализ предприятия, разработана методика оценки конкурентоспособности предприятия на основании системы менеджмента качества на показатель конкурентоспособности. В третьей главе предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективностью системы менеджмента качества и оказать влияние на показатели конкурентоспособности предприятия.
Имеющиеся факты демонстрируют, что российские предприятия в основной своей массе не готовы к конкурентной борьбе. Даже обладая конкурентоспособными товарами, услугами, продукцией, российские предприятия не могут использовать эффективно данное преимущество из-за отсутствия практики комплексного управления предприятием. Рынок ставит перед руководством новые задачи: грамотно планировать деятельность, поднимать качество и повышать конкурентоспособность предприятия и продукции, обеспечивать эффективный сбыт. Вместе с этим конкурентная борьба год от года ужесточается из-за постоянного расширения границ рынка и вхождением в него иностранных предприятий, у которых есть опыт, как в управлении, так и в работе в условиях жесткой конкуренции. При этом возникает ситуация, когда конкурентоспособность каждого предприятия в первую очередь зависит от качества продукции и соотношения цена/качество, т.е. от того, насколько продукция предприятия может удовлетворить запросы потребителя.
Качество предлагаемой продукции формируется в процессе производства, поэтому основным фактором повышения качества и решающим элементом обеспечения конкурентоспособности в сегодняшней ситуации является система менеджмента качества, которая действует на предприятии.
Именно поэтому происходит закономерный рост роли системы менеджмента качества как базового инструмента работы над улучшением показателей конкурентоспособности предприятия, который позволяет достигать поставленных целей по снижению себестоимости продукции при полном удовлетворении всех выдвигаемых требований потребителей. Все это определяет реализацию конкурентных преимуществ предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Внедрение международных стандартов ISO серий 9000 и 14000 на предприятиях обеспечивает высокую мотивоемкость персонала, делегирование ответственности руководителей владельцам процессов, обеспечивает адаптивность и гибкость системы управления, что происходит из-за повышения саморегулируемости системы и комплексной ориентацией на потребителя, саморазвитие системы и ее внутренних процессов, а также возможности глубокой автоматизации, как отдельных процессов, так и предприятий в целом.
Следует отметить, что в России внедрение СМК происходит очень своеобразно. Целью сертификации при этом является не построение системы, а сертификат, обеспечивающий предприятию формальные преимущества при поставках. Все вышесказанное определяет актуальность проводимого в работе исследования эффективности функционирования системы менеджмента качества для повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом настоящей работы является ООО «Юдола», которая занимается производством и реализацией запасных частей, как собственного производства, так и покупных комплектующих. Предметом работы является конкурентоспособность предприятия.
Цель работы -проанализировать влияние системы менеджмента качества на конкурентоспособность предприятия.
Основные задачи, определенные для достижения цели:
1. Анализ изученных теоретических и методических основ конкуренции и конкурентоспособности.
2. Определение сущности системы менеджмента качества и ее места в системе управления предприятия.
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия и оценка конкурентоспособности предприятия.
4. Определение возможных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия на основе менеджмента качества.
5. Определение эффективности предложенных мероприятий.
Методологической основой работы являются публикации и исследования зарубежных и отечественных экономистов и ученых, таких как С. Б. Бархгольц, М. И. Баканов, А. П. Градов, В.В. Ковалев, В.Д. Новодворской, В.П. Палий, Р.С. Сайфуллин, А.Д. Шеремет, П. Пратт, Э. Альтман, Д. Эллерман. Вопросы управления качеством рассмотрены в работах Э. Деминга, П. Даккера, К. Ишикавы, Г. Роминга, А. Фейгенбаума, В. Шухарт, В.Я. Белобрагина, А. В. Гличева, И. П. Данилова, М.Г. Круглова, Д.С. Львова, В.С. Мхитаряна, К.М. Рахлина, Т.А. Салимовой, М.З. Свиткино, В.И. Синько и прочих.
Работа основана на использовании статистических методов (метода анализа и синтеза, группировок, балльно-индексных оценок, экономико-математического моделирования) и методов системного анализа, экспертных оценок, социологических исследований (интервью, анкетный опрос).
Эмпирической базой работы стали данные, представленные в научной литературе, периодической печати, интернете, данные предприятия, а также собственные расчеты.
Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации, данные в работе позволят предприятию улучшить показатель конкурентоспособности и использовать предложенную методику в дальнейшем для работы и оценки достигнутых результатов.
Предложенная методика оценки конкурентоспособности на основании элементов системы менеджмента качества используется на предприятии для оценки потенциальных поставщиков и уровня собственной конкурентоспособности предприятия.
Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка литературы из 38источников и 14-ми приложений. Общий объем работы, без приложений, 80 страниц машинописного текста, в том числе таблиц- 16, рисунков -11.
В первой главе работы изучаются теоретические аспекты влияния системы менеджмента качества на конкурентоспособность предприятия, во второй главе проведен организационно-экономический анализ предприятия, разработана методика оценки конкурентоспособности предприятия на основании системы менеджмента качества на показатель конкурентоспособности. В третьей главе предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективностью системы менеджмента качества и оказать влияние на показатели конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
На предприятии система менеджмента качества, которая создается на базе обозначенных в работе принципов, является сбалансированной системой эффективного управления предприятием, а не только качества, при этом охватывает все аспекты деятельности. Требуемое качество продукта/товара/услуги определяет Потребитель. Основная задача предприятия - удовлетворить потребности Потребителя. Основным документом Системы менеджмента качества является Руководство по качеству, куда включается практически вся документация, там же дается описание бизнес-процессов и документированных процедур. Система управления предприятием на основе СМК эффективна, логична и способна самонастраиваться.
Для этого используется внутренний аудит, который дает возможность реализовывать принцип «постоянных улучшений» через определение и устранение несоответствий путем проверок, проводимых с установленной периодичностью. В то же время следует учитывать, что внедрение СМК является первым шагом, который дает возможность упорядочить все процессы, существующие на предприятии, определить их иерархию, взаимовлияние и взаимозависимость. Четкий установленный порядок позволяет добиваться результативности и эффективности работы всего предприятия. Дальнейшими шагами по повышению эффективности станет внедрение стандарта ИСО 9004, использование системы бережливого производства LEAN PRODUCTION, а также внедрение подхода KAIZEN.
В работе проведен анализ системы менеджмента качества, действующий на предприятии. Хотя сертификация по ИСО 9001:2015 и IATF 16949:2016 запланирована на конец лета - начало осени, на предприятии ведется активная работа в этом направлении. Так, проведен предсертификационный аудит в компании URS Rus (Санкт-Петербург), который позволил определить готовность предприятия к получению сертификата.
На предприятии имеются разработанные процедуры, процессы, методические инструкции, стандарты по основным направлениям как производства, так и обслуживания процесса производства.
Вся система менеджмента качества направлена на удовлетворение требований потребителей и выполнение их специфических требовании.
На предприятии действуют 11 основных процессов, методические инструкции и стандарты охватывают весь спектр работ.
В целом система менеджмента качества признана на предсертификационном аудите удовлетворительной и эффективной, хотя аудитор выдвинул ряд замечаний, на основании которых были разработаны корректирующие действия.
На основании проведенного анализа и изучении стандартов ИСО 9001:2015 и 16949:2016 была разработана система оценки конкурентоспособности предприятия. Все пункты, принятые в расчет интегрального показателя конкурентоспособности, связаны с пунктами стандартов и основываются на повышении эффективности системы менеджмента качества.
В рамках работы предложены мероприятия направленные, как на повышение эффективности системы менеджмента качества, так и на повышение конкурентоспособности предприятия.
Проведенный анализ конкурентоспособности на основании разработанной методики за три года позволил определить шаги, связанные с системой менеджмента качества, и напрямую влияющие на уровень конкурентоспособности.
Проводимые мероприятия по демонстрации эффективности разработанных планов мероприятий позволят вовлечь линейных руководителей, сотрудников и увеличить осознанную заинтересованность в отладке системы СМК
Мероприятия позволят пересмотреть документированные процессы, оценить входы и выходы процессов в рамках подготовки к сертификации, а также ввести новые показатели эффективности и результативности по процессу мотивации персонала
Мероприятия позволяют наметить дальнейшие шаги по повышению конкурентоспособности, бережливому производству, программе постоянных улучшений для снижения себестоимости, а, следовательно, цены для автопроизводителей, что отразится в воспроизводимости процессов и характеристик продукта и повышении общей удовлетворенности потребителей.
Исходя из достигнутых результатов, можно отметить существенное влияние внедрение и поддержание эффективной системы менеджмента качества на показатель конкурентоспособности предприятия. Так как система менеджмента качества является комплексной управляющей системой, направленной на удовлетворенность потребителя и включает в себя все уровни - общее управление, техническое, технологическое развитие, оптимизацию себестоимости, бережливое производство, качество, систему постоянных улучшений - то именно грамотно выстроенная система менеджмента качества определяет место предприятия на рынке, его возможности и способность гибко реагировать на появляющиеся возможности и непредвиденные риски.
На предприятии система менеджмента качества, которая создается на базе обозначенных в работе принципов, является сбалансированной системой эффективного управления предприятием, а не только качества, при этом охватывает все аспекты деятельности. Требуемое качество продукта/товара/услуги определяет Потребитель. Основная задача предприятия - удовлетворить потребности Потребителя. Основным документом Системы менеджмента качества является Руководство по качеству, куда включается практически вся документация, там же дается описание бизнес-процессов и документированных процедур. Система управления предприятием на основе СМК эффективна, логична и способна самонастраиваться.
Для этого используется внутренний аудит, который дает возможность реализовывать принцип «постоянных улучшений» через определение и устранение несоответствий путем проверок, проводимых с установленной периодичностью. В то же время следует учитывать, что внедрение СМК является первым шагом, который дает возможность упорядочить все процессы, существующие на предприятии, определить их иерархию, взаимовлияние и взаимозависимость. Четкий установленный порядок позволяет добиваться результативности и эффективности работы всего предприятия. Дальнейшими шагами по повышению эффективности станет внедрение стандарта ИСО 9004, использование системы бережливого производства LEAN PRODUCTION, а также внедрение подхода KAIZEN.
В работе проведен анализ системы менеджмента качества, действующий на предприятии. Хотя сертификация по ИСО 9001:2015 и IATF 16949:2016 запланирована на конец лета - начало осени, на предприятии ведется активная работа в этом направлении. Так, проведен предсертификационный аудит в компании URS Rus (Санкт-Петербург), который позволил определить готовность предприятия к получению сертификата.
На предприятии имеются разработанные процедуры, процессы, методические инструкции, стандарты по основным направлениям как производства, так и обслуживания процесса производства.
Вся система менеджмента качества направлена на удовлетворение требований потребителей и выполнение их специфических требовании.
На предприятии действуют 11 основных процессов, методические инструкции и стандарты охватывают весь спектр работ.
В целом система менеджмента качества признана на предсертификационном аудите удовлетворительной и эффективной, хотя аудитор выдвинул ряд замечаний, на основании которых были разработаны корректирующие действия.
На основании проведенного анализа и изучении стандартов ИСО 9001:2015 и 16949:2016 была разработана система оценки конкурентоспособности предприятия. Все пункты, принятые в расчет интегрального показателя конкурентоспособности, связаны с пунктами стандартов и основываются на повышении эффективности системы менеджмента качества.
В рамках работы предложены мероприятия направленные, как на повышение эффективности системы менеджмента качества, так и на повышение конкурентоспособности предприятия.
Проведенный анализ конкурентоспособности на основании разработанной методики за три года позволил определить шаги, связанные с системой менеджмента качества, и напрямую влияющие на уровень конкурентоспособности.
Проводимые мероприятия по демонстрации эффективности разработанных планов мероприятий позволят вовлечь линейных руководителей, сотрудников и увеличить осознанную заинтересованность в отладке системы СМК
Мероприятия позволят пересмотреть документированные процессы, оценить входы и выходы процессов в рамках подготовки к сертификации, а также ввести новые показатели эффективности и результативности по процессу мотивации персонала
Мероприятия позволяют наметить дальнейшие шаги по повышению конкурентоспособности, бережливому производству, программе постоянных улучшений для снижения себестоимости, а, следовательно, цены для автопроизводителей, что отразится в воспроизводимости процессов и характеристик продукта и повышении общей удовлетворенности потребителей.
Исходя из достигнутых результатов, можно отметить существенное влияние внедрение и поддержание эффективной системы менеджмента качества на показатель конкурентоспособности предприятия. Так как система менеджмента качества является комплексной управляющей системой, направленной на удовлетворенность потребителя и включает в себя все уровни - общее управление, техническое, технологическое развитие, оптимизацию себестоимости, бережливое производство, качество, систему постоянных улучшений - то именно грамотно выстроенная система менеджмента качества определяет место предприятия на рынке, его возможности и способность гибко реагировать на появляющиеся возможности и непредвиденные риски.
Подобные работы
- Пути повышение конкурентоспособности предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



