ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятия "поведение" и "стресс" в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Стратегии поведения в стрессовых ситуациях 18
1.3 Совладающее поведение как конструктивная стратегия поведения у медицинских работников 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 11. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА В РАБОЧЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ и расшифровка результатов исследования стратегий совладающего поведения у медицинских работников 32
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
В настоящее время, когда человек вынужден часто испытывать различного рода стрессовые ситуации, возникает вопрос - как помочь ему. Ведь умение справляться с трудностями, переживать и проживать их, осуществлять задуманное, не бояться трудностей, все это дает толчок к дальнейшему развитию личности, раскрытию внутренних сил и способностей.
Проблема возникновения и изучения стресса начала активно рассматриваться с середины 20 века, так как с ростом промышленности в городах, ростом населения, люди стали сталкиваться с негативными последствиями прогресса: рост преступности и безработицы, физические и эмоциональные перегрузки, неблагоприятные условия труда, растущий темп жизни, стали угрозой психическому и физическому здоровью человека.
Термин "стресс" (от англ. Stress - напряжение, давление) используется в физиологии, психологии и медицине как обозначение состояния человека, возникающее в ответ на различного рода экстремальные воздействия на организм. В Советском Энциклопедическом словаре стресс определяется как "состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий [52], а адаптационный синдром (общий адаптационный синдром) - как совокупность защитных реакций человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизирующие защитные силы), резистентность (приспособление к трудной ситуации), и истощения (при длительном и сильном стрессе может закончиться смертью). Концепции адаптационного синдрома и стресса выдвинуты Г. Селье. [47]
Большую роль адаптация к стрессовым ситуациям играет для работников медицинской структуры, ведь труд медперсонала сопровождается ежедневным воздействием на них огромного количества негативных факторов, влияющих как на психическое и физиологическое здоровье, так и приводящих к преждевременному профессиональному и эмоциональному стрессу.
Проблемой изучения стрессовых состояний занимались многие зарубежные ученые: Г. Селье, Р. Лазарус, Э. Фромм, С. Фолкман, В. Мильман, Р. Сапольски и др.
В отечественной психологии данной темой занимались такие ученые, как И.П. Павлов, Л.В. Куликов, Ю.С. Савченко. В современный период изучением занимаются В.В. Собольников, Л.Г. Дикая, Л.Н. Захарова, Крюкова Т. Л., Китаев- Смык Л. А. и другие.
Что же представляет собой совладающее поведение?
Согласно теории совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) А. Маслоу, под копингом подразумевается форма поведения, направленная на приспособление к стрессовым ситуациям и формирующая определенные защитные механизмы для преодоления оного. Развитые типы совладающего поведения предполагают, что человек, имея позитивную самооценку, оптимистичное мировоззрение, развитую эмпатию и низкий нейротизм самостоятельно выбирает пути, помогающие ему преодолеть ту или иную стрессовую ситуацию.
Цель исследования: изучить стратегии поведения медработников в стрессовых ситуациях.
Объект исследования: стратегии поведения человека в стрессовых ситуациях.
Предмет исследования: способы совладающего поведения у работников медицинских учреждений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в поведенческом репертуаре сотрудников медицинских организаций (врачей и среднего медперсонала), выраженные в преобладание различных доминирующих способов и стратегий совладающего поведения у врачей и медсестер.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ исследования совладающего поведения у медицинских работников высшего и среднего звена в рабочих условиях;
2. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование способов совладающего поведения у медицинских работников;
3. Проанализировать результаты эмпирического исследования, выделить конструктивные и неконструктивные способы и стратегии поведения у медработников;
4. Провести качественный, количественный анализ полученных данных.
На основе поставленных задач нами были определены следующие методы:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Эмпирические методы:
• Опросник: Способы совладающего поведения Лазаруса (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой в 2004г, дополнительно стандартизирована в НИПНИ им . Бехтерева Л. И. Вассерманом, Б.В. Иевлевым, Е. Р. Исаевой, Е. А. Трифоновой, О. Ю. Щелковой, М. Д. Новожиловой);
• Тест " Определение способов регулирования конфликтов" К. Томас (в адаптации Н. В. Гришиной);
• Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге;
• Опросник " Стиль саморегуляции поведения "(ССПМ) Моросановой
В. И.;
• Качественный, количественный, статистический анализ (t- критерий Стьюдента) и интерпретация результатов.
Практическая значимость. Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать для разработки программ психологического просвещения и сопровождения медработников. Разработанные рекомендации поспособствуют нормализации 5
профессионального общения медицинских работников с пациентами и помогут повысить их адаптивные возможности.
База исследований. Исследование проводилось на базе поликлиники № 3 и детской стоматологии № 1 г.о. Тольятти.
На сегодняшний день проблематика изучения стресса и поведения человека в стрессовых ситуациях активно рассматривается и изучается, ведь умение справляться с трудностями дает человеку толчок к дальнейшему раз-витию.
Работникам медицинской структуры постоянно приходится сталкиваться со стрессом в трудовой деятельности, и адаптация к стрессовым ситуациям играет большую роль.
Изучив стратегии поведения медицинских работников, мы пришли к выводу, что и врачи и медицинские сестры широко используют все стратегии поведения в межличностном и рабочем пространстве.
Нами было выяснено, что преобладание в данном исследовании неконструктивных стратегий, таких как дистанцирование, конфронтация и само-контроль у врачей, и дистанцирование могут говорить нам о том, что обеим группам свойственно нести большую ответственность за свои действия, за пациентов, поэтому в данный момент эти стратегии могли выявиться по ситуативности.
Конструктивные стратегии так же ярко выражены у обеих групп, это стратегии поиск социальной поддержки, принятие ответственности, планирование решения проблемы и положительная переоценка. Они могут быть выражены во взаимной помощи своим коллегам, адекватному восприятию своих поступков и действий, в желании саморазвития.
Также мы выяснили, что высокий уровень сопротивляемости стрессу в обеих группах и высокие показатели уровня саморегуляции показывают, что преобладание в поведенческом репертуаре конструктивных стратегий, выявленных нами, положительно влияют на формирование высокой стрессоустойчивости, за счет которой повышается эффективность трудовой деятельности.
Изучая статистику заболеваемости среди профессий с тяжелыми условиями труда, профессии медицинской структуры традиционно находятся вверху списка, однако мер по сокращению числа стрессовых ситуаций не разрабатывают. Подавляя собственные эмоции и преодолевая высокие нагрузки, медицинский работник со временем получает целый комплекс как психосоматических, так и других профессиональных заболеваний, поэтому профилактика и просвещение персонала, обучение навыкам построения общения с пациентами и другими сотрудниками должны входить в программы обучения медицинского работника.
Наличие разнообразных стрессогенных факторов подтолкнуло ученых на разработку различных приемов преодоления стрессовой ситуации. А. Б. Леонова говорит о том, что самым эффективным является устранение самих причин развития стресса. Если же это не возможно по ряду причин, нужно уменьшить воздействие стрессовой ситуации на организм.
В качестве индивидуальных методов, ученые предлагают использовать психологическую саморегуляцию. В ее основе предполагается использование таких техник и методов, как расслабление мышц, массаж всего тела и активных точек, техники, успокаивающие дыхание, самонаблюдение за состоянием организма, формирование позитивного самоотношения и душевного равновесия. Можно также рекомендовать применение лекарственных успокоительных препаратов, активизирующих центры головного мозга и помогающие снять напряжение.
Нужно помнить, что профессиональное выгорание является следствием хронического стресса, и медицинскому работнику не стоит затягивать с разрешением стрессовой ситуации.
1. Анциферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. - 1994. - №1. - С. 3-18.
2. Баранов, А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога [Текст] / А. А. Баравнов. - Ижевск, 1997. - 108 с.
3. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В. А. Бодров. - М.: ПЕР - СЭ., 2006.
4. Бодров, В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости чело-века - оператора [Текст] / В. А. Бодров, А. А. Обрезнов // Психологический журнал. - т. 21. - 2000. - № 4. - С. 32 - 40.
5. Булюбаш, И. Д. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы [Текст] / И. Д. Булюбаш, И. Н. Морозов, М. С. Приходько. - Самара, 2011. - С. 71 - 76.
6. Вассерман, Л. И. Методика для психологический диагностики способов совладания [Текст] / Л. И. Вассерман. - СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2007.
7. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н. Е. Водопьянова.
- СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
8. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания - диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008 . - 336 с.
9. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания и его профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под. ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - 480 с.
10. Грановская, Р. М. Защита личности: психологические механизмы [Текст] / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. - СПб.: "Эксклюзив", 1994.
11. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы [Текст] / Н. В. Гришина / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. - СПб., 1977.
12. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е. П. Ильин.
- СПб.: Питер, 2004.
13. Исаева, Е. Р. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг - поведение медицинских работников [Текст] / Е. Р. Исаева, И. Л. Гуреева // Ученые записки: науч. теорет. журн. - 2010. - № 6 (64). - С. 26 - 30.
14. Китаев - Смык, Л. А. О некоторых информационных аспектах этиопатогенеза [Текст] / Л. А. Китаев - Смык // Психология и медицина. - М.: Медицина, 1978. - С. 428 - 431.
15. Китаев - Смык, Л. А. Психология и концепция стресса [Текст] / Л.А. Китаев - Смык // Хрестоматия по психологии: учеб. пособ. / Сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - С. 250 - 260.
16. Кокс, Т. Трансактный подход к изучению производственного стресса [Текст] / Т. Кокс, К. Маккей // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / Хрестоматия / Под ред. А. Б. Леоновой, О. Н. Чернышевой. - М.: Сфера, 1995. - С. 205 - 224.
17. Коновалова, О. В. Особенности копинг - поведения у медицинских работников [Текст] / О. В. Коновалова, В. А. Милицина / Психология и педагогика: методика и проблемы // Шадринский государственный педагогический институт. - Шадринск, 2015.
18. Крюкова, Т. Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии [Текст] / Т. Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Некрасова. - 2004. - № 4. - С.58-68.
19. Крюкова, Т. Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними: монография [Текст] / Т. Л. Крюкова, М. В. Спаперовская, Е. В. Куфтяк. - СПб.: Речь, 2005 .
20. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в различные периоды жизни: монография [Текст] / Т. Д. Крюкова. - Кострома: Изд- во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. - 296 с.
21. Крюкова, Т. Л. Роль эмоционально - фокусированного копинга в общении [Текст] / Т. Л. Крюкова // Психология общения 2000: проблемы и перспективы. - М.: Уч. - метод. коллектор "Психология", 2000.
22. Крюкова, Т. Л. Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте [Текст] / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская. - Кострома: КГУ, 2003. - 170 с.
23. Кузнецова, Е. В. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии [Текст] / Е. В. Кузнецова, В. Г Пет-ровская, С. А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012. - 96 с.
24. Куликов, Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности [Текст] / Л. В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Ред. А. А. Крылова. - СПб., 1995 . - Вып. 1. - 4.1. - с. 123 - 132.
25. Лазарус, Р. Теория стресса и психо - физиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус / Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - М.: Медицина, 1970. - С. 178 - 208.
26. Лафи, С. Г. Психология стресса: учеб. пособие [Текст] / С. Г. Лафи; Ми-нобрнауки России, ОмГТУ. - Омск : Изд - во ОмГТУ, 2014.
27. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст] / А. Б. Леонова // Вестн. Моск. Ун-та. - Сер. 14. - Психология. - 2000. - № 3. - С.14-21.
28. Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. - М.: Изд- во МГУ, 1993.
29. Литвинова, Н. Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека: монография [Текст] / Н.Ю. Ливинова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. И Н. Г. Столетовых. - Владимир: Изд - во ВлГУ, 2015. - 88 с.
30. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб.: Пи-тер, 2001. - 592 с.
31. Малкина - Пых, И. Г. Психосоматика [Текст] / И. Г. Малкина - Пых. - М.: Эксмо, 2009. - 1022 с.
32. Марищук, В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса [Текст] / В. Марищук, В. Евдокимов. - СПб.: Сентябрь, 2001. - С. 260.
33. Мокерова, А. В. Особенности защитно - совладающего поведения врачей и медицинских сестер [Текст] / А. В. Мокерова, Е. Л. Перченко // Международный научный журнал "Символ науки". - № 4. - 2016.
34. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольный активности человека [Текст] / В. И. Моросанова // Психологический журнал. - 1995. - № 4. - С. 26 - 35.
35. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека [Текст] / В.И. Моросанова. - М.: Наука, 1998.
36. Моросанова, В. И. Стилевые особенности саморегулирования личности
[Текст] / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 121¬
127.
37. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями [Текст] / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - Вып. № 2. - С. 3 - 14.
38. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ [Текст] / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1 - № 2.
39. Нартова - Бочавер, С. К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности [Текст] / С. К. Нартова - Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - № 5. - С. 20 - 30.
40. Никольская, Н. М. Психологическая защита у детей [Текст] / Н. М. Никольская, Р. М. Грановская. - СПб.: Речь, 2001. - 507 с.
41. Орел, В. Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 90 - 101.
42. Психология стресса и совладающего поведения: материалы [Текст] // Междунар. науч. - проф. конф. Кострома, 26 - 28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред. Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома: КГУ им. И. А. Некрасова, 2013 - Т. 1. - 284 с.
43. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д. Я. Рай-городский. - М.: Бахрах - М, 2011.
44. Рассказова, Е. И. Копинг - стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований [Текст] / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева // Психологические исследования / МГУ им. М. В. Ломоносова, 2014.
45. Руденский, А. В. Психология стресса [Текст] / Е. В. Руденский. - Ново-сибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1997. - 220 с.
46. Рыжов, Д. М. Соотношение психологической защиты и копинг - поведения [Текст] / Д. М. Рыжов // Эмоциональные и когнитивные аспекты развития личности : СПб. межвуз. науч. Трудов. - Шадринск, 2004.
47. Сапольски, Р. Психология стресса [Текст] / Р. Сапольски. - СПб.: Питер, 2015. - 480 с.
48. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст] / Г. Селье ; пер. с анг. - М.: Медицина, 1960. - 254 с.
49. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье ; общ. ред. Е. М. Кроис - М.: Прогресс, 1982. - 124 с.
50. Сирота, Н. А. Психологические особенности адаптации медицинских и социальных работников в проблемных ситуациях [электронный ресурс] // Медицинская психологи в России : электрон. науч. журн. - 2010. - № 2.
URL : http : // medpsy.ru
51. Старченкова, Е. С. Роль неконструктивного совладающего поведения в развитии синдрома выгорания [Текст] монография / под ред. В. В. Лукьянова ; Н. Е. Водопьяновой / Е. С. Старченкова, М. А. Ярославская [и др ]; Кур. гос. ун - т. - Курск, 2008.
52. Столяренко, А. М. Экстремальная психопедагогика [Текст] / А. М. Сто-ляренко. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. - 607 с.
53. Стресс / Большая медицинская энциклопедия // Гл. ред Н. А. Семашко. 14 - е изд. - М.: ООО " Директ Медиа Паблишинг", 2005. - Т. 16 - с. 325 - 326.
54. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В. Щербатых. - СПб .: Питер, 2006. - с. 256.
55. Юнусова, С. Г. Стресс. Биологический и психологический аспекты [Текст] / С. Г. Юнусова, А. Н. Розенталь, Т. В. Балтина // Учебные записки Казанского Государственного Университета. - Том 150 , кн. 3. - Казань, 2008.