Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования лексических навыков у учащихся средней школы на материале элективного урока «Неология английского языка»

Работа №107973

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лексикология

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования лексического навыка в средней школе 7
1.1 Характеристика лексического навыка 7
1.2 Этапы формирования лексических навыков 11
1.3 Использование цифровых технологий при формировании
лексического навыка 17
Глава 2 Формирование лексических навыков у учащихся среднего школьного возраста с использованием материалов элективного курса «Неология английского языка» 25
2.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся среднего
школьного возраста 25
2.2 Структура элективного курса «Неология английского
языка» 28
2.3 Анализ педагогического эксперимента по формированию
лексического навыка с использованием материалов элективной программы «Неология английского языка» 38
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение


В современном мире процесс обучения стремительно расширяет свои горизонты. Существует множество обучающих программ, приложений, веб-сайтов, которые ставят перед собой задачу формирования различных навыков на иностранном языке. Ещё один проблемный аспект в обучении иностранному языку - быстрое развитие языка в сфере лексики, в частности, в неологии. Современные лексические упражнения становится неактуальными уже через год ввиду динамичности и скорости развития мира. Высокий уровень доступности неактуальных заданий не соотносится с возрастающим значением скорости формирования различных лексических единиц. Необходимость использования современной лексики на уроках является значимым фактором при анализе образовательной траектории учащегося. Учителям в школе все чаще приходится прибегать к использованию дополнительных ресурсов, лимит которых иногда исчерпывается: у учителя просто не хватает времени на поиск и отбор нужных материалов.
Актуальной особенностью нашего исследования является комбинация таких аспектов, как учет дистанционного формата работы, отбор и учет актуальной современной лексики, интересной и полезной учащимся средней школы и старше, комбинация подходов и методов при формировании лексического навыка и готовый упакованный курс из модулей, материалы которого представлены на нашем сайте месте со всеми необходимыми планами уроков, материалами и рекомендациями для учителей. Данный курс позволит учесть современный быстрый темп формирования новых лексических единиц и оптимизировать подготовку учителя к уроку с помощью заготовленных материалов и дополнительных разработанных инструментах.
Объектом исследования становится процесс формирования лексических навыков у учащихся средней школы.
Предмет исследования - процесс формирования лексических навыков использования англоязычных неологизмов с применением цифровых технологий у учащихся 8-9-х классов.
Цель исследования - повышение эффективности формирования лексических навыков у учащихся средней школы с использованием цифровых технологий на основе элективного курса «Неология английского языка».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать источники в области педагогики, психологии и методики по формированию лексического навыка;
- изучить образовательные стандарты, выявить условия, необходимые при формировании лексического навыка у учащихся подросткового возраста;
- разработать и апробировать первый модуль курса и обучающий сайт с
рекомендациями и поурочной деятельностью, конспекты занятий по формированию лексического навыка у учащихся подросткового
возраста.
Основными методами исследования, которые применялись в данной работе, являются: теоретические методы (сравнительно¬
сопоставительный анализ научной литературы; анализ понятий и категорий), диагностические методы (анкетирование, тестирование), эмпирические (научное наблюдение, пробное обучение, метод моделирования учебных ситуаций) и методы математического и статистического анализа (анализ количественного и процентного соотношения).
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области педагогики и возрастной психологии (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.), методики обучения иностранным языкам (Е.Н. Солововой, Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова, Е.И. Пассова), применения цифровых методов в обучении ИЯ (Н.Ю. Гутаревой, Н.В. Сидоркина, Н.А. Егорцева).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в разработке обучающего курса и сайта по неологии английского языка и возможности использования его материалов в процессе обучения учащихся подросткового возраста английскому языку.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Во введении описывается аппарат исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования: понятие лексического навыка,
закономерности его формирования, особенности цифрового обучения. Вторая глава посвящена описанию особенностей подросткового возраста, описанию обучающего курса, анализу пробного обучения и его результатов. В заключение приводятся выводы по результатам исследования. Список используемой литературы состоит из 46 источников, 5 из которых на английском языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа и обобщения данных по психолого -педагогическим и методическим исследованиям по проблеме формирования лексического навыка у учащихся средней школы, было выявлено, что существует много подходов к данному вопросу, и мнения по поводу этапизации при формировании лексического навыка разнятся. Под лексическим навыком мы, вслед за Е.Н. Солововой, понимаем владение формальными признаками слова, необходимыми для его оформления в речи, семантикой слова, то есть его значением, и его функциональными признаками, то есть назначением.
Универсальным подходом к формированию лексического навыка считается подход Е.И. Пассова, однако комбинации разных подходов, учет возрастной категории учащихся и психолого-педагогического компонента может качественно повлиять на результативность работы в рамках формирования данного навыка. Проанализировав существующие подходы к формированию лексического навыка, мы пришли к выводу, что в данном исследовании целесообразно использовать интегрированную технологию «вовлечение, введение - разъяснение, тренировка, применение, разъяснение - изучение». Объединяя существующие подходы воедино, внедряя элементы цифровизации, учитывая современную потребность участников образовательного процесса в трансформации системы обучения можно утверждать, что создание дистанционного элективного курса будет хорошим дополнением в стремлении достичь высоких показателей в сформированности лексического навыка у учащихся средней школы.
При разработке элективного курса по неологии английского языка нами были учтены психологические характеристики учащихся подросткового возраста. Мы обратили особое внимание на воспитательные задачи курса, где немало места уделялось иерархии мотивов изучения неологии английского языка, повышению мотивации к говорению на новом уровне и качественному улучшению подростковой саморегуляционной деятельности.
Констатирующий эксперимент позволил описать недостаточный уровень сформированности лексического навыка обучающихся. Для решения данной проблемы был разработан элективный курс по неологии английского языка согласно требованиям ФГОС и учебному плану МБУ «Лицея №37» г. о. Тольятти. Реализация данного курса позволила подтвердить предположение о том, что формирование лексического навыка с применением дистанционных технологий (обучающего сайта) на основе разработанного нами курса по неологии английского языка является эффективным средством.
Эффективность программы доказывают произошедшие достоверные изменения в уровне сформированности иноязычного лексического навыка обучающихся среднего этапа обучения. Проведя эксперимент, мы можем сделать вывод о том, что использование курса по неологии английского языка повлияло на уровень сформированности лексических навыков учащихся МБУ «Лицея №37» г. о. Тольятти.
Таким образом, нами были проанализированы источники в области педагогики, психологии и методике по проблеме исследования; изучены образовательные стандарты, выявлены условия, необходимые при формировании лексического навыка у учащихся подросткового возраста; разработан первый модуль курса с учетом особенностей и потребностей учащихся средней школы и обучающий сайт с рекомендациями и поурочной деятельностью, конспекты урока по формированию лексического навыка у учащихся подросткового возраста на основе обучающего сайта; апробирован разработанный курс по неологии английского языка на предмет сформированности лексических навыков у учащихся средней школы.
В дальнейшем предполагается расширять курс, составлять и апробировать другие модули, расширять число учащихся, сотрудничать с другими школами и центрами дополнительного образования.



1. Авраменко Е.Б. Средства массовой информации в жизни подростков. Архангельск: СФУ им. М.В. Ломоносова, 2015. 119 с.
2. Алымова Ю.О. Целесообразность применения интернет-ресурсов при формировании и развитии лексических навыков на уроках иностранного языка. Елец: ЕлГУ им. Бунина, 2021. С. 96-100.
3. Андреенко Т.Н. Раннее обучение иностранным языкам. Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского, 2021. 115 с.
4. Баймуратова У.С. Интернет-ресурсы для переводчиков (английский язык): Практикум. Оренбург: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2019. 105 с.
5. Богатов А.А. Соотнесение стадий формирования лексического навыка и системы упражнений // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики, 2016. Выпуск №2. С. 65-71.
6. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2019. 104 с.
7. Буковский С.Л. Основы методики обучения иностранным языкам в схемах и таблицах. Иллюстративно-графический курс. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2020. 238 с.
8. Бусарова О.Ф. Неологизмы в современном английском языке // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». - 2016. // URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0024/0887.pdf (дата обращения: 06.11.2021).
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. 529 с.
10. Гончарова Н.А. Эффективность использования приема театрализации при формировании иноязычных лексических навыков обучающихся средней школы. Наука и Образование. Мичуринск: МГАУ, 2021. С. 18-23.
11. Гринченко Н.А. Обзорные лекции по теории и методике обучения иностранному языку. Елец: ЕлГУ им. И.А. Бунина, 2019. 251 с.
12. Губренко Л.Л. Формирование лексического навыка у школьников с помощью e-learning на уроке иностранного языка // Российская наука в современном мире. Сборник статей XIX международной научно-практической конференции. - М.: Актуальность.РФ, 2018. С. 169-171.
13. Гураль С.К. Язык и культура: сборник статей XXIX
Международной научной конференция. Томск: НИ ТГУ, 2019. 248 с.
14. Дайнеко М.В. Роль информационных технологий в деле усвоения лексики иностранного языка // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития. материалы V Международной научно-практической онлайн-конференции студентов и молодых учёных. М. 2020. С. 93-96.
15. Денисова О.И. Лексическая неология в современном английском языке // Роль и место иностранных языков и связей с общественностью в развитии аэрокосмической сферы Российской Федерации. Сборник докладов VII Международной научной конференции ФИЯ МАИ (НИУ), посвященной 85-летию МАИ и Дню Космонавтики. М.: НИУ МАИ, 2015. С. 45-53.
16. Жукова Н.А. Практический курс методики обучения иностранному языку: Практикум. Барнаул: АлГПУ, 2020. 108 с.
17. Жукова Т.А. Информационные технологии в социальной сфере: Материалы V международной научно-практической конференции Самара: СГСПУ, 2017. 154 с.
18. Загвязинский В.И. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008. 352 с.
19. Зубовский Е.Ю. Формирование и совершенствование лексических навыков учащихся в средней школе с использованием мультимедийных технологий // На перекрестке культур: единство языка, литературы и образования. Сборник научных статей I Международной научно-практической интернет-конференции. Могилев: МогГУ им. А.А. Кулешова, 2019. С. 163-166.
20. Иванова Т.В. Теория и методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций. Уфа: БашГПУ им. М. Акмуллы, 2006. 92 с.
21. Колышевская Е.Ю. Теория и методика преподавания иностранных языков и культур: Учебно-методическое. М.: РГСУ, 2021. 69 с.
22. Леонов С.А. Развитие иноязычных лексических навыков в условиях дистанционного обучения // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. материалы V Международной научно-методической конференции. Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2019. С. 280-284.
23. Леонтьев А.Н. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Москва, Воронеж: Российская академия образования; Московский психолого-социальный институт, 2001. 255 с.
24. Литус Е.В. Методы и приемы формирования и совершенствования лексических навыков на основе текстов на средней ступени обучения иностранному языку // Вестник педагогических наук Славянск-на-Кубани: КубГУ, 2021. С. 128-134.
25. Луткова Е.С. Культуросообразное обучение английскому языку в
школе: опыт лингвокультурологического элективного курса. М.:
Издательский дом «Библио-глобус», 2019. 140 с.
26. Мельникова К.Д. К вопросу о применении лексического подхода на уроках английского языка в школе // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики. Саратов. СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2021. С.129-133.
27. Пассов Е.И. Формирование лексических навыков. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 40 с.
28. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. От
31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
29. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-э).
30. Проблемы современной филологии и лингводидактики: сборник научных трудов. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 208 с.
31. Рахимов М. Словообразовательные модели неологизмов в современном английском языке // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. Таджикистан: ТНУ. Выпуск №4 - 6(97), 2012. С. 25-31.
32. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
33. Розанова С.П. Лексические трудности при изучении русского языка. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2020. 184 с.
34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение. 2002. 239 с.
35. Таран В.А. Формирование продуктивного лексического навыка с
помощью интерактивного сервиса quizlet // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты.
Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Материалы III Международной научно-практической конференции, 2017. c. 257-262.
36. Татаринова М.Н. Приёмы работы с текстами эмоционально-ценностного содержания на старшей ступени школьного иноязычного образования. Вятка: ВятГУ, 2019. 188 с.
37. Татарницева С. Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие. Тольятти: ТГУ, 2021. 328 с.
38. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. Саранск: МГПУ им. М.Е. Евсевьева, 2020. 189 с.
39. Шамов А.Н. Технологии обучения лексической стороне
иноязычной речи. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2016. 230 с.
40. Шацкая Ж.Ю. Формирование, отработка и совершенствование фонетических, грамматических и лексических навыков = Formation, training and improvement of phonetic, grammar and lexical skills. Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2018. 104 с.
41. Щукин А.Н. Практическая методика обучению русскому языку как иностранному: учебное пособие. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2018. 330 с.
42. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 1989. 288 с.
43. Языковое образование сегодня: культура, коммуникация и предметно-языковая интеграция: материалы I Студенческой конференции. М.: МПГУ, 2018. 80 с.
44. Greer J. Teaching English as a foreign or second language. Michigan, Ann Arbor, 2006. 280 с.
45. Hashemi L. English Lexica in Use. Supplementary Exercises Cambridge English CUP, 2006. 138 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ