Особенности формирования лексических навыков у учащихся средней школы на материале элективного урока «Неология английского языка»
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования лексического навыка в средней школе 7
1.1 Характеристика лексического навыка 7
1.2 Этапы формирования лексических навыков 11
1.3 Использование цифровых технологий при формировании
лексического навыка 17
Глава 2 Формирование лексических навыков у учащихся среднего школьного возраста с использованием материалов элективного курса «Неология английского языка» 25
2.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся среднего
школьного возраста 25
2.2 Структура элективного курса «Неология английского
языка» 28
2.3 Анализ педагогического эксперимента по формированию
лексического навыка с использованием материалов элективной программы «Неология английского языка» 38
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
Глава 1 Теоретические основы формирования лексического навыка в средней школе 7
1.1 Характеристика лексического навыка 7
1.2 Этапы формирования лексических навыков 11
1.3 Использование цифровых технологий при формировании
лексического навыка 17
Глава 2 Формирование лексических навыков у учащихся среднего школьного возраста с использованием материалов элективного курса «Неология английского языка» 25
2.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся среднего
школьного возраста 25
2.2 Структура элективного курса «Неология английского
языка» 28
2.3 Анализ педагогического эксперимента по формированию
лексического навыка с использованием материалов элективной программы «Неология английского языка» 38
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
В современном мире процесс обучения стремительно расширяет свои горизонты. Существует множество обучающих программ, приложений, веб-сайтов, которые ставят перед собой задачу формирования различных навыков на иностранном языке. Ещё один проблемный аспект в обучении иностранному языку - быстрое развитие языка в сфере лексики, в частности, в неологии. Современные лексические упражнения становится неактуальными уже через год ввиду динамичности и скорости развития мира. Высокий уровень доступности неактуальных заданий не соотносится с возрастающим значением скорости формирования различных лексических единиц. Необходимость использования современной лексики на уроках является значимым фактором при анализе образовательной траектории учащегося. Учителям в школе все чаще приходится прибегать к использованию дополнительных ресурсов, лимит которых иногда исчерпывается: у учителя просто не хватает времени на поиск и отбор нужных материалов.
Актуальной особенностью нашего исследования является комбинация таких аспектов, как учет дистанционного формата работы, отбор и учет актуальной современной лексики, интересной и полезной учащимся средней школы и старше, комбинация подходов и методов при формировании лексического навыка и готовый упакованный курс из модулей, материалы которого представлены на нашем сайте месте со всеми необходимыми планами уроков, материалами и рекомендациями для учителей. Данный курс позволит учесть современный быстрый темп формирования новых лексических единиц и оптимизировать подготовку учителя к уроку с помощью заготовленных материалов и дополнительных разработанных инструментах.
Объектом исследования становится процесс формирования лексических навыков у учащихся средней школы.
Предмет исследования - процесс формирования лексических навыков использования англоязычных неологизмов с применением цифровых технологий у учащихся 8-9-х классов.
Цель исследования - повышение эффективности формирования лексических навыков у учащихся средней школы с использованием цифровых технологий на основе элективного курса «Неология английского языка».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать источники в области педагогики, психологии и методики по формированию лексического навыка;
- изучить образовательные стандарты, выявить условия, необходимые при формировании лексического навыка у учащихся подросткового возраста;
- разработать и апробировать первый модуль курса и обучающий сайт с
рекомендациями и поурочной деятельностью, конспекты занятий по формированию лексического навыка у учащихся подросткового
возраста.
Основными методами исследования, которые применялись в данной работе, являются: теоретические методы (сравнительно¬
сопоставительный анализ научной литературы; анализ понятий и категорий), диагностические методы (анкетирование, тестирование), эмпирические (научное наблюдение, пробное обучение, метод моделирования учебных ситуаций) и методы математического и статистического анализа (анализ количественного и процентного соотношения).
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области педагогики и возрастной психологии (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.), методики обучения иностранным языкам (Е.Н. Солововой, Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова, Е.И. Пассова), применения цифровых методов в обучении ИЯ (Н.Ю. Гутаревой, Н.В. Сидоркина, Н.А. Егорцева).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в разработке обучающего курса и сайта по неологии английского языка и возможности использования его материалов в процессе обучения учащихся подросткового возраста английскому языку.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Во введении описывается аппарат исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования: понятие лексического навыка,
закономерности его формирования, особенности цифрового обучения. Вторая глава посвящена описанию особенностей подросткового возраста, описанию обучающего курса, анализу пробного обучения и его результатов. В заключение приводятся выводы по результатам исследования. Список используемой литературы состоит из 46 источников, 5 из которых на английском языке.
Актуальной особенностью нашего исследования является комбинация таких аспектов, как учет дистанционного формата работы, отбор и учет актуальной современной лексики, интересной и полезной учащимся средней школы и старше, комбинация подходов и методов при формировании лексического навыка и готовый упакованный курс из модулей, материалы которого представлены на нашем сайте месте со всеми необходимыми планами уроков, материалами и рекомендациями для учителей. Данный курс позволит учесть современный быстрый темп формирования новых лексических единиц и оптимизировать подготовку учителя к уроку с помощью заготовленных материалов и дополнительных разработанных инструментах.
Объектом исследования становится процесс формирования лексических навыков у учащихся средней школы.
Предмет исследования - процесс формирования лексических навыков использования англоязычных неологизмов с применением цифровых технологий у учащихся 8-9-х классов.
Цель исследования - повышение эффективности формирования лексических навыков у учащихся средней школы с использованием цифровых технологий на основе элективного курса «Неология английского языка».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать источники в области педагогики, психологии и методики по формированию лексического навыка;
- изучить образовательные стандарты, выявить условия, необходимые при формировании лексического навыка у учащихся подросткового возраста;
- разработать и апробировать первый модуль курса и обучающий сайт с
рекомендациями и поурочной деятельностью, конспекты занятий по формированию лексического навыка у учащихся подросткового
возраста.
Основными методами исследования, которые применялись в данной работе, являются: теоретические методы (сравнительно¬
сопоставительный анализ научной литературы; анализ понятий и категорий), диагностические методы (анкетирование, тестирование), эмпирические (научное наблюдение, пробное обучение, метод моделирования учебных ситуаций) и методы математического и статистического анализа (анализ количественного и процентного соотношения).
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области педагогики и возрастной психологии (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.), методики обучения иностранным языкам (Е.Н. Солововой, Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова, Е.И. Пассова), применения цифровых методов в обучении ИЯ (Н.Ю. Гутаревой, Н.В. Сидоркина, Н.А. Егорцева).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в разработке обучающего курса и сайта по неологии английского языка и возможности использования его материалов в процессе обучения учащихся подросткового возраста английскому языку.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Во введении описывается аппарат исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования: понятие лексического навыка,
закономерности его формирования, особенности цифрового обучения. Вторая глава посвящена описанию особенностей подросткового возраста, описанию обучающего курса, анализу пробного обучения и его результатов. В заключение приводятся выводы по результатам исследования. Список используемой литературы состоит из 46 источников, 5 из которых на английском языке.
В ходе анализа и обобщения данных по психолого -педагогическим и методическим исследованиям по проблеме формирования лексического навыка у учащихся средней школы, было выявлено, что существует много подходов к данному вопросу, и мнения по поводу этапизации при формировании лексического навыка разнятся. Под лексическим навыком мы, вслед за Е.Н. Солововой, понимаем владение формальными признаками слова, необходимыми для его оформления в речи, семантикой слова, то есть его значением, и его функциональными признаками, то есть назначением.
Универсальным подходом к формированию лексического навыка считается подход Е.И. Пассова, однако комбинации разных подходов, учет возрастной категории учащихся и психолого-педагогического компонента может качественно повлиять на результативность работы в рамках формирования данного навыка. Проанализировав существующие подходы к формированию лексического навыка, мы пришли к выводу, что в данном исследовании целесообразно использовать интегрированную технологию «вовлечение, введение - разъяснение, тренировка, применение, разъяснение - изучение». Объединяя существующие подходы воедино, внедряя элементы цифровизации, учитывая современную потребность участников образовательного процесса в трансформации системы обучения можно утверждать, что создание дистанционного элективного курса будет хорошим дополнением в стремлении достичь высоких показателей в сформированности лексического навыка у учащихся средней школы.
При разработке элективного курса по неологии английского языка нами были учтены психологические характеристики учащихся подросткового возраста. Мы обратили особое внимание на воспитательные задачи курса, где немало места уделялось иерархии мотивов изучения неологии английского языка, повышению мотивации к говорению на новом уровне и качественному улучшению подростковой саморегуляционной деятельности.
Констатирующий эксперимент позволил описать недостаточный уровень сформированности лексического навыка обучающихся. Для решения данной проблемы был разработан элективный курс по неологии английского языка согласно требованиям ФГОС и учебному плану МБУ «Лицея №37» г. о. Тольятти. Реализация данного курса позволила подтвердить предположение о том, что формирование лексического навыка с применением дистанционных технологий (обучающего сайта) на основе разработанного нами курса по неологии английского языка является эффективным средством.
Эффективность программы доказывают произошедшие достоверные изменения в уровне сформированности иноязычного лексического навыка обучающихся среднего этапа обучения. Проведя эксперимент, мы можем сделать вывод о том, что использование курса по неологии английского языка повлияло на уровень сформированности лексических навыков учащихся МБУ «Лицея №37» г. о. Тольятти.
Таким образом, нами были проанализированы источники в области педагогики, психологии и методике по проблеме исследования; изучены образовательные стандарты, выявлены условия, необходимые при формировании лексического навыка у учащихся подросткового возраста; разработан первый модуль курса с учетом особенностей и потребностей учащихся средней школы и обучающий сайт с рекомендациями и поурочной деятельностью, конспекты урока по формированию лексического навыка у учащихся подросткового возраста на основе обучающего сайта; апробирован разработанный курс по неологии английского языка на предмет сформированности лексических навыков у учащихся средней школы.
В дальнейшем предполагается расширять курс, составлять и апробировать другие модули, расширять число учащихся, сотрудничать с другими школами и центрами дополнительного образования.
Универсальным подходом к формированию лексического навыка считается подход Е.И. Пассова, однако комбинации разных подходов, учет возрастной категории учащихся и психолого-педагогического компонента может качественно повлиять на результативность работы в рамках формирования данного навыка. Проанализировав существующие подходы к формированию лексического навыка, мы пришли к выводу, что в данном исследовании целесообразно использовать интегрированную технологию «вовлечение, введение - разъяснение, тренировка, применение, разъяснение - изучение». Объединяя существующие подходы воедино, внедряя элементы цифровизации, учитывая современную потребность участников образовательного процесса в трансформации системы обучения можно утверждать, что создание дистанционного элективного курса будет хорошим дополнением в стремлении достичь высоких показателей в сформированности лексического навыка у учащихся средней школы.
При разработке элективного курса по неологии английского языка нами были учтены психологические характеристики учащихся подросткового возраста. Мы обратили особое внимание на воспитательные задачи курса, где немало места уделялось иерархии мотивов изучения неологии английского языка, повышению мотивации к говорению на новом уровне и качественному улучшению подростковой саморегуляционной деятельности.
Констатирующий эксперимент позволил описать недостаточный уровень сформированности лексического навыка обучающихся. Для решения данной проблемы был разработан элективный курс по неологии английского языка согласно требованиям ФГОС и учебному плану МБУ «Лицея №37» г. о. Тольятти. Реализация данного курса позволила подтвердить предположение о том, что формирование лексического навыка с применением дистанционных технологий (обучающего сайта) на основе разработанного нами курса по неологии английского языка является эффективным средством.
Эффективность программы доказывают произошедшие достоверные изменения в уровне сформированности иноязычного лексического навыка обучающихся среднего этапа обучения. Проведя эксперимент, мы можем сделать вывод о том, что использование курса по неологии английского языка повлияло на уровень сформированности лексических навыков учащихся МБУ «Лицея №37» г. о. Тольятти.
Таким образом, нами были проанализированы источники в области педагогики, психологии и методике по проблеме исследования; изучены образовательные стандарты, выявлены условия, необходимые при формировании лексического навыка у учащихся подросткового возраста; разработан первый модуль курса с учетом особенностей и потребностей учащихся средней школы и обучающий сайт с рекомендациями и поурочной деятельностью, конспекты урока по формированию лексического навыка у учащихся подросткового возраста на основе обучающего сайта; апробирован разработанный курс по неологии английского языка на предмет сформированности лексических навыков у учащихся средней школы.
В дальнейшем предполагается расширять курс, составлять и апробировать другие модули, расширять число учащихся, сотрудничать с другими школами и центрами дополнительного образования.



