Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОТРАВМЫ У ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ АЛКОГОЛИКОВ

Работа №107972

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2021
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы тревожности как первичной психотравмы в психологии 10
1.1 Теоретический анализ проблемы тревожности
в отечественной и зарубежной психологии 10
1.2 Алкогольно-зависимая семья как фактор формирования
личностной тревожности как первичной психотравмы 23
1.3 Коррекционная работа психолога по снижению личностной
тревожности как первичной психотравмы 33
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование личностной тревожности как первичной психотравмы у взрослых детей алкоголиков (ВДА) 52
2.1 Организация и методы исследования 52
2.2 Выявление уровней проявления личностной тревожности
у взрослых детей алкоголиков (ВДА) 58
2.3 Разработка и апробация программы коррекции личностной
тревожности у взрослых детей алкоголиков 64
2.4 Анализ полученных результатов 82
Заключение 90
Список используемой литературы 92
Приложение

Актуальность исследования. Проблема психологического здоровья в XXI веке становится абсолютно значимой как для каждого современного человека, так и в целом для государств и обществ. Так, по мнению специалистов ВОЗ, те или иные психические и психологические расстройства войдут в пятерку сложных и часто встречаемых болезней мира. Депрессии, неврозы и неврозоподобные расстройства, постстрессовые и посттравматические состояния, психоэмоциональное неблагополучие, эмоциональное выгорание и другие состояния «душевного неблагополучия» (ВОЗ) сегодня становятся одним из факторов деструктивности личности, влияющих не только на качество жизни и удовлетворенность ею, но и, зачастую, на общую трудоспособность человека и его жизнедеятельность в целом. Терапия этих состояний все еще, к сожалению, остается недостаточно эффективной и не имеет стратегий, способных достаточно быстро и качественно возвращать необходимый и достаточный уровень здоровья, что в свою очередь заставляет специалистов думать о предупреждении развития этих расстройства, о факторах, способных обеспечить нервно-психическую устойчивость индивиду, а также способах психологической профилактики, коррекции и даже самопомощи. В этом аспекте специалисты изучают базовые основания и источники психологического неблагополучия и в ходе исследований сейчас уже можно твердо говорить об общем, типичном для всего разнообразия болезненных проявлений, состояний, которое сопровождает любую психологическую дисгармонию. Этим состоянием является тревожность.
Сегодня каждый современный человек, как на собственном опыте, так и на основе наблюдения за людьми, живущими рядом понимает, что тревога глубоко проникла во все сферы нашей жизни. Никогда еще психологи не имели такой наплыв клиентов с проблемой тревожности, как в наше время, поэтому проблема профилактики и коррекции тревожности становится
объектом пристального внимания со стороны специалистов.
Сегодня специалисты выделяют несколько основных факторов, которые способствуют развитию тревожности: во-первых, - урбанистика. За счет плотности населения мы контактируем все с большим количеством людей. Во-вторых, информационный поток. Именно с развитием массовых источников информации, начал расти уровень тревожности среди населения. Новости из разных уголков мира льются нескончаемым потоком в умы людей, причем 90% из них - негативные. В-третьих, - давление масс¬медийной культуры, которая призывает нас достигать все большего социального успеха, чтобы больше потреблять, поэтому сегодня все чаще в требованиях работодателей, которые они указывают в описаниях вакансий, можно увидеть строчку: «стрессоустойчивость». Стрессоустойчивые
личности способны сохранять свою работоспособность практически при любых ситуациях. Они отличаются гибким и рациональным мышлением, здоровой логикой и умением использовать жизненные трудности, как ресурс.
Противоположностью является стрессонеустойчивый тип личности. Это люди с низким уровнем адаптации к внешним условиям, с незыблемыми установками и понятиями, не склонные менять свое поведение в зависимости от обстоятельств. Любые неожиданности или даже намек на них в будущем являются для них стрессовым воздействием. Это очень точно характеризует людей с синдромом ВДА (взрослые дети алкоголиков). Они склонны к повышенной тревожности и беспокойству без особой причины, а связано это с тем, что у тех, кто вырос в алкогольно-зависимых семьях, тревожность является устойчивой личностной чертой. Им очень сложно подстраиваться под внешние события и обстоятельства, поэтому они выстраивают такую невротическую модель поведения в течении жизни, которая подкрепляет их личностную тревожность, заставляя испытывать страх приобретения нового опыта. Взрослые дети алкоголиков (ВДА) с высоким уровнем проявления личностной тревожности не удовлетворены собой, жизнью, склонны к депрессии, ощущают безысходность, склонны к профессиональному и эмоциональному выгоранию и различного рода зависимостям. Повышенная тревожность также способствует развитию у них психосоматических заболеваний. Высокий уровень проявления личностной тревожности оказывает деструктивное влияние на все сферы психической жизни взрослых детей алкоголиков (ВДА), поэтому требует коррекции.
Анализируя аспекты проблемы личностной тревожности в современных исследованиях Ф. Б. Березина, С. Ю. Головина, В. В. Давыдова, А. М. Прихожан С. С. Степанова, Р. Мэя, Ч. Д. Спилбергера и других, мы пришли к выводу, что личностная тревожность - это устойчивая индивидуальная психологическая особенность, отражающая
предрасположенность индивида испытывать беспокойство в различных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
Корни личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА) лежат в первичной психотравме, которой на наш взгляд является депривация в раннем детстве, поэтому для коррекционной работы необходим метод, который поможет не только преодолеть трудности, которые взрослые дети алкоголиков (ВДА) испытывают в социуме, но и поможет справиться с последствиями детских психотравм. Методы, которые традиционно применяются для коррекции личностной тревожности не уделяют должного внимания травмам прошлого, а методы работы с «внутренним ребенком» не ориентируются на практическое решение проблем, поэтому для коррекции личностной тревожности необходим интегративный подход, который сочетает в себе принципы когнитивно-поведенческой терапии, межличностной терапии, теории привязанности и техники, чтобы помочь уязвимому «внутреннему ребенку» клиента удовлетворить его основные эмоциональные потребности здоровыми методами.
Проблема исследования состоит в поиске эффективных коррекционных средств, которые позволят нивелировать высокий уровень проявления личностной тревожности как первичной психотравмы у взрослых
детей алкоголиков (ВДА).
Противоречия:
- несмотря на разработанность проблемы тревоги и тревожности на современном этапе все еще требуется поиск эффективных стратегий, методов и способов, позволяющих эффективно решать задачи не только психологической коррекции тревожности, но и способных решать профилактические задачи;
- существующие методы, приемы и технологии работы с тревогой и личностной тревожностью все еще требуют анализа и адаптации их к изменившимся условиям социальной жизни современного человека;
- несмотря на хорошо зарекомендовавшие себя существующие концептуальные подходы по работе с тревогой и тревожностью (когнитивно-поведенческие, психоаналитические и прочие) все еще недостаточно разработано стратегий, основанных на интегративном подходе, где построение психологической помощи организовывается с позиций целесообразного и целенаправленного воздействия комплексом методов и приемов, способных наиболее эффективно и в достаточно короткие сроки решать актуальные задачи.
Цель исследования: изучение возможности снижения уровня проявления личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА) при помощи специально разработанной коррекционной программы.
Объект исследования - личностная тревожность.
Предмет исследования - коррекция личностной тревожности как первичной психотравмы у взрослых детей алкоголиков (ВДА).
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что уровень проявления личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА) можно изменить, если будет использована специально разработанная коррекционная программа с применением метода схематической терапии (коррекции), снижающей выраженность закрепленных дезадаптивных схем, таких как «эмоциональная депривация» и «социальная изоляция».
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень проявления личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА).
3. Разработать и апробировать программу коррекции личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА).
4. Проанализировать полученные результаты.
Методологическую основу исследования составили:
- различные подходы к определению понятия тревожности
(С. Ю. Головин, А. М. Прихожан, Л. И. Божович, Р. С. Немов,
А. В. Петровский) и личностной тревожности (С. С. Степанов, Ф. Б. Березин, А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Ч. Д. Спилбергер, Р. Мэй);
- концепции о возникновении и развитии тревожности в раннем детстве (А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Л. М. Костина, Дж. Боулби, Г. C. Салливан, К. Хорни);
- теоретический подход к изучению методов психокоррекции личностной тревожности (А. Бек, В. Райх, А. Хилл, Джеффри Е. Янг, Дж. Клоско).
Методы и методики исследования: метод теоретического анализа; биографический метод; психодиагностические методы (шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина, автор Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина; личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора; схемный опросник Дж. Янга); методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: Волонтерское сообщество «Я тоже хочу жить», цель которого помощь тем, кто живет с людьми, страдающими алкоголизмом. Сообщество располагается на платформе социальной сети «ВКонтакте». В исследовании приняли участие совершеннолетние лица, выросшие в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкогольной зависимостью. Общее количество - 39 человек.
Новизна исследования состоит в расширении и дополнении теоретических сведений о причинах возникновения личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА) и разработке специальной коррекционной программы, учитывающей психологические особенности взрослых детей алкоголиков (ВДА), которая включает в себя комплекс логически обоснованных методов, способствующих снижению уровня проявления личностной тревожности как первичной психотравмы у взрослых детей алкоголиков (ВДА).
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные выводы будут способствовать расширению теоретических знаний о причинах формирования личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА) и методах коррекции, которые могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии личности, психологии здоровья, консультативной и психoкoррекциoннoй деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для работы со взрослыми детьми алкоголиков (ВДА) при составлении программ коррекции личностной тревожности, а также в возможности использования разработанной коррекционной программы с применением метода схематической терапии (коррекции) для снижения уровня проявления личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА).
Научность и достоверность результатов обеспечена проведением исследования с опорой на теоретические положения психологии, подбором теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам.
Личный вклад автора в научную разработку проблемы коррекции личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА) состоит в определении общей концепции исследования и разработке коррекционной программы для взрослых детей алкоголиков (ВДА).
Апробация результатов экспериментального исследования,
выполненного в рамках магистерской диссертации, проводилась в ходе участия в научно-практических конференциях и отразилась в научных статьях, опубликованных в научных сборниках и материалах научных и научно-практических конференций.
Положения, выносимые на защиту.
1. Проблема тревожности личности как устойчивого образования, влияющего на систему отношений человека к себе, людям и миру в целом, имеет как правило биолого-социальную природу.
2. Несмотря на множество факторов, имеющих характеристики стрессогенности и порождающие тревогу у человека в ходе его жизнедеятельности, большое значение для развития личностной тревожности имеют детские периоды развития и опыт отношений со значимыми другими на ранних этапах формирования личности.
3. Деструктивная семья, имеющая в своей структуре члена с алкогольной зависимостью, что порождает созависимые отношения, создает ситуацию депривации для ребенка в данной семье, формируя у него ранние деструктивные схемы-модели совладающего поведения и базовую тревогу.
4. Взрослые дети алкоголиков (ВДА) имеют в структуре личности
устойчивые рано сформированные образования, выраженные в виде паттернов избегания, изоляции, эмоциональной депривации,
сопровождаемые высоким уровнем личностной тревожности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью выполненной исследовательской работы было изучение возможностей психокоррекционной деятельности, направленной на снижение личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА).
В ходе достижения цели исследования мы решали ряд теоретических и экспериментальных задач.
Нами было рассмотрено понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии, изучено понятие личностной тревожности, ее особенности, а также условия и факторы ее возникновения. Отдельно были проанализированы особенности взрослых детей алкоголиков и установлена закономерность закрепления в их личностной структуре тревожности. Также было выделено, что возникновение тревожности как устойчивого личностного образования у взрослых детей алкоголиков (ВДА) связано с депривацией в ранние периоды становления личности.
Высокий уровень личностной тревожности оказывает деструктивное влияние на все сферы психической жизни человека: взаимоотношения с собственной личностью, взаимоотношения с другими, эмоциональность, образ жизни, а также способствует формированию психосоматических расстройств, поэтому высокий уровень личностной тревожности необходимо корректировать.
Традиционно, в коррекции личностной тревожности у взрослых, успешно применяются такие виды психотерапии (коррекции), как когнитивно-поведенческая психотерапия (коррекция), экспозиционная терапия (коррекция), телесно-ориентированная терапия (коррекция) и арт- терапия, но все эти виды терапии (коррекции) не уделяют должного внимания проблемам и травмам прошлого, а жизнь в алкогольной семье у ребенка, в любом случае, носит травматический характер, поэтому те или иные черты личности у взрослого такого ребенка, обнаруживают черты травмы, поэтому нами был предложен интегративный подход для коррекции личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА), которым является схематическая терапия (коррекция).
Нами было реализовано опытно-экспериментальное исследование, направленное на коррекцию личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА) путем ослабления ранних дезадаптинвых схем: «эмоциональная депривация» и «социальная изоляция».
В ходе данного исследования была продиагностирована группа из 39 человек, с целью выявления уровней проявления личностной тревожности. Обнаружив высокий уровень проявления личностной тревожности, мы разработали коррекционную программу, используя метод схематической терапии (коррекции) и апробировали эту программу. Данные повторной диагностики показали, что коррекционная программа является эффективным средством коррекционной работы, направленной на профилактику и снижение уровня проявления личностной тревожности у взрослых детей алкоголиков (ВДА), а также способствует улучшению общего психологического состояния человека. Это позволяет нам утверждать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, и гипотеза подтверждена.



1. Александров А. А. Интегративная психотерапия. СПб. : Питер, 2009. 352 с.
2. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. Т. 51. №7. С. 83-84.
3. Астапов В. М. Тревожность у детей. СПб. : Питер Пресс, 2004. 224 с.
4. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб. : Питер, 2019. 448 с.
5. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика, 1978. 288 с. С. 167-179.
6. Боулби Д. Привязанность. Пер. с англ.: Н. Григорьева,
Г. Бурменская. М. : Гардарики, 2003 г. 477 с.
7. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей.
Руководство практического психолога. М. : Канон+, 2020. 272 с.
8. Вилюнас В. К. Психология эмоций. Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. СПб. : Питер, 2006. 496 с.
9. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск : Харвест, 2007. 976 с.
10. Груммес У. Значение сказки для психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие. М. : Когито-Центр, 1998. 784 с.
11. Диагностика оценочной тревожности / В. Н. Карандашев, Ч. Спилбергер, М. С. Лебедева. СПб. : Речь, 2004. 80 с.
12. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Учитель, 2019. 196 с.
13. Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб. : Питер, 2015.
352 с.
14. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. : Просвещение, 1986. 128 с.
15. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - СПб. : Апрель-Пресс, 2000. 448 с.
16. Изард К. Е. Психология эмоций. Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева. СПб. : Питер, 2011. 464 с.
17. Изард К. Е. Эмоции человека. М. : Издательство Московского ун-та, 1980. 440 с.
18. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. : Речь, 2003. 160 с.
19. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность: Хрестоматия. М. : Пэр Сэ, 2008. 239 с. С. 75-84.
20. Малер М., Пайн Ф. Психологическое рождение человеческого младенца: Научная литература / пер.: Е. А. Перова, Е. А. Шадрова. М. : Когито-Центр, 2011. 416 с.
21. Марцинковская Т. Д. Ваш тревожный ребенок. М. : Вентана-Граф, 2005. 32 с.
22. Москаленко В. Д. Зависимость. Семейная болезнь. М. : Институт консультирования и системных решений, 2014. 360 с.
23. Мэй Р. Проблема тревоги. Пер. с англ. А. Г. Гладкова. Под ред. С. Пьянковой, Т. Багдаевой. М. : Эксмо-Пресс, 2001. - 432 с.
24. Мэй Р. Смысл тревоги. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2011. 416 с.
25. Немов Р. С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М. : ВЛАДОС, 2016. 632 с.
26. Нехорошкова А. Н., Грибанов А. В. Тревожность у детей: причины и особенности ее проявления [Электронный документ] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. 476 с. URL: https://science- education.ru/pdf/2014/5/281.pdf (дата обращения: 25.11.2019).
27. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. М. : Сфера, 2004. 512 с.
28. Петрановская Л. В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. М. : АСТ, 2018. 256 с.
29. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб. : Питер, 2009. 192 с.
30. Прихожан А. М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. 2-е изд. СПб. : Питер, 2009. 240 с.
31. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ, 2000. 304 с.
32. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 2009. 512 с.
33. Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа. Пер. с нем. М. : Когито-Центр, 2009. 239 с.
34. Райх В. Анализ характера / пер. с англ. Е. Поле. М. : Апрель Пресс, 2000. 528 с.
35. Реан А. А., Трофимова Н. Б. Гендерные различия структуры тревожности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск : МГУ, 2003. С. 6-7.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2017. 718 с.
37. Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). М. : Педагогика, 1986.160 с.
38. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. М. : Прогресс, 2003. 514 с.
39. Степанов С. С. Азбука детской психологии. М. : ТЦ Сфера, 2004. 128 с.
40. Суворова В. В. Психофизиология стресса. Под ред. Ю. И. Александрова. М. : ИНФРА-М, 1997. 349 с.
42. Теория личности в западноевропейской и американской психологии / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара : Бахрах-М, 1996. 480 с.
43. Тревога и тревожность: хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова. М. : ПЕР СЭ, 2008. 240 с.
44. Фрейд З. Психология бессознательного. СПб. : Питер, 2019. 528 с.
45. Хабирова Е. Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения - 2003. СПб., 2003. С. 301-302.
46. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2008. 672 с.
47. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. СПб. : Питер, 2019. 304 с.
48. Хорни К. Самоанализ. СПб. : Питер, 2019. 224 с.
49. Хорни К. Собрание сочинений в трех томах. М. : Смысл, 1997. 696 с.
50. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М. : Академия, 2001. 208 с.
51. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 2020. 608 с.
52. Шпет М. С. Психологическая природа и причины личностной тревожности // Научный альманах. 2015. № 11. С. 5-13.
53. Янг Дж. Прочь из замкнутого круга! Как оставить проблемы в прошлом и впустить в свою жизнь счастье / Янг Джеффри, Клоско Джанет; пер. с англ. Е. Кваши. М. : Эксмо, 2019. 384 с.
54. Ainsworth M. D. S. Attachment: Retrospect and prospect //Ed. by Parkes C.M., Stevenson-Hinde J. The place of attachment in human behavior. N.-Y., 1982.
55. Ainsworth M. D. S., Blehar M., Warers E., Wall E. Patterns of Attachment. A psychological study of the strange situation. Hillsdale. N.-Y.: Erlbaum Associates, 1987.
56. Bowlby J. Attachment and Loss Separation: Anxiety and Anger. Basic Books, 1973.
57. Erikson E. H. Childhood and society (2nd Ed.). New York: Norton, 1963.
58. Giesen-Bloo J., van Dyck R., Spinhoven P., van Tilburg W., Dirksen C., van Asselt T., et al. Outpatient psychotherapy for borderline personality disorder. Randomized trial of schemaAfocused therapy versus transferenceAfocused psychotherapy // Archives of General Psychiatry. 2006. V. 63. P. 649-658.
59. Horney K. Neurosis and human growth. New York: Norton, 1950. International Journal of Human-Computer Interaction, 2003, Vol. 16, N 2.
60. Jacob G., Arntz A. Schema Therapy for Personality Dosorders. A Review // International Journal of Cognitive Therapy. 2013. V. 6(2). P. 171-185.
61. Sobolewska-Mellibruda Z. Psychoterapia dorostych dzieci alkoholikow. Warszawa, 2011.
62. Sullivan H. S. The Collected Work. V. 1, 2. N. Y., 1953.
63. Woititz, Janet G. Adult children of alcoholics. Health Communications, Inc., 1983.
64. Young J., Klosko J., Weishaar M. Schema therapy. N.Y., London, 2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ