Введение 4
1 Состояние вопроса использования тормозных трубок в легковом автомобиле 6
1.1 Актуальность совершенствования тормозных трубок 6
1.2 Классификация тормозных трубок и их номенклатура 8
1.3 Требования, предъявляемые к тормозным трубкам 9
1.4 Материал и покрытие тормозных трубок 10
1.5 Развальцовка тормозных трубок 11
1.6 Наконечники тормозных трубок 13
1.7 Технология изготовления тормозных трубок 15
1.8 Тесты и испытания тормозных трубок 22
1.8.1 Динамическое испытание на герметичность 22
1.8.2 Устойчивость к очистке под давлением 24
1.8.3 Устойчивость к разрыву 25
1.8.4 Устойчивость к воздействию озона 25
1.8.5 Устойчивость к температуре 25
1.8.6 Испытание на изгиб 26
1.8.7 Испытание на удар 26
1.8.8 Совместимость с тормозной жидкостью 26
1.9 Неисправности и факторы износа тормозных трубок 27
2 Анализ дефектов тормозных трубок автомобилей LADA 29
2.1 Обзор дефектов тормозных трубок автомобилей LADA 29
2.1.1 Дефекты тормозных трубок автомобиля LADA Granta 29
2.1.2 Дефекты тормозных трубок автомобиля LADA Vesta 31
2.1.3 Дефекты тормозных трубок автомобилей LADA Niva Legend и Niva Travel 32
2.1.4 Дефекты тормозных трубок автомобилей LADA Largus и XRay 34
2.2 Анализ дефектов и поиск решения проблемы износа тормозных трубок 36
2.3 Анализ способа ремонтопригодности тормозных трубок 37
2.4 Анализ современных правил правил проектирования и компоновки узлов тормозной системы 38
3 Проектирование новой конструкции тормозных трубок 41
3.1 Применяемость защитных рукавов в мире 42
3.2 Номенклатура защитных рукавов 45
3.2.1 Материал защитных рукавов 47
3.2.2 Установка, размер и положение защитных рукавов 50
3.3 Тесты и испытания защитных рукавов 52
3.3.1 Стойкость к истиранию 52
3.3.2 Испытание на выносливость 53
3.3.3 Требования к физико-химическим характеристикам 53
4 Экспериментальные исследования эффективности применения защитных рукавов 55
4.1 Эксперимент на стойкость к истиранию 55
4.2 Эксперимент на стойкость к коррозии 63
Заключение 68
Список используемых источников 69
В связи с повышением требований безопасности легкового автомобиля существует проблема, связанная с отставанием показателей надёжности тормозной системы отечественных автотранспортных средств от достигнутого мирового уровня.
На сегодняшний момент существует проблема, связанная с тормозными трубками, которые являются самыми уязвимыми деталями тормозной системы автомобиля из-за прямого воздействием пескоструйной грязи и воды, летящей во время эксплуатации транспортного средства, способной на деформирование, коррозию и разрушение, которое может вызвать полный отказ тормозной системы и тем самым привести к негативным последствиям для водителя и пассажиров.
Актуальность данной проблемы связана с тем, что политика отечественных автопроизводителей заключается в производстве автомобилей бюджетного класса, тем самым экономя на некачественных материалах, антикоррозийной обработке и конструкторской компоновке тормозных трубок, которые напрямую связаны с безопасной эксплуатацией транспортных средств.
Целью магистерской диссертации является поиск и разработка новых способов повышения эксплуатационных свойств тормозных трубок в легковом автомобиле, на примере автомобилей LADA.
Целью разработки данных способов является повышение эксплуатационных качеств тормозных трубок, таких как:
• надёжность,
• долговечность,
• стойкость,
• ресурс.
Для достижения поставленной цели будет необходимо:
• провести анализ существующей конструкции тормозных трубок и выявить уязвимые места;
• провести анализ возникновения уязвимых мест и предложить новую конструкцию тормозных трубок, исключающую возникновение подобных мест;
• доказать с помощью экспериментов повышение эксплуатационных свойств новой конструкции тормозных трубок.
Данная работа включает в себя обзор существующей классификации и номенклатуры тормозных трубок, описывается характеристика исследуемого объекта, проводится анализ существующих дефектов, на основании которых ведётся поиск оптимального технического решения.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в проведении экспериментов, доказывающих эффективное использование новой конструкции тормозных трубок с защитными рукавами.
Магистерская диссертация состоит из 71 страницы пояснительной записки и включает в себя: введение, четыре раздела, заключение, список используемых источников, а также 8 таблиц, 55 рисунков и 31 источников.
В данной магистерской диссертации был выполнен анализ существующей конструкции тормозных трубок, выявлены уязвимые места, на основе которых найдено оптимальное техническое решение, путём введения новой конструкции тормозных трубок.
Было определено, а также доказано, что применение конструкции тормозных трубок с защитными рукавами, существенно повышает эксплуатационные свойства трубопроводов, эффективно защищая их от истирания и коррозии.
Целью магистерской диссертации являлся поиск и разработка новых способов повышения эксплуатационных свойств тормозных трубок, таких как надёжность, долговечность, стойкость и ресурс.
Для достижения заданной цели решены следующие задачи:
• проведён анализ классификации и номенклатуры существующих конструкций тормозных трубок;
• проведён анализ возникновения дефектов тормозных трубок на автомобилях LADA, на основании которого предложены способы решения;
• проведён анализ новых способов повышения эксплуатационных свойств тормозных трубок, на основании которого выбран наиболее технико-экономически выгодный;
• предложена новая конструкция тормозных трубок с защитными рукавами;
• проведён анализ классификации и номенклатуры существующих защитных рукавов и их применения в мире;
• с помощью экспериментов доказана эффективность применения защитных рукавов.
1. Афанасьев Л. Л., Дъяков А. Б., Иларионов В. А. Конструктивная безопасность автомобиля. М.: Машиностроение, 1983. 212 с.
2. Баурова Н. И., Зорин В.А. Применение полимерных композиционных материалов при производстве и ремонте машин. М.: ИНФРА-М, 2019. 264 с.
3. Великанов Д. П. Эксплуатационные свойства автомобиля. М.: Автотрансиздат, 1962. 399 с.
4. Володин В. П. Экструзия профильных изделий из термопластов. Спб.: Профессия, 2005. 112 с.
5. Гержодов В. И. Техническое состояние автомобилей и безопасность движения. Киев: Техшка, 1978. 149 с.
6. Гладков Г. И. Легковые автомобили отечественного и иностранного производства (Новые системы и механизмы). М.: Транспорт, 2002. 183 с.
7. ГОСТ Р 52452-2005. Трубки и шланги гидравлического и пневматического привода тормозов.
8. Дыгало В. Г. Технологии испытания систем активной безопасности автотранспортных средств. М.: Машиностроение, 2013. 387 с.
9. Зайцева М. М., Мегера Г. И., Веремеенко А. А. Диагностика технического состояния транспортных средств // Строительство и архитектура. 2015. №1. С. 124-126.
10. Информационный сайт для владельцев автомобилей LADA «LADA Online» [Электронный ресурс]. URL: Ьйр8://лада.онлайнМо-шу-self/tuning/tuning-lada-vesta/1286-chto-delat-esli-peretirayutsya-shlangi-trubki- pod-kapotom-avtomobilya-lada.html (Дата обращения 07.04.2022).
11. Информационный сайт для владельцев автомобилей LADA «LADA Online» [Электронный ресурс]. URL: https://лада.онлайн/auto-news/autovaz/15319-avtovaz-proverjaet-na-lada-largus-fl-vozmozhnoe-peretiranie- shlanga-vakuumnogo-usilitelja.html (Дата обращения 07.04.2022).
12. Левченко Е. Теория и практика абразивной разрезки труб. М.: Монография, 2018. 142 с.
13. Литвинов А. С., Фаробин Я. Е. Автомобиль: теория эксплуатационных свойств. М.: Машиностроение, 1989. 240 с.
14. Матвеев А. Технологическое обеспечение процессов гидроштамповки трубных заготовок. СПб.: Лань, 2017. 376 с.
15. Мороз С. М. Научные основы обеспечения эксплуатационной безопасности автотранспортных средств. М.: Автополис Плюс, 2005. 369 с.
...