Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Работа №107957

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством техники рисования пуантилизм 8
1.1 Развитие творческого воображения детей дошкольного
возраста как педагогическая проблема исследования 8
1.2 Возможности техники рисования пуантилизм в развитии
творческого воображения у детей 6-7 лет 18
Глава 2 Экспериментальное исследование по изучению и развитию творческого воображения у детей 6-7 лет посредством техники пуантилизм 22
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей
6-7 лет 22
2.2 Развитие творческого воображения у детей 6-7лет посредством
техники рисования пуантилизм 35
2.3 Выявление динамики в уровне развития творческого
воображения у детей 6-7 лет 45
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Тематическое планирование ОД детей 6-7 лет по развитию творческого воображения посредством техники пуантилизм 62
Приложение Б Стимульный материал 66
Приложение В Результаты констатирующего и контрольного среза 68
Приложение Г Конспекты занятий


Актуальность исследования обусловлена тем, что современные ситуация характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В этой связи развитие творческого воображения старших дошкольников приобретает особое значение. Осуществление этой задачи справедливо требует отлично нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
Современная ситуация в обществе определяет необходимость формирования творчески активной личности уже на этапе дошкольного детства, поскольку именно в этом возрасте имеются возможности наиболее продуктивно и эффективно воздействовать на личность ребенка, используя различные методы педагогического воздействия.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для развития творческого воображения, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко и др. В работах исследователей творческое воображение рассматривается как условие творческого развития личности, как путь к саморазвитию, что, в конечном итоге определяет результативность продуктивной деятельности личности.
Дошкольный возраст - это основополагающий возраст, во время которого активно развиваются творческие способности. Есть много видов деятельности, которые направлены на развитие таких способностей, и одной из них является рисование.
Влияние нетрадиционных техники рисования на развитие творческого воображения доказывали ещё такие ученые, как: Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме развития у детей дошкольного возраста творческого воображения позволил выявить противоречие: между необходимостью развития творческого воображения у детей 6-7 лет и недостаточным использованием в данном процессе нетрадиционного рисования с помощью ватных палочек (техники рисования пуантилизм).
Выявленные противоречия помогли нам обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности техники рисования пуантилизм в развитии творческого воображения у детей 6-7 лет?
Социальная и практическая значимость проблемы развития творческого воображения у детей 6-7 лет в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей 6-7 лет посредством нетрадиционной техники рисования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния техники рисования пуантилизм на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей 6-7 лет посредством техники рисования пуантилизм.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что положительно скажется на развитии творческого воображения детей 6-7 лет, если:
- разработать и реализовать комплекс упражнений, творческих заданий, предполагающих создание рисунков техникой пуантилизм и обеспечивающих развитие у детей совокупности характеристик творческого воображения (оригинальность, вариативность, беглость, гибкость, детализация образа);
- определить содержание заданий и тем рисунков с опорой на имеющийся у детей опыт использования нетрадиционных средств изобразительной деятельности, в том числе техники пуантилизм;
- реализовать этапы работы с детьми с учетом логики освоения ими
навыков рисования с использованием техники пуантилизм и развития творческого воображения (мотивационный, когнитивный, деятельностный);
- осуществить индивидуальный подход к детям с учетом выявленных особенностей развития творческого воображения каждого ребенка и опыта изобразительной деятельности с использованием техники пуантилизм.
Задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития творческого воображения детей 6¬7 лет посредством нетрадиционного рисования ватными палочками.
2. Выявить уровень развитие творческого воображения детей 6-7 лет.
3. Разработать содержание и организовать поэтапную работу развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством техники рисования пуантилизм.
4. Выявить динамику в развитии творческого воображения детей 6-7 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические исследования по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста (Л.И. Беляева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова);
- теория использования нетрадиционной техники рисования (с помощью ватных палочек) в условиях дошкольного образовательного учреждения (И.М. Туревская, В.П. Филина, Н.А. Фомина).
Новизна исследования: уточнено и конкретизировано понятие «творческое воображение детей 6-7 лет», определены специфика и содержание процесса развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством техники рисования пуантилизм.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности развития творческого воображения у детей 6-7 лет средствами техники рисования пуантилизм.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные диагностический инструментарий, содержание и формы работы по развитию у детей совокупности характеристик творческого воображения посредством техники рисования пуантилизм могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 8 г. Тольятти. В данном исследовании испытуемыми являются 40 детей в возрасте 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источник) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 14 таблицами, 12 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воображение является особой формой человеческой психики, которая стоит отдельно от других психических процессов и, несмотря на это, занимает промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Значение воображения особенно велико в художественном творчестве.
Возраст 6-7 лет является благоприятным возрастом для формирования и развития умений и навыков, способствующих ознакомлению детей с окружающей средой, ознакомлению с предметами и явлениями, а также с различными видами художественного деятельности, искусства. Воображение приобретает активный характер, начинает проявляться зарождение творчества в действиях ребенка.
Рисование ватными палочками развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №8. В данном исследовании испытуемые - 40 детей в возрасте 6-7 лет.
Констатирующий этап эксперимента позволил установить, что к низкому уровню развития творческого воображения у детей 6-7 лет мы условно отнесли 6 (30 %) детей экспериментальной и 6 (30 %) детей контрольной групп. К среднему уровню развития творческого воображения у детей 6-7 лет - 20 (50 %) детей в экспериментальной и 20 (50 %) детей в контрольной группах. К высокому уровню - 14 (35 %) детей в экспериментальной и 14 (35 %) детей в контрольной группах. Эти дети смогли нарисовать рисунок на основе заданного элемента, рисунок был для данной возрастной группы сложным и содержал много мелких прорисованных элементов.
Опираясь на полученные результаты диагностики, нами было разработано содержание работы по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет посредством рисования с помощью ватных палочек: программа «Нетрадиционное рисование ватными палочками» для детей 6-7 лет, содержание которой представлено различными формами и приемами работы с детьми данной возрастной группы. Содержание программы ориентировано на поэтапное развитие творческого воображения у детей. Предметно-пространственная среда ДОО обогащена развивающими дидактическими играми и выставками рисунков детей.
Контрольный этап эксперимента позволил выявить значимые различия по всем показателям в экспериментальной группе. Так, показатель низкого уровня развития творческого воображения детей 6-7 лет стал ниже на 10 % (15 % на констатирующем этапе до 5 % на контрольном этапе), средний уровень понизился на 5 % (с 50 % до 45 %), а высокий уровень поднялся на 15 % (с 35% до 50 %), что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты не изменились.
Полученные результаты доказывают эффективность разработанного нами содержания работы по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет посредством техники рисования с помощью ватных палочек. Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, полностью подтверждается. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.



1. Анфисова С. Е. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Научно-практ. конф. Тольятти : Изд-во Наука, 2014. С. 135-138.
2. Благонравова А. Б. Воображение и творческое мышление. М. : АСТ, 2016. 216 c.
3. Боровик О. А. Развитие воображения. М. : ООО «РОН», 2016. 122 с.
4. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М. : Смысл, 2018. 685 с.
5. Вострикова А. П. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М. : Простор, 2018. 202 c.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество. М. : Просвещение, 2018. 448 с.
7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2014. С. 12-19.
8. Гаврина, С. В. Книга развития творческих способностей у детей / С.В. Гаврина. М. : Логос, 2016. 176 c.
9. Груздева А. В. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Концепт.2014. Т. 2. С. 2771-2775.
10. Долгова В. И. Формирование воображения у дошкольников: ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. №11 (117). С. 191¬196.
11. Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и
творчества. Саратов, «Знания», 2014. 122 с.
12. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития
воображения дошкольника // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 30-36.
13. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М : МОПК, 2015. 207 с.
14. Евсеева М. А. Развитие творческих способностей школьников // Концепт. 2016. Т. 46. С. 126-128.
15. Ежкова Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: диссертация доктора педагогических наук. М. : Эксмо, 2019. 320 с.
16. Жатсель, А. Воображение. М. : М-Пресс, 2017. 147 с.
17. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 14-20.
18. Иванова Э. В. Творческое воображение // Дошкольное воспитание. 2016. № 5. С. 61-65.
19. Ильенков И. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики, вып.6. М., 2014. С. 46-92.
20. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2015. № 5. Том 22. C. 124-130.
21. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология: учебное пособие. М. : Академия (Academia), 2016. 184 c.
22. Первушина Е. А. Как выявить и развить способности вашего ребенка. М. : Центрполиграф, 2016. 352 с.
23. Рибо Т. Творческое воображение. СПб. : Союз, 2017. 96 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство : Питер, 2015. 720 с.
25. Субботина Л. А. Развитие воображения детей. СПб. : Нева, 2015. 199 с.
26. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т/ М. : Просвещение, 1979. 187 с.
27. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника М. : Academia, 2016. 368 с.
28. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М. : АМТ, 2014. 235 с.
29. Шелехова О. О. Исследование воображения у дошкольников // Концепт». 2015. Т. 9. С. 111-115.
30. Шрагина Л. И. Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода // Психология в вузе. 2015. № 3. C. 95¬107.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ