Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование влияния профессионального стресса на эмоциональную сферу сотрудников судебно-медицинской экспертизы

Работа №107932

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4935 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы исследования влияния профессионального стресса на эмоциональную сферу сотрудников судебно-медицинской экспертизы 8
1.1 Профессиональный стресс и особенности его проявлений у
сотрудников судебно-медицинской экспертизы 8
1.2 Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению
эмоциональной сферы в аспекте профессиональной деятельности сотрудников судебно-медицинской экспертизы 17
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния профессионального стресса на эмоциональную сферу сотрудников судебно-медицинской экспертизы 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования проявлений профессионального
стресса и особенности эмоциональной сферы у сотрудников судебно-медицинской экспертизы 31
2.3 Рекомендации и программа психологической профилактики
профессионального стресса у сотрудников судебно-медицинской экспертизы 45
Заключение 64
Список используемой литературы 66

Актуальность исследования. На современном этапе развития человеческого общества наибольшую ценность приобретает здоровье человека и подходы, позволяющие минимизировать риск его разрушения вследствие профессиональных деформаций и различных негативных факторов.
В настоящее время наибольшее значение приобретает проблема противостояния неблагоприятным организационным и профессиональным факторам, напрямую влияющим на эмоциональное, физическое, психологическое и другие сферы жизнедеятельности человека, занимающегося профессиональной деятельностью с высокими психоэмоциональными нагрузками.
Наиболее острой проблемой в современной науке можно назвать проблему профилактики стрессовых состояний, возникающих на фоне реализации профессиональной деятельности у сотрудников, много лет выполняющего работу, связанную с огромным психологическим, моральным давлением на собственную личность вследствие высокой степени значимости её результатов для судеб других людей. Одной из таких профессиональных сфер деятельности является работа служащих судебно-медицинской экспертизы. Прикладной и научный аспекты проблемы профилактики профессионального стресса требует систематического и глубокого анализа, проведения научных исследований на соответствующих выборках, выявления закономерностей и факторов, способствующих укреплению психоэмоционального состояния работников этой сферы профессиональной деятельности, обоснования диагностического инструментария и разработки коррекционно-развивающих и психопрофилактических программ.
Объект исследования: профессиональный стресс.
Предмет исследования: исследование влияния профессионального стресса на эмоциональную сферу сотрудников судебно-медицинской экспертизы.
Цель исследования: исследование влияния профессионального стресса на эмоциональную сферу сотрудников судмедэкспертизы, а также разработка психопрофилактической программы, направленной на снижение профессионального стресса.
Гипотеза исследования: предполагаем, что профессиональный стресс оказывает влияние на эмоциональную сферу сотрудников судебно-медицинской экспертизы и проявляется в виде высокой ситуативной тревожности, сниженными показателями самооценки самочувствия и настроения.
Задачи исследования:
- проанализировать научные положения и современные исследования профессионального стресса и эмоциональной сферы сотрудников в условиях выполнения судебно-медицинской экспертной деятельности;
- подобрать психодиагностические методики, направленные на изучение влияния профессионального стресса и эмоциональной сферы сотрудников судебно-медицинской экспертизы;
- провести эмпирическое исследование для определения особенностей влияния профессионального стресса на эмоциональную сферу сотрудников судебно-медицинской экспертизы;
- разработать психопрофилактическую программу по снижению рисков профессионального стресса и оптимизации эмоциональной сферы у специалистов судебно-медицинской экспертизы;
- определить обоснованные выводы.
Теоретико-методологическим основой исследования являются работы В.А. Бодрова и Н.В. Самоукиной, посвященные проблемам профессионального стресса. А.М. Прихожан, Г.С. Никифоров, Л.В. Куликов, О.В. Хухлаева, Ф.Р. Филатов занимались разработкой основ и критериев здоровья человека.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: шкала ситуационной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, в адаптации Л. Ханина); опросник «Самочувствие, активность, настроение» В.А Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников; методика диагностики «Оценка профессионального стресса» Вайсмана;
- методы математико-статистической обработки данных: анализ первичных данных; корреляционный анализ; сравнительный анализ данных.
Опытно-экспериментальная база исследования и выборка. В исследовании приняло участие 40 обследуемых в возрасте от 22 до 40 лет судмедэксперты одного из подразделений г.о. Тольятти. Стаж работы - от 0,5 года до 18 лет. Средний возраст представителей выборки - 32,4 года. Средний показатель стажа работы в выборке - 8,8 лет. Гендерная сторона выборки представлена 25% женщин и 75% мужчин.
Новизна исследования заключается в том, что было выявлено влияние степени выраженности профессионального стресса на эмоциональное состояние, а именно самочувствие, настроение и ситуативная тревожность в профессиональной группе сотрудников судебно-медицинской экспертизы. Для служащих как с низкой, умеренной, так и с высокой степенью выраженности профессионального стресса и состояния здоровья не стаж работы, не принадлежность к определенному гендерной группе не является определяющими факторами возникновения.
Теоретическая значимость исследования заключаются в возможности использования полученных данных при разработке и чтении курсов Психология здоровья, Организационная психология, Психология профессиональной деятельности и т.п.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования были заложены в основу разработки образовательной и психолого-просвещенческой программы и нашли практическое отражение в различных формах работы. Разработанная нами программа построена с учётом современных методов и технологий работы и может применяться как на этапе основной деятельности, так и профессиональной подготовки и обучения соответствующих профессиональных групп. Ее внедрение в практику деятельности образовательных и профессиональных учреждений будет способствовать здоровье сбережению специалистов.
Научная достоверность выводов предполагается обеспечить следующими условиями: методологической обоснованностью научных теорий и подходов, соответствием и валидностью методов и методик поставленным целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, качественным и количественным анализом эмпирических данных.
Личное участие автора. Автор лично проводил сбор и анализ теоретических источников психологии, эмпирическое исследование, описательный, количественный и качественный анализ и интерпретацию результатов исследования
Также полученные результаты нашего исследования могут быть использованы при проведении комплексных диагностических и реабилитационных мероприятий по профилактике психологических нарушений и психических расстройств среди специалистов организаций.
Апробация результатов работы. Материалы магистерской диссертации были представлены и докладывались в рамках всероссийский и международных конференций.
Положения, выносимые на защиту:
- существует влияние выраженности профессионального стресса на показатели эмоциональной сферы сотрудников судебно-медицинской экспертизы, а именно такие его проявления, как самочувствие, настроение, ситуативная тревожность и личностная тревожность. Чем в большей степени проявляется профессиональный стресс, тем сильнее напряженность в эмоциональной сфере (самочувствие, настроение и эмоциональное благополучие).
- в силу особенностей профессиональной деятельности сотрудники судебно-медицинской экспертизы находятся на стадии мобилизации стресса или активизируют свою деятельность за счет высокой профессиональной направленности и мотивации, в связи с этим нет выраженных различий в активности у сотрудников с разным уровнем профессионального стресса.
- различий в проявлениях профессионального стресса у представителей разных гендеров и с разным стажем профессиональной деятельности выявлено не было, что обусловлено равнозначным влиянием стрессовых факторов на мужчин и женщин с разным стажем профессиональной деятельности.
Структура магистерской диссертации построена в соответствии с логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы из 52 источников. Объем основного текста составляет 70 страниц. Работа содержит 2 таблицы и 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день проблема противостояния психологическому давлению отдельных профессиональных групп и снижение рисков возникновения профессионального стресса, продолжает оставаться актуальной, она изучена недостаточно подробно на современном этапе развития психологической науки, что и определило актуальность темы научно-исследовательской работы.
В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования мы рассмотрели понятия профессиональный стресс и его факторы, проанализировали подходы к анализу профессиональных рисков в деятельности судебно-медицинских экспертов в прикладной психологической науке. По итогам проведенного анализа установлено, что причины возникновения профессионального стресса целесообразно рассматривать одновременно как с позиции внешних условий (средовых, профессиональных), так и с позиции личностных ресурсов сотрудников (индивидуально-личностные особенности, профессиональная мотивация и идентичность, профессиональный компетенции).
В рамках данного исследования мы установили, что существует влияние степени выраженности профессионального стресса на показатели здоровья человека, а именно такие, как самочувствие, настроение и ситуативная тревожность в профессиональной группе судебно-медицинских экспертов. Для служащих как с низкой, умеренной, так и с высокой степенью выраженности профессионального стресса и состояния здоровья не стаж работы, не принадлежность к определенному гендерной группе не является определяющими факторами возникновения.
Сохранение здоровья у представителей профессиональной группы с высоким риском давления является важной психологической задачей, как для профессионального развития специалистов, так и для сохранения человеческого потенциала страны. Это как следствие, приводит к самореализации и эффективной профессиональной деятельности.
Анализ проведенных ранее исследований в обозначенной области исследования, позволил установить, что именно индивидуально-личностные факторы и особенности снижают напряженность и деструктивные проявления в ситуации стресса, и тем самым служат благоприятными условиями для профилактики профессионального стресса у самих служащих в неоднозначных, неопределенных и сложных ситуациях профессиональной деятельности.
Можем утверждать, основываясь на результаты эмпирического исследования, что отсутствие признаков и незначительная выраженность профессионального стресса влияет на сохранение здоровья человека в сложных профессиональных условиях деятельности.
Апробация и внедрение образовательной программы на основе эмпирических результатов и своевременное психологическое просвещение, может стать продуктивной деятельностью, направленной на здоровье сбережение специалистов и практическим продолжением исследования и, в конечном итоге будет способствовать улучшению профессиональной деятельности подразделения, снижению профессионального стресса сотрудников и улучшению социально-психологического климата в подразделении.


1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 301 с.
3. Аверин А. Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2016. 151 с.
4. Аксеновская Л. Н. Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент, Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры психологии (кафедры психологии). Саратов: ИЦ «Наука», 2012. 180 с.
5. Альбуханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности. Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999. 240 с.
6. Анохин П. К. Эмоции. Психология эмоций. М.: Педагогика. 1984. 276 с.
7. Артемьева И. Г. Подбор и расстановка кадров как необходимые составляющие эффективного управления персоналом // European Social Science Journal. 2016. № 9-2 (25). С. 366-373.
8. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. 271 с.
9. Бодров В. А. Профессиональная пригодность и личность профессионала. М. : ПЕР СЭ. 2003.
10. Бохан Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования. Томск: Иван Федоров, 2008. 267 с.
11. Бочарова Е. Е. Стратегии копинг-поведения и субъективное благополучие личности. Саратов: Слово, 2008. 129 с.
12. Брынза И. В. Проблема исследования ресурсов личности в психологической науке // Актуальш проблеми психологи 1нституту психологи 1м. Г.С. Костюка:зб. наук. праць [за ред. С.Д. Максимен- ка, М.В. Папуч1]. - Ки!в-Н1жин, 2008. Т. 10. Вип. 6. С. 126-130.
13. Вассерман Л. И. Совладание со стрессом: теория и
психодиагностика. СПб. : Речь, 2010. 192 с.
14. Викентьева Е. Н. Привлекательность труда как психологический аспект организационной культуры // Автореф. канд. псих. Наук. СПб. : Питер, 2002. 158 с.
15. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2005. 335 с.
16. Водопьянова Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. СПб. : Издательство СПбГУ, 2000. С.443-463.
17. Водопьянова Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2008. 338 с.
18. Войлокова Е. Е. Структурно-содержательные характеристики функциональных компонентов психической регуляции в разных типах профессиональной деятельности, М. : Институт Психологии РАН, 2010. 26 с.
19. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. СПб. : Речь, 2008. 96 с.
20. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 336 с.
21. Жалагина Т. А. Психология труда и управления в современной России, Материалы Международной научно- практической конференции, посвященной 20-летию факультета психологии и социальной работы. Тверь: Тверской государственный университет. 2014. 412 с.
22. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб. : Питер. 2011. 224 с.
23. Ильясов Ф. Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 13-25.
24. Казанцева Д. Б. Проблемы становления профессионала, Материалы международной научно-практической конференции 25-26 сентября 2013 года. Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. 139 с.
25. Китаев Н. С., Смык Л.А. Психология стресса. М. : Наука, 1983. 119 с.
26. Китаев-Смык Л. А., Боброва Э.С. Социально-психологические проявления стресса и синдром «выгорания личности» // Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С.24-25.
27. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 2013. 320 с.
28. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Просвещение. 1988. 200 с.
29. Климов Е. А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала. М.: Просвещение. 1996. 204 с.
30. Леонова А. Б., Мотовилина И.А. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений // Психологический журнал. 2006. №2. Т. 27. С. 79-92
31. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 2. С. 75-85.
32. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.
33. Макарова Г. А. Синдром эмоционального сгорания //
Психотерапия. 2003. № 11. С. 18-20.
34. Марищук В. Л. Психологические основы формирования
профессионально важных качеств. Л.: СпецЛит, 1982. 512 с.
35. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Наука, 1996. 308 с.
36. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002. 256 с.
37. Одегов Ю. Г., Карташова Л. В. Управление персоналом, оценка эффективности. М.: Экзамен, 2014. 256 с.
38. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т.22. №1. С.90-101.
39. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т.23. № 3. С. 85-95.
40. Соломанидина Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. 257 с.
41. Фаерман М. И. Комплексный социально-психологический подход к предупреждению сопротивлений нововведениям персонала (на примере организаций малого и среднего бизнеса). [автореф. канд. психолог. наук].) Ярославль, 2007. 24 c.
42. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-63.
43. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.1996. №1. С. 7-13
44. Шаров А. А. Разработка методики исследования профессиональных ценностей. URL: www.psyadvise.ru
45. Шевеленкова Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. №3, 2005. С. 95-129
46. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: ЛГПИ, 2015. С. 23-45.
47. Яковлев Г. М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. М.: Проспект,1999. С. 442-453
48. Jonathan H. Turner Face-to-Face: Toward A Sociological Theory of Interpersonal Behavior // Stanford, CA: Stanford University Press, 2012. 271 p.
49. Kilmann R. H., Thomas K. W. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict-Handling Behaviour: The "MODE" Instrument // Educational and Psychological Measurement. 2007. №. 2. P. 309-325.
50. Krisberg L. Sociology of Social Conflict. New Jersey: Prentice Hall, 2013. 300 p.
51. Thomas K. W, Kilmann R.H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument, 2004. URL: http: //www.umt.edu/mansfield/twowayexchange/Thomas Kilman Conflict Styles.pdf.
52. Mortimer J. How TV violence hits kids // Education digest, 1994, V.60, № 2. -P. 16-19


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ