Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Физиолого-двигательные особенности детей грудного возраста 7
1.2. Расстройства питания у детей грудного возраста 12
1.3. Детские гиповитаминозы 20
1.4. Лечебная физическая культура при гипотрофии 26
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 29
2.1. Задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.3 Организация исследования 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35
3.1. Обоснование использование средств ЛФК по улучшению морфофункционального состояния грудных детей 35
3.2. Определение влияния средств ЛФК на морфофункциональное состояние грудных детей 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность. Здоровье детей является важнейшей проблемой современного общества. Самым ответственным периодом его формирования является первый год жизни. В этот период закладывается фундамент здоровья будущего человека, его физического и умственного развития. Развитие ребенка, его умения, соответствующие определенному возрасту, являются показателями его нервно-психического и физического здоровья. Ребенок находится в постоянном развитии. Наибольшее количество навыком и умений он приобретает именно в первый год жизни, именно поэтому врачи -педиатры осматривают ребенка ежемесячно [3, 4, 9].
Нормальное развитие ребёнка определяется рядом так называемых показателей развития. К ним относятся: закономерное развитие высшей нервной системы и её функций и находящиеся в тесной зависимости от этого правильное нарастание веса и увеличение роста, нормальная деятельность всех органов, хорошая устойчивость в отношении инфекции.
Так, нормально уже к 5-6 месяцам у ребенка удваивается вес тела и на 15 сантиметров увеличивается рост. Параллельно увеличению массы тела совершенствуются и функции отдельных органов. Кишечник становится более устойчивым, кости более плотными и крепкими, мышцы развиваются, структура мозга становится более совершенной, ребенок начинает сидеть, различать близких ему людей [6, 13, 14, 28].
Сложные процессы, роста и развития могут протекать нормально только при условии правильной, соответствующей возрастным анатомо-физиологическим особенностям ребенка организации окружающей его среды включая и средства физической культуры; снабжения организма всем необходимым ему количеством питательного материала (белки, жиры, углеводы, соли, вода и витамины) и правильного усвоения их организмом. Для этого требуется, во-первых, чтобы получаемая ребенком пища как качественно, так и количественно содержала все необходимые составные части; во-вторых, чтобы желудочно-кишечный тракт работал правильно, подготовляя питательный материал к усвоению (ассимиляции) клетками; в-третьих, чтобы сами, клетки организма, были способны усваивать и перерабатывать этот материал для поддержания своих функций, то есть, чтобы правильно совершался обмен веществ в организме [10, 11, 15,16, 22].
На любое нарушение усвоения пищи вследствие либо плохо поставленного ухода, либо вследствие недостатка пищи или расстройства пищеварения, либо, наконец, вследствие расстройства обменных процессов, растущий детский организм неизменно отвечает - расстройством питания (дистрофией) и пониженным питанием (гипотрофией).
Для ликвидации таких состояний наряду с правильной организацией питания необходимы и занятия физическими упражнениями, так как их действие основано на способности, стимулировать физиологические процессы организма. Причем нет такого органа, функциональные возможности которого не изменялись бы под влиянием систематических физических упражнений. Особо важное положительное влияние средства физической культуры оказывают для ослабленных и больных детей. Используемые физические упражнения по специальной методике улучшают деятельность органов и тканей, изменяют обмен веществ, вызывают усиление окислительных процессов, повышают сопротивляемость организма инфекциям, совершенствуют компенсаторные механизмы, которые так необходимы ослабленному организму [1, 2, 5, 25, 29].
Целью исследования явилось совершенствование процесса реабилитации грудных детей имеющих гипотрофию I степени на поликлиническом этапе восстановления.
Задачи исследования.
1. Изучить особенности реабилитации детей первого года жизни с недостаточной массой тела.
2. Обосновать и апробировать методику лечебной физической культуры для грудных детей с гипотрофией I степени .
3. Определить влияние методики лечебной физической культуры на морфофункциональное состояние грудных детей с гипотрофией I степени.
Объект исследования: процесс физической реабилитации детей первого года жизни средствами адаптивной физической культуры.
Предмет исследования: методика использования средств лечебной физической культуры для повышения морфофункционального состояния грудных детей.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение разработанной методики лечебной физической культуры позволит нормализовать морфофункциональное состояние грудных детей с гипотрофией I степени и будет способствовать их реабилитации.
Предполагаемая практическая значимость исследования. Использование предлагаемой методики лечебной физической культуры у грудных детей с гипотрофией I степени позволит значительно улучшить их функциональное состояние, нормализовать вес и будет способствовать их успешной реабилитации.
Разработанная методика лечебной физической культуры может быть использована в педиатрической практике для реабилитации грудных детей имеющих гипотрофию.
Гипотрофия у детей раннего возраста развивается вследствие количественного и качественного голодания, при недостаточном уходе, а также в связи с повторными инфекциями, среди которых на первом плане находятся желудочно-кишечные заболевания.
Проведенное педагогическое исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. У детей грудного возраста было выявлено нарушение нормального развития, отмечалось расстройство питания и развитие гипотрофии 1 степени.
2. Эффективность применения средств лечебной физической культуры и массажа у детей грудного возраста с гипотрофией 1 степени выразилась в увеличении весоростовых процессов и улучшении их морфофункциональных показателей.
3. Достоверное (р<0,001) увеличение веса, окружности груди (р<0,05), частоты сердечных сокращений (р<0,01), систолического артериального давления (р<0,01) и частоты дыхания (р<0,01) у детей экспериментальной группы в сравнении со значениями начала эксперимента свидетельствует об эффективности использованных нами средств лечебной физической культуры и массажа.
1. Абрашина, Н.А. Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития / Н.А. Абрашина. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 201с.
2. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник / Э.Н. Вайнер. - М.: ФЛИНТА, 2018. - 421с.
3. Ежова, Н.В. Педиатрия: учебник / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. - Минск: «Вышэйшая школа», 2016. - 639с.
4. Ежова, Н.В. Советы педиатра. Питание ребенка от рождения до 3 лет. В вопросах и ответах / Н.В. Ежова. - Минск: «Вышэйшая школа», 2013. - 190с.
5. Избранные лекции по лечебной физической культуре: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. В 3 ч. Ч. 2. Лечебная физическая культура при заболеваниях внутренних органов: учебное пособие / Сост. Л. П. Черапкина. - Омск: СибГУФК, 2017. - 108с.
6. Капилевич, Л.В. Возрастная морфология: учебное пособие. / Л.В. Капилевич, А.В. Кабачкова, Е.Ю. Дьякова. - Томск: ТГУ, 2009. - 204с.
7. Капилевич, Л.В. Лечебная физическая культура: учебное пособие для студентов нефизкультурных специальностей. / Л.В. Капилевич, С.В. Радаева, М.С. Лим. - Томск: ТГУ, 2011. - 116с.
8. Киселева, М.Г. Если ребенок болеет. Психологическая помощь тяжелобольным детям и их семьям / М.Г. Киселева. - М.: , 2016. - 175с.
9. Кучма, В.Р. Основы формирования здоровья детей: учебник / В.Р. Кучма. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 315с.
10. Лобанов, С.А. Нормальная физиология. Часть 1. / С.А. Лобанов, В.А. Смирнов, Н.С. Черепанов, О.В. Шабалина. - Уфа: БГПУ имени М. Ак- муллы, 2011. - 116с.
11. Лобанов, С.А. Нормальная физиология. Часть 2. / С.А. Лобанов, В.А. Смирнов, Н.С. Черепанов, О.В. Шабалина. - Уфа: БГПУ имени М. Ак- муллы, 2011. - 100с.
12. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. 2-е изд. Под ред. С.М. Иванова, М.: Медицина, 1983. - 400с.
13. Новорожденный ребенок: руководство / А.Н. Гансбургский [и др.]; под ред. Черной Н.Л., Шилкина В.В. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2009. - 352с.
14. Новорожденный ребенок. Основы оценки состояния здоровья и рекомендации по профилактике и коррекции его нарушений / под ред. Н. Л. Черной, В. В. Шилкина. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2016. - 319с.
15. Основы педиатрии и гигиены. Часть 1. Краткая характеристика этапов возрастного развития. Здоровье и физическое развитие детей. Формирование осанки. Рациональное питание детей. Травматизм и основные заболевания детей: учебное пособие / сост. А.И. Попугаев. - Вологда: ВоГУ, 2014. - 148с.
...