РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития познавательной
активности детей 3-4 лет посредством организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы развития
познавательной активности детей 3-4 лет 8
1.2 Структура предметно-пространственной среды ДОО 14
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательной активности детей 3-4 лет посредством организации предметно-пространственной среды 23
2.1 Выявление у детей 3-4 лет уровня познавательной активности 23
2.2 Организация предметно-пространственной среды как средства
развития познавательной активности детей 3-4 лет 36
2.3 Выявление у детей 3-4 лет динамики в уровне развития
познавательной активности 44
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А. Список детей, участвовавших в исследовании 58
Приложение Б. Анкета для родителей «Выявление познавательной активности ребенка» 59
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития познавательной
активности детей 3-4 лет посредством организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы развития
познавательной активности детей 3-4 лет 8
1.2 Структура предметно-пространственной среды ДОО 14
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательной активности детей 3-4 лет посредством организации предметно-пространственной среды 23
2.1 Выявление у детей 3-4 лет уровня познавательной активности 23
2.2 Организация предметно-пространственной среды как средства
развития познавательной активности детей 3-4 лет 36
2.3 Выявление у детей 3-4 лет динамики в уровне развития
познавательной активности 44
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А. Список детей, участвовавших в исследовании 58
Приложение Б. Анкета для родителей «Выявление познавательной активности ребенка» 59
В настоящее время особую важность приобретает проблема развития познавательной активности детей. Дошкольный возраст является наиболее подходящим периодом для познавательного развития. Дошкольное образование позволяет раскрыть способности детей посредством создания условий для его развития. В дошкольной образовательной организации обеспечивается саморазвитие и самореализация ребенка, развивается познавательная деятельность и активность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования содержит образовательную область «Познавательное развитие». Познавательное развитие дошкольников направлено на развитие интересов детей, их любознательности, познавательной мотивации, а также на формирование познавательных действий. В ходе познавательного развития формируются первичные представления детей о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, а также представлений об Отечестве и малой родине, о ценностях и традициях народа, о многообразии стран и особенностях природы.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем теории и практики в системе дошкольного образования, требующее внимательного изучения и обновления в связи с современными требованиями к качеству дошкольного образования.
Для развития познавательного активности большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования признается значимость развивающей предметно-пространственной среды для познавательного развития дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда реализует потенциал дошкольников посредством организации различных видов деятельности, способствует активизации мышления, воображения и других психических процессов. В то же время необходимо отметить недостаточное внимание к организации предметно-пространственной среды для познавательного развития дошкольников.
На основании вышеизложенного было выявлено противоречие между необходимостью создания предметно-пространственной среды, направленной на развитие познавательной активности детей, и недостаточной разработанностью этого вопроса.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каково влияние предметно-пространственной среды
дошкольной образовательной организации на развитие познавательной активности детей 3-4 лет.
Это обусловило актуальность темы данной выпускной квалификационной работы: «Развитие познавательной активности детей 3-4 лет посредством организации предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и организовать предметно-пространственную среду, способствующую развитию познавательной активности детей 3-4 лет.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей 3-4 лет.
Предмет исследования: предметно-пространственная среда как средство развития познавательной активности детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности детей 3¬4 лет будет успешным, если:
- насыщенность среды будет соответствовать возрастным возможностям детей;
- образовательное пространство будет обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность каждого ребенка,
- исходя из интересов и потребностей детей, в группе будут созданы различные центры: театральный, книжный уголок, центр речевого творчества, центр развивающих игр, центр искусства, строительный центр, физкультурный центр, центр безопасности дорожного движения. Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы
были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать исследования, направленные на развитие познавательной активности детей 3-4 лет;
- определить структуру предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации;
- выявить уровень познавательной активности детей 3-4 лет;
- организовать предметно-пространственную среду как средство развития познавательной активности детей;
- выявить динамику уровня развития познавательной активности детей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- труды педагогов и психологов по теории деятельности, выступающей фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
- исследования проблемы умственного развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков);
- теоретические положения о развитии познавательной активности дошкольников (Л.С. Выготский и другие ученые);
- теоретические положения о структуре предметно-пространственной среды и ее влиянии на познавательное развитие детей (Г.Ю. Максимова, О.В. Никифорова, С.Л. Новоселова и другие ученые).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и
методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Подпорожский детский сад №9». Исследование проводилось с детьми 3-4 лет в феврале-марте 2022 года.
Новизна исследования заключается в уточнении положений теории о роли предметно-пространственной среды в развитии познавательной активности дошкольников, а также в выявлении влияния среды на динамику развития познавательной активности детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы этапы ознакомления детей 3-4 лет с предметно-пространственной средой, создание которой позволяет развивать их познавательную активность.
Практическая значимость исследования состоит в том, что, предложенные материалы и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольной образовательной организации для создания или усовершенствования предметно-пространственной среды как средства для развития познавательной активности дошкольников.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и двух приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 14 рисунков. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования содержит образовательную область «Познавательное развитие». Познавательное развитие дошкольников направлено на развитие интересов детей, их любознательности, познавательной мотивации, а также на формирование познавательных действий. В ходе познавательного развития формируются первичные представления детей о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, а также представлений об Отечестве и малой родине, о ценностях и традициях народа, о многообразии стран и особенностях природы.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем теории и практики в системе дошкольного образования, требующее внимательного изучения и обновления в связи с современными требованиями к качеству дошкольного образования.
Для развития познавательного активности большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования признается значимость развивающей предметно-пространственной среды для познавательного развития дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда реализует потенциал дошкольников посредством организации различных видов деятельности, способствует активизации мышления, воображения и других психических процессов. В то же время необходимо отметить недостаточное внимание к организации предметно-пространственной среды для познавательного развития дошкольников.
На основании вышеизложенного было выявлено противоречие между необходимостью создания предметно-пространственной среды, направленной на развитие познавательной активности детей, и недостаточной разработанностью этого вопроса.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каково влияние предметно-пространственной среды
дошкольной образовательной организации на развитие познавательной активности детей 3-4 лет.
Это обусловило актуальность темы данной выпускной квалификационной работы: «Развитие познавательной активности детей 3-4 лет посредством организации предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и организовать предметно-пространственную среду, способствующую развитию познавательной активности детей 3-4 лет.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей 3-4 лет.
Предмет исследования: предметно-пространственная среда как средство развития познавательной активности детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности детей 3¬4 лет будет успешным, если:
- насыщенность среды будет соответствовать возрастным возможностям детей;
- образовательное пространство будет обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность каждого ребенка,
- исходя из интересов и потребностей детей, в группе будут созданы различные центры: театральный, книжный уголок, центр речевого творчества, центр развивающих игр, центр искусства, строительный центр, физкультурный центр, центр безопасности дорожного движения. Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы
были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать исследования, направленные на развитие познавательной активности детей 3-4 лет;
- определить структуру предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации;
- выявить уровень познавательной активности детей 3-4 лет;
- организовать предметно-пространственную среду как средство развития познавательной активности детей;
- выявить динамику уровня развития познавательной активности детей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- труды педагогов и психологов по теории деятельности, выступающей фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
- исследования проблемы умственного развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков);
- теоретические положения о развитии познавательной активности дошкольников (Л.С. Выготский и другие ученые);
- теоретические положения о структуре предметно-пространственной среды и ее влиянии на познавательное развитие детей (Г.Ю. Максимова, О.В. Никифорова, С.Л. Новоселова и другие ученые).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и
методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Подпорожский детский сад №9». Исследование проводилось с детьми 3-4 лет в феврале-марте 2022 года.
Новизна исследования заключается в уточнении положений теории о роли предметно-пространственной среды в развитии познавательной активности дошкольников, а также в выявлении влияния среды на динамику развития познавательной активности детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы этапы ознакомления детей 3-4 лет с предметно-пространственной средой, создание которой позволяет развивать их познавательную активность.
Практическая значимость исследования состоит в том, что, предложенные материалы и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольной образовательной организации для создания или усовершенствования предметно-пространственной среды как средства для развития познавательной активности дошкольников.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и двух приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 14 рисунков. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Важнейшей проблемой теории и практики дошкольного возраста является познавательное развитие детей. Данный вопрос требует внимательного изучения и обновления в связи с современными требованиями к качеству дошкольного образования.
Для познавательного развития большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда ДОО. Во ФГОС ДО большое значение уделяется влиянию развивающей предметно-пространственной среде детского сада на познавательное развитие детей.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада - это неотъемлемая часть среды дошкольного детства. Развивающая предметно- пространственная среда - это совокупность предметов, которые являются визуально воспринимаемой формой культуры.
В настоящее время при проектировании предметно-пространственной развивающей среды учитываются требования стандартов дошкольного образования. Согласно данным стандартам, развивающая среда является частью педагогической среды. Развивающая предметно-пространственная среда является специально организованным пространством, содержащим оборудование и материалы для каждого возраста дошкольников.
В задачи развивающей предметно-пространственной среды входит обеспечение деятельности и общения деятельность детей и взрослых, в также возможности для двигательной активности и для уединения.
Исследование познавательной активности детей проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Подпорожский детский сад №9». В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет (в контрольной группе 10 детей, в экспериментальной группе 10 детей). Срок проведения диагностических исследований февраль-март 2022 года. Цель исследования: выявить влияние развивающей предметно-пространственной среды на познавательную активность детей 3-4 лет.
Экспериментальное исследование предполагало проведение трех этапов.
1 этап (констатирующий) - осуществляется выбор диагностических методик и проводится констатирующий эксперимент. Задачей констатирующего эксперимента является выявление исходного уровня познавательной активности детей 3-4 лет.
2 этап (формирующий) - проведение работы по пополнению развивающую предметно-пространственную среду в целях развития познавательной активности детей 3-4 лет.
3 этап (контрольный) - направлен на проверку эффективности работы.
Диагностическое исследование познавательной активности детей проводилось при помощи следующих методик:
- методика «Найди домик для картинки» (Н.Н. Павлова);
- методика «Что мне интересно?» (О.В. Афанасьева);
- методика ««Что нам интересно?» (О.В. Афанасьева);
- анкетирование родителей по вопросам.
На констатирующем этапе по всем методикам дети в основном показали средний и низкий уровень познавательной активности. Из этого мы сделали выводы о необходимости проведения формирующей работы по развитию познавательной активности детей 3-4 лет. В качестве средства для этого можно использовать целенаправленную работу с помощью предметно - пространственной среды.
На формирующем этапе предметно-пространственная среда была обогащена и дополнена предметами и материалами для развития познавательной активности детей.
После проведения формирующей работы было организовано повторное исследование (контрольный этап). Цель контрольного этапа: выявить динамику познавательной активности детей после проведения формирующей работы, то есть проверить эффективность работы.
На контрольном этапе по всем методикам дети в экспериментальной группе показали высокий и средний уровень познавательной активности, что дало возможность сделать вывод об эффективности формирующей работы по развитию познавательной активности детей 3-4 лет. Целенаправленная работа с помощью предметно-пространственной среды показал свою эффективность.
Подтверждена гипотеза исследования о том, что развитие познавательной активности детей 3-4 лет будет успешным, если организовывать работу по познавательному развитию с учетом развивающей предметно-пространственной среды.
Для познавательного развития большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда ДОО. Во ФГОС ДО большое значение уделяется влиянию развивающей предметно-пространственной среде детского сада на познавательное развитие детей.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада - это неотъемлемая часть среды дошкольного детства. Развивающая предметно- пространственная среда - это совокупность предметов, которые являются визуально воспринимаемой формой культуры.
В настоящее время при проектировании предметно-пространственной развивающей среды учитываются требования стандартов дошкольного образования. Согласно данным стандартам, развивающая среда является частью педагогической среды. Развивающая предметно-пространственная среда является специально организованным пространством, содержащим оборудование и материалы для каждого возраста дошкольников.
В задачи развивающей предметно-пространственной среды входит обеспечение деятельности и общения деятельность детей и взрослых, в также возможности для двигательной активности и для уединения.
Исследование познавательной активности детей проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Подпорожский детский сад №9». В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет (в контрольной группе 10 детей, в экспериментальной группе 10 детей). Срок проведения диагностических исследований февраль-март 2022 года. Цель исследования: выявить влияние развивающей предметно-пространственной среды на познавательную активность детей 3-4 лет.
Экспериментальное исследование предполагало проведение трех этапов.
1 этап (констатирующий) - осуществляется выбор диагностических методик и проводится констатирующий эксперимент. Задачей констатирующего эксперимента является выявление исходного уровня познавательной активности детей 3-4 лет.
2 этап (формирующий) - проведение работы по пополнению развивающую предметно-пространственную среду в целях развития познавательной активности детей 3-4 лет.
3 этап (контрольный) - направлен на проверку эффективности работы.
Диагностическое исследование познавательной активности детей проводилось при помощи следующих методик:
- методика «Найди домик для картинки» (Н.Н. Павлова);
- методика «Что мне интересно?» (О.В. Афанасьева);
- методика ««Что нам интересно?» (О.В. Афанасьева);
- анкетирование родителей по вопросам.
На констатирующем этапе по всем методикам дети в основном показали средний и низкий уровень познавательной активности. Из этого мы сделали выводы о необходимости проведения формирующей работы по развитию познавательной активности детей 3-4 лет. В качестве средства для этого можно использовать целенаправленную работу с помощью предметно - пространственной среды.
На формирующем этапе предметно-пространственная среда была обогащена и дополнена предметами и материалами для развития познавательной активности детей.
После проведения формирующей работы было организовано повторное исследование (контрольный этап). Цель контрольного этапа: выявить динамику познавательной активности детей после проведения формирующей работы, то есть проверить эффективность работы.
На контрольном этапе по всем методикам дети в экспериментальной группе показали высокий и средний уровень познавательной активности, что дало возможность сделать вывод об эффективности формирующей работы по развитию познавательной активности детей 3-4 лет. Целенаправленная работа с помощью предметно-пространственной среды показал свою эффективность.
Подтверждена гипотеза исследования о том, что развитие познавательной активности детей 3-4 лет будет успешным, если организовывать работу по познавательному развитию с учетом развивающей предметно-пространственной среды.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Развитие познавательной активности детей 5-6 лет посредством коллекционирования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации на основе принципа возрастосообразности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Развитие самосознания у детей 4-5 лет посредством изотерапии
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015



