Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проектной деятельности 8
1.1 Понятие «межличностные отношения» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Проектная деятельность как средство формирования
межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития со сверстниками 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития в проектной деятельности 22
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных
отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Содержание и организация проектной деятельности, направленной на формирование межличностных отношений
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 32
2.3 Оценка динамики сформированности межличностных
отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития 39
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение
В настоящее время разработанные в отечественной дефектологии условия и содержание специальной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития обеспечивают решение диагностических и коррекционных задач относительно нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению у таких детей.
В отечественных исследованиях по специальной психологии изучены и описаны конкретные проявления и причины нарушения темпов психического развития у детей (М.С. Певзнер, 1972; В.И. Лубовский, 1976; Т.А. Власова, 1978 и другие). При этом в меньшей степени исследованы особенности личностного развития этих детей (Е.Е. Дмитриева, 1989; Е.Н. Васильева, 1994; М.И. Гуменюк, 1998; Е.А. Чернышева, 2002; Д.И. Бойков, 2005). Недостаточно изучены особенности формирования межличностных отношений детей с задержкой психического развития, в то время как межличностные отношения выступают ведущим фактором социализации ребенка, а также играют большую роль в компенсации нарушений в развитии.
Необходимость раннего формирования положительного опыта межличностных отношений детей с задержкой психического развития связана с тем, что его отсутствие может привести к стихийному становлению негативных форм поведения. Дети с задержкой психического развития проявляют желание, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми, «не слышат» друг друга. Вместе с тем способность к взаимодействию, которая лежит в основе формирования межличностных отношений, - важный компонент
самореализации ребенка с задержкой психического развития в обществе, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих. Формирование межличностных отношений - это необходимое условие оптимизации психического развития ребенка, а также одна из задач дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Важно подобрать содержание и методический инструментарий для решения данной задачи.
В нашем исследовании мы рассматриваем возможности проектной деятельности в формировании межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- важностью проблемы формирования межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- выбором проектной деятельности в качестве средства формирования межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Наряду с пониманием актуальности проблемы, анализ научных исследований и дефектологической практики позволил выявить существующее противоречие: между признанной необходимостью специальной работы по формирования межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием проектной деятельности в решении данной задачи.
На основании вышеизложенное можно определить проблему исследования: какими возможностями обладает проектная деятельность в формировании межличностных отношений детей 6-7 с задержкой психического развития?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности проектной деятельности в формировании межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений детей 6-7 с задержкой психического развития
Предмет исследования: формирование межличностных отношений детей 6-7 с задержкой психического развития в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений детей 6-7 с задержкой психического развития в проектной деятельности возможно, если:
- спроектировано содержание проектной деятельности, направленной на формирование межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- организована проектная деятельность детей 6-7 лет с задержкой психического развития в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;
- организовано сопровождение проектной деятельности детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством консультирования родителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Спроектировать и апробировать содержание и организацию проектной деятельности для формирования межличностных отношений детей 6-7 лет.
4. Оценить динамику сформированности межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения исследований:
- теоретические позиции дефектологических исследований, раскрывающие особенности развития и образования детей с задержкой психического развития (Е.А. Екжанова, Е.В. Локтева, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко);
- положения и методические подходы к организации проектной
деятельности (Дж. Дьюи, Т.А. Данилина, Б.В. Игнатьев,
М.В. Крупенина, Н.Г. Чернилова).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение педагогического опыта;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 162 «Олимпия» г. о. Тольятти.
Новизна исследования заключается в определении содержания и особенностей организации проектной деятельности, направленной на формирование межличностных отношений детей 6-7 с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможности проектной деятельности в формировании межличностных отношений детей 6-7 с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в коррекционно-развивающей работе апробированных материалов по организации проектной деятельности, направленной на формирование межличностных отношений детей 6-7 с задержкой психического развития.
Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования межличностных отношений детей с задержкой психического развития, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной. Необходимость раннего формирования положительного опыта межличностных отношений детей с задержкой психического развития связана с тем, что его отсутствие может привести к стихийному становлению негативных форм поведения. Дети с задержкой психического развития проявляют желание, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми, «не слышат» друг друга. Формирование межличностных отношений - это необходимое условие оптимизации психического развития ребенка, а также одна из задач дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Важно подобрать содержание и методический инструментарий для решения данной задачи.
В нашем исследовании мы рассмотрели возможности проектной деятельности в формировании межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
На базе МБУ детского сада № 162 «Олимпия» г.о. Тольятти нами было проведена экспериментальная работа, состоящая из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента мы выделили критерии сформированности межличностных отношений детей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Подобрали 5 диагностических методик, с помощью которых было выявлено, что у детей 6-7 лет с ЗПР преобладают средний (40% детей) и низкий (30% детей) уровни сформированности межличностных отношений.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Для формирования межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития мы спроектировали содержание проектной деятельности, направленной на формирование межличностных отношений детей; организовали проектную деятельность в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах; организовали сопровождение проектной деятельности детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством консультирования родителей.
В процессе проведения проектной деятельности мы наблюдали, как дети становились более внимательными и дружелюбными в отношении к своим сверстникам. Замкнутые, ранее не участвующие в коллективной деятельности дети, стали вступать в простое взаимодействие со сверстниками сначала в рамках проектной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно в игровой деятельности.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику уровня сформированности межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Положительная динамика высокого уровня составила 30%, изменение низкого уровня в сторону среднего составило 20%.
Зафиксированная на этапе контрольного эксперимента положительная динамика уровня сформированности межличностных отношений выступает индикатором эффективности проектной деятельности в формировании межличностных отношений детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства // Учебное пособие. М. : Пер Сэ. 2008. С. 431.
2. Агеев В. С., Сыродеева А. А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии. М. : ВМУ, 1984. № 2. С. 11-20.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1980. С. 230.
4. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения //
Психология влияния : хрестоматия. СПб. : Питер, 2001. С. 30-40.
5. Андриенко Е. В. Социальная психология : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, 2000. 265 с.
6. Анфисова С. Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ // Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста : Материалы Всероссийской научной конференции. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2003. С. 66-70.
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. : Педагогика, 1986. 296с.
8. Ван Ш. А. Исследование вежливости по принципу Лич Дж. Н. //
Преподаватель XXI века. 2018. № 3. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-vezhlivosti-po-printsipu-dzh-licha (дата обращения: 12.06.2021).
9. Васильева К. И. Взаимоотношения дошкольников со сверстниками. М. : Просвещение, 2016. С. 5-9.
10. Галкина В. В., Лазарева Е. Г. Развитие межличностных взаимоотношений дошкольников со сверстниками // Будущее науки - сборник научных статей 7-ой Международной молодёжной научной конференции, 2019. С. 73-76.
11. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. № 16. С. 16-23.
12. Гозман Л. Я. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим // Вестник МГУ. 2016. № 6. С. 15-18.
13. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск : Харвест, 1998. 152 с.
14. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского. М. : Просвещение, 1984. 384 с.
15. Джиоева А. Р., Фардзинова А. Р. О формировании нравственно-этической ориентации личности в образовательном процессе школы // Синергия наук. 2018. № 6. С. 116-119.
16. Дмитриева Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с ЗПР // Шестилетние дети. Проблемы и исследования. Нижний Новгород : НГПУ, 1993. С. 73-82.
17. Днепров С. А. Эргономические аспекты деятельности педагога в
новых условиях обучения // Мир науки. 2019. № 5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ergonomicheskie-aspekty-deyatelnosti-pedagoga- v-novyh-usloviyah-obucheniya (дата обращения: 15.08.2021).
18. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 1. С. 36-39.
19. Защиринская О. В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития // Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт / под ред. О. В. Защиринской. СПб. : ДЖ, 2001. С. 213-252.
20. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений (Мастера психологии). СПб. : Питер, 2009. С. 67-69.
21. Ипполитова Н. В. Анализ понятия «педагогические условия» // General and Professional Education. 2016. № 3. С. 9-15.
22. Карпенко Л. А., Петровский А. В., Ярошевский Г. М. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. С. 25.
23. Косолапова Л. А. Обучение и воспитание в открытом
образовательном пространстве // Вестник ПГТПУ. 2018. № 3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZobuchenie-i-vospitanie-v-otkrytom- obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 25.08.2021).
24. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. М. : Дубна. 1998. 214 с.
25. Крысько В. Г. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. М. : Кнорус. 2020. 304. с.
26. Куприянова О. Н. Взаимоотношения ребёнка со сверстниками // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 2. С. 97-99.
27. Лазурский А. Ф. Программа исследования личности. Избранные труды по общей психологии. Программа исследования личности и другие работы. СПб. : Алетейя. 2016. С. 93-123.
28. Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении (Мастера психологии). СПб. : Питер, 2016. С. 36-39.
29. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. М. : Издательство Московского университета, 1985. 148 с.
30. Локтева Е. В. Формирование социально-коммуникативных навыков
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний новгород, 2007. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsialno-kommunikativnykh- navykov-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zad#ixzz4iajsyTDo (дата
обращения: 27.06.2021).
31. Лукьяненко Е. С., Линецкая О. А. Проблема межличностных
отношений младших школьников со сверстниками // Евразийский союз учёных. 2018. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problema-
mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov-so-sverstnikami (дата
обращения: 27.09.2021).
32. Миниярова В. М. Психология семейного воспитания. М. : МОДЭК. 2000. 256 с.
33. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М. : Академия, 2012. 656 с.
34. Неверова А. А. Проблема отношения к другому человеку в
психолого-педагогической литературе // Концепт. 2017. № 12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otnosheniya-k-drugomu-v-psihologo- pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 12.07.2021).
35. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. М. : Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
36. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание]: 29 издание. М. : Мир и образование. 2018. 1340 с.
37. Поручкина С. М., Климова Е. М. Психологические особенности дошкольников // Вестник МГОУ. 2017. № 1. URL: https://evestnik- mgou.ru/ru/Articles/View/636 (дата обращения: 15.10.2021).
38. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л. С. Киселева [и др.]. 3-е изд. испр. и доп. М. : АРКТИ, 2011. 96 с.