Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №107879

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический аспект проблемы формирования навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности 9
1.1 Формирование навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Театрализованная деятельность как средство формирования навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет 15
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности 21
2.1 Выявление уровня сформированных навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет 21
2.2 Содержание работы по формированию навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности 34
2.3 Выявление динамики в уровне сформированных навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет 39
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Результаты диагностики 48
Приложение Б Перспективный план 50

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место отводится речевому развитию ребенка дошкольного возраста, способствующему осуществлению успешной коммуникации в кругу сверстников и взрослых.
Речь ребенка активно развивается с трех до семи лет. К десяти годам складывается стабильный речевой механизм. Его уже нельзя будет в корне переделать, можно будет лишь его обогащать и совершенствовать. Таким образом, выразительность и правильность речи полностью зависят от дошкольного детства, от того, какие психолого-педагогические условия были созданы для его формирования.
Выразительность речи довольно подробно и обширно изучалась в области педагогики и психологии. Выразительность речи - понятие, объясняемое в специальной литературе исследователями, как способность текста привлекать внимание слушателей речевой организацией (Б.Н. Головин, Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина, И.В. Пекарская).
В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, С.И. Ожегов, С.Л. Рубинштейн, З.В. Савкова, Е.В. Язовицкий и др. определяли выразительность как качественную характеристику речи, особо подчёркивая её функциональное значение.
Практика образования дошкольников связана с поиском наиболее рациональных и эффективных путей обучения детей выразительной речи. Среди них работы педагога Н.В. Гавриш, посвященные методикам обучения детей выразительной речи.
В последние годы значительно возросло внимание к использованию в воспитательном процессе театрализованной деятельности. Поэтому введение театрализованной деятельности в воспитательно-образовательный процесс предоставляет обширные возможности для развития всех характеристик выразительной речи
Однако, несмотря на многочисленные исследования данной проблемы, можно сказать, что формирование навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности изучено недостаточно, что свидетельствует об актуальности исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия:
• между необходимостью формирования у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения и недостаточной изученностью условий их формирования;
• между потребностью в формировании навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет и недостаточной разработанностью условий использования в этом процессе театрализованной деятельности.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности театрализованной деятельности в формировании у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности».
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения посредством театрализованной деятельности.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и путем экспериментальной работы проверить эффективность формирования у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения посредством театрализованной деятельности.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотезу исследования.
Формирование у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения будет эффективным, если:
• определено содержание и формы работы с детьми по овладению средствами выразительного чтения (интонация, темп, ритм, высота и сила голоса, выделение смыслового и логического ударения) в соответствии со спецификой театрализованной деятельности и возрастными особенностями детей;
• реализованы этапы работы с детьми с учетом логики освоения средств речевой выразительности в театрализованной деятельности (мотивационный, когнитивный, деятельностный);
• содержание театрального центра группы обогащено материалами, стимулирующими исполнительскую речевую активность в театрализованной деятельности детей (стимульный, дидактический, игровой).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ проблемы формирования навыков выразительного чтения у детей данной возрастной группы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить уровень сформированных навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет.
3. Разработать содержание и организовать поэтапную работу с детьми 5-6 лет по формированию навыков выразительного чтения посредством театрализованной деятельности.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения.
Теоретическую основу исследования составили:
• психолого-педагогические исследования (Б.Н. Головин, С.И. Ожегов, З.В. Савкова, Е.В. Язовицкий и др.) в области функционального значения выразительности речи;
• теоретические исследования Б.Г. Ананьева, А.С. Белкина, В.П. Беспалько, Н.С. Рождественского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, Б.Н. Головина, О.В. Акулова, раскрывающие особенности развития выразительной речи у старших дошкольников;
• труды Н.В. Гавриша, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, В.В. Виноградова о формировании навыка выразительного чтения у детей 5-6 лет;
• изучением театрализованной игры как средства воспитания детей дошкольного возраста занималась большая группа ученых: А.Е. Антипина, Л.В. Артемова, Н.А. Ветлугина, В.И. Логинова, М.Д. Маханева, А.П. Стрелкова и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение за театрализованной деятельностью в ДОО, констатирующий и обучающие эксперименты, количественный и качественный анализ, полученных результатов.
Новизна исследования: уточнено и конкретизировано понятие «навык выразительного чтения детей 5-6 лет», определены специфика и содержание процесса формирования у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании влияния театрализованной деятельности на формирование у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные диагностический инструментарий, содержание и формы работы с детьми по овладению средствами выразительного чтения в процессе театрализованной деятельности могут быть использована в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций по формированию у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения.
Экспериментальная база исследования: детский сад «Зорька» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины. В эксперименте приняли участие 10 детей.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 источников), приложений (2 приложения). В тексте работы представлены 9 таблиц, 3 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выразительность речи довольно подробно и обширно изучалась в области педагогики и психологии. Выразительность и правильность речи полностью зависят от дошкольного детства, от того, какие психолого-педагогические условия будут созданы для его формирования.
Проведенный анализ проблемы формирования навыков выразительного чтения у детей данной возрастной группы в психолого- педагогической литературе позволил сформулировать понятие «выразительное чтение детей 5-6 лет, как чтение с соблюдением нужной интонации, темпа, ритма, высоты голоса, с правильным выделением логического ударения в слове.
Для осуществления констатирующего этапа эксперимента были выделены показатели и методики, характеризующие уровень сформированных навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют, что у 7 (70 %) детей - средний уровень, а у 3 (30 %) - низкий уровень сформированных навыков выразительности речи. Дети не могли самостоятельно выделить темп и ритм стихотворения, с трудом могли изменить силу и высоту голоса, не слышали ударный слог в словах, не выделяли логическое ударение в предложении, читали стихи с недостаточной выразительностью. Таким образом, необходима дальнейшая работа в данном направлении.
С этой целью на формирующем этапе эксперимента осуществлялась разработка и поэтапная работа по формированию у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения посредством театрализованной деятельности. В ходе формирующего эксперимента были разработаны и организованы дополнительные занятия с использованием театрализованной деятельности; определены направления работы в соответствии с показателями выразительного чтения для данной возрастной группы детей (интонации, темпа, ритма, высоты голоса, с правильным выделением логического ударения в слове); работа с данной возрастной группой детей осуществлялась поэтапно: формирование представлений о театрализованной деятельности, развитие эмоционально-положительного отношения к ней, актерского мастерства; были привлечены родители в совместную деятельность с ДОО с целью отработки навыков выразительного чтения; обогащена развивающая предметно-пространственная среда.
Контрольный этап эксперимента был посвящен выявлению динамики в уровне сформированных навыков выразительного чтения у детей 5-6 лет, который осуществлялся по тем же показателям и методикам, что и констатирующий этап.
Анализ результатов контрольного этапа исследования позволил констатировать явную динамику в формировании навыка выразительного чтения у детей 5-6 лет. Высокий уровень был зафиксирован у 4 (40 %) детей, что на 40 % выше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень сформированного навыка выразительного чтения у детей понизился на 10 % (с 70 % на констатирующем, до 60 % на контрольном этапе). Зато низкий уровень, который на констатирующем этапе был зафиксирован у 3 (30%) детей стал нулевым.
Проведенное нами исследование в полной мере подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы, что формирование у детей 5-6 лет навыков выразительного чтения будет эффективным посредством осуществления театрализованной деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.


1. Словарь лингвистических терминов Т. В. Жеребило.
2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 2014. 352 с.
4. Максимов В. И. Язык и культура речи. М. : Гардарика, 2000. 304 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL : http://www.firo.ru/.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство : Питер, 2002. с. 720.
7. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М: Владос, 2004. 288 с.
8. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М : Сфера, 1998. 224 с.
9. Виноградов В. В. Избранные труды. История русского литературного языка. М. : Изд-во Ленингр. ун-та , 1978. 312 с.
10. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг). М. : Педагогика, 2012. 946 c.
11. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Академия, 2005. 400 с.
12. Воеволодский-Гернгросс В. Р. Теория русской речевой интонации. М. Совершенство, 2011. 66 с.
13. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М. : Академия, 2010. 64 с.
14. Становление речи и усвоение языка ребенком. М. : Изд-во МГУ, 2008. 114 с.
15. Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // эстетическое воспитание. М. 2002. 234 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ