Введение 4
1 Теоретические основы эффективного управления сбытовой деятельностью
предприятия 6
1.1 Понятие сбытовой деятельности: сущность, цель, задачи и
функции 6
1.2 Методические подходы к оценке эффективности сбытовой деятельности
предприятий 12
2 Анализ сбытовой деятельности предприятия ООО «МКТ» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Анализ сбытовой деятельности предприятия ООО «МКТ» 26
3 Разработка мероприятий по эффективному управлению сбытовой
деятельностью ООО «МКТ» 39
3.1 Мероприятия по эффективному управлению сбытовой деятельностью
ООО «МКТ» 39
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных
мероприятий 48
Заключение 54
Список используемой литературы и используемых источников 56
Приложение
Сбытовая деятельность для предприятия имеет важное значение: в процессе своей деятельности объем сбыта определяет финансовые показатели предприятия, такие как доходность, прибыльность, рентабельность. От объема сбыта также зависят производственное и материально-техническое обеспечение предприятия, в процессе сбытовой деятельности, определяется совокупный результат работы предприятия, направленный на получение максимально возможной прибыли.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что в условиях острой конкуренции основная задача системы сбыта товаров на предприятии заключается в завоевании и удержании предприятием доли рынка.
Сбыт на предприятии представляет собой комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию). В настоящее время система сбыта ориентируется на рыночный спрос и предложение товаров. Российские производители товаров производить такой товар, который пользуется спросом.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «МКТ».
Предмет исследования - система сбыта товаров в ООО «МКТ».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по эффективному управлению сбытовой деятельностью предприятия (на примере ООО «МКТ»).
Для выполнения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы эффективного управления сбытовой деятельности предприятия;
- проанализировать сбытовую деятельность предприятия ООО «МКТ»;
- разработать мероприятия по эффективному управлению сбытовой деятельностью предприятия (на примере ООО «МКТ»);
- определить эффективность от внедрения мероприятий по совершенствованию системы сбыта товаров ООО «МКТ».
В процессе работы, при сборе и обработке собранного материала использован широкий перечень методов исследования: теоретический анализ, экономический анализ (обоснование экономических данных исследуемого предприятия), сравнительный анализ (для совершенствования методов продаж), PEST - анализ (анализ макросреды предприятия), SWOT - анализ, ABC-XYZ- анализ и матрица БКГ.
Структура работы включает введение, три раздела с подразделами, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введение определена актуальность выбранной темы исследования.
В первой главе исследуются теоретические основы для разработки программы совершенствования, сущность, методы оценки эффективности сбытовой деятельности и методы совершенствования системы сбыта товаров.
Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика предприятия, осуществлена оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия.
В третьей главе на основе проведенного во втором разделе анализа разработаны и предложены мероприятия по совершенствованию системы сбыта товаров, рассчитана экономическая эффективность от внедрения рассмотренных мероприятий.
Основной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. И каждый руководитель стремится получить максимум из деятельности своего предприятия - высокую прибыль, небольшие затраты, максимальное и непрерывно растущее число постоянных клиентов, большую долю рынка и прочее. Такого идеального сочетания показателей добиться достаточно трудно, но приблизиться к такому идеалу вполне возможно с помощью рациональной системы управления всеми процессами в организации.
Одним из направлений повышения эффективности деятельности предприятия является ресурсосбережение, инновации и активизация сбытовой политики. Существуют различные методы ресурсосбережения, благодаря чему любая организация может выбрать для себя наиболее приемлемый, исходя из показателей внутренней и внешней среды организации.
Несмотря на то, что, внедряя инновации, предприятие рискует, оно получает большую выгоду в виде преимущества перед конкурентами, рост прибыли и т. д. Также можно сказать, что на процветание предприятия огромное влияние имеет организация сбытовой деятельности.
Проведенный нами анализ ранее в рассматриваемой организации проводился и выявил следующие результаты.
Выручка ООО «МКТ» в течение рассматриваемого периода сокращается и в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизилась на 608 тыс. руб. В 2019 году также сократилась на 565 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом. Это произошло из-за со снижением объемов продаж, о чем свидетельствуют данные о уменьшении себестоимости реализованной продукции в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 261 тыс. руб. В 2019 году себестоимость так снизилась на 631 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом. Так же стоит отметить, что за рассматриваемый период ООО «МКТ» сократил список производимой продукции.
Задача сбытовой политики ООО «МКТ» состоит в том, чтобы выбрать наилучший вариант распределения и эффективную форму сбыта. Среди потребителей ООО «МКТ» можно выделить как отдельные физические лица так и мелкие фирмы. Поэтому, исходя из специфики категорий потребителей, в ООО «МКТ» действуют два метода сбыта выбора сбытового канала: прямой и косвенный.
Напрямую (без участия посредников) ООО «МКТ» осуществляет сбыт продукции только крупным торговым сетям. Таким образом, можно сказать, что у ООО «МКТ» недостаточно развит прямой канал сбыта продукции, который подразумевает, сбыт продукции через розничную сеть. Предприятию стоит рассмотреть возможность развития данного направления сбыта продукции.
Таким образом, для совершенствования сбытовой деятельности ООО «МКТ» были предложены мероприятия по совершенствованию сбытовой деятельности, включающие в ее структуру участие в выставках, разработка рекламного ролика, публикации в печатных изданиях, использование интернет- рекламы.
Предлагается использовать модуль автоматизации маркетинга в Microsoft DynamicsTMAX, который дает все необходимое для организации целенаправленных, эффективных маркетинговых кампаний.
На основании предложенных мероприятий был составлен бюджетный план маркетинговой стратегии. Таким образом, общие затраты на осуществление предложенных мероприятий по принятому управленческому решению составят 135 тыс. руб.
Экономический эффект от предложенных мероприятий составил положительный, и, что самое главное, превышает затраты. Экономическая эффективность предложенных мероприятий свидетельствует о том, что их применение позволит увеличить спрос на товары ООО «МКТ» и приведет к увеличению прибыли.
I Алексина С.Б., Иванов Г.Г., Панкина Т.В., Крышталев В.К. Методы стимулирования продаж. - Мю: Приор, 2017.- 320 с.
2. Бурцев В. В., Макаров А.М. Цели стимулирования сбыта. - М.: Приор, 2018.- 420 с.
3 Бушуева Л.И. Методы прогнозирования объемов продаж//Маркетинг в России и зарубежом. - 2017.- С.11-18
4 Вертоградов В. Управление продажами. - СПБ.: Питер, 2016 - 455 с.
5 Винкельманн П. Маркетинг и сбыт. - М.: ИД Гребенникова, 2017.- 353 с.
6 Виноградова С.Н. Организация и технологии торговли. - Мн.: Высшая школа, 2016 - 290 с.
7 Васюкова, А. Т. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. Учебник / А.Т. Васюкова, Т.Р. Любецкая. - М.: Дашков и Ко, 2014. 416 с.
8 Воронов А.А., Максимова М.И.Исследование особенностей конкурентной борьбы современных торговых предприятий // Практический маркетинг. 2017. № 9.
9 Газарян А.Е. Топология рыночных отношений и место маркетинга в системе управления предприятий// Маркетинг в России и за рубежом. 2018. № 6. С. 3-14.
10 Голубкова Е.Н. Маркетинговое управление товаром: учебное пособие.
- М.: Дело и Сервис, 2017. - 176с.
II Грошева И. Роль маркетинга в управлении инновационной деятельностью малых и средних промышленных предприятий// Проблемы теории и практики управления. 2017. № 6. С. 95-105
12 Гундарина, Е. Рекламные и PR кампании / Е. Гундарина, М. Гундарин.
- М. : Феникс, 2017. 192 с. 12.
13 Гилберт Д. Управление розничным маркетингом: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 560 с.
14 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 3-е изд. - М.: Финпресс, 2018. - 526 с.
15 Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М., 2017 - 450 с.
16 Дородников В.Н. Основы коммерческой деятельности. - Новосибирск, 2016 - 480 с. 11.
17 Завадский М. Мастерство продажи. - СПб.: Питер, 2017. 45 с.
18 Захарова И. В. Маркетинг: учебно-практическое пособие / И. В. Захарова; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. - С. 113
19 Катернюк А.В. Рекламные технологии. Коммерческая реклама. Ростов-на-Дону, 2017. с. 20.
20 Корчагин П. Рынок маркетинговых услуг: репутационный
менеджмент// Проблемы теории и практики управления. 2017. № 3. С. 120-132.
21 Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер. - М. : Альпина паблишер, 2015. 211 с. 22.
22 Красюк И.А. Маркетинговые коммуникации. М.: Юрайт, 2013. 234 с.
23 Кривоносова А.Д. Брендинг как коммуникативная технология XXI века: Материалы Первой Всероссийской научно- практической конференции (1 декабря 2014 г.). Санкт Петербург, 2017. 158 с.
24 Кузнецов П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. 296 с.
25 Курпаяниди К.И., Ойматов А.Н. Важность маркетинга в обеспечении конкурентоспособности субъектов малого бизнеса// 64 Электронный научный журнал "Экономика и финансы организаций и государства". 2018. Выпуск 3(5) Июль-Сентябрь. С. 13-15.
26 Ладнова А.В. и др. Адаптивный маркетинг как способ повышения эффективности взаимодействия производителя и потребителя// Экономика, статистика и информатика. 2018. № 6. С. 58- 63.
27 Лозовая А. В. Особенности организации ресторанного сервиса / А. В. Лозовая, В. И. Кузнецов // Междунар. студенческий науч. вестн. 2018. № 5, ч. 1. С. 137-139.
28 Лукина А.В. Маркетинг: Учебное пособие - М.: Форум: НИЦ ИНФРА- М, 2018. 240 с. 29.
29 Малыхина М.А. Эволюция маркетинговых коммуникаций в направлении интеграции с менеджментом качества // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 2.
30 Михеев А. Продвижение ресторана/отеля // Гостиничное дело. - 2018. № 8. С. 52-54 ; 2018. № 1/2. С. 42-44.
31 Новиков О. А., Семененко А. И. Брендинг: Управление брендом: Учебное пособие. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2017. 316 с.
32 Резник Г.А. О роли маркетинга в системе стратегического управления предприятием // Russian Journal of Management. 2016. Т. 4. № 1. С. 17-21.
33 Сайт Tripadvisor // [Электронный ресурс] доступ на URL: https://www.tripadvisor.ru (дата обращения: 10.02.2020).
34 Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: Учебник - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2016. 237 с
35 Туватова В.Е. Методы инновационного маркетинга в ресторанном бизнесе // Маркетинг в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 55-58.
36 Филиппова Э. В. Особенности маркетинга в ресторанном бизнесе / Э. В. Филиппова, Д. И. Яппарова // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности : сб. / Уфим. гос. авиацион. техн. ун- т. Уфа, 2018. С. 266-270.