Введение 3
Глава 1 Инфографика в сетевых изданиях 9
1.1 Мультимедийность как признак сетевых изданий 9
1.2 Инфографика как средство визуализации современной журналистики 22
Глава 2 Использование инфографики в современных сетевых изданиях 37
2.1 Контент-анализ инфографики современных сетевых изданий 37
2.2 Характерные черты инфографики российских сетевых изданий 51
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источников 84
С появлением Интернета мир коммуникации начал претерпевать изменения. Если раньше можно было выделить три главных средства массовой коммуникации: радио, телевидение, печатные издания, то сегодня их количество заметно возросло. В условиях конкуренции печатные СМИ столкнулись с проблемой нежелания аудитории воспринимать текстовую информацию. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на 2017 год произошло значительное снижение печатной периодики (с 77 % в 2014 г. до 55 % в 2017 г.). При этом 79 % россиян признают, что не готовы отказаться от печатных изданий. Находясь перед выбором между новостными печатными изданиями и электронными, всего 46 % респондентов предпочитают первый вариант [72]. Все это может быть связано с изменением способа восприятия информации - появлением феномена «клиповое мышление». По мнению С.И. Симаковой, клиповым называют зрительно-слуховое мышление, оперирующее в первую очередь образами [60, с. 163]. Быстрый ритм жизни не позволяет вчитываться и вникать в большие тексты. Люди, как правило, считывают поверхностные факты. Доктор физико-математических наук В.И. Опойцев в своей видеолекции «Опасно ли клиповое мышление?» рассуждает о том, что человеку, владеющему только фактами, гораздо проще анализировать и углубляться в суть информации [46]. Также он утверждает, что новые условия приводят к возникновению новых способов восприятия информации, поэтому клиповое мышление - это закономерный процесс, появившийся в результате хаотичного ритма жизни современного человека.
Благодаря этому, отправной точкой современной журналистики принято считать визуальный образ [58, с. 92]. Многие СМИ начали использовать различные средства визуализации, среди которых оказалась инфографика, которая представляет собой эффективный способ информирования, позволяющий донести до аудитории данные посредством визуальных образов.
Некоторые исследователи называют инфографику синтезом информационно аналитической журналистики и дизайна; перевод чисел в форму рисунка, графика, плана [58, с. 93].
Главная цель инфографики заключается в совершенствовании восприятия информации, в замене сложных данных на простые образы, а также в подаче информации в «сжатом» виде с элементами иллюстрации [38]. Инфографика призывает к соблюдению баланса между информационной нагрузкой и иллюстрацией. В журналистике она выполняет информационную, эмоциональную и побудительную функции. Однако, несмотря на распространенность использования инфографики в сетевых изданиях, данный феномен недостаточно изучен. До сих пор нет единого определения понятия «инфографика», а также четких критериев по её созданию. Сегодня представлено немало научных работ об истории возникновения, типах, особенностях данного феномена. Но редки публикации, рассматривающие характерные черты и тренды инфографики в сетевых изданиях. Вышесказанное говорит об актуальности исследования.
Объектом исследования выступает инфографика как способ визуализации данных.
Предметом магистерской диссертации является современное состояние и тенденции развития инфографики в сетевых изданиях.
Цель работы: изучить инфографику в сетевых изданиях, выявить ее характерные черты, определить тренды и тенденции развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• систематизировать теоретические представления о мультимедийности как признаке сетевых изданий;
• рассмотреть понятие «инфографика» в историческом аспекте;
• определить видовое многообразие инфографики сетевых изданий;
• проанализировать характерные черты инфографики каждого сетевого издания;
• выделить тренды и определить перспективы развития инфографики в современных сетевых изданиях.
Новизна работы состоит в определении современного состояния инфографики сетевых изданий, а также в выявлении перспектив её развития. Теоретико-методологическую базу магистерской диссертации составили труды отечественных и западных исследователей. Изучению мультимедийности как признака современных СМИ посвящены труды западных ученых: П. Дальгрена [97, с. 62], М. Деузе [99, с. 139], B. Ингенблека, М. Маклюэна [36]. Доктор социологии, профессор Университета Лунда П. Дальгрен определяет мультимедийную журналистику как качественно новый этап в истории [97]. Среди отечественных же исследователей данная тема поднималась в трудах Е.А. Барановой [4, с. 49], Е.Л. Вартановой, О.М. Силантьевой [114], А.Г. Качкаевой и С.А. Шомовой [22] и др.
Например, мультимедийный продюсер О.М. Силантьева под мультимедийностью подразумевает способ подачи материала с помощью форматов: фото, видео, текста, иллюстраций, интерактива [114]. Исследованием инфографики как визуального средства мультимедийной журналистики занимались такие отечественные ученые, как Я.В. Лайкова [31], C. И. Симакова [62], Е.Г. Трушко, В.В. Федотовский и др. Так, Я.В. Лайкова рассматривает инфографику как визуальное представление данных и информации с помощью компьютерной графики. По словам автора, инфографика, благодаря наглядности и понятности, решает главную задачу СМИ - максимально точное и эффективное донесение информации до аудитории [31, с. 41].
Среди западных исследователей данный феномен рассмотрен в работах Р. Косара [103], П. Луи [108], Э. Тафти [73] и др.
Например, Р. Крукс целью инфографики определяет обеспечение контекста, позволяющего аудитории сформировать оценки и мнения, быстро и целостно понять тему [6].
Методы исследования: контент-анализ и содержательный анализ.
Контент-анализ - количественный метод сбора информации, основанный на выявлении числовых закономерностей с последующей содержательной интерпретацией. Данный метод позволит выяснить, какие виды инфографики наиболее популярны в современных сетевых изданиях.
Содержательный анализ - объединение качественных обобщенных суждений о сообщении и его оценке. Содержательный анализ ориентирован на объяснение содержания, поиск всеобщего через анализ, разложение текста на его составляющие части и анализ этих переменных. Цель содержательного анализа состоит в выявлении характерных черт и трендов инфографик современных сетевых изданий. Выявленные черты позволят описать критерии по созданию инфографики в сетевых изданиях.
В качестве эмпирической базы использовались инфографики сетевых изданий, отобранных на основе рейтинга Медиалогии «Топ-30 самых цитируемых Интернет-ресурсов - июль 2020г.» [41]. Мы исследовали интернет-ресурсы, так как по версии исследования центра компании «Делойт» «Медиапотребление в России - 2020» самым популярным из всех источников информации остается Интернет [98]. Главная цель выхода, в который является поиск определенной информации. Объектом эмпирического исследования из числа представленных изданий стали десять источников, активно использующих инфографики: Rbc.ru [50], «МБХ Медиа» [39], News.ru [110], M24.ru [35], Life.ru [109], OpenMedia.io [111], Ridus.ru [113], 47news.ru [92], Lenta.ru [104], Proekt.media [112].
Положения, выносимые на защиту.
Виды инфографики в современных сетевых изданиях зависят от жанра материала и формата издания.
Для инфографики аналитических материалов характерно использование диаграмм, графиков, визуальных схем, карт или таблиц с элементами сторителлинга и делением на информационные блоки.
Для инфографики новостных сетевых изданий свойственно использование карт и планов местности, а также статистических диаграмм и графиков с цветовыми разграничителями, а также свободным пространством (негативное белое пространство).
В деловых сетевых изданиях преимущественно используются диаграммы, графики, таблицы и матрицы с применением инструкций на основе тренда «шпаргалка».
Хронологические рамки. Написание магистерской диссертации происходило с октября 2019 года по май 2021 года. В течение двух семестров была найдена и изучена литература, написана теоретическая составляющая работы. Еще два семестра отводилось на работу с эмпирической частью.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических и эмпирических знаний об инфографике, а также в выявлении связи между жанром материала и видом инфографики.
Практическая значимость работы состоит в том, что журналисты сетевых изданий при разработке инфографик могут использовать данные исследования, а также рекомендации, описанные в заключении, по применению инфографики в журналистских материалах.
Апробация работы:
«Журналистика в современном медиапространстве: глобализация, конверргенция, мультимедийность»: восьмая Международная научно-практическая конференция 25 ноября 2020 г., г. Тамбов.
«Молодежь. Наука. Общество»: всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция декабрь 2020г., г.о. Тольятти.
«Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция 5-30 апреля 2021г., г.о. Тольятти.
Савельева А.Е. Инфографика как инструмент снижения информационной нагрузки в современном обществе / А.Е. Савельева. // Социологический факультет МГУ. - 2020. С. 140-142. - URL: http://www.socio.msu.ru/documents/sorokin2020sbornik.pdf.
Савельева А.Е. Социальное самочувствие молодежи г.о. Тольятти (эмпирический опыт) / А.Е. Савельева. // Молодежь. Наука. Общество. - 2019, С. 508-510.
Савельева А.Е. Характерные черты инфографики как визуального инструмента в мультимедийных СМИ (на примере интернет-ресурса «РБК») / А.Е. Савельева. // 25/11/2020 Журналистика в современном медиапространстве: глобализация, конвергенция, мультимедийность - 2020. - URL: http: //www.tsutmb. ru/nayk/nauchnyie.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы.
Первая глава «Инфографика в сетевых изданиях» раскрывает взгляды отечественных и зарубежных ученых на возникновение мультимедийности как признака сетевых изданий. Здесь же систематизированы научные взгляды на феномен «инфографика», изучен исторический аспект возникновения и развития инфографики, выделены характерные черты и виды инфографик.
Вторая глава «Использование инфографики в современных сетевых изданиях» носит эмпирический характер. В первом параграфе на основе данных контент-анализа описано видовое многообразие инфографики современных сетевых изданий. Во втором параграфе, при помощи содержательного анализа, проанализированы характерные черты инфографики десяти сетевых изданий, вошедших в «Топ-30 цитируемых Интернет-ресурсов за июль 2020г.», по версии Медиалогии, а также выявлены тренды инфографики современных сетевых изданий.
Инфографика в мультимедийной журналистике является одним из главных средств визуального представления информации. При помощи статичных или интерактивных графиков, диаграмм, таблиц, карт, планов, визуальных схем инфографика легко и просто доносит до читателей сложную информацию. Сегодня инфографика может быть не только частью мультимедийного материала, но и самостоятельным жанром. В данной магистерской диссертации изучено видовое многообразие, характерные черты и тренды инфографики десяти современных сетевых изданий при помощи методов: контент-анализ и содержательный анализ. Выбор сетевых изданий был основан на рейтинге Медиалогии «Топ-30 самых цитируемых Интернет- ресурсов - июль 2020». Полученные данные исследований позволяют сделать выводы о современном состоянии и основных тенденциях развития инфографики. В материалах современных сетевых изданий инфографики характеризуются актуальностью тем, структурированной последовательностью, информативностью (вмещают большой объем данных за счет интерактивности), указанием источника информации, а значит, достоверностью, использованием ярких цветов для расстановки акцентов, гармоничным соотношением занятого участка к свободному участку.
Самым популярным видом инфографики являются диаграммы и графики. Они используются для указания статистических данных и социологических данных исследований. Не менее часто сетевые издания используют в материалах визуальные схемы и карты. Редко в сетевых изданиях встречаются временные шкалы и таймлайны. Интерактивная инфографика в современных русскоязычных сетевых изданиях только начинает развиваться. В материалах таких ресурсов, как M24.ru, Rbc.ru, Life.ru, Proekt.media, Ridus.ru присутствуют интерактивная инфографика и инфографика с элементами интерактивности (видео-инфографики, масштабируемые, кликабельные инфографики).
Трендами инфографики современных русскоязычных сетевых изданий можно назвать: использование нейтральных светлых фоновых оттенков (применение темного фона не является частым; используется для придания контраста или привлечения внимания к информации), использование термограмм и градиентов для больших объемов числовых данных, деление на информационные блоки, расстановка акцентов при помощи жирного шрифта и ярких цветов, применение элементов интерактивности.
Была выявлена связь между инфографикой и жанром материала, а также форматом издания. Инфографика аналитических материалов содержит в себе диаграммы и графики, визуальные схемы или таблицы. Она включают элементы сторителлинга и деление на информационные блоки. Инфографика новостных сетевых изданий содержит такие трендовые элементы, как цветовые разграничители и свободное пространство (негативное белое пространство). В деловых сетевых изданиях используются инструкции с применением тренда «шпаргалка».
Говоря о перспективах развития, стоит отметить, что инфографика будет всё больше набирать свою популярность в сетевых изданиях за счет своей наглядности и понятности. Чтобы удержать внимание читателя, издания будут использовать новые элементы интерактивности (в том числе, использование фонового звука, использование тестов и опросов с отображением результатов в режиме реального времени и др.). Несмотря на то, что даже в интерактивной инфографике мы привыкли к статичному изображению, на наш взгляд, большую популярность будет иметь инфографика с элементами «в движении». Развитие искусственного интеллекта также может повлиять на развитие инфографики (например, генерирование инфографики из баз данных, создание привлекательной иллюстрации на основе ввода текста и др.).
Исходя из полученных данных исследования, можно описать рекомендации по использованию инфографики в журналистских материалах:
• прежде чем приступить к созданию инфографики, необходимо дать ответы на вопросы: «какова цель и задачи инфографики?» и «вдохновит ли инфографика аудиторию на её изучение и анализ?»;
• если инфографика является не самостоятельным жанром, а частью материала, то информацию, содержащуюся в инфографике, не стоит дублировать в тексте;
• не стоит использовать большое количество элементов;
• важно соблюдать «свободное фоновое пространство»;
• при создании инфографики используйте не более трёх цветов;
• не перегружайте инфографику яркими оттенками;
• следите за сочетаемостью и размером шрифтов;
• излагайте информацию последовательно, логично и просто;
• затрагивайте в инфографике актуальные темы;
• делайте акцент на изображениях, образах, используя меньше текста;
• при большом объеме данных, используйте интерактивность инфографики или деление на смысловые блоки;
• всегда указывайте источник информации - это повышает уровень доверия к представленной информации.
Итак, инфографика сегодня - это мощный визуальный инструмент, который позволяет доступным языком донести до аудитории сложную информацию. Инфографика, благодаря своим особенностям: способности вмещать большие объемы данных, делать материалы интересными, привлекать внимание читателей, является значимой составляющей мультимедийного материала.
1. Антипова А. От «улиток» до «леопардов»: прогноз выздоровления российской экономики. Какие отрасли быстрее всех выйдут из кризиса / А. Антипова, Д. Янаев, А. Зайцева [Электронный ресурс] : Rbc.ru. URL: https://www.rbc.ru/economics/16/09/2020/5f5ba2369a79471d00836975 (дата обращения: 20.03.2021).
2. Апухтина Ю. В тяжелой форме. Исследование о том, сколько больных коронавирусом может спасти российская медицина [Электронный ресурс] : Proekt.media. URL: https://www.proekt.media/research/koronavirus-regiony/ (дата обращения: 03.04.2021).
3. Аргументы и факты. 1987 г. №52. С. 3-4. [Электронный ресурс] : Аргументы и факты. URL: https://aif.rU/gazeta/archive/edition/1/year/1987 (дата обращения: 29.04.2021).
4. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика : учеб. пособие. М. : ЮРАЙТ, 2017. 269 с.
5. Бриггз А., Кобли П. Медиа. Введение : учеб для вузов. М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2012.342 с.
6. Булычёв В. А. Критерии создания качественной инфографики // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2017. №8. С. 725-741. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29220718 (дата обращения: 29.04.2021г.).
7. Бурдьё П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 160 с.
8. Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. 2008. №5-6. С. 37-39. URL:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/9f381b9f3747cc63c3257576003a8c8c (дата обращения: 29.04.2021 г.).
9. Вернер И. Все о мультимедиа : учеб. пособие. С-Петербург : ЗАО «ЭлектроникаБизнесИнформатика», 1996. 351 с.
10. Вести.ги [Электронный ресурс] URL: https://www.vesti.ru/ (дата обращения: 29.04.2021).
11. Вольф В. Пользователи Reddit показали, как менялись рейтинги известных сериалов [Электронный ресурс] : News.ru. URL:
https://news.ru/cinema/polzovateli-reddit-pokazali-kak-menyalis-rejtingi- izvestnyh-serialov/ (дата обращения: 23.03.2021).
12. ВЦИОМ [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 23.04.2021).
13. Газета.ш [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/ (дата обращения: 23.04.2021).
14. Давлетшина С. Р., Лызлова И. А. Мультимедийные жанры журналистики // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. №117-3. С. 191-193. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27425932 (дата обращения: 24.03.2021).
15. Елкина Н. Н. Инфографика как средство визуализации результатов социологического исследования // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 423-427. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_24198916_16627175.pdf (дата обращения: 07.04.2021).
...