Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования

Работа №107852

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования 10
1.1. Исследования эмоциональной культуры личности в философской и психолого-педагогической литературе 10
1.2. Особенности эмоциональной культуры подростка 19
1.3. Условия формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования 25
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование процесса формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования 32
2.1. Исследования уровня сформированности эмоциональной культуры у подростков 32
2.2. Реализация экспериментальной методики формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования 47
2.3. Динамика сформированности эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования 50
Выводы по 2 главе 58
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложения 64

Проблема формирования эмоциональной культуры в системе дополнительного образования подростков имеет большое значение в силу того, что понимание индивида обусловлено не только представлением о его мыслях и действиях, но и проникновением в его эмоции и чувства. Лишь постигая эмоциональный опыт индивида, возможно достаточно уверенно говорить, каков он на самом деле. В эмоциональных реакциях индивида отражаются его основные биологические тенденции, представления о мире и о себе, а также проявляются его ценности и цели. Тем самым раскрываются те скрытые стороны личности, которые индивид зачастую не проявляет для окружающих. Понимание эмоций, своих и окружающих - это ключ к понимаю личности.
Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт, таких как: гуманности, отзывчивости, человечности, сострадания и других. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения как в усвоении, а также принимают участие в результате любых творческих делах ребенка и в воспитании мышления ребенка.
Культура человека - это формы его внешней и внутренней культуры человека (культура быта, эстетические вкусы и свойства, взаимоотношение людей в не рабочее время, организация личного времени, личные потребности и интересы).
Культура в широком смысле понимается как постоянно все создаваемое, переосмысливаемое или преобразуемое человеком. Культура важнейший фактор собственного создания человека, культура не является по отношению к человеку чем-то внешним, которая не позволяет человеку соприкасаться непосредственно с природой и его физической реальностью.
Анализ исследований педагогических теорий и практик выявляет противоречия:
- между необходимостью объективной гуманизации образовательного процесса в системе дополнительного образования, общей потребностью в гуманной, творческой личности и недостаточной разработкой педагогических условий, которые обеспечивали бы результативность формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования;
- между потребностью практики в дополнительном образовании в формах, методах, приемах и средствах формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования.
С выявленным учетом противоречий была сформулирована проблема исследования: как эффективно влияют педагогические условия на формирование эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования?
Проблема заключается в том, что недостаточность эффекта педагогических условий, может привести к не осознанности собственной структуры, предоставленной системой знаний о развитии эмоций, способов и умений анализа своих и чужих эмоций, умение управления ими, адекватно реагировать, что в дальнейшем способствует вербализации эмоций индивида, открытости его эмоциональности, оказание эмоциональной поддержки окружающим и его эмоциональной эмпатии.
Актуальность проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Формирование эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования».
Цель исследования: выявить и доказать эффективность педагогических условий формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс воспитания подростков в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: формирование эмоциональной культуры подростков системе дополнительного образования, посредством игровых технологий.
Гипотеза исследования заключается в предложении, что процесс формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования будет более эффективным, если:
• определены теоретические положения структурирования содержания эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования;
• выявлены педагогические условия формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования.
С поставленной целью и гипотезой выявлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе по основам формирования эмоциональной культуры подростков.
2. Выявить уровень сформированности эмоциональной культуры подростков.
3. Разработать содержание программы и методику формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования.
4. Доказать эффективность экспериментальной методики формирования эмоциональной культуры.
Методологическую основу исследования составляют анализ психолого - педагогической литературы по проблемам формирования эмоциональной культуры подростков (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. М. Якобсон и другие), общефилософские положения (С. Л. Рубинштейн, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьев и другие)
Теоретическую основу исследования составляют ведущие положения:
• в философском обосновании культурологического типа (Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский и другие);
• аксиологические и культурные основы образования (Б. И. Додонов, В. А. Сластенин);
• исследования положения о роли чувств и эмоций в личностно-познавательном развитии подростка (Е. П. Ильин, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев);
• концепции отечественных и зарубежных психологов и педагогов в области гуманизации образования (В. С. Библер, Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский);
• идеи о воспитательном воздействии в системе дополнительного образования (А. И. Доровская, А. Б. Фомина);
• идеи о воспитательном воздействии посредством игровой деятельности ().
Методы исследования для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы была использована совокупность общенаучных и педагогических методов, метод аналитического исследования; метод экспериментального исследования (анкетирование, беседы); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Работа осуществлялась на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детский Дом культуры городского округа Тольятти, среди учащихся ДДК. На разных этапах исследования было охвачено 20 учащихся подросткового возраста.
Организация и этапы исследования:
На первом этапе (2015 - 2016 г.г.) проводился анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; определялась сущность понятий «культура», «эмоциональная культура».
На втором этапе (2016 - 2017 г.г.) осуществлялась экспериментальная проверка эффективности педагогических условий на формирование эмоциональной культуры у подростков в системе дополнительного образования.
На третьем этапе (2017г.) анализировались и обобщались итоги проведенной работы, уточнялись теоретические и практические выводы, оформлялись полученные данные, формулировались выводы, исследование готовилось к защите.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• уточняется понятие эмоциональная культура подростков и разрабатываются основные идеи программы по формированию эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования, посредством игровых технологий.
• выявлены критерии (когнитивные, мотивационные, эмоционально-чувственные, деятельностные) и показатели (высокий, средний, низкий) позволяющие определить уровни сформированности эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточнено содержание понятия «эмоциональная культура» как области деятельности, регулируемой общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности; обоснованы методы оценки, позволяющие определить уровень формирования эмоциональной культуры у подростков; обоснованы педагогические условия формирования эмоциональной культуры, обеспечивающие ее эффективность.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что методические рекомендации и научно-методические материалы могут осуществляться для совершенствования общеобразовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, с материалом могут работать педагоги дополнительного образования, студенты психолого-педагогических институтов.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению поставленных задач, создание педагогических условий формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования, объединения теоретических и методологических позиций, а также использования разнообразных научно-исследовательских методов и приемов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эмоциональная культура рассматривается как структурный компонент эмоционального интеллекта, раскрывающий взаимосвязные компоненты;
2. Педагогические условия обеспечивающие эффективность формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования: создание эмоциональной развивающей среды, включающей предметно-пространственное окружение, систему эмоциональных отношений между педагогом и подростком, активность подростков; возрастные особенности подросткового возраста характеризующихся в развитии личности; повышение эмоционального опыта учащихся в совершенствовании вербальных и невербальных средств общения;
3. Критерии эмоциональной культуры: когнитивные, позволяющие индивиду осознавать свою эмоциональную культуру, культуру индивида в целом; мотивационные, позволяющие индивиду захотеть быть эмоционально культурным человеком; эмоционально-чувственные, позволяющие индивиду почувствовать себя эмоционально культурным человеком; деятельностные, позволяющие индивиду поступать как эмоционально культурный человек.
Апробация и внедрения результатов исследования. Отправила четыре тезис статьи на публикацию.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Материалы диссертации сопровождаются таблицами, рисунками, подтверждающими основные положения диссертации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, мы выясняем, что культура - это индивидуально (личностно) освоенные духовные ценности. Любые знания имеют ценностное, культурное наполнение, если они приобретаются человеком в деятельности.
Эмоциональная культура развивает в индивидууме знание чувств и эмоций других людей, помогает переживать стрессовые ситуации, без вреда своему здоровью и психическому здоровью в целом. А также находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.
Эмоциональная культура является неотъемлемой частью общей культуры, она помогает индивиду воспринимать, выражать, понимать и регулировать свои и чужие эмоции.
Делаем вывод, что условия, при которых происходят динамические изменения в структуре личности подростка, могут быть представлены в обобщенном виде как условия совершенствования эмоциональной культуры. Особо следует подчеркнуть роль педагога в создание этих условий - педагог должен обладать определенной компетентностью в данном вопросе.
Одним из условий может служить создание эмоциональной развивающий среды в системе дополнительного образования, включающий предметно - пространственное окружение, систему развивающих отношений, активность самого подростка, позволяет не только обогатить и существенно углубить эмоциональную культуру подростка, но и развивать качества, необходимые для жизни в обществе, его творческую деятельность. Для стимуляции эмоционально-творческой деятельности нужно заинтересовать и вызвать эстетическую реакцию подростка.
Педагогические условия могут служить для создания эмоциональной развивающей среды во внеучебном процессе, где подросток активно принимает участие, позволяя ему не только обогащать, но и существенно углубляться в свою эмоциональную культуру, а также развивать качества и навыки необходимые для жизни в обществе и своей творческой деятельности.
Динамика сформированности эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования показала, что уровень сформированности эмоциональной культуры подростков повысился. Им свойственен альтруизм больше чем эгоизм, они готовы помогать людям и видеть результаты своих трудов.
Во время высокой возбудимости или волнения могут справиться с изменением темпа речи и своей интонацией. Им не свойственно громко или быстро говорить, совершать не нужные манипуляции со своими движениями, вертеть в руках ручку, прикусывать губу, теребить свои волосы и т. д. Подросткам больше свойственна образность речи, они могут использовать крылатые фразы в своем рассказе, правильно и грамотно выражать свою мысль.
Подростки умеют управлять своими эмоциями и адекватно проявлять их в обществе, также подростки умеют сглаживать конфликтные ситуации.
Подростки имеют высокий уровень эмоционального интеллекта имеют осведомленность своего эмоционального состояния, благодаря этому они могут справиться со своими эмоциями, подростки хорошо распознают эмоции других людей и имеют высокий уровень сопереживания, сочувствию другого человека, могут в любую минуту выслушать проблемы другого индивида и готовы в любую минуту помочь ему.
Делаем вывод, что гипотеза исследования о том, что процесс формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования будет более эффективным, если определены теоретические положения структурирования содержания эмоциональной культуры, ее сущность и понятие, подтвердилась, так как уровень сформированности эмоциональной культуры подростков повысился, они узнали, что его можно развивать и приобретать необходимые навыки и качества в общественной жизни и творческой деятельности индивида.
Так же выявлены педагогические условия формирования эмоциональной культуры подростков в системе дополнительного образования.


1. Авдулова, Т. П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений / Т. П. Авдулова // Психологические исследования. - 2011. - № 6.
2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики. / А. С. Белкин // М.: Издательский центр «Академия» - 2000 - 192 с.
3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович Проблемы формирования личности // М. «Международная педагогическая академия» - 1995. - 209 с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович // М.: Моск. псих. соц. Институт - 1995.
5. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. // Психодиагностика: учебник для вузов: СПб: «Питер» -2008.- № 2 - 352 с.
6. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский // М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо - 2005. - 1136 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский // избранные психологические труды Москва - Воронеж - 1996. - 510 с.
8. Дубовская, Е. М. Транзитивность общества как фактор социализации личности / Е. М. Дубовская // Психологические исследования. - 2014. - № 36. - С. 7.
9. Егорова, М. С. Исследование развития в психологии индивидуальных различий / М. С. Егорова// Психологические исследования. - 2014. - № 36. - 12 с.
10. Изард, К. Э. Психология эмоций/ К. Э. Изард // СПб: «Питер» - 2000. - 464 с.
11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин // СПб.: Питер - 2006. - 512 с.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. // СПб.: Питер - 2000. - 137 с.
13. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. / Е. П. Ильин // учебное пособие: СПб: «питер» - 2001. - 752 с.
14. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов/ И. П. Подласый // учебное пособие для вузов: М: «Владос» 2004. -365 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ