Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Психофизическое развитие слабослышащих детей 7
1.2. Особенности развития координационных способностей 11
1.3. Влияние гимнастических средств на организм 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 22
3.1. Особенности организации и содержание экспериментальной методики 22
3.2. Определение влияния разработанной методики на гибкость и координационные способности слабослышащих детей 7-8 лет 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 47
Актуальность исследуемой работы. Шапкова Л.В. утверждает, что: «Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости» [27].
Так, в учебнике «Теория и организация адаптивной физической культуры» профессор Евсеев С.П. [9] пишет: «Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие способности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их. Достаточно вспомнить такие имена, как: Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей, поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой».
В настоящее время имеется большое количество детей-инвалидов по слуху. В современном обществе дети-инвалиды имеют трудности не только с получением информации, но и со структурой движений. Таким детям тяжело даются двигательные действия, от чего зависит уровень физических качеств, в том числе, гибкость, и координационные способности. От этого может ухудшиться общее здоровье ребенка. Поэтому, проблема развития гибкости и координационных способностей у слабослышащих детей в настоящие время является актуальной.
Цель исследования - развитие координационных способностей (КС) и гибкости у слабослышащих детей младшего школьного возраста с помощью гимнастических упражнений.
Гипотеза исследования - предполагается, что гимнастические упражнения являются более эффективным средством для развития координационных способностей и гибкости у слабослышащих детей 7-8 лет.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей и гибкости у слабослышащих детей 7-8 лет.
Предмет исследования - методика развития гибкости и координационных способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста, разработанная на базе гимнастических упражнений.
Задачи исследования:
1. Выявить исходный уровень координационных способностей (КС) и гибкости у слабослышащих детей 7-8 лет.
2. Разработать методику развития координационных способностей (КС) и гибкости у слабослышащих детей младшего школьного возраста на базе гимнастических упражнений.
3. Определить эффективность экспериментальной методики развития координационных способностей (КС) и гибкости у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольные испытания (тесты).
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической обработки результатов.
Практическая значимость исследования. Исследовательская работа по определению влияния гимнастических упражнений на степень развития гибкости и координационных способностей слабослышащих детей 7-8 лет имеет большую практическую ценность для специалистов, педагогов, инструкторов, учителей и других людей, работающих в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с данной категорией детей. Гимнастические упражнения можно и нужно использовать, как на обязательных уроках адаптивного физического воспитания для слабослышащих детей, так и на дополнительных занятиях разных физкультурно-спортивных и оздоровительных направлений.
По результатам исследовательской работы, мы определили эффективность методики, которая позволила повысить уровень гибкости координационных способностей у слабослышащих детей 7-8 лет. Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
1. На начальном этапе до педагогического эксперимента, во время тестирования по сравнительным показаниям, выявили незначительные различия между средними показателями контрольной группы и экспериментальной группы слабослышащих детей 7-8 лет до педагогического эксперимента, что означало о равнозначно подобранных группах по исследуемым показателям:
- по тесту «Наклон вперед из положения сидя» - 0,23 см. (р>0,05), в пользу КГ;
- по тесту «Гимнастический мост» - 0,12 баллов (р>0,05), в пользу КГ;
- по тесту «Продольный шпагат»: правая нога - 0 баллов (р>0,05); левая нога - 0,5 баллов (р>0,05), в пользу ЭГ.
- по тесту «Челночный бег 3Х10» - 0,14 сек (р>0,05), в пользу ЭГ;
- по тесту «Метание теннисного мяча в цель»: правая рука - 0,5 баллов (р>0,05), в пользу КГ; левая рука - 0,12 баллов (р>0,05), в пользу ЭГ.
- по тесту «Ласточка» - 0,13 сек (р>0,05), в пользу ЭГ.
2. Используемые нами методы, позволили разработать методику для развития гибкости координационных способностей, у слабослышащих детей 7-8 лет, включающие в себя гимнастические упражнения.
3. В конце исследования, были подведены итоги тестирования на гибкость и координационные способности:
- по тесту «Наклон вперед из положения сидя» - 2,5 см. (р<0,05), в пользу ЭГ;
- по тесту «Гимнастический мост» - 4,15 баллов (р<0,05), в пользу ЭГ;
- по тесту «Продольный шпагат»: правая нога - 4,24 баллов (р<0,05); левая нога - 3,38 баллов (р<0,05), в пользу ЭГ.
- по тесту «Челночный бег 3Х10» - 3,18 сек (р<0,05), в пользу ЭГ;
- по тесту «Метание теннисного мяча в цель»: правая рука - 3,87 баллов (р<0,05) в пользу КГ; левая рука - 3,15 баллов (р<0,05), в пользу ЭГ.
- по тесту «Ласточка»- 2,83 сек (р<0,05), в пользу ЭГ.
Показатели уровня развития гибкости и координационных способностей улучшались в обеих группах (р<0,05), но в (ЭГ), прирост результатов стал значительно выше, чем в (КГ). Таким образом, подобранная нами методика является эффективной.
Разработанная методика в данном эксперименте, направленная на развитие гибкости и координационных способностей у слабослышащих детей 7-8 лет, показала свою эффективность и может быть рекомендована в использовании практической работы.
Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу исследования, что гимнастические упражнения является эффективным средством для развития координационных способностей и гибкости у слабослышащих детей 7-8 лет.
1. Аэробика в школе / Пшеничникова Г.Н., Коричко Ю.В. // ФГОУ ВПО СибГУФК.- Омск: СибГУФК, 2009. - С. 6.
2. Аэробика. Содержание и методика оздоровительных занятий/ Вихарева Д.А., Козлова Е.В.// Белоусова Т.И. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2010.- С. 5.
3. Аэробика. Теория. Методика. Практика / Митрохина В.В. // Анисимов Т.В. - Москва: РУДН, 2010. - С. 74.
4. В моем классе учится ребенок с кохлеарным имплантом / Королева И.В. // Вайполина О.М. - СПб.: КАРО, 2014. - С. 39.
5. Гимнастические упражнения для студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья. / Шлыков В.П., Спирина М.П. //Чудиновских А.В. - Екатеринбург: УРФУ, 2016.- С. 3.
6. Григорьев, Г. Н. Для формирования пространственных и временных представлений / Григорьева Г.Н. // Физическая культура в школе. - 1978. - С. 22.
7. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / Гужаловский А.А. Мн.- 1978. - С. 88.
8. Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Ладыгина Е.Б., Калишевич С.Ю., Потапчук А.А., Черная А.И., Ростомашвили Л.Н., Мосунова М.Д., Пелих Е.Ю., Тимофеева А.В., Аксенов А.В., Аксенова Н.Н., Малинина Е.В., Городнова М.Ю., Классен А.В., Томилова М.В., Шапкова Л.В., Малиц В.Н., Жуков Ю.Ю., Никифорова Н.В. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения. - М.: Советский спорт, 2014.- С. 180.
9. Евсеев С.П., Шапкова Л.П. Адаптивная физическая культура, Москва: «Советский спорт», 2000. - С. 15.
10. Евсеева О.Э. Технологии физкультурно -спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. - М.: Издательство «Спорт», 2016.- С. 100.
11. Ерёмушкин М.А. Двигательная активность и здоровье. От лечебной гимнастики до паркура / Ерёмушкин М.А. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - С. 7.
12. Киреева Г.А., Федосеева Т.Н. Организация внеклассной работы в школе слабослышащих: Развить и воспитать творчеством: Книга для педагога.- СПб, 2008.- С. 6.
13. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов / Королева И.В., Янн П.А. - СПб.: КАРО, 2011.- 208-209с.
14. Лебедева О.В. Особенности работы учителя-дефектолога 2-3-й ступени обучения в школе для детей, имеющих нарушения слуха и речи: учебно-методическое пособие / Лебедева О.В. - СПб. : Антология, 2012. - С. 17.
15. Луценко С.А. Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения. Гимнастика: учебно -методическое пособие / Луценко С.А., Михайлов А.В. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012. - С. 3.
...