РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК - КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование
1.1Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме развития речевой активности у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня
1.2Возможности технологии культурных практик - коллекционирование в развитии речевой активности у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Экспериментальное исследование развития речевой
активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование
2.1Выявление уровня развития речевой активности у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.2Содержание и организация работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование
2.3Динамика уровня развития речевой активности
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Списки детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня, участвующих в экспериментальной работе
Приложение Б Стимульный материал для проведения
диагностического задания 2 «Повтори по образцу»
Приложение В Материал к презентации коллекции магнитов
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование
1.1Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме развития речевой активности у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня
1.2Возможности технологии культурных практик - коллекционирование в развитии речевой активности у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Экспериментальное исследование развития речевой
активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование
2.1Выявление уровня развития речевой активности у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.2Содержание и организация работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование
2.3Динамика уровня развития речевой активности
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Списки детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня, участвующих в экспериментальной работе
Приложение Б Стимульный материал для проведения
диагностического задания 2 «Повтори по образцу»
Приложение В Материал к презентации коллекции магнитов
В дошкольном возрасте ребёнок приобретает множество умений и навыков. Одним из самых важных приобретений является речь. Этот навык ребёнок приобретает постепенно с возрастом.
Главной особенностью будущего обучения ребенка в школе и его условий общего развития является умение грамотно и правильно выстраивать предложения и формулировать речь для общения со сверстниками и взрослыми.
Взрослые играют роль хранителя знаний, которые они могут передать только через речь. Проанализировав источники специальной литературы, мы можем сделать вывод о том, что большинство дошкольников не владеют навыками связной речи на уровне своего возраста. Именно по этой причине обучение связной речи в наше время относится к одной из актуальных проблем.
Речь относится к главным средствам общения и орудиям мышления, которые возникают и формируются в процессе диалога. А связная речь является самой сложной формой речевой деятельности.
Сходной проблемой занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и многие другие ученые. Проанализировав литературу по данной теме, были выявлены наиболее освещенные вопросы по развитию речевой активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Эта тема достаточно актуальна и изучена на современном уровне, так как в логопедии делается акцент на развитие у детей с общим недоразвитием речи III уровня связной речи, в том числе и речевой активности.
Одной из непростых форм речевой деятельности является именно связная речь. Формируется она на протяжении всего дошкольного возраста. На каждой возрастной ступени речевые задачи усложняются, так же с этим происходит изменение в методах обучения.
Свои мысли дошкольники должны грамматически правильно и связно высказывать к концу детского сада. Эта речь должна быть выразительной и живой. Связная речь - основа связных мыслей. В данной речи должна прослеживаться логика мышления, умение осмысливать и выражать свою речь в правильном и последовательном высказывании. По развитию связной речи дошкольника можно говорить, на каком уровне у него сформировано умение правильно говорить.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. В настоящее время среди дошкольников увеличивается количество детей с достаточно сложными речевыми нарушениями, при которых страдает формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетики, лексики, грамматики, смысловой стороны речи и других. Эти дети составляют особую группу детей с речевым недоразвитием, относящихся по психолого-педагогической классификации к общему недоразвитию речи.
Вопросы диагностики и организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста освещены во многих исследованиях (Л.С. Волкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.П. Шашкина и другие авторы). Авторами указывается, что одной из главных задач в рамках развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня является развитие речевой активности.
В психолингвистических исследованиях Л.С. Выготского,
Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и других ученых отмечено, что развитие связной речи - центральная линия становления речевой деятельности в детском возрасте, требующая достаточно сформированных фонетико-фонематических и лексикограмматических навыков. Овладение ею - это наивысшее достижение дошкольников в речевом развитии, так как связная речь относится к сложной форме речевой деятельности, и носит характер последовательного системного и развернутого изложения.
В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста следует уделять внимание развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня: формированию у них навыков описания, повествования и рассуждения, поскольку овладение ими помогает в развитии как коммуникативной, так и познавательно-исследовательской деятельности. Особо важным является развитие навыков составления повествований, так как оно позволяет точно и логично передавать развивающиеся действия, сюжеты, что способствует формированию у ребенка умения рассказывать, на которое опирается школьное обучение.
Анализ методических подходов и практики организации педагогического воздействия показывает, что вопросам развития связной речи уделяется недостаточно внимания, используются традиционные методы работы, разработанные для детей с нормальным речевым развитием, и не учитывающие механизмы, и структуру нарушения, в случае его наличия. Данные недочеты сказываются на развитии у детей с общим недоразвитием речи III уровня умения высказываться, выдерживая структуру и используя соответствующие лексико-грамматические конструкции.
Мы в своем исследовании предлагаем обратиться к технологии культурных практик - коллекционирование. Разновидность познавательноисследовательской деятельности - коллекционирование, способствует развитию речевой активности у детей с общим недоразвитием речи III уровня, так как в процессе работы с экспонатами коллекции дети активно участвуют в обсуждении историй каждого экспоната.
Вышеперечисленные недостатки обуславливают актуальность и значимость нашего исследования, которое посвящено проблеме развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
Теоретический анализ проблемы развития речевой активности у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня позволил выявить
противоречие между необходимостью развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным
использованием потенциала технологии культурных практик - коллекционирование в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности технологии культурных практик - коллекционирование в развитии речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить роль технологии культурных практик - коллекционирование как средства развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: технологии культурных практик - коллекционирование, как средство развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование будет возможным, если:
-определены темы, основания и предметы в рамках содержания коллекций;
-реализована поэтапная совместная деятельность детей, педагога и родителей воспитанников по созданию, оформлению и презентации коллекций;
-в ходе коллекционирования будут создаваться ситуации, которые позволят ребенку самостоятельно изъявить желание поделиться собственными впечатлениями.
Задачи исследования.
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
2.Выявить уровень развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3.Определить и апробировать содержание работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
4.Выявить динамику уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
-эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
-методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
-психолингвистические концепции и положения лингвистики о специфике развития связной речи и речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Н.И. Жинкин, Т.А. Ладыженская, А.Н. Леонтьев, М.Р. Львов, А.Р. Лурия, О.Н. Нечаева, С.Л. Рубинштейн, И.В. Щерба);
-теоретические и научно-методические положения о клинических и психолого-педагогических проявлениях речевого недоразвития в дошкольном возрасте (В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева);
-методические подходы к развитию связной речи у дошкольников (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева);
-теоретические положения о детском коллекционировании (Н.М. Короткова, Е.А. Сидякина).
Новизна исследования заключается в следующем: выявлены потенциальные возможности технологии культурных практик - коллекционирование в развитии речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами и учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций разработанных диагностических материалов и содержания образовательной работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня по 15 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы).
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 5 таблицами.
Главной особенностью будущего обучения ребенка в школе и его условий общего развития является умение грамотно и правильно выстраивать предложения и формулировать речь для общения со сверстниками и взрослыми.
Взрослые играют роль хранителя знаний, которые они могут передать только через речь. Проанализировав источники специальной литературы, мы можем сделать вывод о том, что большинство дошкольников не владеют навыками связной речи на уровне своего возраста. Именно по этой причине обучение связной речи в наше время относится к одной из актуальных проблем.
Речь относится к главным средствам общения и орудиям мышления, которые возникают и формируются в процессе диалога. А связная речь является самой сложной формой речевой деятельности.
Сходной проблемой занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и многие другие ученые. Проанализировав литературу по данной теме, были выявлены наиболее освещенные вопросы по развитию речевой активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Эта тема достаточно актуальна и изучена на современном уровне, так как в логопедии делается акцент на развитие у детей с общим недоразвитием речи III уровня связной речи, в том числе и речевой активности.
Одной из непростых форм речевой деятельности является именно связная речь. Формируется она на протяжении всего дошкольного возраста. На каждой возрастной ступени речевые задачи усложняются, так же с этим происходит изменение в методах обучения.
Свои мысли дошкольники должны грамматически правильно и связно высказывать к концу детского сада. Эта речь должна быть выразительной и живой. Связная речь - основа связных мыслей. В данной речи должна прослеживаться логика мышления, умение осмысливать и выражать свою речь в правильном и последовательном высказывании. По развитию связной речи дошкольника можно говорить, на каком уровне у него сформировано умение правильно говорить.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. В настоящее время среди дошкольников увеличивается количество детей с достаточно сложными речевыми нарушениями, при которых страдает формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетики, лексики, грамматики, смысловой стороны речи и других. Эти дети составляют особую группу детей с речевым недоразвитием, относящихся по психолого-педагогической классификации к общему недоразвитию речи.
Вопросы диагностики и организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста освещены во многих исследованиях (Л.С. Волкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.П. Шашкина и другие авторы). Авторами указывается, что одной из главных задач в рамках развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня является развитие речевой активности.
В психолингвистических исследованиях Л.С. Выготского,
Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и других ученых отмечено, что развитие связной речи - центральная линия становления речевой деятельности в детском возрасте, требующая достаточно сформированных фонетико-фонематических и лексикограмматических навыков. Овладение ею - это наивысшее достижение дошкольников в речевом развитии, так как связная речь относится к сложной форме речевой деятельности, и носит характер последовательного системного и развернутого изложения.
В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста следует уделять внимание развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня: формированию у них навыков описания, повествования и рассуждения, поскольку овладение ими помогает в развитии как коммуникативной, так и познавательно-исследовательской деятельности. Особо важным является развитие навыков составления повествований, так как оно позволяет точно и логично передавать развивающиеся действия, сюжеты, что способствует формированию у ребенка умения рассказывать, на которое опирается школьное обучение.
Анализ методических подходов и практики организации педагогического воздействия показывает, что вопросам развития связной речи уделяется недостаточно внимания, используются традиционные методы работы, разработанные для детей с нормальным речевым развитием, и не учитывающие механизмы, и структуру нарушения, в случае его наличия. Данные недочеты сказываются на развитии у детей с общим недоразвитием речи III уровня умения высказываться, выдерживая структуру и используя соответствующие лексико-грамматические конструкции.
Мы в своем исследовании предлагаем обратиться к технологии культурных практик - коллекционирование. Разновидность познавательноисследовательской деятельности - коллекционирование, способствует развитию речевой активности у детей с общим недоразвитием речи III уровня, так как в процессе работы с экспонатами коллекции дети активно участвуют в обсуждении историй каждого экспоната.
Вышеперечисленные недостатки обуславливают актуальность и значимость нашего исследования, которое посвящено проблеме развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
Теоретический анализ проблемы развития речевой активности у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня позволил выявить
противоречие между необходимостью развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным
использованием потенциала технологии культурных практик - коллекционирование в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности технологии культурных практик - коллекционирование в развитии речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить роль технологии культурных практик - коллекционирование как средства развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: технологии культурных практик - коллекционирование, как средство развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование будет возможным, если:
-определены темы, основания и предметы в рамках содержания коллекций;
-реализована поэтапная совместная деятельность детей, педагога и родителей воспитанников по созданию, оформлению и презентации коллекций;
-в ходе коллекционирования будут создаваться ситуации, которые позволят ребенку самостоятельно изъявить желание поделиться собственными впечатлениями.
Задачи исследования.
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
2.Выявить уровень развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3.Определить и апробировать содержание работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
4.Выявить динамику уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
-эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
-методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
-психолингвистические концепции и положения лингвистики о специфике развития связной речи и речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Н.И. Жинкин, Т.А. Ладыженская, А.Н. Леонтьев, М.Р. Львов, А.Р. Лурия, О.Н. Нечаева, С.Л. Рубинштейн, И.В. Щерба);
-теоретические и научно-методические положения о клинических и психолого-педагогических проявлениях речевого недоразвития в дошкольном возрасте (В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева);
-методические подходы к развитию связной речи у дошкольников (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева);
-теоретические положения о детском коллекционировании (Н.М. Короткова, Е.А. Сидякина).
Новизна исследования заключается в следующем: выявлены потенциальные возможности технологии культурных практик - коллекционирование в развитии речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами и учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций разработанных диагностических материалов и содержания образовательной работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня по 15 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы).
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 5 таблицами.
Речь относится к главным средствам общения и орудиям мышления, которые возникают и формируются в процессе диалога. А связная речь является самой сложной формой речевой деятельности.
Сходной проблемой занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и многие другие ученые. Проанализировав литературу по данной теме, были выявлены наиболее освещенные вопросы по развитию речевой активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Эта тема достаточно актуальна и изучена на современном уровне, так как в логопедии делается акцент на развитие у детей с общим недоразвитием речи III уровня связной речи, в том числе и речевой активности.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. В настоящее время среди дошкольников увеличивается количество детей с достаточно сложными речевыми нарушениями, при которых страдает формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетики, лексики, грамматики, смысловой стороны речи и других. Эти дети составляют особую группу детей с речевым недоразвитием, относящихся по психолого-педагогической классификации к общему недоразвитию речи.
Мы в своем исследовании предлагаем обратиться к технологии культурных практик - коллекционирование. Разновидность познавательноисследовательской деятельности - коллекционирование, способствует развитию речевой активности у детей с общим недоразвитием речи III уровня, так как в процессе работы с экспонатами коллекции дети активно участвуют в обсуждении историй каждого экспоната.
Целью констатирующего этапа эксперимента было - выявление уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В констатирующем этапе эксперимента принимали участие 2 группы детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня МБУ детского сада № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти по 10 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы).
Основываясь на исследования В.П. Глухова, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой мы обосновали показатели уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с показателями мы подобрали диагностические задания.
По результатам констатирующего эксперимента мы констатировали, что к низкому уровню развития речевой активности мы условно отнесли 4 ребенка (40%) экспериментальной группы и 5 детей (50%) контрольной группы; к среднему уровню мы условно отнесли 5 детей (50%) экспериментальной группы и 4 ребенка (40%) контрольной группы; к высокому уровню мы условно отнесли 1 ребенка (10%) экспериментальной группы и 1 ребенка (10%) контрольной группы.
Результаты исследования демонстрируют необходимость разработки и реализации содержания работы развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Технология культурных практик - коллекционирование имеет достаточный потенциал для организации такой работы.
На формирующем этапе было разработано содержание и была организована работа по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование в соответствии с показателями речевой активности.
Мы предположили, что развитие речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование будет возможным, если:
- определены темы, основания и предметы в рамках содержания коллекций;
-реализована поэтапная совместная деятельность детей, педагога и родителей воспитанников по созданию, оформлению и презентации коллекций;
-в ходе коллекционирования будут создаваться ситуации, которые позволят ребенку самостоятельно изъявить желание поделиться собственными впечатлениями.
На первом этапе реализации технологии культурных практик - коллекционирование в соответствии темой и содержанием работы из комплексно-тематического плана адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (далее - АООП ДО) для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня мы определили темы коллекций.
Далее мы выбрали одну тему коллекции, определили, по каким основаниям могут быть собраны экспозиции в рамках этой коллекции.
На первом ценностно-ориентационном шаге в совместной деятельности мы использовали различные формы работы, направленные на развитие у детей и родителей интереса к миру общественных отношений, отраженному в коллекциях, мотивируя детей принять участие в обсуждении.
Работа по созданию коллекции осуществлялась в рамках календарнотематического планирования - тема недели «Защитники Отечества». Решались задачи в рамках АООП ДО и задачи в рамках развития речевой активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня:
-формировать у детей умение устанавливать лексико-смысловые отношения между объектами коллекционирования и переносить их в виде законченной фразы-высказывания;
-формировать у детей умение правильно использовать способы сочинительной связи;
-формировать у детей умение использовать разнообразные лексические средства: сравнения, антонимы, синонимы, слова- определения и разные части речи;
-формировать у детей умение правильно выстраивать композицию высказывания-описательного рассказа, соблюдая правильную структуру: начало, середина, конец;
-формировать у детей умение придумать интересный, развёрнутый сюжет, соблюдая логическую последовательность;
-формировать у детей умение излагать текст плавно, с интонацией, в умеренном темпе.
Следуя представленному нами алгоритму технологии культурных практик - коллекционирование, мы провели с детьми работу по сбору коллекции «Магниты» по основаниям: «Путешествие: (курортное)» и «По увлечению»; коллекции «Открытки» по основаниям: «По памяти» и «Праздничные».
Таким образом, в результате сбора коллекции «Магнитов» по основаниям: «Историческое: Памятники ВОВ городов Поволжья»,
«Путешествие: (курортное)», «По увлечению» и сбора коллекции открыток по основаниям: «По памяти» и «Праздничные», в рамках технологии культурных практик - коллекционирование, у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня было сформировано осознанное отношение к истории своей семьи, эмоционально-положительного отношение к героическому прошлому нашей страны через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования; значительно повысилась речевая активность по всем показателям.
Результаты контрольного этапа исследования демонстрируют положительную динамику уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в экспериментальной группе:
-количество детей с низким уровнем развития речевой активности снизилось на 20%;
-количество детей с высоким уровнем развития речевой активности увеличилось на 40%.
Это свидетельствует о том, что работа, организованная на
формирующем этапе, оказалась успешной.
В контрольной группе, исходя из результатов, полученных на контрольном этапе, можно говорить о том, что результаты не изменились и динамики уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня контрольной группы не наблюдается.
Анализ результатов показал, что проведенная работа по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование оказалась успешной.
Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Задачи исследования решены, цель достигнута.
Сходной проблемой занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и многие другие ученые. Проанализировав литературу по данной теме, были выявлены наиболее освещенные вопросы по развитию речевой активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Эта тема достаточно актуальна и изучена на современном уровне, так как в логопедии делается акцент на развитие у детей с общим недоразвитием речи III уровня связной речи, в том числе и речевой активности.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. В настоящее время среди дошкольников увеличивается количество детей с достаточно сложными речевыми нарушениями, при которых страдает формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетики, лексики, грамматики, смысловой стороны речи и других. Эти дети составляют особую группу детей с речевым недоразвитием, относящихся по психолого-педагогической классификации к общему недоразвитию речи.
Мы в своем исследовании предлагаем обратиться к технологии культурных практик - коллекционирование. Разновидность познавательноисследовательской деятельности - коллекционирование, способствует развитию речевой активности у детей с общим недоразвитием речи III уровня, так как в процессе работы с экспонатами коллекции дети активно участвуют в обсуждении историй каждого экспоната.
Целью констатирующего этапа эксперимента было - выявление уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В констатирующем этапе эксперимента принимали участие 2 группы детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня МБУ детского сада № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти по 10 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы).
Основываясь на исследования В.П. Глухова, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой мы обосновали показатели уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с показателями мы подобрали диагностические задания.
По результатам констатирующего эксперимента мы констатировали, что к низкому уровню развития речевой активности мы условно отнесли 4 ребенка (40%) экспериментальной группы и 5 детей (50%) контрольной группы; к среднему уровню мы условно отнесли 5 детей (50%) экспериментальной группы и 4 ребенка (40%) контрольной группы; к высокому уровню мы условно отнесли 1 ребенка (10%) экспериментальной группы и 1 ребенка (10%) контрольной группы.
Результаты исследования демонстрируют необходимость разработки и реализации содержания работы развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Технология культурных практик - коллекционирование имеет достаточный потенциал для организации такой работы.
На формирующем этапе было разработано содержание и была организована работа по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование в соответствии с показателями речевой активности.
Мы предположили, что развитие речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование будет возможным, если:
- определены темы, основания и предметы в рамках содержания коллекций;
-реализована поэтапная совместная деятельность детей, педагога и родителей воспитанников по созданию, оформлению и презентации коллекций;
-в ходе коллекционирования будут создаваться ситуации, которые позволят ребенку самостоятельно изъявить желание поделиться собственными впечатлениями.
На первом этапе реализации технологии культурных практик - коллекционирование в соответствии темой и содержанием работы из комплексно-тематического плана адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (далее - АООП ДО) для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня мы определили темы коллекций.
Далее мы выбрали одну тему коллекции, определили, по каким основаниям могут быть собраны экспозиции в рамках этой коллекции.
На первом ценностно-ориентационном шаге в совместной деятельности мы использовали различные формы работы, направленные на развитие у детей и родителей интереса к миру общественных отношений, отраженному в коллекциях, мотивируя детей принять участие в обсуждении.
Работа по созданию коллекции осуществлялась в рамках календарнотематического планирования - тема недели «Защитники Отечества». Решались задачи в рамках АООП ДО и задачи в рамках развития речевой активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня:
-формировать у детей умение устанавливать лексико-смысловые отношения между объектами коллекционирования и переносить их в виде законченной фразы-высказывания;
-формировать у детей умение правильно использовать способы сочинительной связи;
-формировать у детей умение использовать разнообразные лексические средства: сравнения, антонимы, синонимы, слова- определения и разные части речи;
-формировать у детей умение правильно выстраивать композицию высказывания-описательного рассказа, соблюдая правильную структуру: начало, середина, конец;
-формировать у детей умение придумать интересный, развёрнутый сюжет, соблюдая логическую последовательность;
-формировать у детей умение излагать текст плавно, с интонацией, в умеренном темпе.
Следуя представленному нами алгоритму технологии культурных практик - коллекционирование, мы провели с детьми работу по сбору коллекции «Магниты» по основаниям: «Путешествие: (курортное)» и «По увлечению»; коллекции «Открытки» по основаниям: «По памяти» и «Праздничные».
Таким образом, в результате сбора коллекции «Магнитов» по основаниям: «Историческое: Памятники ВОВ городов Поволжья»,
«Путешествие: (курортное)», «По увлечению» и сбора коллекции открыток по основаниям: «По памяти» и «Праздничные», в рамках технологии культурных практик - коллекционирование, у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня было сформировано осознанное отношение к истории своей семьи, эмоционально-положительного отношение к героическому прошлому нашей страны через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования; значительно повысилась речевая активность по всем показателям.
Результаты контрольного этапа исследования демонстрируют положительную динамику уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в экспериментальной группе:
-количество детей с низким уровнем развития речевой активности снизилось на 20%;
-количество детей с высоким уровнем развития речевой активности увеличилось на 40%.
Это свидетельствует о том, что работа, организованная на
формирующем этапе, оказалась успешной.
В контрольной группе, исходя из результатов, полученных на контрольном этапе, можно говорить о том, что результаты не изменились и динамики уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня контрольной группы не наблюдается.
Анализ результатов показал, что проведенная работа по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование оказалась успешной.
Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК - КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020





