ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира 9
1.1 Теоретический анализ проблемы формирования у детей 6-7 лет
представлений о материальной культуре народов мира 9
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет
представлений о материальной культуре народов мира 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений
о материальной культуре народов мира 21
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования у
детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира 31
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности представлений у
детей 6-7 лет о материальной культуре народов мира 39
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения 52
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира 9
1.1 Теоретический анализ проблемы формирования у детей 6-7 лет
представлений о материальной культуре народов мира 9
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет
представлений о материальной культуре народов мира 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений
о материальной культуре народов мира 21
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования у
детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира 31
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности представлений у
детей 6-7 лет о материальной культуре народов мира 39
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения 52
Под воздействием интеграционных процессов, характерных для первого десятилетия XXI века, в социальных сферах жизни активизируется взаимодействие представителей различных культур. С современной демократизацией общества связаны не только прогрессивные изменения, происходящие в мире, но некоторые негативные явления. Нарушаются традиционные многовековые связи между народами, этносов пытаются разделить по национально-территориальному признаку, осуществляется широкая культурная агрессия против определенных народов, национальностей, специально разжигают этнические конфликты. Обострение национальных отношений в мировом сообществе диктует необходимость придания межэтническим проблемам и многокультурным образованиям первостепенное значение.
Национальная доктрина образования Российской Федерации призывает обеспечить: воспитание молодого поколения в духе сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России.
Культура, как область человеческой деятельности, связанна с самовыражением человека, с проявлением его субъектности. Исследователи культуру делят условно на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. В свою очередь она подразделяется на культуру труда, повседневности и топоса.
Одно из требований последнего федерального государственного стандарта дошкольного образования связано с развитием у детей представлений о нашей планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Приобщая ребенка к культуре разных народов, можно воспитать уверенную, толерантную, свободную личность, умеющую жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми (Н.С. Белобородова, М.И. Богомолова, Е.Н. Кергилова, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.). Формирование полноценной личности неотделимо от осознания себя представителем своего народа.
Анализ исследований В.Д. Ботнарь, М.И. Богомоловой, М. Дунина- Васовича, Л.А. Парамоновой, Е.Ю. Протасовой, А.М. Сунд, Э.К. Сусловой, и многих других доказывает важность развития чувства национальной принадлежности с дошкольного возраста.
Наиболее благоприятным периодом для приобщения детей к истокам и ценностям народной культуры, возрождению преемственности поколений является период дошкольного возраста. В этот период игра, являясь ведущим видом деятельности, выступает универсальным педагогическим средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Анализ исследований проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира позволил сформулировать противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий реализации этого процесса.
Опираясь на выше сказанное, была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира?»
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира будет эффективным, если разработать и реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- поэтапное формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира (эмоционально-мотивационный, интеллектуальный, действенно-практический).
- отбор содержания, форм и средств работы в соответствии с возрастными особенностями детей и показателями сформированности представлений о материальной культуре народов мира;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическим материалом, играми.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
З. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Для решения поставленных задач, в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение опыта и массовой практики, анализ полученных данных), эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили:
- исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
- положения о единстве и взаимосвязи когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в социально-нравственном воспитании детей (А.В. Запорожец, С.А. Козлова, С.Г. Якобсон);
- идеи поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотец);
- исследования М.И. Богомоловой, Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой о формировании культурных традиций разных народов у детей дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования МАОУ ДС № 79 «Гусельки» г. о. Тольятти.
Новизна работы заключается в определении психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Теоретическая значимость: исследования состоит в обосновании психолого-педагогических условий и показателей оценки степени сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Практическая значимость. Содержание, формы, средства формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов других дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источников), 11 таблиц, 2 рисунков и 6 приложения. Текст бакалаврской работы изложен на 44 страницах. Общий объем работы с приложением - 64 страниц
Национальная доктрина образования Российской Федерации призывает обеспечить: воспитание молодого поколения в духе сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России.
Культура, как область человеческой деятельности, связанна с самовыражением человека, с проявлением его субъектности. Исследователи культуру делят условно на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. В свою очередь она подразделяется на культуру труда, повседневности и топоса.
Одно из требований последнего федерального государственного стандарта дошкольного образования связано с развитием у детей представлений о нашей планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Приобщая ребенка к культуре разных народов, можно воспитать уверенную, толерантную, свободную личность, умеющую жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми (Н.С. Белобородова, М.И. Богомолова, Е.Н. Кергилова, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.). Формирование полноценной личности неотделимо от осознания себя представителем своего народа.
Анализ исследований В.Д. Ботнарь, М.И. Богомоловой, М. Дунина- Васовича, Л.А. Парамоновой, Е.Ю. Протасовой, А.М. Сунд, Э.К. Сусловой, и многих других доказывает важность развития чувства национальной принадлежности с дошкольного возраста.
Наиболее благоприятным периодом для приобщения детей к истокам и ценностям народной культуры, возрождению преемственности поколений является период дошкольного возраста. В этот период игра, являясь ведущим видом деятельности, выступает универсальным педагогическим средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Анализ исследований проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира позволил сформулировать противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий реализации этого процесса.
Опираясь на выше сказанное, была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира?»
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира будет эффективным, если разработать и реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- поэтапное формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира (эмоционально-мотивационный, интеллектуальный, действенно-практический).
- отбор содержания, форм и средств работы в соответствии с возрастными особенностями детей и показателями сформированности представлений о материальной культуре народов мира;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическим материалом, играми.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
З. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Для решения поставленных задач, в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение опыта и массовой практики, анализ полученных данных), эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили:
- исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
- положения о единстве и взаимосвязи когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в социально-нравственном воспитании детей (А.В. Запорожец, С.А. Козлова, С.Г. Якобсон);
- идеи поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотец);
- исследования М.И. Богомоловой, Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой о формировании культурных традиций разных народов у детей дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования МАОУ ДС № 79 «Гусельки» г. о. Тольятти.
Новизна работы заключается в определении психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Теоретическая значимость: исследования состоит в обосновании психолого-педагогических условий и показателей оценки степени сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Практическая значимость. Содержание, формы, средства формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов других дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источников), 11 таблиц, 2 рисунков и 6 приложения. Текст бакалаврской работы изложен на 44 страницах. Общий объем работы с приложением - 64 страниц
Теоретический анализ проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира позволил сделать вывод, что проблемой занимались многие исследователи, но на современном этапе эта проблема приобрела особую актуальность. В современном мире жизнь людей невозможна без уважительного отношения к культуре разным народом, ведь войны начинаются тогда, когда люди не могут договориться друг с другом.
В работе были выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира: поэтапное формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира (эмоционально-мотивационный, интеллектуальный, действенно-практический); отбор содержания, форм и средств работы в соответствии с возрастными особенностями детей и показателями сформированности представлений о материальной культуре народов мира; обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическим материалом, играми.
На этапе констатирующего эксперимента были выделены показатели сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира и диагностические задания. Процесс констатирующего этапа показал у детей 6-7 лет низкий и средний уровни сформированности представлений о материальной культуре народов мира, что и послужило основанием проведения формирующего эксперимента.
Работу формирующего эксперимента мы представили тремя направлениями, в соответствии с выдвинутой гипотезой. Первое направление работы связано с подбором теоретического материала о народах мира: русских, японцев, индийцев и эскимосов в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет.
Второе направление работы это обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими материалами и играми. Третье направление работы направлено на осуществление поэтапного (эмоционально-мотивационного, интеллектуального, практического) формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира
По окончании формирующего этапа был проведен контрольный этап, который выявил положительную динамику в формировании у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Положительная динамика в уровне сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира подтверждает выдвинутую гипотезу об эффективности воздействия разработанных нами психолого-педагогических условий на формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, а цель и задачи исследования решены.
В работе были выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира: поэтапное формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира (эмоционально-мотивационный, интеллектуальный, действенно-практический); отбор содержания, форм и средств работы в соответствии с возрастными особенностями детей и показателями сформированности представлений о материальной культуре народов мира; обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическим материалом, играми.
На этапе констатирующего эксперимента были выделены показатели сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира и диагностические задания. Процесс констатирующего этапа показал у детей 6-7 лет низкий и средний уровни сформированности представлений о материальной культуре народов мира, что и послужило основанием проведения формирующего эксперимента.
Работу формирующего эксперимента мы представили тремя направлениями, в соответствии с выдвинутой гипотезой. Первое направление работы связано с подбором теоретического материала о народах мира: русских, японцев, индийцев и эскимосов в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет.
Второе направление работы это обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими материалами и играми. Третье направление работы направлено на осуществление поэтапного (эмоционально-мотивационного, интеллектуального, практического) формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира
По окончании формирующего этапа был проведен контрольный этап, который выявил положительную динамику в формировании у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Положительная динамика в уровне сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира подтверждает выдвинутую гипотезу об эффективности воздействия разработанных нами психолого-педагогических условий на формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, а цель и задачи исследования решены.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОЙ СТРАНЕ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛАХ РОССИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ-ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



