Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира 9
1.1 Теоретический анализ проблемы формирования у детей 6-7 лет
представлений о материальной культуре народов мира 9
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет
представлений о материальной культуре народов мира 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений
о материальной культуре народов мира 21
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования у
детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира 31
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности представлений у
детей 6-7 лет о материальной культуре народов мира 39
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения 52
Под воздействием интеграционных процессов, характерных для первого десятилетия XXI века, в социальных сферах жизни активизируется взаимодействие представителей различных культур. С современной демократизацией общества связаны не только прогрессивные изменения, происходящие в мире, но некоторые негативные явления. Нарушаются традиционные многовековые связи между народами, этносов пытаются разделить по национально-территориальному признаку, осуществляется широкая культурная агрессия против определенных народов, национальностей, специально разжигают этнические конфликты. Обострение национальных отношений в мировом сообществе диктует необходимость придания межэтническим проблемам и многокультурным образованиям первостепенное значение.
Национальная доктрина образования Российской Федерации призывает обеспечить: воспитание молодого поколения в духе сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России.
Культура, как область человеческой деятельности, связанна с самовыражением человека, с проявлением его субъектности. Исследователи культуру делят условно на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. В свою очередь она подразделяется на культуру труда, повседневности и топоса.
Одно из требований последнего федерального государственного стандарта дошкольного образования связано с развитием у детей представлений о нашей планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Приобщая ребенка к культуре разных народов, можно воспитать уверенную, толерантную, свободную личность, умеющую жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми (Н.С. Белобородова, М.И. Богомолова, Е.Н. Кергилова, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.). Формирование полноценной личности неотделимо от осознания себя представителем своего народа.
Анализ исследований В.Д. Ботнарь, М.И. Богомоловой, М. Дунина- Васовича, Л.А. Парамоновой, Е.Ю. Протасовой, А.М. Сунд, Э.К. Сусловой, и многих других доказывает важность развития чувства национальной принадлежности с дошкольного возраста.
Наиболее благоприятным периодом для приобщения детей к истокам и ценностям народной культуры, возрождению преемственности поколений является период дошкольного возраста. В этот период игра, являясь ведущим видом деятельности, выступает универсальным педагогическим средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Анализ исследований проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира позволил сформулировать противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий реализации этого процесса.
Опираясь на выше сказанное, была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира?»
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира будет эффективным, если разработать и реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- поэтапное формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира (эмоционально-мотивационный, интеллектуальный, действенно-практический).
- отбор содержания, форм и средств работы в соответствии с возрастными особенностями детей и показателями сформированности представлений о материальной культуре народов мира;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическим материалом, играми.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
З. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Для решения поставленных задач, в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение опыта и массовой практики, анализ полученных данных), эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили:
- исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
- положения о единстве и взаимосвязи когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в социально-нравственном воспитании детей (А.В. Запорожец, С.А. Козлова, С.Г. Якобсон);
- идеи поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотец);
- исследования М.И. Богомоловой, Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой о формировании культурных традиций разных народов у детей дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования МАОУ ДС № 79 «Гусельки» г. о. Тольятти.
Новизна работы заключается в определении психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Теоретическая значимость: исследования состоит в обосновании психолого-педагогических условий и показателей оценки степени сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Практическая значимость. Содержание, формы, средства формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов других дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источников), 11 таблиц, 2 рисунков и 6 приложения. Текст бакалаврской работы изложен на 44 страницах. Общий объем работы с приложением - 64 страниц
Теоретический анализ проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира позволил сделать вывод, что проблемой занимались многие исследователи, но на современном этапе эта проблема приобрела особую актуальность. В современном мире жизнь людей невозможна без уважительного отношения к культуре разным народом, ведь войны начинаются тогда, когда люди не могут договориться друг с другом.
В работе были выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира: поэтапное формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира (эмоционально-мотивационный, интеллектуальный, действенно-практический); отбор содержания, форм и средств работы в соответствии с возрастными особенностями детей и показателями сформированности представлений о материальной культуре народов мира; обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическим материалом, играми.
На этапе констатирующего эксперимента были выделены показатели сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира и диагностические задания. Процесс констатирующего этапа показал у детей 6-7 лет низкий и средний уровни сформированности представлений о материальной культуре народов мира, что и послужило основанием проведения формирующего эксперимента.
Работу формирующего эксперимента мы представили тремя направлениями, в соответствии с выдвинутой гипотезой. Первое направление работы связано с подбором теоретического материала о народах мира: русских, японцев, индийцев и эскимосов в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет.
Второе направление работы это обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими материалами и играми. Третье направление работы направлено на осуществление поэтапного (эмоционально-мотивационного, интеллектуального, практического) формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира
По окончании формирующего этапа был проведен контрольный этап, который выявил положительную динамику в формировании у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Положительная динамика в уровне сформированности у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира подтверждает выдвинутую гипотезу об эффективности воздействия разработанных нами психолого-педагогических условий на формирование у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре народов мира.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, а цель и задачи исследования решены.
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2005. - 115 с.
2. Богомолова, Т. История земли самарской через глиняную игрушку. Народные промыслы Поволжья [Текст] / Т. Богомолова // Волжская коммуна.
- 2017. - 22 февраля. - С. 3.
3. Бабунова, Е.С. Методика становления этнокультурной образованности детей предшкольного возраста [Текст] / Е.С. Бабунова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 8. - С. 55-59.
4. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления
этнокультурной образованности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: автореф. дис. докт. пед. наук, защищена 24.06 2009 / Е.С. Бабунова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-т, 2009. - 45 с.
5. Бережнова, О.В. Образовательная программа как модель организации образовательного пространства в ДОУ [Текст] / О.В. Бережнова.
- М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2010. - 56 c .
6. Бондаренко, А.К. Психодиагностики в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2013. - 235 с.
7. Белехова, С.Е. Основы изобразительного искусства в дошкольном образовании [Текст]: учебник для учащихся / С.Е. Белехова. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 217 с.
8. Бровко, Н.В. Творческое восприятие [Текст]: методические указания к практическим занятиям по изобразительной деятельности / Н.В. Бровко. - Оренбурга : ГОУ ОГУ, 2013. - 28 с.
9. Вахнянская, И.Л. Эстетическое развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие / И.Л. Вахнянская. - М. : Ижевск : Образование в Удмуртии, 2014. - 96 с.
10. Волков, Г.Н. Этонпедагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М. : Изд.центр «Академия», 1999. - 168 с.
11. Воробьев, Н.Е Проблемы поликультурного образования в современном обществе [Текст] / Н.Е Воробьев. - М. : Вестник высшей школы, 2006. - С. 38-43.
12. Газзаева, З.Ш. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника [Текст] / З.Ш. Газзаева, О.Ю Абрамочкина. - М. : «Управление ДОУ», 2011. - 97 с.
13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М. : Московский издательский центр, 2013. - 253 с.
14. Джуринский, А.Н. Педагогика в многонациональном мире [Текст]: учебное пособие/ А.Н. Джуринский. - М. : Владос, 2010. - 240 с
15. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Г.В. Лаврентьева. - М. : Педагогика, 2014. - 128 с.
16. Дмитриев, Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип [Текст] / Г.Д. Дмитриев. - М. : Педагогика, 2012. - 63 с.
17. Доможакова.Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Доможакова // Управление ДОУ. - М. : Педагогика, 2013. - 80 с.
18. Драч, Г.В. Культурология. Краткий тематический словарь [Текст] / Г.В. Драч, Т.П. Матяш. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 192 с.
19. Ильина, Е.А. Культурология [Текст] / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. - М. : МИЭМП, 2005. - 104 с.
20. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону Феникс, 2000. - 448 с.
21. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л.Д. Морозова // Управление ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
22. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://suvagcentr.ru/userfiles/files/links/doktrina.pdf (Дата обращения:
05.09.2015).
23. Николаева, В.В. Пути формирование этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.В. Николаева. - М. : Педагогика, 2011. - С. 29-32.
24. Пархоменко, И.Т. Культурология в вопросах и ответах [Текст] / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. - М. : Центр, 2008. - 329 с.
25. Пархоменко, И.Т. Культурология в вопросах и ответах [Текст] / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. - М. : Центр, 2008. - 329 с.
26. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И. Рыбалова. - М. : Владос, 2014. - С. 45-50.
27. Реан, А. Психология и педагогика [Текст] / А Реан, Н. Бордовская. - М. : Владос, 2014. - 77 c.
28. Скоролупова, О.А. Образовательные области ООП дошкольного образования и их интеграция [Текст] / О.А. Скоролупова. - М. : Педагогика, 2010. - С. 6.
29. Строганова, Л.В Педагогическое общество России [Текст] / Л.В. Строганова. - М. : Владос, 2015. - 128 с.
30. Синягина, Н.Ю. Поликультурное образование и его педагогические риски [Текст] / Н.Ю. Синягина. - М. : Институт психологии РАН, «Академический проект», 2013. - 86 с.
31. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология [Текст] / Т.Г. Стефаненко. - М. : Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
32. Сафиуллина, Л.Н. Творческий проект «Татарская народная безликая кукла из щепы» [Текст] / Л.Н. Сафиуллина // Дошкольное воспитание, 2014. - №11. - С.11-12.
33. Свешников, Б.Н. Духовная культура России: учебное пособие [Текст] / Б.Н. Свешников. - М. : РГОТУПС, 2004. - 147 с.