ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1 Зарубежные теории медиаобразования
1.2.Специфика развития медиаобразования в России
1.3.Понятие «медиаобразование»
Глава 2. ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ТЕОРИИ
И ПРАКТИКЕ
2.1.Научные исследования в области медиаобразования в России в
период 1960 -2008гг
2.2.Анализ результатов исследования освещения проблем
медиаобразования в научных трудах
2.3.Анализ результатов исследования освещения проблемы
медиаобразования в журнале «Журналист» на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«В современном мире, насквозь пронизанном информационными потоками, журналистика стала не только источником новостей и ареной обмена мнениями, не только предметом научных дискуссий, но и объектом пристального внимания и осмысления со стороны различных социальных институтов. По поводу журналистики и ее роли в обществе высказываются государственные и общественные деятели, влиятельные политики и другие лидеры мнений. Такое заинтересованное отношение социума к медийной сфере и, соответственно, к профессии журналиста объясняется как чрезвычайно сложной структурой, полифункциональностью ее общественных обязанностей, так и вступлением мира в новую информационную эпоху»[Жилавская, И.В. Медиаобразовательные технологии печатных СМИ // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011. - № 5. - URL: НЦр://)оит.ш8и.ги(Дата обращения 30.01.2017)].
«Наряду с этими факторами в настоящее время заметно вырослароль аудитории в формировании медиасреды, публика перестала быть объектом, она стала активным субъектом медийных процессов»[Жилавская, И.В. Медиаобразовательные технологии печатных СМИ. -URL:
ЬДр://)оигп.ш8и.ги(Дата обращения 30.01.2017)]. Таким образом, «от уровня ее медиаактивности и медиаинформационной грамотности зависит целостность медиапространства и его безопасность со всеми, входящими в него элементами. Данные трансформации в системе массовых коммуникаций обуславливают актуализацию медиаобразования аудитории, которая сегодня стала активным субъектом информационных отношений»[Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации : монография. - Челябинск : изд-во Челяб. Гос. ун-та, 2007. - 270 с.].
На современном этапе актуальной становится проблема не только получения информации, но и ее правильного отбора, оценки. Умения отличать факт от мнения, оценивать достоверность информации, распознавать манипулятивные технологии и фейковые новости необходимы современному человеку. Формировать данные умения нужно начиная с детского возраста и продолжать этот процесс в течении всей жизни. Отмеченное явление говорит о том, что «российскому медиаобразованию сегодня следует самоопределиться как отрасли духовного производства, направленной на формирование медиакомпетентной личности, выступающей гарантом медиабезопасного общества»[Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. - Челябинск, 2007.].
Курс на модернизацию, провозглашенный российскими политиками, невозможен без соучастия медиакомпетентной личности, которая обладает всей полнотой информации о происходящих событиях, умеет управлять этой информацией, ее оценивать, интерпретировать и с ее помощью организовать профессиональную деятельность.
По мнению И.А. Фатеевой «в этой ситуации именно СМИ могут и должны включиться в процесс институционализации медиаобразования и самоопределения его как автономной отрасли современного гуманитарного знания. Для организаций массмедиа - это жизненная необходимость, которая в определенном смысле поможет сохранить институт журналистики, а самой медиаотрасли - выйти на новый уровень социально-экономических отношений»[5URL: http://lib.csu.ru (Дата обращения 16.11.2016)].
«Исследователи всегда отводили СМИ и журналистике значительное место в социализации личности, воздействии на формирование идей и мнений, создании условий для развития медиаграмотности и медиакультуры»[URL: http://journ.msu.ru(Дата обращения 30.01.2017)]. Активное участие в разработке основ формирования медийной и информационной грамотности принимает ЮНЕСКО. Данная организация сформулировала цели и принципы медиаобразования в Грюнвальдской декларации ЮНЕСКО по медиаобразованию (1982), Александрийской декларации об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни «Маяки информационного общества» (2005), Парижской повестки ЮНЕСКО (2007), Московской декларации по медиа- и информационной грамотности (2012) и оказывает поддержку странам-членам в достижении целей медийной и информационной грамотности.
«Экспертами в области медиа подчеркивалось, что вместо того, чтобы осуждать или одобрять несомненную силу средств информации, мы должны признать их существенное влияние и проникновение во все сферы жизни как установленный факт, а также учитывать их важность как неотъемлемого элемента современной культуры. Мы не должны недооценивать ни роль коммуникации и средств информации в процессе развития, ни их функцию как инструмента активного участия граждан в жизни общества. Политическим и образовательным системам необходимо признать, что их обязанностью является содействие критическому пониманию гражданами феномена коммуникации»[Жилавская, И.В. Становление отрасли медиаобразования как условие медиабезопасности общества [Текст] / И.В. Жилавская //Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №21 (312). - С. 201 - 208.]. По мнению И.В. Жилавской, ведущего ученого в сфере медиаобразования, «одной из функций современной журналистики является именно медиаобразовательная». Смысл медиаобразовательной функции состоит в «повышении медиакомпетентности массовой аудитории, развитии ее способности адекватно воспринимать содержащуюся в СМИ информацию, анализировать ее и создавать собственные общественно значимые медиатексты, соответствующие нормам и принципам информационной культуры»[Жилавская, И.В. Медиаобразовательные технологии печатных СМИ // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011. - № 5]. «Это может произойти в том случае, если СМИ в полной мере осознают свой медиаобразовательный потенциал, направленный на работу с аудиторией»[]. В редакциях СМИ используется «комплекс технологий, отвечающих непосредственно за работу с читателями, зрителями, слушателями. Часть этих технологий носит медиаобразовательный характер»[Жилавская И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема // Ветник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - № 3. - Том 1. - С. 121].
«Медиаобразовательные технологии, главным образом, направлены на широкую аудиторию. Они способствуют трансформации роли пользователя СМИ из потребителя в реального автора, создателя медийного контента. И задача специалистов медиаотрасли, понимающих смысл и значение медиаобразования в современной жизни, способствовать повышению уровня медиакомпетентности аудитории, с чьим вниманием и информационными потребностями работает данное конкретное СМИ»[Жилавская И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема // Ветник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - № 3. - Том 1. - С. 121]. Короченский А.П., отмечает, что «медиаобразование и журналистика объективно являются союзниками в формировании в российском обществе высокой медиакультуры граждан»[Короченский, А.П. Отечественная журналистская наука: между пошлым и будущим / Журналистика и медиаобразование в XXI веке : сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сентября 2006 г.). Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. С. 18.].
«Кто, как не журналисты могут показать, как быстро и профессионально искать информацию, добывать ее, критически оценивать и создавать новый информационный продукт социального характера? - пишет И.В. Жилавская. - Специалисты медиаотрасли владеют всеми тонкостями формирования информационной повестки дня, технологиями сбора и обработки информации, техническими навыками работы с современным медиатекстом».
Жилавская И.В. отмечает, «что так называемые народные корреспонденты, создавая свой самодеятельный контент, существенно снижают представления массового потребителя о качественном медиатексте. Обилие непроверенной информации, большие проблемы с русским языком, сниженная лексика, некачественное видео, низкого уровня фотографии, плохой звук - все это признаки непрофессиональной работы, которая автоматически переносится на профессию журналиста. Это негативно сказывается на качестве медиасреды в целом и конкретных СМИ, в частности»[Жилавская И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема. - С.]. Мы разделяем точку зрения Ирины Владимировны Жилавской, справедливо отмечающей, что «в подобных обстоятельствах медиаобразование, медиапросвещение населения - это, с одной стороны, зона социальной ответственности медиапредприятий по учету интересов и реализации прав граждан на качественную информацию, с другой, в определенном смысле форма самосохранения и самозащиты от размывания профессиональной деятельности вплоть до утраты профессии»[Жилавская И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема. - С. 121].
«Медиаобразовательный потенциал СМИ - это необходимые средства и условия для реализации целенаправленной деятельности редакционного коллектива по повышению уровня медиакомпетентности своей аудитории, роста ее медиакультуры.
Условия, при которых возможно эффективное раскрытие медиаобразовательного потенциала СМИ - это мотивация руководства редакции и ее коллектива, корпоративная культура, высокий уровень социальной ответственности, а также развитая окружающая медиасреда, медиаактивность граждан, способных осознавать свои информационные потребности»[Жилавская И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема. - С. 122].
Необходимость медиаобразования на современном этапе развития информационного общества не вызывает сомнения. «Подготовка к жизни в окружении медиа, безусловно, является необходимым элементом социализации личности. Большинство цивилизованных стран признали необходимость перехода от стихийной социализации к целенаправленной. Этот процесс должен осуществляться при участии профессиональных педагогов (медиапедагогов) в системе формального, неформального образования»[ Фатеева И.А. Непрофессиональное медиаобразование и его кадровое обеспечение // URL: http://cyberleninka.ru (Дата обращения 01.01.2017)].
Следует отметить, что современные теории медиаобразования аккумулируют в себе и педагогические теории, и теории медиа. Проблема заключается в том, что «задачи медиаобразования педагоги решают, как правило, в отрыве от медиасообщества. В свою очередь, медиасообщество, пребывая в перманентном переходном периоде поиска своей роли в новой медиареальности, к сожалению, пока не выработало своего отношения к медиаобразованию»[ Фатеева И.А. Непрофессиональное медиаобразование и его кадровое обеспечение // URL: http://cyberleninka.ru (Дата обращения 01.01.2017)]. Мы полагаем, что журналистское научное сообщество находится на пороге осмысления роли медиаобразования в СМИ. Таким образом, сегодня мы имеем множество не согласованных подходов и отсутствие эффективной системы продвижения теории медиаобразования в практику.
Анализ научных трудов по проблемам медиаобразования, размещенных на специализированных сайтах (http://www.mediagram.ru/ ,
http://www.mediaeducation.ru/ и др.)показывает, что большая часть из них, за редким исключением, относится к области педагогики. В диссертационных исследованиях педагогов не рассматривается медиаобразовательный потенциал СМИ. В сложившейся ситуации особую ценность приобретают теории объединяющие в себе педагогическое и медийное начала. Примером может служить концепция, предложенная Жилавской И.В.
В настоящее время «далеко не все руководители СМИ способны к долгосрочному планированию или готовы ставить перед собой задачу повышения уровня медиакомпетентности аудитории и вести целенаправленную медиаобразовательную деятельность. В этом смысле педагогическая модель предполагает более высокую ценностную составляющую по определению. Проблема же заключается в том, что медиаобразовательная мотивация на современном этапе развития российского медиаобразования не проявлена ни на уровне образовательных учреждений, ни на уровне системы образования в целом»[Жилавская И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования.- URL: http://mediascope.ru].
Проблема медиаобразования не теряет своей актуальности. Она широко обсуждается на научных конференциях, форумах, становится предметом научных дискуссий. Вместе с тем, мы можем констатировать, что в настоящее время назрела необходимость комплексного науковедческого исследования состояния проблемы медиаобразования.
По результатам наукометрического исследования, проведенного в 2008 году профессором Федоровым А.В., было сделано предположение о том, что «в медиаобразовании XXI века будут доминировать «социокультурные» и «культурологические» теории и соответствующие им задачи. Продолжится сближение тематики исследований в области медиапедагогики, медиакритики и журналистики, а количество исследований, так или иначе связанных с проблемами медиаобразования, медиаграмотности и медиакомпетентности, будет неуклонно расти»[ Федоров А.В. Медиаобразование вчера и сегодня. - М., 2009. - URL: http://dlib.rsl.ru (Дата обращения 30.11.2017)]. Со времени опубликования результатов данного исследования прошло 10 лет и, следовательно, у нас появилась возможность проверить оправдался ли данный прогноз.
Анализ состояния перспектив развития медиаобразования дал возможность выявить несоответствия, которые в свою очередь позволили сформулировать следующие противоречия:
-между возросшими требованиями к уровню медиаграмотности аудитории СМИ и недостаточностью исследований деятельности СМИ по медиаобразованию аудитории;
-между возможностями медиаобразовательных технологии и недостаточным использованием их в деятельности редакций СМИ;
-между увеличением роли медиаобразовательной функции СМИ и отсутствием профессиональной подготовки сотрудников СМИ к реализации данной функции;
-необходимостью использования медиаобразовательных технологий и не разработанностью подходов к определению содержания медиаобразования.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью развития знания о медиаобразовании. В частности, существует объективная потребность в изучении взаимосвязи науки и практики в сфере медиаобразования. Также требует осмысления процесс популяризации медиаобразования в профессиональных изданиях, обобщения накопленного научного знания о данной сфере. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность указанной проблемы в науке, возрастающее её практическое значение, а так же необходимость разрешения перечисленных выше противоречий позволили определить тему исследования: «Освещение проблем медиаобразования в научных трудах и профессиональных изданиях на современном этапе».
Объектом исследования являются диссертационные исследования по научной специальности «Журналистика», посвященные проблеме медиаобразования, и публикации в журнале «Журналист»
медиаобразовательной тематики.
Предметом исследования являются уровень осмысления состояния современного российского медиаобразования и учет имеющихся предложений по его внедрению в научной и профессиональной литературе (на примере авторефератов диссертаций, защищенных по актуальной тематике по научной специальности 10.01.10. Журналистикаи публикаций в журнале «Журналист».
Целью исследования является изучение состояния российских научных исследований в области медиаобразования и практики их реализации СМИ.
Задачи исследования:
1.Оценить степень разработанности проблемы медиаобразования в отечественной и зарубежной науке и практике, уточнить сущность понятия «медиаобразование», систематизировать сведения о реализации медиаобразовательной функции СМИ.
2.Провести контент - анализ диссертационных исследований по научной специальности «Журналистика», посвященных проблеме медиаобразования,
выполненных в период с 2012 по 2018 гг. Проследить динамику защит диссертаций.
4.Проанализировать задачи медиаобразования на современном этапе развития в теории и практике, выявить тенденции развития теоретических представлений и практики реализации медиаобразовательной функции профессиональными СМИ.
5.Провести контент-анализ публикаций в журнале «Журналист» в разделе «Журфак» за 2012 - 2015 годы по медиаобразовательной тематике. Определить степень разработанности проблемы медиаобразования сформировать системное представление об объекте и предмете исследования в контексте ведущих тенденций развития медиасферы.
Теоретико-методологическая база исследования: научные труды посвященные проблемам медиакритики и медиаобразования: Р.П. Баканова, И.В. Григорьева, И.В. Жилавской, А.А. Журина, Я.Н. Засурского, Л.А. Ивановой,А.П. Короченского, М.А. Мясниковой, А.В. Фёдорова, А.В Шарикова, М.В.Шкондина, И.В. Шаповенко и др.;труды по истории, теории и методологии журналистики А.И. Акопова, Е.Л. Вартановой, А.А. Грабельникова, С.М. Гуревича, С.Г. Корконосенко, Е.А. Корнилова, Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской, Л.Г. Свитич, А.А. Тертычного, В.В. Тулупова, М.И. Шостак.
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач: общенаучные методы (анализ, синтез, классификация, обобщение). А также методы науки журналистики: метод критического изучения источников,для выявления уровня теоретического осмысления предмета исследования, степени разработанности темы; комплексный анализ текстов для изучения содержательных и формальных характеристик публикаций, а также метод контент-анализа для получения качественных и количественных данных.
Эмпирическая база исследования: научные труды, посвященные
изучению проблем медиаобразования и медиакультуры; публикации в журнале «Журналист». Основой эмпирической базы являются публикации в журнале 11
«Журналист» за период с 2012 по 2018 год и авторефераты диссертаций на соискание ученых степеней по научной специальности 10.01.10. Журналистика, размещенные на сайте ВАК.
Гипотеза исследования:
1.В медиаобразовании доминируют социокультурные и культурологические теории и соответствующие им задачи.
2.Продолжается «сближение тематики исследований в области медиапедагогики, медиакритики и журналистики».
3.Будет возрастать количество исследований связанных с проблемами медиаобразования, медиаграмотности и медиакомпетентности.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Медиаобразование является необходимым элементом социализации личности и обеспечения информационной безопасности общества, следовательно, назрела необходимость социального заказа на медиаобразование.
2.Развитие медиаобразования тесно связано с общегосударственной политикой развития общества на основе демократических принципов и отвечает нуждам медийной отрасли во вдумчивой и социально-активной аудитории.
3.Отсутствие единой концепции и единого толкования понятия «медиаобразование» свидетельствует о том, что мы являемся свидетелями зарождения новой прикладной отрасли науки и практики со своим особым объектом и предметом исследования. На современном этапе каждая из «родительских» дисциплин (педагогика и журналистика) охотно включает медиаобразование в свой состав, наблюдается смешение журналистских и педагогических моделей медиаобразования.
4.Тенденции развития медиаобразования наметившиеся в начале XXI века и выявленные в ходе исследования профессором А.В. Федоровым изменились. Наблюдается тяготение в медиаобразовании к утилитарному, прагматическому подходу, что соответствует требованиям времени.
5.Развитие культуры взаимодействия со СМИ обеспечит не только формирование медиакомпетентной аудитории, но и профессиональное становление будущих журналистов, приобщит к лучшим журналистским практикам СМИ, послужит повышению гражданской и профессиональной активности.
Новизна работы заключается классификации и систематизации научной информации из областей знаний, «причастных» к медиаобразованию:
-проведен анализ состояния исследований медиаобразования в современных условиях;
-дан срез современной журналистской практики по освещению проблемы медиаобразования;
-выявлены конкретные изменения в освещении проблемы медиаобразования в профессиональных издании журнал «Журналист».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты представляют теоретико-методологические основания системы медиаобразования, а именно:
-уточнены сущность и содержание понятия «медиаобразование», что вносит вклад в развитие понятийно-терминологического аппарата педагогики и журналистики;
-выделены сущностные характеристики медиаобразования;
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в рамках профессионального медиаобразования для подготовки будущих журналистов к реализации медиаобразовательной функции СМИ.
Материалы исследования могут быть использованы для разработки основных профессиональных образовательных программ направления подготовки «Журналистика», профиль «Медиаобразование», программ учебных дисциплин, методических рекомендаций по организации медиаобразования. Разработанная нами методика исследования может быть использована для анализа реализации медиаобразовательной функции другими изданиями.
Апробация результатов исследования проходила на научных и научнопрактических конференциях в г. Казань, Тольятти, Челябинск. Отдельные положения магистерской диссертации опубликованы в научных статьях: 1. «Инновационные медиаобразовательные технологии в организации самостоятельной работы студентов»[^Информационное поле современной России: практики и эффекты: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (20 - 22 октября 2016 г.) / под ред. Р.П. Баканова. - Казань : Изд-во Казан. Ун-та, 2016 . - С. 391 - 395.], 2. «Журналистское образование в
условиях модернизации»[Вестник Челябинского государственного университета. 2015. - №5 (360). - С. 383388. Филология. Искусствоведение. Выпуск 94.], 3. «Социальная компетентность в
профессиональном становлении журналистов»[Этнодидактика народов России: Многомерность, многомерные компетенции: Материалы IX Международной научно-практической конференции (Нижнекамск, 12мая 2011г.) / под ред. Ф.Г. Ялалова. - Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2011.-314с.] и др.
Цель и задачи исследования определили структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, задачи, теоретико-методологическая база, охарактеризована структура работы.
В первой главе диссертации проведен ретроспективный анализ проблемы медиаобразования в России и за рубежом, уточнена сущность понятия «медиаобразование».
Во второй главе определена программа исследования тематики и проблематики диссертаций, посвященных теории и практике медиаобразования, а также публикаций в журнале «Журналист». На основе результатов контент - анализа авторефератов, размещенных на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии, по научной специальности 10.01.10 Журналистика, контент - анализа публикаций, адресованных широкой научной общественности, журналистам, студентам журфаков, определены тенденции развития медиаобразования на современном этапе.
В заключении магистерской диссертации подводятся итоги проведенного исследования, делаются обобщения, формулируются выводы, обозначаются перспективы дальнейшего исследования проблемы медиаобразования в теории и практике.
В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты:
Необходимость медиаобразования на современном этапе развития информационного (постиндустриального) не вызывает сомнения. Первые десятилетия своего существования медиаобразование имело «защитительный» уклон. Акцент делался на то, что средства массовой коммуникации (далее СМК) - это источник угроз, следовательно необходимо оградить подрастающее поколение от пагубного влияния.
Вместе с тем исследователи отмечают, что единой теоретической концепции медиаобразования так и не сложилось. Выделяют как минимум восемь основных теоретических подхода в данной области.
Анализ существующих теорий медиаобразования показал, что их условно можно разделить на три группы (подхода). К первой группе мы можем отнести теории медиаобразования, сторонники которых стремятся оградить обучающихся от пагубного влияния медиа, в том числе от низкохудожественных медиатекстов, и противопоставить этому влиянию классические культурные ценности, лучшие современные произведения.
Второй подход можно условно назвать аналитическим. В соответствии с ним главное - это в условиях переизбытка информации дать аудитории ориентиры, научить грамотно воспринимать информацию, понимать ее суть, анализировать, оценивать механизмы и последствия медиавлияния.
Третья группа теорий носит прикладной, утилитарный характер.
Мы разделяем позицию А.В. Федорова о необходимости сбалансировать медиаобразовательный процесс, включив в него элементы всех трех групп теорий.
Медиаобразованию в России около 100 лет. Оно проходило те же этапы своего становления, что и зарубежные концепции, хотя и с некоторым запозданием. Специфическими чертами российского медиаобразования,
отличающими его от медиаобразования других стран называют: 1)
практическую доминанту; 2) эстетический уклон, доминирующий в кинодвижении; 3) идеологический уклон медиаобразования; 4) необязательный фрагментарный характер и игнорирование этого направления со стороны профильного ведомства.
Несмотря на множество исследований, посвященных медиаобразованию, единого толкования этого термина до сих пор нет. В литературе, посвященной этой теме, даются различные дефиниции этого понятия. Опираясь на проведенный анализ определений понятия «медиаобразование» для исследования освещения проблем медиаобразования в научных трудах и профессиональных изданиях нами принято следующее рабочее определение «медиаобразование - это процесс развития творческих, коммуникативных способностей личности, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки и самостоятельного создания медиатекстов с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа)». Общим местом многих исследований в этой сфере является предположение о том, что в медиаобразовании будут доминировать социокультурные и
культурологические теории и соответствующие им задачи, продолжится сближение тематики исследований в области медиапедагогики, медиакритики и журналистики, будет неуклонно расти количество исследований, так или иначе связанных с проблемами медиаобразования, медиаграмотности и медиакомпетентности.
Со времени опубликования результатов первого исследования прошло 10 лет, это достаточный исторический срок для проверки эффективности решений, поэтому нам показалось интересным проверить, насколько оправдались сделанные в первое десятилетие XXI века прогнозы.
В избранный для анализа период под научным руководством доктора педагогических наук, профессора А.В Федорова и при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда был реализован проект
«Подготовка и создание научной библиотеки «Медиаобразование»
(http://edu.of.ru/medialibrary). Опираясь на полнотекстовое собрание
авторефератов диссертаций, собранных на данном сайте, профессор А.В. Федоров в дальнейшем попытался проследить эволюцию взглядов отечественных ученых на медиаобразовательные процессы в период с 1960 по 2008 год. В ходе проведенного сравнительного анализа были выявлены механизмы, породившие наиболее значимые изменения в тематике, моделях, теоретических подходах, задачах медиаобразования. В данном исследовании мы привели некоторые результаты науковедческого анализа состояния российских научных исследований в области медиаобразования, который продолжил традицию, воспринятую от А.В. Федорова.
Проведенный контент-анализ авторефератов диссертаций на соискание ученых степеней доктора филологических наук, кандидата филологических наук, размещенных на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru по научной специальности 10.01.10 Журналистика за период с марта 2012 года по апрель 2018 года в разделе «Объявления о защите диссертаций» показал, что наша гипотеза о том, что число диссертационных исследований по медиаобразованию будет неуклонно расти - не подтвердилась.
С небольшим перевесом лидирует теория «удовлетворения потребностей» аудитории, однако ее нельзя назвать ведущей.
Гипотеза о том, что в медиаобразовании доминирующие позиции займут социокультурные и культурологические теории и соответствующие им задачи, также не нашла своего подтверждения. Не выявили мы и сближения тематики исследований в области медиапедагогики, медиакритики и журналистики. Медиакритике посвящено только одно исследование.
В освещении проблем медиаобразования на страницах профессионального журнала «Журналист», начиная с 2015 года нами была выявлена тенденция тяготения к утилитарному, прагматическому подходу. В настоящее время на страницах журнала «Журналист» уже нет публикаций, пропагандирующих необходимость фундаментальной теоретической 92
подготовки, глубоких гуманитарных знаний, формирования разносторонне развитой личности. Современные публикации в журнале мы можем отнести к прагматическому тексту, типологическими характеристиками которого являются лаконичность (конкретность, четкая проработка текста), описательность (наглядные детали, последовательность, пошаговая инструкция), фактологичность, безоценочность (подчеркнутое беспристрастие), деритуализация (скептическое отношение к высоким идеям, почитаемым героям), конструктивность (полезность здесь и сейчас», для решения конкретной проблемы в конкретных обстоятельствах), прогностичность (ориентация в «ожидаемом будущем»).
По нашему убеждению, социополитическая и социакультурная обстановка в стране внесла серьезные коррективы в направление медиаисследований, но она не отменила потребность в дальнейшей проработке этой актуальной и весьма перспективной темы. Дальнейшее исследование может идти по пути расширения эмпирической базы и включения в нее других изданий, таких как «Среда», «Медиарынок», «Медиаобразование»
1.Андреева, Ю.В. Парадигмы нового мышления и стратегии обучения журналистов [Текст] /Ю.В. Андреев // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (20-22 октября 2016 г.) / под ред. Р.П. Баканова. - Казань : Изд-во Казан. Ун-та, 2016. - С. 359 - 3615.
2.Бабаева Ф. Б. Роль СМИ республики Таджикистан в правовом просвещении граждан автореф. дис. ... канд. филол. наук / Бабаева Ф. Б. Душанбе - 2015. - 22 с.
3.Баканов, Р.П. Медиакритика в российских СМИ: специфика развития [Текст] / Р.П. Баканов // Информационное поле современной России: практики и эффекты : сборник материалов Седьмой Международной научнопрактической конференции. Казань, 21-23 октября 2010г. - Казань : Казан.ун- т,2010. - С.342-350.
4.Баканов, Р.П. Медийная практика как учебная дисциплина (опыт Казанского университета) [Текст] / Р.П. Баканов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2011. - №24 (119). - Вып. 12. - С.150-159.
5.Бакулина, Ю.В. Медиакультура в сфере образовательной рефлексии [Текст] / Ю.В.Бакулина// Наука. Философия. Общество : сборник материалов V Российского философского конгресса. - Новосибирск : Параллель , 2009. - Т.3.
-С.455-456.
6.Биккулова, Г.Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования [Текст] / Г.Р. Биккулова // Инновации в образовании. - 2009.
-№3. - С.4-17.
7.Бондаренко, Е.А. Информационно-коммуникативная среда современного образования: этнокультурные аспекты медиаобразования [Текст] / Е.А. Бондаренко //Образовательные технологии XXI века. - Москва : Изд-во Ин-та содержания и методов обучения РАО,2008. - С.23-28.
8.Бондаренко, Е.А. Медиаобразование в формировании современной образовательной среды [Текст] / Е.А. Бондаренко // Образовательные технологии XXI века. - Москва : Изд-во Российской академии образования, 2009. - С.51-57.
9.Бондаренко, О.А. Отражение и формирование ценностей в молодежнойпечати (на примере Краснодарского края, Ростовской области, Республика Адыгея) :автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.А. Бондаренко. - Москва - 2014. - 28с.
10.Вахрушев, А. А. Просветительская миссия печати и литературы в провинциальной России (на материале Вятской губернии XVII - начала XX веков) : автореф. дис. ... докт. филол. наук / А. А. Вахрушев. - Санкт-Петербург. -2013. - 55 с.
11.Возчиков, В.А. Медиаграмотность в педагогической интерпретации [Текст] / В.А. Возчиков, А.Ю. Арутюнян, Е.Б. Манузина, А.А. Немирич // Медиаобразование. 2014. -№ 2 . - С. 56 - 67.
12.Гаврилов, А.Р. Политические медиавлияния и медиаобразование
как факторы политического социализма молодежи [Текст] / А.Р. Гаврилов // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (20 - 22
октября 2016 г.)/ под ред. Р.П. Баканова. - Казань: Изд-во Казан.Ун-та, 2016 - С. 377-380.
13.Гуреева, А.Н. Медиакоммуникационная деятельность российских вузов в интернет- пространстве (2014 - 2016 гг.) : автореф.дис. ... канд. филол.наук. / А.Н.Гуреева. - Москва - 2017. -24 с.
14.Давыдов, И. Масмедиа Рунета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации : аналитический доклад [Текст] / И.Давыдов. - Среда - 2000.- №11. - С.18-21.
15.Егорова, Л.Г. Медиаобразовани как фактор развития экологической культуры [Текст] / Л.Г. Егорова // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Сборник статей ХШМеждународной научно-практической конференции (20 22 октября 2016 г.) / под ред. Р.П.Баканов. - Казань : Изд-во Казан. Ун-та, 2016 . - С.385 - 390...