Особенности моторного развития слабослышащих детей
|
Введение 4
Глава 1 Особенности развития детей с нарушением слуха 7
1.1 Особенности психофизического развития и двигательных
способностей слабослышащих детей школьного возраста 7
1.2 Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей 14
1.3 Аспекты реабилитации инвалидов с нарушением слуха 16
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 22
2.1 Задачи исследования 22
2.2 Методы исследования 22
2.3 Организация исследования 27
Глава 3 Формирование двигательных навыков у слабослышащих детей 29
3.1 Особенности функционального состояния двигательного анализатора 29
3.2 Особенности развития орального праксиса у детей со сниженным
слухом 32
3.3 Особенности моторного развития слабослышащих детей 35
3.4 Особенности процесса овладения мануальными навыками в
зависимости от уровня развития моторики 38
3.5 Методика развития мануальной моторики слабослышащих детей 45
Глава 4 Результаты исследований и их обсуждение 48
4.1 Изменение функционального состояния двигательного анализатора 48
4.2. Изменение развития орального праксиса 51
4.3. Изменение показателей моторного развития 52
4.4. Влияние методики развития мануальной моторики на характер
формирования двигательных навыков слабослышащих детей 54
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Глава 1 Особенности развития детей с нарушением слуха 7
1.1 Особенности психофизического развития и двигательных
способностей слабослышащих детей школьного возраста 7
1.2 Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей 14
1.3 Аспекты реабилитации инвалидов с нарушением слуха 16
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 22
2.1 Задачи исследования 22
2.2 Методы исследования 22
2.3 Организация исследования 27
Глава 3 Формирование двигательных навыков у слабослышащих детей 29
3.1 Особенности функционального состояния двигательного анализатора 29
3.2 Особенности развития орального праксиса у детей со сниженным
слухом 32
3.3 Особенности моторного развития слабослышащих детей 35
3.4 Особенности процесса овладения мануальными навыками в
зависимости от уровня развития моторики 38
3.5 Методика развития мануальной моторики слабослышащих детей 45
Глава 4 Результаты исследований и их обсуждение 48
4.1 Изменение функционального состояния двигательного анализатора 48
4.2. Изменение развития орального праксиса 51
4.3. Изменение показателей моторного развития 52
4.4. Влияние методики развития мануальной моторики на характер
формирования двигательных навыков слабослышащих детей 54
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Актуальность исследования. Изучение моторики детей является интересной и актуальной проблемой. Движения, являясь признаком жизни и развития организма, осуществляются на протяжении всего жизненного цикла, и поэтому изучение онтогенеза моторных функций есть - изучение онтогенеза человеческого организма, в целом.
Как пишет Айзман Р.И.: «В процессе развития двигательный анализатор человека достигает высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и другие, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Действия руки являются наилучшей моделью для исследования мелкой моторики, играющей большую роль в общем двигательном развитии ребенка» [1].
По данным исследований Нейман Л.В.: «Проекция пальцев рук занимает треть всей зоны моторной проекции. В зависимости от того, насколько тонкие и дифференцированные движения осуществляет та или иная мышца, ее проекция занимает больше или меньше места. Например, мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют отдельное представительство в передней центральной извилине, в то время как крупные мышечные группы ног туловища представлены суммарно» [31].
После открытия исследователями двигательных проекций частей тела в передней центральной извилине головного мозга стали появляться экспериментальные данные о связи движения и речи [24], [38], [44], [47], [50], [56], [58].
Согласно выводам Фрадкиной Н.Р.: «Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Наличие различной степени недостаточности общей, мелкой и артикуляционной моторики отрицательно влияет на формирование у детей с недостаточным слухом не только устной речи, но и процесса письма, а также других двигательных навыков и умений» [55].
Проблема важности развития мелкой моторики освещена в большом количестве работ [2], [14], [15], [16], [19].
Система же коррекционного воздействия по формированию мелкой моторики при общем недоразвитии слуха у детей, в литературе представлена разрозненно. В этой связи, изучение данной проблемы является, на наш взгляд, актуальным для теории и практики адаптивной физической культуры.
Объектом исследования явились слабослышащие дети с различной степенью выраженности тугоухости, учащиеся коррекционной школы- интерната №5 г. Тольятти.
Предметом исследования является комплексная методика целенаправленного развития мануальной моторики у слабослышащих детей.
Гипотеза исследования. Разработка методики целенаправленного развития мануальной моторики у слабослышащих детей весьма целесообразна, так как, во-первых, послужит основой для формирования устной речи и учебных навыков, тем самым, облегчая обучаемость детей; во-вторых, создаст основу для совершенствования социальной интеграции путем более полного овладения детьми навыками бытового самообслуживания.
Цель исследования - разработка методики развития мануальной моторики средствами адаптивной физической культуры и экспериментальное обоснование ее влияния на реализацию процесса развития речи и овладение учебными навыками слабослышащих детей.
Перед исследованием были поставлены задачи:
1) Исследовать влияние уровня развития мануальной моторики на возможность овладения учебными навыками слабослышащими детьми.
2) Разработать и экспериментально обосновать методику развития мануальной моторики средствами адаптивной физической культуры у слабослышащих детей.
Научная новизна заключается в том, что в работе показан комплексный подход к решению проблемы развития двигательной сферы слабослышащих детей, в сочетании различных средств и методов адаптивной физической культуры с логопедией и лечебной педагогикой.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке комплексной методики развития мануальной моторики у слабослышащих детей средствами адаптивной физической культуры и логопедии.
Результаты работы конкретизируют использование средств, форм и методов адаптивной физической культуры и коррекционной педагогики в учебно-воспитательном процессе слабослышащих и глухих детей младшего школьного возраста. Комплексный подход к решению проблемы развития двигательной сферы учащихся с патологией слуха, в сочетании различных средств и методов адаптивной физической культуры с логопедией и лечебной педагогикой, позволяет повысить эффективность обучения детей данной категории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности применения комплексной методики развития мануальной моторики у слабослышащих детей средствами адаптивной физической культуры и логопедии.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, 4 глав, заключения; содержит 7 таблиц, 4 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 67 страницах машинописного текста.
Как пишет Айзман Р.И.: «В процессе развития двигательный анализатор человека достигает высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и другие, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Действия руки являются наилучшей моделью для исследования мелкой моторики, играющей большую роль в общем двигательном развитии ребенка» [1].
По данным исследований Нейман Л.В.: «Проекция пальцев рук занимает треть всей зоны моторной проекции. В зависимости от того, насколько тонкие и дифференцированные движения осуществляет та или иная мышца, ее проекция занимает больше или меньше места. Например, мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют отдельное представительство в передней центральной извилине, в то время как крупные мышечные группы ног туловища представлены суммарно» [31].
После открытия исследователями двигательных проекций частей тела в передней центральной извилине головного мозга стали появляться экспериментальные данные о связи движения и речи [24], [38], [44], [47], [50], [56], [58].
Согласно выводам Фрадкиной Н.Р.: «Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Наличие различной степени недостаточности общей, мелкой и артикуляционной моторики отрицательно влияет на формирование у детей с недостаточным слухом не только устной речи, но и процесса письма, а также других двигательных навыков и умений» [55].
Проблема важности развития мелкой моторики освещена в большом количестве работ [2], [14], [15], [16], [19].
Система же коррекционного воздействия по формированию мелкой моторики при общем недоразвитии слуха у детей, в литературе представлена разрозненно. В этой связи, изучение данной проблемы является, на наш взгляд, актуальным для теории и практики адаптивной физической культуры.
Объектом исследования явились слабослышащие дети с различной степенью выраженности тугоухости, учащиеся коррекционной школы- интерната №5 г. Тольятти.
Предметом исследования является комплексная методика целенаправленного развития мануальной моторики у слабослышащих детей.
Гипотеза исследования. Разработка методики целенаправленного развития мануальной моторики у слабослышащих детей весьма целесообразна, так как, во-первых, послужит основой для формирования устной речи и учебных навыков, тем самым, облегчая обучаемость детей; во-вторых, создаст основу для совершенствования социальной интеграции путем более полного овладения детьми навыками бытового самообслуживания.
Цель исследования - разработка методики развития мануальной моторики средствами адаптивной физической культуры и экспериментальное обоснование ее влияния на реализацию процесса развития речи и овладение учебными навыками слабослышащих детей.
Перед исследованием были поставлены задачи:
1) Исследовать влияние уровня развития мануальной моторики на возможность овладения учебными навыками слабослышащими детьми.
2) Разработать и экспериментально обосновать методику развития мануальной моторики средствами адаптивной физической культуры у слабослышащих детей.
Научная новизна заключается в том, что в работе показан комплексный подход к решению проблемы развития двигательной сферы слабослышащих детей, в сочетании различных средств и методов адаптивной физической культуры с логопедией и лечебной педагогикой.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке комплексной методики развития мануальной моторики у слабослышащих детей средствами адаптивной физической культуры и логопедии.
Результаты работы конкретизируют использование средств, форм и методов адаптивной физической культуры и коррекционной педагогики в учебно-воспитательном процессе слабослышащих и глухих детей младшего школьного возраста. Комплексный подход к решению проблемы развития двигательной сферы учащихся с патологией слуха, в сочетании различных средств и методов адаптивной физической культуры с логопедией и лечебной педагогикой, позволяет повысить эффективность обучения детей данной категории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности применения комплексной методики развития мануальной моторики у слабослышащих детей средствами адаптивной физической культуры и логопедии.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, 4 глав, заключения; содержит 7 таблиц, 4 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 67 страницах машинописного текста.
1) На основе анализа литературных источников по изучению форм, средств, методов адаптивной физической культуры и школьного обучения слабослышащих школьников можно сделать вывод о том, что существующие исследования, главным образом, посвящены вопросам развития макромоторики. Исследования по изучению взаимосвязи между предварительным двигательным опытом, приобретенным в результате развития мелкой моторики и формированием учебных навыков, практически отсутствуют.
2) В результате анализа литературных источников были определены методы исследования двигательного анализатора, моторного профиля и развития артикуляционного аппарата; этапы педагогического эксперимента; метод контент-анализа; методы математической статистики.
3) В результате первичного обследования были получены следующие данные:
- обнаружены недостатки мелкой моторики, которые проявляются как при выполнении изолированных движений, так и при действиях с предметами;
- отмечается недоразвитие речевой функции, которое проявляется в слабости речевого дыхания и недостаточной активности артикуляционного аппарата.
4) На основе первичного обследования и анализа литературных источников была разработана специальная программа, в которую вошли следующие блоки: дыхательные упражнения, специальные пальцевые упражнения и упражнения с предметами, упражнения для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия; прыжки, лазанье и подвижные игры, подобранные в соответствии с содержанием коррекционных задач, на основании учета вторичных дефектов слабослышащих детей.
5) В результате проведенной экспериментальной программы у детей с недостатками слуха произошли следующие изменения:
- выявлены положительные изменения в показателях моторики детей с недостаточным слухом, которые характеризуется:
- улучшением функционального состояния двигательного анализатора (Р 0,05); в частности, значительно снизились показатели динамического тремора (W - на 2,2, Z - на 1,9, II - на 1,8); обнаружена более высокая точность движений при броске мяча в цель и ловле мяча, обусловленная коррекцией дефектов мелкой моторики;
- в экспериментальной группе отмечено значительное увеличение моторных возможностей (Р = 0,99); у испытуемых отмечено увеличение темпа движений, появление соизмеримых мышечных усилий; в контрольной группе также отмечались достоверные различия (Р < 0,95), однако они были значительно меньше, чем в экспериментальной группе;
- отмечается положительная динамика в развитии речевой функции у испытуемых экспериментальной группы; достоверные изменения произошли в развитии речевого дыхания и устной речи;
6) Разработанная программа развития мануальной моторики средствами адаптивной физической культуры обеспечивает непрерывность и преемственность коррекционного воздействия на слабослышащих детей, и способствует созданию необходимой двигательной базы для формирования мануальных двигательных навыков.
2) В результате анализа литературных источников были определены методы исследования двигательного анализатора, моторного профиля и развития артикуляционного аппарата; этапы педагогического эксперимента; метод контент-анализа; методы математической статистики.
3) В результате первичного обследования были получены следующие данные:
- обнаружены недостатки мелкой моторики, которые проявляются как при выполнении изолированных движений, так и при действиях с предметами;
- отмечается недоразвитие речевой функции, которое проявляется в слабости речевого дыхания и недостаточной активности артикуляционного аппарата.
4) На основе первичного обследования и анализа литературных источников была разработана специальная программа, в которую вошли следующие блоки: дыхательные упражнения, специальные пальцевые упражнения и упражнения с предметами, упражнения для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия; прыжки, лазанье и подвижные игры, подобранные в соответствии с содержанием коррекционных задач, на основании учета вторичных дефектов слабослышащих детей.
5) В результате проведенной экспериментальной программы у детей с недостатками слуха произошли следующие изменения:
- выявлены положительные изменения в показателях моторики детей с недостаточным слухом, которые характеризуется:
- улучшением функционального состояния двигательного анализатора (Р 0,05); в частности, значительно снизились показатели динамического тремора (W - на 2,2, Z - на 1,9, II - на 1,8); обнаружена более высокая точность движений при броске мяча в цель и ловле мяча, обусловленная коррекцией дефектов мелкой моторики;
- в экспериментальной группе отмечено значительное увеличение моторных возможностей (Р = 0,99); у испытуемых отмечено увеличение темпа движений, появление соизмеримых мышечных усилий; в контрольной группе также отмечались достоверные различия (Р < 0,95), однако они были значительно меньше, чем в экспериментальной группе;
- отмечается положительная динамика в развитии речевой функции у испытуемых экспериментальной группы; достоверные изменения произошли в развитии речевого дыхания и устной речи;
6) Разработанная программа развития мануальной моторики средствами адаптивной физической культуры обеспечивает непрерывность и преемственность коррекционного воздействия на слабослышащих детей, и способствует созданию необходимой двигательной базы для формирования мануальных двигательных навыков.
Подобные работы
- Коррекционно-компенсаторная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Средства и методы развития координационных способностей детей младшего и среднего школьного возраста с нарушением слуха
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Особенности мелкой моторики рук слабослышащих детей старшего дошкольного возраста (Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями развития, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих детей
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Развитие произносительных навыков слабослышащих дошкольников средствами коррекционной ритмики
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2024 - Методика построения тренировочных занятий волейболом
у слабослышащих детей 12-13 лет
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Повышение морфофункциональных показателей и физической работоспособности у слабослышащих мальчиков 8-10 лет средствами плавания
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2024



