Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности моторного развития слабослышащих детей

Работа №107787

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Особенности развития детей с нарушением слуха 7
1.1 Особенности психофизического развития и двигательных
способностей слабослышащих детей школьного возраста 7
1.2 Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей 14
1.3 Аспекты реабилитации инвалидов с нарушением слуха 16
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 22
2.1 Задачи исследования 22
2.2 Методы исследования 22
2.3 Организация исследования 27
Глава 3 Формирование двигательных навыков у слабослышащих детей 29
3.1 Особенности функционального состояния двигательного анализатора 29
3.2 Особенности развития орального праксиса у детей со сниженным
слухом 32
3.3 Особенности моторного развития слабослышащих детей 35
3.4 Особенности процесса овладения мануальными навыками в
зависимости от уровня развития моторики 38
3.5 Методика развития мануальной моторики слабослышащих детей 45
Глава 4 Результаты исследований и их обсуждение 48
4.1 Изменение функционального состояния двигательного анализатора 48
4.2. Изменение развития орального праксиса 51
4.3. Изменение показателей моторного развития 52
4.4. Влияние методики развития мануальной моторики на характер
формирования двигательных навыков слабослышащих детей 54
Заключение 60
Список используемой литературы 62


Актуальность исследования. Изучение моторики детей является интересной и актуальной проблемой. Движения, являясь признаком жизни и развития организма, осуществляются на протяжении всего жизненного цикла, и поэтому изучение онтогенеза моторных функций есть - изучение онтогенеза человеческого организма, в целом.
Как пишет Айзман Р.И.: «В процессе развития двигательный анализатор человека достигает высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и другие, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Действия руки являются наилучшей моделью для исследования мелкой моторики, играющей большую роль в общем двигательном развитии ребенка» [1].
По данным исследований Нейман Л.В.: «Проекция пальцев рук занимает треть всей зоны моторной проекции. В зависимости от того, насколько тонкие и дифференцированные движения осуществляет та или иная мышца, ее проекция занимает больше или меньше места. Например, мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют отдельное представительство в передней центральной извилине, в то время как крупные мышечные группы ног туловища представлены суммарно» [31].
После открытия исследователями двигательных проекций частей тела в передней центральной извилине головного мозга стали появляться экспериментальные данные о связи движения и речи [24], [38], [44], [47], [50], [56], [58].
Согласно выводам Фрадкиной Н.Р.: «Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Наличие различной степени недостаточности общей, мелкой и артикуляционной моторики отрицательно влияет на формирование у детей с недостаточным слухом не только устной речи, но и процесса письма, а также других двигательных навыков и умений» [55].
Проблема важности развития мелкой моторики освещена в большом количестве работ [2], [14], [15], [16], [19].
Система же коррекционного воздействия по формированию мелкой моторики при общем недоразвитии слуха у детей, в литературе представлена разрозненно. В этой связи, изучение данной проблемы является, на наш взгляд, актуальным для теории и практики адаптивной физической культуры.
Объектом исследования явились слабослышащие дети с различной степенью выраженности тугоухости, учащиеся коррекционной школы- интерната №5 г. Тольятти.
Предметом исследования является комплексная методика целенаправленного развития мануальной моторики у слабослышащих детей.
Гипотеза исследования. Разработка методики целенаправленного развития мануальной моторики у слабослышащих детей весьма целесообразна, так как, во-первых, послужит основой для формирования устной речи и учебных навыков, тем самым, облегчая обучаемость детей; во-вторых, создаст основу для совершенствования социальной интеграции путем более полного овладения детьми навыками бытового самообслуживания.
Цель исследования - разработка методики развития мануальной моторики средствами адаптивной физической культуры и экспериментальное обоснование ее влияния на реализацию процесса развития речи и овладение учебными навыками слабослышащих детей.
Перед исследованием были поставлены задачи:
1) Исследовать влияние уровня развития мануальной моторики на возможность овладения учебными навыками слабослышащими детьми.
2) Разработать и экспериментально обосновать методику развития мануальной моторики средствами адаптивной физической культуры у слабослышащих детей.
Научная новизна заключается в том, что в работе показан комплексный подход к решению проблемы развития двигательной сферы слабослышащих детей, в сочетании различных средств и методов адаптивной физической культуры с логопедией и лечебной педагогикой.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке комплексной методики развития мануальной моторики у слабослышащих детей средствами адаптивной физической культуры и логопедии.
Результаты работы конкретизируют использование средств, форм и методов адаптивной физической культуры и коррекционной педагогики в учебно-воспитательном процессе слабослышащих и глухих детей младшего школьного возраста. Комплексный подход к решению проблемы развития двигательной сферы учащихся с патологией слуха, в сочетании различных средств и методов адаптивной физической культуры с логопедией и лечебной педагогикой, позволяет повысить эффективность обучения детей данной категории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности применения комплексной методики развития мануальной моторики у слабослышащих детей средствами адаптивной физической культуры и логопедии.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, 4 глав, заключения; содержит 7 таблиц, 4 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 67 страницах машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) На основе анализа литературных источников по изучению форм, средств, методов адаптивной физической культуры и школьного обучения слабослышащих школьников можно сделать вывод о том, что существующие исследования, главным образом, посвящены вопросам развития макромоторики. Исследования по изучению взаимосвязи между предварительным двигательным опытом, приобретенным в результате развития мелкой моторики и формированием учебных навыков, практически отсутствуют.
2) В результате анализа литературных источников были определены методы исследования двигательного анализатора, моторного профиля и развития артикуляционного аппарата; этапы педагогического эксперимента; метод контент-анализа; методы математической статистики.
3) В результате первичного обследования были получены следующие данные:
- обнаружены недостатки мелкой моторики, которые проявляются как при выполнении изолированных движений, так и при действиях с предметами;
- отмечается недоразвитие речевой функции, которое проявляется в слабости речевого дыхания и недостаточной активности артикуляционного аппарата.
4) На основе первичного обследования и анализа литературных источников была разработана специальная программа, в которую вошли следующие блоки: дыхательные упражнения, специальные пальцевые упражнения и упражнения с предметами, упражнения для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия; прыжки, лазанье и подвижные игры, подобранные в соответствии с содержанием коррекционных задач, на основании учета вторичных дефектов слабослышащих детей.
5) В результате проведенной экспериментальной программы у детей с недостатками слуха произошли следующие изменения:
- выявлены положительные изменения в показателях моторики детей с недостаточным слухом, которые характеризуется:
- улучшением функционального состояния двигательного анализатора (Р 0,05); в частности, значительно снизились показатели динамического тремора (W - на 2,2, Z - на 1,9, II - на 1,8); обнаружена более высокая точность движений при броске мяча в цель и ловле мяча, обусловленная коррекцией дефектов мелкой моторики;
- в экспериментальной группе отмечено значительное увеличение моторных возможностей (Р = 0,99); у испытуемых отмечено увеличение темпа движений, появление соизмеримых мышечных усилий; в контрольной группе также отмечались достоверные различия (Р < 0,95), однако они были значительно меньше, чем в экспериментальной группе;
- отмечается положительная динамика в развитии речевой функции у испытуемых экспериментальной группы; достоверные изменения произошли в развитии речевого дыхания и устной речи;
6) Разработанная программа развития мануальной моторики средствами адаптивной физической культуры обеспечивает непрерывность и преемственность коррекционного воздействия на слабослышащих детей, и способствует созданию необходимой двигательной базы для формирования мануальных двигательных навыков.



1. Айзман Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для бакалавров) / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. М.: КноРус, 2017. 419 с.
2. Антипова Ж.В. Актуальные проблемы специальной психологии и
коррекционной педагогики. Выпуск 3. М.: Московский психолого¬
социальный университет (МПСУ), 2016. 681c.
3. Белущенко В.А., Наумова А.Е., Седова М.Ю. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. М.: Русайнс, 2018. 320 c.
4. Байкина Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные реабилитационные процессы глухих детей// Адаптивная физическая культура -2015. № 4. С.15-20.
5. Басилова Т.А. О детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследование проблем / Т.А. Басилова, Т.М. Михайлова, А.М. Пайкова. Электрон. дан. М. : Теревинф, 2019. 132 с.
6. Балашова В.Ф. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением слуха / В.Ф. Балашова, А.В. Рева // Наука и образование: Новое время. Научно-методический журнал. 2018. №. 2. С. 34-37.
7. Белова Н.И. Нарушения слуха (глухие и слабослышащие). Специальная дошкольная сурдопедагогика. М.: Просвещение, 1985. 212 с.
8. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2018. 450с.
9. Верещага И.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха / И.В. Верещага, И.В. Моисеева, А. Пайкова. - Электрон. дан. М.: Теревинф, 2017. 132 с.
10. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Г.Н. Пенин и др. М.: Каро, 2019. 496 с.
11. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены): Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: «Высш. Школа», 2014. 156 с.
12. Гарбарук Е.С. Минимальные нарушения слуха у детей: современное состояние проблемы / Е.С. Гарбарук, И.В. Савенко // Физиология человека. 2020. Т. 46. №. 3. С. 77-82.
13. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. - М.:
Педагогика, 1979. - 214 с.
14. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. М.: ВЛАДОС, 2016. 431 с.
15. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников. М.: Academia, 2018. 224 с.
16. Даниленко Н.Г. Код тишины: генетические основы нарушения слуха / Н. Г. Даниленко; под редакцией О.Г. Давыденко. Минск: Белорусская наука,2017. 206 с.
17. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия, 2013. 288 с.
18. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания: монография. М.: Спорт-Человек, 2020. 200 с.
19. Зайцева Г.Л. Жест и слово. Научные и методические статьи. - М., 2006. - 397 с.
20. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. М.: Спорт-Человек, 2016. 616 с.
21. Иванова И.В. Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 6-10 классов. ФГОС. М.: Владос, 2017. 942 с.
22. Королёва И.В. Дети с нарушениями слуха в условиях инклюзии: учебное пособие. СПб.: КАРО, 2020. 128 с.
23. Королева И.В. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. М.: Каро, 2019. 240 c.
24. Королева И.В. Помощь детям с нарушением слуха: Руководство для родителей и специалистов: руководство. Электрон. дан. СПб.: КАРО, 2016. 304 с.
25. Королева И.В. Развивающие занятия с детьми с нарушением слуха раннего возраста: учебно-методическое пособие. СПб. : КАРО, 2017. 176 с.
26. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Спорт-Человек, 2021. 520 с.
27. Мелентьева Н.Н. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения и слуха: учебное пособие для вузов. СПб.: Лань, 2021. 128 с.
28. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: Владос, 2019. 980 c.
29. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студентов вузов/ под ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 2001. 224с.
30. Нейман Л.В. Клиническая классификация нарушений слуха. Степень поражения слуховой функции/ под ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 2017. 318с.
31. Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М., 1961. С. 11-17, 23-29.
32. Новиков И.В. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха и пути его коррекции средствами спортивной гимнастики // Перспективы науки и образования. 2018. №. 2 (32). С. 123-127.
33. Новиков И.В. Особенности развития координационных способностей у детей с нарушением слуха // Проблемы подготовки научно-педагогических кадров: опыт и перспективы. 2018. С. 152-155.
34. Основы математической статистики: учебное пособие для ИФК /Под ред. В.С. Иванова. М.: Физическая культура, 1990. 165 с.
35. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития: Хрестоматия. М.: Изд-во МПА, 2015. 309 с.
36. Потапова А.З. Игра как средство расширения двигательного опыта и укрепления здоровья детей с нарушениями слуха// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т.25. С. 235 -240.
37. Примерная адаптированная основная программа НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся. ФГОС ОВЗ. М.: Просвещение, 2018. 473 с.
38. Пенин Г.Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях. М.: Каро, 2019. 496 с.
39. Петрова Н.Н. Проблемы профессиональной тугоухости.: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. - СПб., 2010. 48 с.
40. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих дошкольников. М.: Просвещение, 1983. 158 с.
41. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
42. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 2002. № 2, 3. С. 35-41.
43. Речицкая Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2017. 399 с.
44. Речицкая Е.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха. М.: Владос, 2018. 154 с.
45. Речицкая Е.Г. Учебное сотрудничество в системе обучения детей с нарушениями слуха: учебно-методическое пособие / Е. Г. Речицкая, С. А. Зуробьян. М.: МПГУ, 2018. 192 с.
46. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. М.: ИЦ Академия, 2019. 384 с.
47. Селезнев К.В. Особенности проведения занятий физической культурой с глухими и слабослышащими детьми // Философия образования. 2017. №. 3. С. 95-102.
48. Слонимский Н. Абсолютный слух. История жизни. М.: Высшая школа, 2015. 440 с.
49. Сышко Д.В. Влияние вестибулярных раздражений на устойчивость тела у детей с нарушением слуха // Теория и практика физической культуры. 2018. №. 9. С. 60-62.
50. Соловьёв И.М., Шиф Ж.И., Розанова Т.В., Яшкова И.В. Психология глухих детей. М.: Педагогика, 1971. 446 с.
51. Тарасов М.В., Наседин В.Я., Лебедев В.П., Токарев С.И. Тугоухость у детей. М., 1984. С. 67.
52. Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. М: Медицина, 2013. 676 с
53. Третьякова Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш. М.: Спорт-Человек, 2016. 280 с.
54. Туфатулин Г.Ш. Комплексные нарушения у детей с сенсоневральной тугоухостью - влияние на диагностику патологии слуха и слухопротезирование //Вестник оториноларингологии. 2020. Т. 85. №. 4. С. 30-34.
55. Фрадкина Р.Н. Говорящие руки. Тематический словарь жестового языка глухих России. М., 2001. 186 с.
56. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие: в 2 частях / составитель Е. С. Стоцкая. Омск: СибГУФК, 2019. Часть 1: Частные методики адаптивной физической культуры у детей с нарушением слуха, речи, умственной отсталостью, общими расстройствами поведения. 2019. 195 с.
57. Шахова Е.Г. Новые подходы к лечению и профилактике сенсоневральной тугоухости: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. / Е.Г. Шахова. - М.: 2008. - 29 с.
58. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М.: Просвещение, 1968. - 318 с.
59. Яковлева Л.А. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие. / Л.А. Яковлева, Е.Ю. Шпаковская. М.: ФЛИНТА, 2015.140 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ