Введение 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме информационно-психологической безопасности подростков 8
1.1 Анализ проблемы информационно-психологической безопасности в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Психологические особенности подросткового возраста как наиболее подверженного воздействию информационно-психологических угроз сети Интернет 18
Выводы по первой главе 24
Глава II. Психологическая профилактика деятельности подростков в сети Интернет 27
2.1 Психологическое просвещение подростков в сети Интернет 27
2.2 Особенности психологической диагностики подростков в сети Интернет 29
Выводы по второй главе 32
Глава III. Экспериментальное изучение возможности профилактики интернет- зависимости у подростков в целях повышения их информационно-психологической безопасности 33
3.1 Организация исследования и описание выборки 33
3.2 Эмпирические данные о психологических и личностных особенностях подростков 39
3.3 Разработка и апробация программы профилактики интернет-зависимости подростков в целях повышения их информационно-психологической безопасности 53
Выводы по третьей главе 61
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Актуальность исследования. На данный момент развития общества существует неопределенное количество механизмов воздействия на человека, будь то реклама, предвыборная компания, пропаганда и т.д. Практически весь информационный поток забит манипуляциями, которые мы не воспринимаем и не отслеживаем. Недавно для этого использовалось СМИ, но теперь есть более глобальный и удобный способ - Интернет.
Так как сеть Интернет особо никто не контролирует в России, любой человек может найти любую информацию, используя несложные комбинации действий и запросов. Все это очень сильно воздействует на нашу информационно-психологическую безопасность.
Для того, чтобы не поддаваться информационно-психологическому воздействию необходимо: обладать критичностью мышления, уметь фильтровать получаемую информацию, быть самоосознанной личностью, зрелой, со стабильной самооценкой, не равняться с другими людьми и обладать необходимыми знаниями по информационно-психологической безопасности.
К сожалению, в подростковом возрасте данные критерии встречаются редко, так ведущая деятельность данного возраста предполагает зависимость подростка от мнения сверстников, потребность в признании референтной группой. В подростковый период меняется самооценка, так как главным новообразованием данного возраста является самоосознанная личность и осознанная Я-концепция.
Именно поэтому подростковый возраст считается наиболее подверженным различным информационно-психологическим угрозам, таким как кибербуллинг, интернет-зависимость, виртуализация личности, домогательства и преследования в сети. Еще одной предрасположенностью является тот факт, что подростки меньше рассказывают родителям волнующие их ситуация, а склонны замалчивать, либо рассказывать сверстникам. Как итог, у подростков нет необходимой информации по предупреждению и нейтрализации большинства информационно-психологических воздействий.
Так как в подростковом возрасте особая потребность в общении, которого в реальной жизни может не хватать, подростки замещают эту потребность в сети Интернет. В результате легкого удовлетворения потребности, теряется качество, необходимо больше времени проводить в сети, больше друзей и диалогов, чтобы полностью удовлетворить потребность. Подростки зависают в телефонах и компьютерах до поздней ночи, родители чаще всего не следят за действиями ребенка в сети. Подростки могут получить доступ к любой информации, материалу, человеку, чем неоднократно пользуются мошенники, извращенцы и пропагандисты.
Сознание подростка очень легко поддается манипулированию, поэтому очень важно обучить его информационно-психологической грамотности, а также помочь ему сформировать здоровую осознанную личность.
Проблема. На данный момент отсутствует единая четко разработанная теория информационно-психологической безопасность, как и единое определение данного понятия. Законодательство и сфера образования не поспевает за изменениями, происходящими в сети Интернет, так как это динамично растущий «организм», не имеющий хозяина, а значит и запретов. Подростки сами учатся пользоваться интернетом, чтобы поспевать за развитыми сверстниками методом «проб и ошибок». Государство не может полностью контролировать контент, выложенный в сеть интернет, о чем свидетельствует огромное количество зеркал сайтом с пиратским контентом, у власти не хватит ресурсов и людей, чтобы полностью все очистить и защитить граждан от негативного воздействия. В школах также новоизменения входят очень медленно, совершенно отставая от развития IT-технологий. Необходимо проводить профилактику и просвещенческую работу среди подростков, чтобы способствовать развитию гармоничной личности, способной защититься от информационно-психологических угроз.
Противоречие, которое необходимо решить в нашем исследовании, заключается в факте недостаточной разработанности и комплексности профилактических работ по повышению информационно-психологической безопасности подростков.
Цель: изучить условия повышения информационно-психологической безопасности подростков в сети Интернет.
Объект: информационно-психологическая безопасность.
Предмет: повышение информационно-психологической безопасности подростков в сети Интернет.
Гипотеза: мы предполагаем, что повышение информационно- психологической безопасности подростков возможно при следующих формах профилактической работы:
1. непосредственно-контактная работа с использованием диагностических методик;
2. дистантная работа с использованием группы «Вконтакте».
Задачи:
1. Изучить проблемы информационно-психологической безопасности в отечественной и зарубежной психологической науке и особенности психологической профилактики через сеть Интернет;
2. Выявить психологические особенности личности подростков, характеризующие предрасположенность к возникновению интернет- зависимости;
3. Разработать и апробировать программу профилактики интернет- зависимости подростков с целью повышения их информационно-психологической безопасности;
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования литературы по проблеме исследования.
2. Диагностические методы.
3. Методы статистической обработки полученных данные.
Методологическую основу исследования составляют принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности (деятельность - общение в интернете, ребенок в этой деятельности развивается), принцип развития (ведущая деятельность возраста, возрастные психологические особенности), принцип детерминизма (изменение психики обусловлено взаимодействием с виртуальной реальностью). Различные подходы к определению понятия, сферы применения, а так же криитериев оценивания рассматривались в работах В.Д.Аносова, А.В.Брушлинского, Г.В.Грачева, А.К.Грязнова, А.В.Дмитриева, Г.М.Зараковского, М.Ю.Захарова, Г.В.Емельянова, В.В.Латынова, В.Е.Лепского, В.Н.Лопатина, И.К.Мельника, И.Н.Панарина, В.Л.Райкова, С.П.Расторгуева, С.Ю.Решетиной, В.М.Розина, С.К.Рощина, Г.Л.Смоляна, А.А.Стрельцова, Ж.Т.Тощенко, А.Т.Хлопьева и др.
Теоретическая значимость заключается в интеграции различных подходов к изучению информационно-психологической безопасности, а также в расширении научного знания об особенностях коммуникативной сферы современного подростка, подверженной информационно-психологическому воздействию.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная программа профилактики интернет-зависимости подростков, которая показала снижение риска подверженности информационно-психологическим угрозам, может быть использована психологами, педагогами, родителями. Также группа «Вконтакте», созданная для профилактической работы с подростками, может быть использована на уровне Министерства Образования Самарской области с дальнейшим привлечением психологов-практиков для ее дальнейшего развития.
Исследование проводилось на эмпирической базе, которой являлась Школа №20 г.о. Тольятти. В исследовании приняло участие 46 учащихся 5-х классов в возрасте 11-12 лет.
Структура исследования включает в себя две теоретические главы и главу с описанием экспериментального исследования. Теоретические главы состоит из 2 параграфов, а также выводов по главе. В главе с эмпирическим исследованием 3 параграфа, включая описание программы и вывод по главе. В заключении приводятся итоги работы, представлен список используемой литературы.
Само понятие «безопасность» сложно определить в рамках психологии, так как оно является междисциплинарным. Само понятие «безопасность» сложно определить в рамках психологии, так как оно является междисциплинарным. Был создан законопроект «Об информационно-психологической безопасности», а также были проведены конференции по информационно-психологической безопасности. Г. В. Грачев разработал практические и методические аспекты информационно-психологической безопасности. Он связал информационно-психологическую безопасность с социально-личностной и индивидуально-личностной самозащитой.
Из зарубежных подходов в этой области исследований наиболее известными сегодня являются концепции выносливости, разработанные в работах американского психолога С. Мадди и раскрытые по трем компонентам: контроль, участие, проблема.
Информационная-психологическая безопасность - безопасность жизненно-важных личных интересов в области информации и осознание негативных информационно-психологических воздействий личности и способов противодействия.
Основным противоречием подросткового возраста является постоянное желание ребенка признать свою взрослую личность, когда нет реальной возможности утвердиться среди них. В коммуникации повторяются различные аспекты межличностных отношений, реализуется построение отношений на основе «кодекса партнерства» и стремление к глубокому взаимопониманию. Личное общение со сверстниками - это деятельность, в которой происходит практическое развитие нравственных норм и ценностей.
Влияние информационных технологий на развитие личности не может быть четко охарактеризовано как позитивное или негативное. Помимо негативных изменений личности, так называемая интернет-зависимость позволяет развивать индивидуальные навыки, самооценку и всю мотивационную сферу.
Интернет важен для молодых людей, чья реальная жизнь обнищала по той или иной причине (внутренней или внешней). В этих случаях люди чаще используют Интернет в качестве альтернативы своей непосредственной (реальной) среде. В то же время тесный контакт с развитием интернет- зависимости приводит к формальной изоляции подростка.
Психологическое просвещение, в том числе в Интернете, представляет собой практическую деятельность психологов по передаче соответствующих психологических знаний в соответствующих количествах, формах и с целью принятия психологической помощи отдельным лицам и обществу в целом, для сохранения и предотвращения угроз.
Практика показывает, что люди теперь верят Интернету как источнику информации и часто обращаются к всемирной паутине. Поэтому самое ожидаемое - это изучение психологии в различных формах через интернет- психологические источники.
Использование психологического просвещения в группе «Вконтакте» - это широкие возможности для распространения знаний и охвата большой аудитории, возможность стимулировать интерес с помощью различных стилей представления информации: от общих статей и иллюстраций до видеороликов.
С появлением Интернета и переходом к следующему этапу - диагностике и сбору данных в Интернете - технические возможности этой технологии расширились. Теперь такие методы не связаны с конкретными программными платформами или ограниченными центрами тестирования и могут встречаться в любой точке мира с компьютерами в веб-браузерах и Интернетом.
Американские исследователи спорят в научных журналах о проблеме копирования участниками методики для ее дальнейшей продажи и распространения. Основной проблемой является риск преднамеренного или непреднамеренного искажения.
Была проведена профилактическая программа, направленная на повышение информационно-психологической грамотности через информационный блок как в рамках непосредственно-контактной работы, так и с использованием группы «Вконтакте»; формирования навыков саморегуляции для уменьшения уровня психотизма, а также личностностной и ситуативной тревожности; обучение продуктивным коммуникативным навыкам для повышения уровня использования компетентной стратегии общения подростков с людьми.
Была создана группа «Вконтакте» для профилактики интернет- зависимости подростков с помощью просвещенческой деятельности (информативные посты), а также с помощью обсуждения и ведения группы к продуктивным выводам.
По результатам повторной диагностики была выявлена положительная закономерность в таких личностных особенностях, как уровень психотизма, ситуативная и личностная тревожность, использование компетентной стратегии общения подростков, а также непосредственно склонность к возникновению интернет-зависимости, либо уровня уже сформированной интернет-зависимости. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии [Текст] / Л.А. Александрова. - Кемерово: Сибирская психология сегодня, 2004. - С. 82-90.
2. Алексеева, И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ [Текст] / И.Ю. Алексеева. - М.: Наука, 1993. - 218 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов / Учебник. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. - 367 с.
5. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] / И.А. Баева. - СПб.: СОЮЗ, 2002. - 271 с.
6. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты [Текст] / Е. Белинская, А. Жичкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 165 с.
7. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М.: Знание, 1979. - 96 с.
8. Бондаренко, С.В. Модель социализации пользователей в киберпространстве [Текст] / С.В. Бондаренко //Технологии информационного общества Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции (г. Санкт-Петербург, 6 ноября 2003 г.). - СПб.: Издательство Филологического факультета СПбГУ, 2003. - С. 57-58.
9. Брушлинский, А.В. Субъект безопасности и безопасность субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский // Проблемы информационно-психологической безопасности: Сб. Статей и м-лов конференции. - М.: Наука, 1996. - С. 39-43.
10. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета [Текст] / под ред. А.Е. Войскунского // Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 100-131.
11. Выготский, JI.C. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 27 с.
12. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. Соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.
13. Галактионова, Т.Г. Технология развития критического мышления. Реализация идеи [Текст] / Т.Г. Галактионова // Современный студент в поле информации и коммуникации. - СПб.: Petroc, 2000. - 56с.
14. Говорунов, A.B. Человек в ситуации виртуальной реальности [Текст] / А.В. Говорунов // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: материалы Всероссийской объединенной конференции. - СПб.: Питер, 2000. - 292с.
15. Годик, Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа [Текст] / Ю.О. Годик. - М.: Медиаскоп, 2011. - № 2. - С. 16-21.
...