Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общие положения об уголовной ответственности несовершеннолетних 9
1.1 Характеристика несовершеннолетнего как субъекта уголовного права 9
1.2 Формы уголовной ответственности несовершеннолетних 19
Глава 2 Особенности назначения наказания несовершеннолетним 28
2.1. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним 28
2.2 Порядок назначения наказания несовершеннолетним 39
Глава 3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания 54
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 80
В настоящее время важной проблемой для государства и общества являются преступные деяния, совершенные несовершеннолетними лицами. Ежегодно статистика совершаемых преступлений показывает, что процент подростковой преступности набирает все большие обороты [66].
Причинами пренебрежения уголовно-правовыми нормами подростками являются недостатки воспитания, отсутствие единого и отлаженного механизма участия несовершеннолетних в жизни общества. Система предупреждений преступности несовершеннолетних оставляет желать лучшего.
В систему предупреждений несовершеннолетней преступности входит уголовная ответственность, которая представляет собой один из способов реакции общества на совершенное преступление. Правильное использование принципов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности позволит более эффективно применять наказание и иные формы уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших преступление.
Стремление законодателя к гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних предполагает наличие приоритета назначения воспитательных мер воздействия перед лишением свободы. Это обусловлено тем, что необходимо учесть не только карательную функцию наказания, но и воспитательную.
Российское законодательство регламентирует уголовное преследование несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, в соответствии с международно-правовыми актами, которые определяют специфику расследования, а также рассмотрения дел указанной категории. Уголовно-процессуальные нормы были созданы с целью более эффективного установления причин реализации преступления, а также нахождения самых эффективных способов воздействия, учитывая особенности личности несовершеннолетнего лица и прогресс мер социальной реабилитации в обществе.
Правовая политика российского государства регулирует целенаправленную деятельность и меры по борьбе с преступлениями несовершеннолетних лиц.
Она является составной частью всей правовой политики государства по борьбе с преступностью в целом.
Она предназначена для усовершенствования механизмов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц в рамках уголовного процесса для того, чтобы уголовное преследование не стало предпосылкой неправильного формирования психического развития подростка. Все это дает основание выделить институт преступности несовершеннолетних лиц в отдельный объект для изучения.
Российское законодательство включает в себя отдельные положения, касающиеся регулирования и установления уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних.
Однако это не дает основания для пренебрежения общими нормами об уголовной ответственности, которые применяются в отношении совершеннолетних лиц, совершивших преступление.
Мы можем отметить, что актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в состоянии преступности несовершеннолетних лиц на сегодняшний день - это одно из основных направлений правовой политики государства. Социальное расслоение и экономическая нестабильность порождает рост количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами.
Несовершеннолетние лица - это основа формирования развития общества и государства.
Поэтому так важно принять именно те меры, которые будут максимально способствовать искоренению преступности несовершеннолетних лиц или которые будут способствовать их исправлению и изменению поведения.
В Российской Федерации в последние годы очень распространены преступления, где задействованы несовершеннолетние лица, а также ими создаются все новые формы и способы их реализации. В связи с этим очень важно создать совершенные нормы и меры, способствующие сокращению числа преступности несовершеннолетних. Ведь жизнь человека является главным правом и гарантией Конституции РФ [25].
Степень научной разработанности темы исследования. Мы провели анализ научной литературы по теме выпускной квалификационной работы, который помог нам в её исследовании.
В процессе исследования было выявлено, что степень разработанности данной темы на сегодняшний день достаточно высока: большое количество ученых посвящали свои научные работы исследованию темы «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
В разные исторические периоды развития российского государства следующие ученые вносили свои вклады: З.А. Астемиров, Л.В. Боровых, Н.А. Дремова, Г.В. Дровосеков, М.М. Коченов, И.С. Юсупов и другие.
Также, данную тему исследовали и современные ученые, такие, как Ю.Н. Аргунов, Е.М. Данилина, Д.В. Карелин, B.C. Орлов, Л.М. Прозументов, Ю.Е. Пудовочкин, А.И. Чернышев, И.В. Черненко, В.Д. Филимонов, А.В. Шеслер, Н.В. Щедрин, А.Е. Якубов и многие другие.
Объект исследования. Объектом исследования является комплексное изучение уголовной ответственности несовершеннолетних в качестве правового института, а также правового регулирования наказания несовершеннолетних.
Предмет исследования. Предметом исследования выступают нормы уголовного законодательства, регулирующие уголовную ответственность и назначение наказания по отношению к несовершеннолетним лицам, совершившим преступление; теоретические представления и практика применения норм уголовной ответственности несовершеннолетних лиц.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение особенностей уголовной ответственности и назначения наказания в отношении несовершеннолетних.
Для того, чтобы выполнить поставленную цель, необходимо разрешить следующие задачи исследования:
• изучение общих положений об уголовной ответственности несовершеннолетних, а именно: характеристика несовершеннолетнего как субъекта уголовного права, формы уголовной ответственности несовершеннолетних;
• анализ особенностей назначения наказания несовершеннолетним, а именно: виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, и порядок их назначения;
• рассмотрение особенностей и проблем освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Методология исследования. Методологической базой исследования составляют общенаучные методы познания: исторический, диалектический, системно-структурный метод, - указанные методы позволяют провести системный анализ уголовно-правовых норм, регулирующих уголовную ответственность и особенности назначения наказания для несовершеннолетних; частно-научные методы познания: сравнительно-правовой, логико-юридический и иные методы.
Теоретической основой дипломного исследования являются научные труды как отечественных, так и зарубежных ученых в области уголовного права и криминологии.
Кроме того, были использованы научные работы в области уголовно-процессуального права, психологии, педагогики и иных отраслей науки.
Практическая значимость работы заключается в исследовании и вынесении некоторых предложений по поводу совершенствования уголовного законодательства в области уголовной ответственности и назначения наказания для несовершеннолетних лиц, совершивших преступление.
Нормативной базой исследования послужили:
• Конституция РФ,
• Уголовный кодекс РФ,
• Уголовно-процессуальный кодекс РФ,
• иные нормативно-правовые акты;
• научная литература, в которой анализируются теоретические вопросы и практика применения норм уголовного законодательства в области уголовной ответственности несовершеннолетних лиц и назначения наказания за совершение ими преступных деяний.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
На сегодняшний день с целью соблюдения и защиты прав несовершеннолетних лиц существуют достаточное количество нормативно-правовых актов, позволяющих оградить несовершеннолетнего от незаконного и необоснованного обвинения, а также защитить его права, интересы и психическое состояние.
В рамках первой главы «Общие положения об уголовной ответственности несовершеннолетних» мы провели анализ общей характеристики несовершеннолетних лиц как субъектов уголовного права и рассмотрели формы уголовной ответственности.
Так, мы выявили, что уголовное законодательство на сегодняшний день рассматривает несовершеннолетнее лицо в двух аспектах:
• лицо, совершившее преступное деяние,
• лицо, потерпевшее от преступного посягательства.
Под лицами, совершившими общественно опасное деяние, понимаются несовершеннолетние, совершившие деяние, по всем признакам совпадающее с признаками преступления, но не достигшие возраста уголовной ответственности. Несовершеннолетним признается такое лицо, которое на время совершения преступного деяния достигло четырнадцатилетнего возраста, но не восемнадцати лет.
Под потерпевшим понимается такое лицо, которому в результате совершения преступления был причинен физический, моральный или имущественный вред, и который был признан потерпевшим в соответствии с постановлением уполномоченного лица. Несовершеннолетний потерпевший в рамках уголовного законодательства обладает привилегированным положением, так как ответственность за преступления в отношении таких лиц устанавливается частями 2-4 разных статей УК РФ, что говорит о том, что такие преступления обладают квалифицированными или особо квалифицированными признаками.
Необходимость применения специальных норм в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, обусловлена принципами справедливости и гуманизма.
Несовершеннолетний как субъект уголовного права, в каком бы аспекте он ни рассматривался, обладает привилегированным положением. Его права и свободы тщательнее защищаются государством ввиду отсутствия сформировавшейся психики и эмоциональной нестабильности. Считаем, что российское законодательство стоит на верном пути развития института несовершеннолетних в уголовном праве, отводя ведущую роль принципам гуманизма и справедливости.
Анализа форм уголовной ответственности, позволил нам выявить две формы уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, совершивших преступление:
• применение наказания в отношении несовершеннолетнего,
• применение иных мер уголовно-правового воздействия.
Под иными мерами уголовно-правового воздействия понимаются принудительные меры воспитательного характера.
При решении вопроса о выборе формы уголовной ответственности необходимо руководствоваться следующими аспектами:
• несовершеннолетний возраст является обстоятельством, смягчающим уголовное наказание;
• в ходе применения наказания в отношении несовершеннолетнего лица, учитываются, помимо стандартных факторов, факт наличия родителей, уровень психического и умственного развития, влияние более старших подростков или людей на него и иные факторы;
• выясняется, имеется ли основание для применения воспитательных мер воздействия, если подросток совершил преступление небольшой или средней тяжести;
• выясняется, имеется ли основание для освобождения от уголовной ответственности подростка с применением принудительных мер воспитательного воздействия в виду уже имеющейся судимости за преступления небольшой или средней тяжести;
• выясняется, имеются ли основания для помещения подростка в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, если он уже был осужден к лишению свободы за преступление средней тяжести или тяжкого преступного деяния;
• имеют место быть особые правила условно-досрочного освобождения, которые применяются к лицам, осужденным к лишению свободы, в соответствии со статьей 93 УК РФ;
• имеются особые правила исчисления сроков давности и исполнения обвинительного приговора, а также исчисления сроков погашения судимости.
Все это говорит о том, что несовершеннолетний возраст преступного лица сокращает пределы уголовной ответственности, применяя в отношении него различные формы такой ответственности.
В результате рассмотрения общих положений об уголовной ответственности несовершеннолетних мы пришли к выводу, что законодатель устанавливает специальные нормы уголовной ответственности несовершеннолетних, отводя особое внимание соблюдению принципа гуманизма.
Вместе с этим хотелось бы подчеркнуть, что на сегодняшний день некоторые подростки более развиты и их психологическое состояние не соответствует общепринятой характеристике. В связи с этим мы предлагаем установить определенные меры, которые будут способствовать более индивидуальному рассмотрению дела в отношении несовершеннолетнего лица.
Поэтому судебная практика должна быть выработана таким образом, чтобы для подростков, чье психическое и физическое состояние более развито, назначалось наказание или иная форма уголовной ответственности, максимально приближенную к мере ответственности, назначаемой совершеннолетнему лицу, так как он в полной мере осознает содеянное практически наравне со взрослым.
В рамках второй главы «Особенности назначения наказания несовершеннолетним» мы проанализировали виды наказаний, которые назначаются несовершеннолетним, а также порядок их применения.
Мы пришли к тому, что в отношении несовершеннолетних применяется шесть видов уголовных наказаний:
• штраф,
• лишение права заниматься определенной деятельностью,
• обязательные работы,
• исправительные работы,
• ограничение свободы (с 2010 года эта мера наказания заменила арест),
• лишение свободы на определенный срок.
Назначение любого вида наказания должно быть соразмерно совершенному преступлению и отвечать целям уголовно-правового воздействия.
При избрании меры наказания необходимо взять во внимание принцип индивидуализации уголовной ответственности для того, чтобы в дальнейшем пресечь преступные мотивы у несовершеннолетнего осужденного.
В качестве особенностей привлечения несовершеннолетнего лица к уголовной ответственности можно выделить следующие:
• обеспечивается максимальной защиты прав подростка с того момента, как он становится субъектом уголовного процесса;
• обеспечение воспитательного воздействия не только в рамках назначения наказания, но и до его назначения;
• назначение для расследования дела только профессиональных судей, способны всесторонне и справедливо рассмотреть уголовное дело в отношении несовершеннолетнего и назначить ему именно ту меру наказания, которая будет иметь как карательное, так и воспитательное воздействие;
• составление психологического, социального и личностного портрета подсудимого: воспитывался ли ребенок в полной или неполной семье, личность родителей (уровень образования, место работы, наличие судимости, их репутация среди коллег на работе, их моральные качества), взаимоотношения в семье и наличие конфликтов между ребенком и родителями, в каких жилищных условиях находится ребенок, степень влияния родителей на поведение ребенка и иные факторы, необходимые для установления внутрисемейных отношений; отношения с одноклассниками, однокурсниками или коллегами; состоит ли подросток в секте, объединении или какой-либо общественной организации и иные факторы;
• назначение медицинского обследования для установления психических заболеваний или наличия вредных привычек у подсудимого;
• обеспечение конфиденциальности судебного процесса с целью избежать общественного порицания, которое может окончательно разрушить психику подростка.
В целом, указанный порядок должен обязательно применяться при назначении наказания относительно всех без исключения несовершеннолетних подсудимых.
Исследование, проведенное во второй главе, позволило нам придти к выводу, что два основных принципа в назначении наказания в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, - это принцип индивидуального подхода как к расследованию дела, так и к его рассмотрению и назначению наказания; а также принцип гуманности, позволяющий назначить именно то наказание в отношении несовершеннолетнего виновного, которое будет способствовать его воспитанию и восстановлению.
Мы также можем подчеркнуть, что назначение любого вида наказания должно быть соразмерно совершенному преступлению и отвечать целям уголовно-правового воздействия.
Проведя обширный анализ особенностей освобождения несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, от уголовного наказания и уголовной ответственности, в рамках третьей главы, мы пришли к следующим выводам.
Институт освобождения от уголовного наказания несовершеннолетних состоит из общих и специальных видов мер. Общие основания применятся ко всем лицам, совершившим преступление, без исключения, но с особенностями, касающимися несовершеннолетнего возраста виновного лица. Специальные основания применяются только к несовершеннолетним лицам.
На сегодняшний день основания освобождения от уголовного наказания и уголовной ответственности учитывают возрастные особенности несовершеннолетнего лица, совершившего преступление: несформировавшуюся психику, склонность к самобичеванию, эмоциональную нестабильность. Это позволяет соблюдать не только принцип гуманизма, но и принципы индивидуализации и дифференциации уголовной ответственности и наказания.
В итоге хотелось бы отметить, что уголовное законодательство стоит на верном пути формирования института освобождения несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, от уголовного наказания и уголовной ответственности. Несмотря на указанные недостатки (например, теоретические положения об «излишних» нормах главы 12 УК РФ), институт освобождения в полной мере отвечает принципам индивидуализации, дифференциации уголовной ответственности, а также принципу гуманности.
В рамках данной работы мы пришли к выводу, что позиция законодателя на сегодняшний день хоть и имеет некоторые недостатки, но в целом имеет верное направление, что нельзя сказать о практике применения уголовной ответственности и наказания в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших преступление. Например, это касается назначения обязательных работ.
Приведенная нами примеры судебной практики показали, судебная практика по определению размера определенного вида наказания, неоднородна. В качестве критерия определения размера наказания, мы предлагаем показатель - психическая зрелость несовершеннолетнего подсудимого, степень которой должна устанавливаться заключением судебно-медицинской экспертизой.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в настоящее время необходимо совершенствование судебной деятельности в сфере разбирательств по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Это поможет соблюдению принципов не только гуманности, но и индивидуализации уголовной ответственности и уголовного наказания.
1. Беляева Л.И. К вопросу об уголовной ответственности несовершеннолетних // Российский следователь. 2014. № 21. С. 9-13.
2. Бобров В.К. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 310 с.
3. Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. Рипол Классик, 2013. 246 с.
4. Вандышев В.В Уголовный процесс. Общая и Особенная части. Учебник. М.: Проспект, 2010. 647 с.
5. Велиев С.А., Ф.Ю. Самандаров. Принципы назначения наказания. Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс». 2004. 480 с.
6. Вишнякова, Н.В. Уголовное право. Особенная часть: учебное пособие. Омск : Омская академия МВД России, 2013. 346 с.
7. Возжанникова И. Г. Вид исправительного учреждения при рецидиве преступлений: нерешенные проблемы // Российский следователь. 2014. № 3. С. 32-36.
8. Волков К.А. Специальный вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних: вопросы теории и судебной практики // Российский следователь. 2015. № 9. С. 15-17.
9. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей // Права ребенка: Основные международные документы. М., Дом. 1992 г.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.
11. Гурдин С.В. Актуальные проблемы уголовно-процессуального права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 402 с.
12. Джиоев А.А. Некоторые проблемные вопросы, связанные с назначением уголовного наказания несовершеннолетним // Научный альманах. 2016. № 11-1 (25). С. 424-428.
13. Доклад о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей за 2017 год [Электронный ресурс] // URL: https://tambovoblduma.ru/upload/iblock/228/ (Дата обращения 1.04.2020).
14. Ендольцева А.В. Уголовный процесс: учебное пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 447 c.
15. Загайнова Ю.В. Некоторые вопросы освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания. сибирский юридический вестник № 84. 2019. С. 58-65.
...