Введение
Глава 1. Право на свободу творчества в законодательстве Российской Федерации
1.1.Понятие и признаки основных культурных прав человека
1.2.Нормативное содержание права на свободу творчества в
современном законодательстве РФ
1.3.Законодательство РФ, регулирующее свободу творчества
Глава 2. Право на свободу творчества в международных нормативно-правовых актах
2.1.Нормативное содержание права на свободу творчества в современном международном праве
2.2.Обзор международной судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите свободы творчества
Глава 3. Способы реализации права человека и гражданина на свободу творчества в РФ
3.1.Понятие механизма реализации права на свободу творчества в Российской Федерации
3.2.Гарантии права на свободу творчества в России
3.3.Ограничение прав на свободу творчества
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования
Конституционный характер культурных прав человека приобретает все большую актуальность. На современном этапе развития Российской Федерации обеспечение реализации культурных прав, возможно, не является первостепенной проблемой, однако, с государства она не снимается. В 7 Статье Конституции Российской Федерации говорится: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[ «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 -ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 -ФКЗ)]. Важность и приоритетность прав на культурное самовыражение закреплено практически во всех основных законах государств Европы.
Право, гарантирующее свободу творчества - духовно-культурная ценность, способствующая внутреннему обогащению и развитию человеческого потенциала. Соблюдение прав человека, обозначенных в статье 44 Конституции, формирование условий, гарантирующих свободу поведения, творчества являются основополагающими предпосылками успешных демократических преобразований в Российской Федерации. Данное право закреплено и в некоторых других нормативно-правовых актах РФ.
Таким образом, принимая во внимание особую роль государства в развитии культуры страны, мы видим необходимость детального исследования законодательства в сфере культуры, выявления несовершенств законодательства в сфере реализации и защиты права на свободу творчества в Российской Федерации.
Степень разработанности темы:
Специфика исследования заключается в изучении духовно - культурных взаимоотношений общества и его индивидов с государством. Комплексное рассмотрение проблемы, включающее в себя обращение к теории государства и права, конституционному и гражданскому праву, обусловило включить в изучаемые материалы, как юридическую литературу, так и труды в области социологии, философии, культурологии и смежных наук.
Вклад в изучение права, закрепляющего свободу творчества, внесли авторы: С.А.Авакьян, Е.Л. Вакман, М.В. Гордон, И.А. Грингольц, Е.Ю. Егорова, В.Я. Ионас, В.Н. Кудрявцев, Е.А. Кукин, Т.А. Фадеева, В.А. Четвернин, Д.С.Шапорева и другие.
Цель исследования
Целью данной работы является анализ конституционного права на свободу творчества, механизм реализации данного права.
Задачи исследования
-определить понятия культурных прав человека и их основных признаков;
-сформулировать понятия права человека на свободу творчества в рамках законодательства Российской Федерации;
-проанализировать нормативно-правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы права человека на свободу творчества;
-изучить нормативно-правовую базу международного
законодательства в аспекте регулирования права на свободу творчества;
-рассмотреть международную судебную практику Европейского суда по правам человека, как наднационального судебного органа, по вопросам нарушения и ущемления человека на свободу творчества;
-установить механизм реализации прав на свободу творчества в Российской Федерации;
-изучить гарантии права на свободу творчества;
-рассмотреть случаи ограничения права на свободу творчества в практике судов Российской Федерации.
Объект исследования
Объект исследования - общественные отношения, которые возникают в ходе реализации права на свободу творчества человека и гражданина на территории Российской Федерации.
Предмет исследования
Предметом исследования выступает содержание конституционного права, законодательных актов, так или иначе затрагивающих свободу творчества российского гражданина.
Методологическая основа исследования:
Для достижения задач исследования будут использованы общенаучные методы познания: диалектический, логический, метод системного анализа.
Теоретическая основа исследования:
Теоретическую основу исследования составляют: общая теория прав человека и реализация этих прав, Конституция Российской Федерации и некоторых европейских государств, труды отечественных и зарубежных авторов, международные декларации и конвенции, федеральные законы и законодательные акты, имеющие отношение к рассматриваемым проблемам, отечественная и зарубежная судебная и административная практики по вопросам свободы творчества. В ходе работы над диссертацией использованы труды таких отечественных ученых как: Алексеев С.С., Л.И. Глухаревой, Л.А. Гумеров, О.С. Иоффе, Е.И. Козловой, А.С. Мордовец, Л.А. Морозова и других.
Научная новизна исследования определена целью, а также задачами, поставленными автором. Работа является комплексным исследованием проблем и судебной практики права на свободу творчества в российском и международном праве.
Структура работы включает в себя введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список использованной литературы.
Базисом законодательства современного демократического государства является позиционирование человеческих прав и свобод, как высшей ценности. Государство же наделяется функцией обеспечения максимально возможной реализации свобод для каждого гражданина.
Непосредственным двигателем прогресса демократического гражданского общества можно считать свободу творчества. Желание самовыразиться, создать нечто новое, уникальное присуще каждому человеку. Процесс создания как культурных, так и материальных ценностей, именуемый творчеством, способствует социализации человека, определению себя как личности, способной внести достойный вклад в развитие общества.
Предоставление свободы творчества - сложноорганизованный правовой механизм, многогранный и связанный с другими правами человека, гарантируемого Конституцией - свободой слова и мысли, свободой печати.
Список культурных прав человека должен оставаться открытым. В условиях динамично развивающегося общества этот список будет дополняться, давая людям все больше и больше возможностей к саморазвитию, и развитию общества в целом.
Подводя итог, рассмотренных в работе проблемных и спорных ситуаций из судебной практики, общественной жизни, автором выявлена необходимость внесения изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации - Конституцию, Основы законодательства о
культуре, федеральные законы, затрагивающие вопросы культуры и
творчества, - в части конкретизации уже имеющихся положений и
закреплении положений о конкретных видах и организациях творчества, например, концертных организаций.
Свободное выражение мыслей, мнений, информации только способствуют культурному самовыражению человека, что, безусловно, положительно сказывается на развитии общественного благополучия и самоощущения каждого из индивидов. Несмотря на необходимость обеспечения свободы творчества одного индивида, установление правомерных границ все же является необходимой мерой, для гарантии прав остальных членов общества, в случае если затрагиваются вопросы, наносящие оскорбление расового, национального, религиозного характера. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что необходимо детализировать законодательство, налагающее запрет на цензуру творчества.
1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.-2014.-№31.-Ст. 4398.
2.Всеобщая декларация прав человека. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН № 217 (III) от 10.12.1948 г. // Российская газета.- 1995.- 5 апреля.
3.Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного
конфликта. // Международный комитет красного креста. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/treaties-cultural- properties-140554.htm
4.«Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» (Принята 20 октября 2005 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры)
5.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международное право в документах. М.: Международные отношения, 2000. С. 107 - 116.
6.Конституция Норвежского Королевства от 17 мая 1814 года / Конституции государств (стран) мира [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //worldconstitutions. ru/?p= 142
7.Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года. // Конституции государств (стран) мира [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/7pM55
8.«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
9.Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в редакции от 18.04.2018, с изменениями от 17.01.2019)
10.Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утвержденный Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1) (в действующей редакции от 05.12.2017)
11.Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 № 78-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5434/
12.Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 № 7-ФЗ (редакции от 29.07.2017). [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221332& fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8400567918211947#04595395669483666
13.Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17
июня 1996 г. № 74-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ivo. garant. ru/#/document/135765/paragraph/4:0
14.Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 № 73 - ФЗ (в редакции от 19.12.2016 № 431 -ФЗ)
15.Закон от 03.04.2002 № 14-ГД «О культуре в Самарской области» (с изменениями на 08.02.2016)...