ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА
|
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста и особенностей смысложизненных ориентаций в критические периоды развития 11
1.1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса
личности среднего возраста в психологии 11
1.2 Особенности протекания возрастного кризиса середины
жизни в аспекте половых различий 23
1.3 Проблема ценностей и смысложизненных ориентаций
личности в отечественной и зарубежной психологии 29
1.4 Психологическая помощь личности в период кризиса
середины жизни в консультативной практике психолога 40
Глава 2 Экспериментальное исследование смысложизненных ориентаций мужчин и женщин в период кризиса середины жизни 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций
мужчин и женщин и их представлений о психологическом возрасте в период кризиса середины жизни 53
2.3 Статистический анализ результатов эмпирического
исследования и выявление особенностей смысложизненных ориентаций мужчин и женщин 67
Заключение 75
Список используемой литературы 79
Приложение А Протоколы диагностики ценностно-смысловой сферы личности мужчин 91
Приложение Б Протоколы диагностики ценностно-смысловой сферы личности женщин
Глава 1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста и особенностей смысложизненных ориентаций в критические периоды развития 11
1.1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса
личности среднего возраста в психологии 11
1.2 Особенности протекания возрастного кризиса середины
жизни в аспекте половых различий 23
1.3 Проблема ценностей и смысложизненных ориентаций
личности в отечественной и зарубежной психологии 29
1.4 Психологическая помощь личности в период кризиса
середины жизни в консультативной практике психолога 40
Глава 2 Экспериментальное исследование смысложизненных ориентаций мужчин и женщин в период кризиса середины жизни 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций
мужчин и женщин и их представлений о психологическом возрасте в период кризиса середины жизни 53
2.3 Статистический анализ результатов эмпирического
исследования и выявление особенностей смысложизненных ориентаций мужчин и женщин 67
Заключение 75
Список используемой литературы 79
Приложение А Протоколы диагностики ценностно-смысловой сферы личности мужчин 91
Приложение Б Протоколы диагностики ценностно-смысловой сферы личности женщин
Актуальность исследования. Возрастные кризисы, проживаемые человеком, давно и тщательно изучаются в системе психологических наук. Исследования возрастной психологии выделили эту категорию развития личности еще в начале XX в. и впервые это понятие было сформулировано в работах Л.С. Выготского, который считал их переходным этапом качественного преобразования накоплений предыдущего этапа возрастного развития..., где литические периоды сменяются критическими, обеспечивая качественные скачки развития человека. Большой вклад в изучение возрастных кризисов в отечественной психологии сделали А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и многие другие. В западной психологии кризисам развития также уделялось большое внимание, но в большей степени изучались взрослые периоды реализации личности.
Кризисы, разворачивающиеся в зрелых возрастах, имеют свою специфику и приобретают иное значения для личности, переживающей этот период. На передний план здесь выступают процессы индивидуации (К.Г. Юнг), самоидентификации и самореализации, обусловленные одновременно и необходимостью, и возможностью выбора вектора и маршрутов собственного жизненного пути. Так, в работах Д.Дж. Левинсона систематизированы нормативные кризисы личности от 17-ти до 65-ти лет, разворачивающиеся на переходных этапах жизни и характеризующиеся высоким уровнем стресса. По мнению Д. Левинсона, высокое напряжение в эти периоды определяется активной работой личности по анализу и переоценке целевых ориентиров жизни, ее ценностей и смыслов, а также способов самореализации в аспекте личной «идеальной модели жизни. Этой же проблемой занимались и многие другие исследователи - Э. Эриксон, М. Пек, Г. Шихи, Н. Коуэн, Г. Крайг, Д. Бокум и др. Не смотря на различие концепций и взглядов, все они сходятся в понимании значимости кризисных этапов для личности в аспекте их ресурсов для развития, повышения самореализации и качества жизни. Однако, по мнению всех ученых, в кризисах заложен лишь потенциал качественного скачка, а на передний план для личности выступает субъективные переживания конфликта, разочарования, экзистенциальных проблем бытия, разбалансировка целей, ценностей и смыслов жизни и пр.
Особое внимание в современной психологии уделяется кризису личности среднего возраста, ориентировочно разворачивающегося в период от 40 до 45 лет (Д. Левинсон), а обусловлено оно спецификой его протекания. Переживания «утекающей» жизни, упущенных возможностей, невозможности достижения целей и ценностей своей жизни или неудовлетворенность жизнью, несмотря на наличие достижений, становятся стержнем внутренней жизни личности и существуют во внутреннем плане долговременно. По мнению В.И. Красикова эти состояния вполне можно назвать «синдромом существования», а периоды обострения переживания (активная фаза кризиса), по его мнению, наполнены тотальной смысловой девальвацией. Кризис ценностно-смысловой сферы затрагивает всю личность в целом - потеря ориентиров, перспектив жизни, ее смысложизненных ориентаций самым негативным образом влияет на эмоции, чувства человека, его деятельность, общение, отношение к себе и к миру. По результатам исследований это выражается зачастую в депрессиях, жалости к себе, несправедливости, ощущении невозможности ничего изменить и бессмысленности изменений. Такая острота переживания, сопровождаемая ощущением потери силы, молодости, здоровья актуализировала потребность в практико-ориентированных исследованиях, направленных на оказание психологической помощи людям среднего возраста в конструктивном разрешение ценностно-смысловых конфликтов и кризиса середины жизни. Заметную роль здесь сыграли работы И. Ялома, Дж. Холлиса, М. Стайна, Э. Эриксона, В. Франкла и др.
В рамках нашего исследования актуальным является изучение смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин среднего возраста, переживающих кризисные периоды этого этапа жизни. Это обусловлено значимостью смысложизненных ориентаций для построения человеком личных перспектив даже в периоды кризисов и трансформаций. (личных или общественных). Актуальность данного диссертационного исследования также важна для консультативной деятельности практического психолога, к которому обращаются клиенты - мужчины и женщины - в кризисный период середины жизни с проблемами внутриличностного конфликта, где важным представляется выявление особенностей смысложизненных ориентиров, во многом способствующим построению эффективной консультативной работы по оказанию психологической помощи.
Смысложизненные ориентации являются основными механизмами сдерживания личности от делинквентной, криминальной и иной формы отклоняющегося (девиантного) поведения. Поэтому все психологические состояния, переживаемые человеком в трудных ситуациях, способствуют, в той или иной мере, трансформации смысложизненных ориентаций личности, побуждают к поиску новых ценностей, соотнесению новых целей и возможностей их дальнейшей реализации. Смысложизненные ориентации в свою очередь приводят к выбору определенной модели поведения, характер которой помогает преодолению возникшего кризиса.
Многие исследователи не проводят чёткой границы между личностными ценностями и ценностными ориентациями, они во многом рассматриваются как синонимы. Ценности, ценностно-смысловая сфера личности изучены в работах зарубежных и отечественных психологов (А. Маслоу, А. Адлер, В. Франкл, К.Г. Юнг, М. Рокич, С.С. Бубнова, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Л.В. Коломийченко, Д.И. Фельдштейн и др.). Проблема смысложизненных ориентаций анализируется и в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского.
Изучение проблемы психологии пола и психологических различий мужчин и женщин можно видеть в работах различных авторов - Э. Гидденса, Е.П. Ильина, И.С. Клециной, И.Н. Тартаковской, Дж. Холлиса, Ш.М. Шона, П.К. Эстес, А.И. Захарова, Л.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, И.С. Кона, В.С. Мухиной, И.В. Романова и многих других.
Проблема исследования состоит в изучении состояния смысложизненных ориентаций личности в период кризиса середины жизни и установления их специфики у мужчин и женщин для организации более эффективной психологической помощи в рамках консультативной практики психолога.
Противоречия:
- не смотря на изученность в психологии проблемы кризиса среднего возраста с разных позиций, все еще недостаточно внимания уделяется исследованию отличий его протекания у мужчин и женщин и вопрос отличия гендерных проявлений в этот период почти не изучен;
- особенности психологического консультирования в зависимости от гендерных отличий широко представлены в научной и методической литературе, а особенностям работы консультанта-практика с мужчинами и женщинами, переживающими кризис среднего возраста, посвящено ограниченное количество трудов.
Цель исследования - изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни».
Объект: возрастной кризис личности среднего возраста.
Предмет: изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни» в консультативной практике психолога.
Гипотеза: мы предполагаем, что в период кризиса среднего возраста изучение смысложизненных ориентаций личности, выделение их специфики у мужчин и женщин, будет способствовать более конструктивному анализу состояний и содержания переживаний при оказании психологической помощи личности в рамках консультативной практики психолога, что явится условием для продуктивного разрешения кризиса человека среднего возраста, осознания целей и смыслов собственной жизни, их переориентации и успешной самореализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Эмпирически изучить смысложизненные ориентации у мужчин и женщин среднего возраста.
3. Изучить специфику смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в ситуации возрастного кризиса «середины жизни».
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методы и методики исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Методы психодиагностики:
- методика «Определение психологического и социального возраста личности»: Методика 1. Автор С.С. Степанов [106];
- методика «Ваш психологический возраст»: Методика 2. Автор С.С. Степанов [106];
- опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ), автор Н.Н. Мельникова [73];
- тест смысложизенных ориентаций (методика СЖО), Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева [62];
- опросник смысложизненного кризиса, автор К.В. Карпинский [47].
3. Методы математико-статистической обработки экспериментальных данных.
Методологической основой нашего исследования явились положения гуманистических теорий личности и концепций самоактуализации человека (К. Роджерс, А. Маслоу и др.), а также концепции деятельностного подхода в психологии личности (Б.С. Братусь, К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Ф.Е. Василюк и др.) и теоретические позиции концепций системного подхода в психологии (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, А.Г. Асмолов, И.С. Кон и др.).
Теоретическая значимость исследования представлена систематизацией положений о специфике возрастного кризиса личности среднего возраста, анализе его содержания и выделении сути ценностно-смысловых переживаний и смысложизненных ориентаций в этот период жизни человека. Также важным теоретическим значением является анализ и выделение специфики смысложизненных ориентаций в аспекте пола личности этого этапа самореиализации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные исследования особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста и феномена их отношения к собственному возрасту могут быть использованы для создания условий повышения эффективности анализа ценностно смысловой сферы личности и ее трансформации при оказании психологической помощи в психологическом консультировании для разрешения проблем возраста и построения перспектив следующих этапов жизнедеятельности.
Новизна данной работы заключается в том, что содержание кризиса середины жизни рассматривается через призму анализа смысложизненных ориентаций личности, которые, по мнению автора, отражают все компоненты переживания в этот период жизни, а также соотносятся с анализом представлений человека о себе в аспекте возраста, отражающих уровень его оптимизма в отношении дальнейшей самореализации.
Научность и достоверность исследования обеспечивалась использованием методов научного анализа теоретических материалов современной отечественной и западной психологии по проблеме исследования, организацией и построением экспериментального исследования в соответствии с принципами научного исследования, а также применением валидных и надежных методов и методик получения эмпирических данных в соответствии с целью и предметом исследования магистерской диссертации.
Апробация результатов. Основные результаты данного диссертационного исследования были представлены на VII Саратовском областном психолого-педагогическом онлайн-форуме (Саратов, 20 февраля 2021 года, доклад «Смысложизненные ориентации у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни»», научный руководитель Э.Ф. Николаева), проходившем под эгидой Гильдии психологов и педагогов при Торгово¬Промышленной палате Саратовской области. Фрагменты практической части исследования были представлены на научно-практическом круглом столе «Воспитание и просвещение подрастающего поколения в духе национально¬культурных традиций народов Российской Федерации» (Энгельс, 27 декабря 2018 года, доклад «Особенности психологических портретов родителей в период кризиса «середины жизни». Национальный компонент», научный руководитель С.В. Левит), на IV Международном фестивале Саратовской юридической науки (Саратов, 19-20 апреля 2019 года, СГЮА, доклад «Психологические особенности девиантного и делинквентного поведения у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни»», научный руководитель Э.Ф. Николаева), на VII Саратовском областном этнофестивале «Истоки» (Петровск, 17 апреля 2020 года, доклад «Кризис «середины жизни»: смысложизненные ориентации у мужчин и женщин с позиций этнопсихологии», научный руководитель Э.Ф. Николаева).
Экспериментальной базой исследования выступил кабинет психологической помощи с зарегистрированной частной психологической практикой в рамках индивидуального предпринимательства («Индивидуальный предприниматель С.В. Саратовский»), имеющий возможность оказания как очной (контактной), так и дистанционной помощи с использованием интернет-платформы и сайта психолога. В исследовании приняли участие 80 человек от 38 до 40 лет, среди которых были 40 мужчин и 40 женщин указанного возраста.
Личный вклад автора. В ходе исследования сформирован и апробирован комплекс психодиагностических процедур, позволяющих определять связь кризиса жизни, отношения к возрасту и смысложизненных ориентаций в зависимости от гендерных отличий.
Положения, выносимые на защиту:
- в период кризиса среднего возраста переживания личности обусловлены напряжением в ценностно-смысловой сфере и наполнены рефлексивной оценкой индивидуальных ценностей, смыслов и самого себя на предыдущих возрастных этапах развития и самореализации;
- смысложизненные ориентации у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни» различаются между собой по своему уровню и качественному содержанию;
- мужчины и женщины в период кризиса «середины жизни» имеют значимые различия в целевых ориентациях собственной жизни и их направленности.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (138 источников). Анализ и обработка эмпирических данных представлена в 10 таблицах, 7 рисунках, а также в двух приложениях (приложение А, приложение Б). Общий объем работы - 105 с.
Кризисы, разворачивающиеся в зрелых возрастах, имеют свою специфику и приобретают иное значения для личности, переживающей этот период. На передний план здесь выступают процессы индивидуации (К.Г. Юнг), самоидентификации и самореализации, обусловленные одновременно и необходимостью, и возможностью выбора вектора и маршрутов собственного жизненного пути. Так, в работах Д.Дж. Левинсона систематизированы нормативные кризисы личности от 17-ти до 65-ти лет, разворачивающиеся на переходных этапах жизни и характеризующиеся высоким уровнем стресса. По мнению Д. Левинсона, высокое напряжение в эти периоды определяется активной работой личности по анализу и переоценке целевых ориентиров жизни, ее ценностей и смыслов, а также способов самореализации в аспекте личной «идеальной модели жизни. Этой же проблемой занимались и многие другие исследователи - Э. Эриксон, М. Пек, Г. Шихи, Н. Коуэн, Г. Крайг, Д. Бокум и др. Не смотря на различие концепций и взглядов, все они сходятся в понимании значимости кризисных этапов для личности в аспекте их ресурсов для развития, повышения самореализации и качества жизни. Однако, по мнению всех ученых, в кризисах заложен лишь потенциал качественного скачка, а на передний план для личности выступает субъективные переживания конфликта, разочарования, экзистенциальных проблем бытия, разбалансировка целей, ценностей и смыслов жизни и пр.
Особое внимание в современной психологии уделяется кризису личности среднего возраста, ориентировочно разворачивающегося в период от 40 до 45 лет (Д. Левинсон), а обусловлено оно спецификой его протекания. Переживания «утекающей» жизни, упущенных возможностей, невозможности достижения целей и ценностей своей жизни или неудовлетворенность жизнью, несмотря на наличие достижений, становятся стержнем внутренней жизни личности и существуют во внутреннем плане долговременно. По мнению В.И. Красикова эти состояния вполне можно назвать «синдромом существования», а периоды обострения переживания (активная фаза кризиса), по его мнению, наполнены тотальной смысловой девальвацией. Кризис ценностно-смысловой сферы затрагивает всю личность в целом - потеря ориентиров, перспектив жизни, ее смысложизненных ориентаций самым негативным образом влияет на эмоции, чувства человека, его деятельность, общение, отношение к себе и к миру. По результатам исследований это выражается зачастую в депрессиях, жалости к себе, несправедливости, ощущении невозможности ничего изменить и бессмысленности изменений. Такая острота переживания, сопровождаемая ощущением потери силы, молодости, здоровья актуализировала потребность в практико-ориентированных исследованиях, направленных на оказание психологической помощи людям среднего возраста в конструктивном разрешение ценностно-смысловых конфликтов и кризиса середины жизни. Заметную роль здесь сыграли работы И. Ялома, Дж. Холлиса, М. Стайна, Э. Эриксона, В. Франкла и др.
В рамках нашего исследования актуальным является изучение смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин среднего возраста, переживающих кризисные периоды этого этапа жизни. Это обусловлено значимостью смысложизненных ориентаций для построения человеком личных перспектив даже в периоды кризисов и трансформаций. (личных или общественных). Актуальность данного диссертационного исследования также важна для консультативной деятельности практического психолога, к которому обращаются клиенты - мужчины и женщины - в кризисный период середины жизни с проблемами внутриличностного конфликта, где важным представляется выявление особенностей смысложизненных ориентиров, во многом способствующим построению эффективной консультативной работы по оказанию психологической помощи.
Смысложизненные ориентации являются основными механизмами сдерживания личности от делинквентной, криминальной и иной формы отклоняющегося (девиантного) поведения. Поэтому все психологические состояния, переживаемые человеком в трудных ситуациях, способствуют, в той или иной мере, трансформации смысложизненных ориентаций личности, побуждают к поиску новых ценностей, соотнесению новых целей и возможностей их дальнейшей реализации. Смысложизненные ориентации в свою очередь приводят к выбору определенной модели поведения, характер которой помогает преодолению возникшего кризиса.
Многие исследователи не проводят чёткой границы между личностными ценностями и ценностными ориентациями, они во многом рассматриваются как синонимы. Ценности, ценностно-смысловая сфера личности изучены в работах зарубежных и отечественных психологов (А. Маслоу, А. Адлер, В. Франкл, К.Г. Юнг, М. Рокич, С.С. Бубнова, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Л.В. Коломийченко, Д.И. Фельдштейн и др.). Проблема смысложизненных ориентаций анализируется и в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского.
Изучение проблемы психологии пола и психологических различий мужчин и женщин можно видеть в работах различных авторов - Э. Гидденса, Е.П. Ильина, И.С. Клециной, И.Н. Тартаковской, Дж. Холлиса, Ш.М. Шона, П.К. Эстес, А.И. Захарова, Л.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, И.С. Кона, В.С. Мухиной, И.В. Романова и многих других.
Проблема исследования состоит в изучении состояния смысложизненных ориентаций личности в период кризиса середины жизни и установления их специфики у мужчин и женщин для организации более эффективной психологической помощи в рамках консультативной практики психолога.
Противоречия:
- не смотря на изученность в психологии проблемы кризиса среднего возраста с разных позиций, все еще недостаточно внимания уделяется исследованию отличий его протекания у мужчин и женщин и вопрос отличия гендерных проявлений в этот период почти не изучен;
- особенности психологического консультирования в зависимости от гендерных отличий широко представлены в научной и методической литературе, а особенностям работы консультанта-практика с мужчинами и женщинами, переживающими кризис среднего возраста, посвящено ограниченное количество трудов.
Цель исследования - изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни».
Объект: возрастной кризис личности среднего возраста.
Предмет: изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни» в консультативной практике психолога.
Гипотеза: мы предполагаем, что в период кризиса среднего возраста изучение смысложизненных ориентаций личности, выделение их специфики у мужчин и женщин, будет способствовать более конструктивному анализу состояний и содержания переживаний при оказании психологической помощи личности в рамках консультативной практики психолога, что явится условием для продуктивного разрешения кризиса человека среднего возраста, осознания целей и смыслов собственной жизни, их переориентации и успешной самореализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Эмпирически изучить смысложизненные ориентации у мужчин и женщин среднего возраста.
3. Изучить специфику смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в ситуации возрастного кризиса «середины жизни».
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методы и методики исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Методы психодиагностики:
- методика «Определение психологического и социального возраста личности»: Методика 1. Автор С.С. Степанов [106];
- методика «Ваш психологический возраст»: Методика 2. Автор С.С. Степанов [106];
- опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ), автор Н.Н. Мельникова [73];
- тест смысложизенных ориентаций (методика СЖО), Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева [62];
- опросник смысложизненного кризиса, автор К.В. Карпинский [47].
3. Методы математико-статистической обработки экспериментальных данных.
Методологической основой нашего исследования явились положения гуманистических теорий личности и концепций самоактуализации человека (К. Роджерс, А. Маслоу и др.), а также концепции деятельностного подхода в психологии личности (Б.С. Братусь, К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Ф.Е. Василюк и др.) и теоретические позиции концепций системного подхода в психологии (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, А.Г. Асмолов, И.С. Кон и др.).
Теоретическая значимость исследования представлена систематизацией положений о специфике возрастного кризиса личности среднего возраста, анализе его содержания и выделении сути ценностно-смысловых переживаний и смысложизненных ориентаций в этот период жизни человека. Также важным теоретическим значением является анализ и выделение специфики смысложизненных ориентаций в аспекте пола личности этого этапа самореиализации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные исследования особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста и феномена их отношения к собственному возрасту могут быть использованы для создания условий повышения эффективности анализа ценностно смысловой сферы личности и ее трансформации при оказании психологической помощи в психологическом консультировании для разрешения проблем возраста и построения перспектив следующих этапов жизнедеятельности.
Новизна данной работы заключается в том, что содержание кризиса середины жизни рассматривается через призму анализа смысложизненных ориентаций личности, которые, по мнению автора, отражают все компоненты переживания в этот период жизни, а также соотносятся с анализом представлений человека о себе в аспекте возраста, отражающих уровень его оптимизма в отношении дальнейшей самореализации.
Научность и достоверность исследования обеспечивалась использованием методов научного анализа теоретических материалов современной отечественной и западной психологии по проблеме исследования, организацией и построением экспериментального исследования в соответствии с принципами научного исследования, а также применением валидных и надежных методов и методик получения эмпирических данных в соответствии с целью и предметом исследования магистерской диссертации.
Апробация результатов. Основные результаты данного диссертационного исследования были представлены на VII Саратовском областном психолого-педагогическом онлайн-форуме (Саратов, 20 февраля 2021 года, доклад «Смысложизненные ориентации у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни»», научный руководитель Э.Ф. Николаева), проходившем под эгидой Гильдии психологов и педагогов при Торгово¬Промышленной палате Саратовской области. Фрагменты практической части исследования были представлены на научно-практическом круглом столе «Воспитание и просвещение подрастающего поколения в духе национально¬культурных традиций народов Российской Федерации» (Энгельс, 27 декабря 2018 года, доклад «Особенности психологических портретов родителей в период кризиса «середины жизни». Национальный компонент», научный руководитель С.В. Левит), на IV Международном фестивале Саратовской юридической науки (Саратов, 19-20 апреля 2019 года, СГЮА, доклад «Психологические особенности девиантного и делинквентного поведения у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни»», научный руководитель Э.Ф. Николаева), на VII Саратовском областном этнофестивале «Истоки» (Петровск, 17 апреля 2020 года, доклад «Кризис «середины жизни»: смысложизненные ориентации у мужчин и женщин с позиций этнопсихологии», научный руководитель Э.Ф. Николаева).
Экспериментальной базой исследования выступил кабинет психологической помощи с зарегистрированной частной психологической практикой в рамках индивидуального предпринимательства («Индивидуальный предприниматель С.В. Саратовский»), имеющий возможность оказания как очной (контактной), так и дистанционной помощи с использованием интернет-платформы и сайта психолога. В исследовании приняли участие 80 человек от 38 до 40 лет, среди которых были 40 мужчин и 40 женщин указанного возраста.
Личный вклад автора. В ходе исследования сформирован и апробирован комплекс психодиагностических процедур, позволяющих определять связь кризиса жизни, отношения к возрасту и смысложизненных ориентаций в зависимости от гендерных отличий.
Положения, выносимые на защиту:
- в период кризиса среднего возраста переживания личности обусловлены напряжением в ценностно-смысловой сфере и наполнены рефлексивной оценкой индивидуальных ценностей, смыслов и самого себя на предыдущих возрастных этапах развития и самореализации;
- смысложизненные ориентации у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни» различаются между собой по своему уровню и качественному содержанию;
- мужчины и женщины в период кризиса «середины жизни» имеют значимые различия в целевых ориентациях собственной жизни и их направленности.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (138 источников). Анализ и обработка эмпирических данных представлена в 10 таблицах, 7 рисунках, а также в двух приложениях (приложение А, приложение Б). Общий объем работы - 105 с.
Проведя исследование особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни» в консультативной практике психолога, можно сделать следующее заключение.
В научной литературе определяют биологический и хронологический (паспортный, календарный) возрасты, в психологии добавляют психологический и социально-психологический возраст, а также выделяют в новых исследованиях субъективный возраст. В силу своего существования феномен возраста неотделим от понятий «идентичность» и «время». Нет субъективного времени самого по себе, кроме как в теоретическом рассмотрении и в созданных лабораторных условиях, но оно есть в сознании каждого человека с нормальным развитием.
Проблемы гендерных различий широко исследованы в психологии. Есть различия у мужчин и женщин в понимании эмоций других, и в проявлении своих. В основе гендерных различий также лежит стереотипное мышление и установки, соответственно предвзятое отношение для оценки своих принципов, идеалов, потребностей, ценностей выше оппонента в зависимости от гендера.
Жизненные ценности и смысл жизни в психологии понимаются как предпочитаемые ориентиры действий, которые являются маяком для саморазвития, построения своего отношения в различных сферах жизни с объективной реальностью. Ценностно-смысловая сфера связана с интеллектуальным развитием и мотивационной сферой личности, они являются регуляторами поведения человека. Основными факторами развития ценностно-смысловой сферы личности можно назвать потребности: биологические потребности, потребности социального взаимодействия и потребности в сохранении благополучия, эмоциональная окраска смысла ценности. Поэтому гендерные особенности смысложизненных ценностей, вместе с пониманием смысла жизни человека и ценностных ориентаций, формируются почти с одинаковых позиций, так как они имеют схожую структуру и выполняют схожие функции как конструкты поведения личности, потому что являются чисто субъективными критериями социализации и идентичности.
Изученность гендерных аспектов отношения к своему возрасту в литературе почти не освещена. Можно сказать лишь о том, что обширно изучается временная и жизненная перспективы мужчин и женщин, осмысление ими жизни и своей идентичности.
В научной литературе жизнь человека рассматривается как сложный процесс развития, становления и реализации личности. Весь процесс жизнедеятельности человека принято разделять на определенные возрастные периоды, где переход с этапа на этап сопровождается личностными кризисами развития.
Кризис «середины жизни» характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и недовольством собой, даже если полученный результат соответствует запланированному, но не сопровождается достаточным количеством позитивных ощущений.
Кризис «середины жизни» особенно часто выделяют в сравнении с другими возрастными кризисами, поскольку психоэмоционально индивидуум переживает его наиболее трудно и нередко нуждается в профессиональной помощи психолога-консультанта.
Для достижения цели исследования нами было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление у испытуемых самоотношения к собственному возрасту и оценки психологического возраста личности мужчин и женщин, установлению у них уровня удовлетворенности жизнью, а также определению особенностей, присущих смысложизненным ориентациям испытуемых и наличия и степени выраженности у них смыслового кризиса.
Анализ результатов показал, что среди мужчин больше тех, кто исполнен жизненных сил, веры в себя, оптимистичен и доброжелателен, у мужчин выше социально-психологическая оценка своего возраста. Лишь немногие среди мужчин и женщин воспринимают и относятся к своему возрасту в соответствии с его хронологическими показателями. Среди женщин больше тех, кто чувствует себя моложе, а среди мужчин больше тех, кто ощущает себя старше.
Уровень удовлетворенности жизнью выше у женщин, показатель находится в пределах среднего уровня у большинства лиц обоего пола. Среди женщин выше средние показатели по шкале «жизненная включенность». Эти значения показывают, что они ощущают насыщенность и полноту жизни, у них высока активность и желание что-то делать, они чувствуют удовольствие и радость от жизни. У мужчин данный показатель несколько снижен.
Разочарование в жизни немного выше у женщин (средний уровень), нежели у мужчин. Можно предположить, что они в большей степени чувствуют досаду, обиду, ощущают несправедливость из-за расхождения желаемого с действительным. Интересным фактом по выявленным показателям является то, что при высокой активности и жизненной включенности, женщины более разочарованы в жизни. Это позволяет предположить, что не смотря на разочарование, женщинам свойственно сохранять более высокий уровень жизненной включенности. Мужчинам же свойственна линейная связь показателей разочарованности, беспокойства о будущем, усталости с понижением уровня жизненной включенности.
Женщины более целеустремленные люди. Они живут сегодняшним днем и получают удовольствие от процесса жизни. Они считают себя сильными личностями, ощущают свою способность контролировать свою жизнь, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь. Особенно отличаются средние значения по шкалам локуса контроля-Жизнь и цели в жизни.
Хорошие показатели у испытуемых по осмысленности жизни. Большинство мужчин и женщин контролируют свою жизнь, позиционируют себя в качестве сильных личностей, дают высокую оценку пройденного отрезка своей жизни и ощущают продуктивность и осмысленность прожитой ее части.
Не смотря на одинаковую тенденцию в смысложизненных ориентациях у мужчин и женщин, обнаруживается все же ряд отличий. Так, женщины склонны в большей степени считать себя сильными личностями и контролировать свою жизнь, им присуща решительность и свобода при принятии решений, а также при воплощении их в жизнь. Интересным здесь является то, что женщинам в большей степени свойственна ориентация в своей жизненной активности на результат, что говорит о рационализме и прагматичности, а также о потребности быть эффективными в достижении поставленных целей.
Анализ смысложизненного кризиса у испытуемых показал, что женщины глубже и острее переживают кризис смысла жизни, чем мужчины. То есть, им свойственно проживание такого естественного и, более того, совершенно необходимого для нормального личностного роста, явления, как кризис развития.
Математико-статистический анализ, проведенный нами, показал, что женщины от мужчин статистически достоверно отличаются в показателях психологического возраста, цели жизни, локуса-контроля Я, локуса-контроля жизни и уровня смысложизненных ориентаций, в общем. Женщины в значительной мере иначе относятся к своему возрасту, к жизни, к смыслу жизни. Отсюда можно сделать вывод, что выявление особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в периоды возрастного нормативного кризиса «середины жизни» станет позитивным условием оказания своевременной консультативной психологической помощи в осознании целей и смыслов собственной жизни и их переориентации.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.
В научной литературе определяют биологический и хронологический (паспортный, календарный) возрасты, в психологии добавляют психологический и социально-психологический возраст, а также выделяют в новых исследованиях субъективный возраст. В силу своего существования феномен возраста неотделим от понятий «идентичность» и «время». Нет субъективного времени самого по себе, кроме как в теоретическом рассмотрении и в созданных лабораторных условиях, но оно есть в сознании каждого человека с нормальным развитием.
Проблемы гендерных различий широко исследованы в психологии. Есть различия у мужчин и женщин в понимании эмоций других, и в проявлении своих. В основе гендерных различий также лежит стереотипное мышление и установки, соответственно предвзятое отношение для оценки своих принципов, идеалов, потребностей, ценностей выше оппонента в зависимости от гендера.
Жизненные ценности и смысл жизни в психологии понимаются как предпочитаемые ориентиры действий, которые являются маяком для саморазвития, построения своего отношения в различных сферах жизни с объективной реальностью. Ценностно-смысловая сфера связана с интеллектуальным развитием и мотивационной сферой личности, они являются регуляторами поведения человека. Основными факторами развития ценностно-смысловой сферы личности можно назвать потребности: биологические потребности, потребности социального взаимодействия и потребности в сохранении благополучия, эмоциональная окраска смысла ценности. Поэтому гендерные особенности смысложизненных ценностей, вместе с пониманием смысла жизни человека и ценностных ориентаций, формируются почти с одинаковых позиций, так как они имеют схожую структуру и выполняют схожие функции как конструкты поведения личности, потому что являются чисто субъективными критериями социализации и идентичности.
Изученность гендерных аспектов отношения к своему возрасту в литературе почти не освещена. Можно сказать лишь о том, что обширно изучается временная и жизненная перспективы мужчин и женщин, осмысление ими жизни и своей идентичности.
В научной литературе жизнь человека рассматривается как сложный процесс развития, становления и реализации личности. Весь процесс жизнедеятельности человека принято разделять на определенные возрастные периоды, где переход с этапа на этап сопровождается личностными кризисами развития.
Кризис «середины жизни» характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и недовольством собой, даже если полученный результат соответствует запланированному, но не сопровождается достаточным количеством позитивных ощущений.
Кризис «середины жизни» особенно часто выделяют в сравнении с другими возрастными кризисами, поскольку психоэмоционально индивидуум переживает его наиболее трудно и нередко нуждается в профессиональной помощи психолога-консультанта.
Для достижения цели исследования нами было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление у испытуемых самоотношения к собственному возрасту и оценки психологического возраста личности мужчин и женщин, установлению у них уровня удовлетворенности жизнью, а также определению особенностей, присущих смысложизненным ориентациям испытуемых и наличия и степени выраженности у них смыслового кризиса.
Анализ результатов показал, что среди мужчин больше тех, кто исполнен жизненных сил, веры в себя, оптимистичен и доброжелателен, у мужчин выше социально-психологическая оценка своего возраста. Лишь немногие среди мужчин и женщин воспринимают и относятся к своему возрасту в соответствии с его хронологическими показателями. Среди женщин больше тех, кто чувствует себя моложе, а среди мужчин больше тех, кто ощущает себя старше.
Уровень удовлетворенности жизнью выше у женщин, показатель находится в пределах среднего уровня у большинства лиц обоего пола. Среди женщин выше средние показатели по шкале «жизненная включенность». Эти значения показывают, что они ощущают насыщенность и полноту жизни, у них высока активность и желание что-то делать, они чувствуют удовольствие и радость от жизни. У мужчин данный показатель несколько снижен.
Разочарование в жизни немного выше у женщин (средний уровень), нежели у мужчин. Можно предположить, что они в большей степени чувствуют досаду, обиду, ощущают несправедливость из-за расхождения желаемого с действительным. Интересным фактом по выявленным показателям является то, что при высокой активности и жизненной включенности, женщины более разочарованы в жизни. Это позволяет предположить, что не смотря на разочарование, женщинам свойственно сохранять более высокий уровень жизненной включенности. Мужчинам же свойственна линейная связь показателей разочарованности, беспокойства о будущем, усталости с понижением уровня жизненной включенности.
Женщины более целеустремленные люди. Они живут сегодняшним днем и получают удовольствие от процесса жизни. Они считают себя сильными личностями, ощущают свою способность контролировать свою жизнь, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь. Особенно отличаются средние значения по шкалам локуса контроля-Жизнь и цели в жизни.
Хорошие показатели у испытуемых по осмысленности жизни. Большинство мужчин и женщин контролируют свою жизнь, позиционируют себя в качестве сильных личностей, дают высокую оценку пройденного отрезка своей жизни и ощущают продуктивность и осмысленность прожитой ее части.
Не смотря на одинаковую тенденцию в смысложизненных ориентациях у мужчин и женщин, обнаруживается все же ряд отличий. Так, женщины склонны в большей степени считать себя сильными личностями и контролировать свою жизнь, им присуща решительность и свобода при принятии решений, а также при воплощении их в жизнь. Интересным здесь является то, что женщинам в большей степени свойственна ориентация в своей жизненной активности на результат, что говорит о рационализме и прагматичности, а также о потребности быть эффективными в достижении поставленных целей.
Анализ смысложизненного кризиса у испытуемых показал, что женщины глубже и острее переживают кризис смысла жизни, чем мужчины. То есть, им свойственно проживание такого естественного и, более того, совершенно необходимого для нормального личностного роста, явления, как кризис развития.
Математико-статистический анализ, проведенный нами, показал, что женщины от мужчин статистически достоверно отличаются в показателях психологического возраста, цели жизни, локуса-контроля Я, локуса-контроля жизни и уровня смысложизненных ориентаций, в общем. Женщины в значительной мере иначе относятся к своему возрасту, к жизни, к смыслу жизни. Отсюда можно сделать вывод, что выявление особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в периоды возрастного нормативного кризиса «середины жизни» станет позитивным условием оказания своевременной консультативной психологической помощи в осознании целей и смыслов собственной жизни и их переориентации.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Жизненные перспективы женщин с разным семейным статусом в период
кризиса тридцати лет
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020 - Групповое психологическое консультирование как средство помощи взрослым в преодолении кризиса среднего возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2023 - Половые различия переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022



