Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Метафоры и сравнения со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина

Работа №107700

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы58
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Характеристика проблемы изучения образных обозначений говорения в современной лингвистике 10
1.1 Лексико-семантическая группа слов со значением говорения в современном русском языке 10
1.2 Метафоры и сравнения как образные единицы языка 14
1.3 Способы систематизации образных обозначений говорения в лингвистической литературе 20
Глава 2 Семантика и функции метафор и сравнений со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина 31
2.1 Особенности художественного мира произведений И.А. Бунина 31
2.2 Семантическая классификация метафор и сравнений со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина 35
2.3 Классификация метафор и сравнений со значением говорения по степени освоенности лексической системой языка 44
Заключение 50
Список используемой литературы и используемых источников 52
Приложение А Методическая разработка внеклассного мероприятия «Метафоры и сравнения со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина» 57

Разрабатываемая бакалаврская работа посвящена проблеме изучения особенностей функционирования метафор и сравнений со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина.
Актуальность нашего исследования обусловлена активным развитием антропоцентрической парадигмы в лингвистике, в соответствии с которой язык стал рассматриваться как отражение опыта человека во взаимодействии с внешним миром, то есть его картины мира. Одним из важнейших фрагментов языковой картины мира являются метафоры и сравнения, включающие слова со значением говорения. Процессы метафорического употребления данного обширного пласта лексики в художественном тексте нуждаются в детальной разработке.
Степень научной разработанности проблемы. Обозначенная проблема становилась предметом осмысления в работах Ю.Д. Апресяна «Лексическая семантика» [3], Л.М. Васильева «Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи» [7], В.П. Москвина «Русская метафора: Семантическая, структурная, функциональная классификация» [31], Н.В. Павлович «Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке» [38], З.Ю. Петровой, О.Ю. Северской «Говорящий мир в русской поэзии XVIII-XX вв» [39] и других.
Объект исследования - метафоры и сравнения со значением говорения в текстах поэтических и прозаических произведений И.А. Бунина.
Предмет исследования - семантика и функции метафор и сравнений со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина
Цель исследования - выявить лексико-семантические особенности функционирования метафор и сравнений со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина.
Для достижения поставленной цели в необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа лингвистической литературы охарактеризовать лексико-семантическую группу слов со значением говорения в современном русском языке.
2. Выявить существенные признаки метафоры и сравнения как образных единиц языка.
3. Описать способы систематизации образных обозначений говорения в лингвистических исследованиях.
4. Выделить состав тематических групп метафор и сравнений со словами говорения по характеру олицетворяемого денотата в произведениях И.А. Бунина.
5. Классифицировать метафоры и сравнения со значением говорения в произведениях И.А. Бунина по степени освоенности лексической системой языка. Сделать выводы об особенностях функционирования метафор и сравнений со значением говорения в произведениях И.А. Бунина.
В работе использовались следующие методы исследования:
1) метод анализа и синтеза, с помощью которых был собран и обобщен теоретический материал и сделаны выводы по проблеме исследования; 2) описательный метод, включающий анализ, сопоставление и классификацию языковых фактов, а также интерпретацию языкового материала; 3) метод анализа знаковой семантической структуры метафоры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды филологов области: систематизации поэтических образных номинаций: Н.В. Павлович [38], З.Ю. Петрова, О.И. Северская [39]; знаковой теории метафоры, классификации метафор В.П. Москвина [30; 31; 32]; изучения творчества И.А. Бунина [28; 29; 34; 35; 42; 48; 49; 50; 57].
В работе использовались следующие словари: «Русский семантический словарь» [43]; «Словарь поэтических образов ...» [51]; «Толковый словарь русского языка» [54]; «Большой толковый словарь русских глаголов: ...» [6]; «Лингвистический энциклопедический словарь» [24], «Лексическая основа русского языка : комплексный учебный словарь» [23].
Материалом для исследования послужил основной подкорпус Национального корпуса русского языка [33], в результате работы с которым была отобрана 101 образная номинация со значением говорения из произведений И.А. Бунина.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе удалось: 1) определить типы метафорических переносов слов со значением говорения по характеру олицетворяемого денотата в произведениях И.А. Бунина; 2) установить культурно-стереотипные и индивидуально-авторские особенности метафоры и сравнения со значением говорения в произведениях И.А. Бунина.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании особенностей художественной картины мира И.А. Бунина, репрезентируемой метафорами и сравнениями со значением говорения; в выявлении и систематизации параметров классификации метафор.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практике школьного и вузовского обучения русскому языку и литературе, а также при составлении словарей метафор и сравнений в художественной речи.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в осмыслении базовых понятий в области фразеологии; в отборе и анализе материала исследования; в подготовке докладов и публикаций по выполненной работе; в оформлении ее результатов.
Апробация результатов работы состоялась на внеклассном мероприятии (5 класс) во время прохождения педагогической практики в МБОУ «Лицей № 19» г.о. Тольятти (см. приложение А), а также в виде выступлений с докладами на следующих научно-практических конференциях: «Молодежь. Наука. Общество» в рамках секции «Отечественная филология (русский язык, русская литература)» (Тольятти, декабрь 2020 г.); «Студенческие Дни науки в ТГУ» в рамках секции «Русский язык» (Тольятти, 7 апреля 2021 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Рассмотрение поэтических метафор и сравнений в составе определенных образных рядов, выделяемых на близких смысловых связях, позволяет выявить специфику индивидуально-авторской образной картины мира и систематизировать образные единицы языка.
2. Одна из основных метафорических моделей в русской поэзии - «природа - человек», реализующаяся с помощью образного употребления слов со значением говорения в сочетании с обозначениями природных реалий.
3. В языке произведений И.А. Бунина широко представлены метафоры и сравнения со словами говорения, которые составляют пять семантических групп, заполняющих все семантическое пространство общей языковой картины мира: «Природные явления», «Животные», «Предметы», «Человек», «Абстрактные понятия», «Горний мир».
4. К особенностям метафорической картины мира И.А. Бунина, репрезентированной совокупностью метафор и сравнений со значением говорения, относятся индивидуально-авторские метафорические модели из тематических областей «Горний мир», «Животные», что отражает особую антропокосмическую модель мира данного автора.
Структура бакалаврской работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который насчитывает 58 источников.
Во введении формулируются актуальность исследования, объект и предмет, цель и задачи исследования, определяется методология исследования, а также его научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, выносятся положения на защиту.
В первой главе «Характеристика проблемы изучения образных обозначений говорения в современной лингвистике» определяется состав лексико-семантической группы слов со значением говорения в современном русском языке; характеризуются существенные признаки метафоры и сравнения как образных единиц языка; рассматриваются способы систематизации образных обозначений говорения в лингвистических исследованиях.
Во второй главе «Семантика и функции метафор и сравнений со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина» представляются семантическая классификация метафор и сравнений со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина, а также систематизация обозначенных образных средств по степени освоенности лексической системой языка.
В заключении представлены основные результаты поставленных задач исследования.
Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях:
1. Рукина Л.С. Метафоры и сравнения со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина // «Молодежь. Наука. Общество» : Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, декабрь 2020 г.) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. В печати.
2. Рукина Л.С. Метафорическое употребление глаголов говорения в языке русской поэзии // Студенческие Дни науки в ТГУ : научно-практическая конференция. (Тольятти, апрель 2021 г.) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021. В печати.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для изучения особенностей функционирования метафор и сравнений со значением говорения в языке прозы и поэзии И.А. Бунина методом сплошной выборки мы отобрали 101 образную номинацию с соответствующей семантикой
В ходе проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:
1. По характеру олицетворяемого денотата, который наделяется антропоморфной способностью говорить, отобранные метафоры и сравнения были распределены на пять тематических групп: 1) «Природные явления»; 2) «Предметы, созданные человеком», 3) «Животные», 4) «Человек», 5) «Абстрактные понятия».
2. В рамках каждой тематической группы выделены основные метафорические модели, характерные для языка И.А. Бунина, по формуле: олицетворяемый субъект - слово со значением говорения в метафорическом употреблении:
3. Наиболее многочисленными по количеству метафорических моделей со словами говорения в языке произведений И.А. Бунина являются тематические группы: 1) Человек (включает 2 метафорические модели), 2) «Природные явления» (включает 9 метафорических моделей). Например, группа «Природные явления» включает следующие модели: гром, лучи зари - речь, вода - речь, растения - речь, небо - речь, воздух - речь, небесные светила - речь, дорога, даль - речь, земля - речь, времена года - речь, горний мир - речь, географические объекты, жилища - речь.
4. В составе выявленных метафорических моделей определяются частотные олицетворяемые денотаты (субъекты):
• «Животные» - разного вида птицы;
• «Географические объекты, земля, вода» - море, реки, воды;
• «Предметы, созданные человеком» - дом, селенья;
• «Растения» - сад, леса;
• «Небо, небесные тела, природные явления, времена года» - гром, дождик, звезды.
5. По степени освоенности лексической системой языка анализируемые метафоры и сравнения были классифицированы на две группы: 1) метафорические модели со значением говорения, используемые в языке русской поэзии; 2) индивидуально-авторские метафорические модели.
6. Первая группа включает 11 метафорических моделей: ветер/дождь -> говорит, вода, влага, море -> говорит, сад, листья сада, сосны -> шепчут, птицы -> лепечут и другие. Ко второй группе относятся пять метафорических моделей. Индивидуально-авторские метафоры и сравнения И.А. Бунина преимущественно принадлежат к понятийной сфере «Горний мир». В данных образных средствах в качестве субъекта олицетворения используются понятия из тематической области «Религия»: горний мир зовет, павлин громко кличет, звоны ангельских высот зовут, небесный голос сказал, солнце божье сулит.
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Состав выделенных тематических групп метафор и сравнения со значением говорения в произведениях И.А. Бунина соответствует основным понятийным сферам, выделяемым в общей русской языковой картине мира: Человек, Животное, Растения, Небесные светила, Земля, Предметы, созданные человеком.
2. К индивидуально-авторским группам метафор и сравнений со значением говорения по соотношению с общей языковой картиной мира относятся тематические группы: «Горний мир», «Абстрактные понятия», что отражает особое мифологическое и религиозное мировосприятие данного автора.


1. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М. : Наука, 1976. 328 с.
2. Античные теории языка и стиля: антология текстов / под ред. О.М. Фрейденберг. М.; Л. : ОГИЗ, Соцэкгиз, 1996. 362 с.
3. Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. М. : Наука, 1967. 251 с.
4. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917). Изд. 2-е. М. : Художественная литература, 1983. 351 с.
5. Бахтина В.П. Лексико-грамматическая сочетаемость глаголов речи в русском литературном языке II половины XIX века : автореф. дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1965. 24 с.
6. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / под ред. Л.Г. Бабенко. М. : АСТ-ПРЕСС, 2007. 573 с.
7. Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи. Очерки по семантике русского глагола. Уфа : Высшая школа, 1970. 661 с.
8. Вежбицкая А. Сравнение - градация - метафора // Теория метафоры. М. : Прогресс, 1990. С. 133-152.
9. Виджая В., Минералова И.Г. Реальные трагические события России в изображении И.А. Бунина и А.С. Новикова-Прибоя // Творческое наследие И.А. Бунина в контексте современных гуманитарных исследований : сборник научных трудов. Елец : Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2015. С. 56-60.
10. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. СПб. : Питер, 2000. 190 с.
11. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект / отв. ред. Е.А. Земская, Д.Н. Шмелев. М. : Наука, 1993. С. 158-218.
12. Есаулов И.А. Россия Бунина: миф, модель, реальность? // Творческое наследие И.А. Бунина в контексте современных гуманитарных исследований : сборник научных трудов. Елец : Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2015. С. 12-16.
13. Карпенко Л.Б. Безумие революции в «Окаянных днях» И.А. Бунина // Творческое наследие И.А. Бунина в контексте современных гуманитарных исследований : сборник научных трудов. Елец : Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2015. С. 162-166.
14. Зализняк А.А. Глагол говорить: три этюда к словесному портрету. Язык о языке : Сборник статей / под общ. ред.: Н.Д. Арутюнова. М. : Языки русской культуры, 2000. С. 381-402.
15. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин, Ремизов, Шмелев. Мюнхен, 1959. 196 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ