Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование института банкротства в Российской Федерации 7
1.1 Понятие несостоятельности в российском законодательстве 7
1.2 Процедуры, применяемые в деле о банкротстве юридического лица 12
Глава 2. Общая характеристика конкурсного производства конкурсного производства как процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротства) юридического лица 28
2.1 Понятие конкурсного производства при банкротстве юридических лиц 28
2.2 Условия применения процедуры конкурсного производства при банкротстве юридических лиц 35
Глава 3. Этапы конкурсного производства 38
3.1 Признание должника банкротом 38
3.2 Назначение конкурсного управляющего 46
3.3 Удовлетворение требований кредиторов 54
3.4 Завершение конкурсного производства и его последствия 68
Заключение 71
Список используемой литературы 75
Актуальность. Несостоятельность или банкротство - актуальная тема для правоприменителей и коммерческих структур не только России, но и всего мира, содержащая в себе большое количество особенностей. Актуальность темы банкротства объясняется, в первую очередь, нестабильностью современного рынка, затяжными экономическими кризисами и, как следствие, ухудшением финансового состояния большого количества субъектов предпринимательской деятельности и рядовых граждан, что, в свою очередь, влечёт неспособность исполнения ими своих договорных обязательств и уплаты обязательных платежей.
В информационной базе системы арбитражных судов РФ «Электронное правосудие» зарегистрировано 600 539 дел о банкротстве, а за первые три квартала 2018 года - 62 884 дела. При этом количество банкротов увеличивается ежегодно более чем на 20%. Например, за тот же период 2017 года зарегистрировано 50 238 дел1. При этом если верить статистике рассмотрения дел о банкротстве, приведенной Адвокатским бюро «Линия права», то в отношении 80% должников сразу после окончания процедуры наблюдения применяется процедура конкурсного производства; семнадцать процентов дел о несостоятельности заканчиваются прекращением производства по делу о банкротстве по различным основаниям, из которых только лишь 1,6% - в связи с заключением мирового соглашения; восемьдесят процентов должников, в отношении которых была введена процедура внешнего управления (примерно 2,4% от общего количества дел), впоследствии переходят в конкурсное производство; и около пятидесяти процентов дел, в которых в отношении должника была применена процедура финансового оздоровления (всего 0,3% от общего количества рассматриваемых дел) переходят в конкурс2.
При обобщении изложенных данных можно увидеть, что реабилитационные процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве), применяются менее чем в пяти процентах дел, а более восьмидесяти процентов должников переходят при этом к реализации имущества (конкурсному производству).
Даже учитывая возможную погрешность данных, приведённых в статистике, можно сделать вывод о том, что основополагающей процедурой при рассмотрении дел о несостоятельности юридических лиц выступает именно конкурсное производство. Данный довод частично находит своё подтверждение и в законодательстве. Так, в соответствии с п. 1 ст. 124 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. То есть именно данная процедура следует после подтверждения судом факта несостоятельности юридического лица.
Цель исследования заключается в комплексном, взаимосвязанном рассмотрении правового регулирования конкурсного производства как процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие несостоятельности в российском законодательстве;
• провести анализ процедур, применяемых в деле о банкротстве юридических лиц;
• раскрыть понятие конкурсного производства при банкротстве юридических лиц;
• обозначить условия применения процедуры конкурсного производства при банкротстве юридических лиц;
• проанализировать процедуру признания должника банкротом;
• рассмотреть этап назначения конкурсного управляющего;
• изучить процесс удовлетворения требований кредиторов, а так же процедуру завершения конкурсного производства и его последствия;
• рассмотреть особенности конкурсного производства отдельных категорий юридических лиц, таких как градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых и кредитных организаций, стратегических предприятий и организации, субъектов естественной монополии.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при ходе процедуры конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.
Предметом исследования является система правовых норм регулирующих отношения в сфере конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.
Методологическую основу исследования составляют общие и частно - научные методы, такие как анализ, синтез, метод сравнительного правоведения, формально - юридический и другие. В работе будет также использован исторический метод.
В качестве теоретической основы исследования при написании работы были использованы основные положения, содержащиеся в трудах ученых - правоведов и юристов - практиков, таких как С.П. Ивановой, Д.Н. Землякова, А.Л. Баранникова, С.С. Покровского, О.Р.Зайцева, Н.В. Самохваловой и др.
Нормативную правовую базу исследования составляют: Гражданский кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, а так же федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что в ней с позиций современных требований науки рассмотрены особенности конкурсного производства как процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц; частноправовые и публично - правовые начала в правовом регулировании процедуры конкурсного производства; исследованы возможные пробелы и противоречия в законодательстве, регулирующем порядок проведения процедуры конкурсного производства в отношении несостоятельных юридических лиц, а также в формировании конкретных предложений по решению проблем.
Эмпирическую (практическую) базу исследования составляет практика применения положения законодательства о банкротстве юридических лиц.
Положения, выносимые на защиту: Понятие несостоятельности в российском законодательстве. В настоящее время имеются неразрешённые теоретические споры между современными правовыми деятелями, касаемые понятия «несостоятельности». В рамках исследования сделан вывод, о том, что на сегодняшний день под несостоятельностью следует понимать признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Последствия применения процедуры конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве) юридического лица, а так же общая характеристика процедур, применяемых в деле о несостоятельности юридического лица, полномочия конкурсного управляющего. Система сдержек и противовесов интересов кредиторов между собой; соотношение норм закона о банкротстве с нормами гражданского права.
Имеющая цели и задачи исследования, структурно работа состоит из: введения, трех глав, включающих себя восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В заключении отражены итоги проведенного исследования и выводы по выявленным проблемам.
На основании проведённого исследования, сделаны следующие выводы:
Несмотря на исторически сложившиеся различия понятий «несостоятельность» и «банкротство», а также позицию многих учёных- правоведов, разграничение спорных терминов, тождественных в действующем Законе о банкротстве, по практическим и некоторым технико - юридическим причинам будет являться нецелесообразным. На сегодняшний день российское банкротное законодательство достаточно качественно регулирует правоотношения в этой сфере, сформирована обширная судебная практика по делам о несостоятельности, ввиду чего внесение изменений в работающий во всех смыслах закон в части, пусть даже обоснованного с точки зрения теории права, разграничения понятий «несостоятельность» и «банкротство», может повлечь собой возникновение существенных пробелов в законодательстве и правовых коллизий, при этом указанные последствия будут касаться не только сферы гражданских правоотношений, но и применения норм уголовного и административного права.
В соответствии с положениями действующего Закона о банкротстве в деле о несостоятельности юридических лиц предусмотрено применения ряда процедур, которые условно можно подразделить на две группы: реабилитационные и ликвидационные. К реабилитационным процедурам, применяемым по отношению к юридическим лицам в делах о банкротстве, относят процедуры: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление. Также к числу реабилитирующих мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, можно отнести мировое соглашение. К ликвидационным процедурам, собственно, относят процедуру конкурсного производства. Конкурсное производство - это основная, определяющая процедура в деле о банкротстве юридического лица, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Именно данная процедура, согласно статистическим данным, применяется в отношении 80% должников после окончания срока наблюдения, а в случае применения в отношении должника одной из реабилитационных процедур - в большинстве случаев, по её итогам в отношении должника будет открыта процедура конкурсного производства.
Процедура конкурсного производства, открытая в отношении несостоятельного юридического лица, предполагает особые механизмы правового регулирования, способствующие аккумулированию имущественной массы, её реализации и пропорциональному удовлетворению требований кредиторов, что максимально соответствует общим целям законодательства о банкротстве.
Ввиду изложенных фактов нельзя переоценить актуальность рассмотрения вопроса особенностей данной процедуры, применяемой в деле о банкротстве юридических лиц.
В качестве особенностей процедуры конкурсного производства стоит выделить, в первую очередь, то, что конкурсное производство является единственной из всех предусмотренных законом процедур, применяемых в деле о несостоятельности, по результатам проведения которой происходит ликвидация должника, при которой осуществляется консолидация конкурсной (имущественной) массы должника, её реализация и последующее погашение требований кредиторов в определённой законом очереди. То есть на стадии конкурсного производства, по общему правилу, не предполагается восстановления платёжеспособности должника и его сохранение как участника гражданских правоотношений, так как все процедуры, направленные на его реабилитацию были ранее исчерпаны.
Открытие в отношении признанного несостоятельным юридического лица предполагает полное отстранение от управления его административных органов, чьи функции отныне будет выполнять конкурсный управляющий.
Другой особенностью рассматриваемой процедуры является её цель, заключающаяся не в равном и справедливом распределении имущества должника, а в необходимости справедливого удовлетворения требований кредиторов. Именно указанный факт породил необходимость появления данного института и является причиной необходимости его существования в настоящее время.
В целях максимального соразмерно удовлетворения требований кредиторов конкурсным управляющим осуществляется ряд действий, направленных на увеличение конкурсной массы должника. Стоит выделить, пожалуй, одну из главных особенностей конкурсного процесса - возможность оспаривания сделок должника по специальным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве.
Установление специальных оснований недействительности сделок является одним из проявлений специфики института оспаривания сделок в конкурсном процессе, предусматривающим, с одной стороны, необходимость использования общегражданских оснований недействительности сделок, предусмотренных ГК, а с другой - выделяющим особые, нетрадиционные для гражданского законодательства «пороки» в сделках, приобретающие правовое значение, как правило, только в рамках отношений банкротства.
В этих случаях сделки, являющиеся действительными в обычных условиях гражданского оборота, при банкротстве одной из сторон могут быть признаны арбитражным судом недействительными, что служит целям защиты прав законных интересов кредиторов при банкротстве должника.
Подводя итоги, следует сказать о том, что процедура конкурсного производства является определяющей и наиболее часто применяемой процедурой в деле о банкротстве юридических лиц, содержащей особые механизмы для достижения целей процедуры. Несмотря на достаточно современное и развитое регулирование отношений банкротства со стороны законодательства, не исключены проблемы при применении положений Закона о банкротстве на практике, в том числе и в процедуре конкурсного производства. В целях правильного применения правовых норм, правильного понимания и толкования Закона, следует постоянно обращаться к разъяснениям высших судов и следить за правоприменительной практикой.
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51 - ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14 - ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст.410.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127 - ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
5. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.10.1998 № 135 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31.Ст. 3813.
6. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.
7. Указ Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» от 14.06.1992 № 623 // Российская газета. 1992. № 138.
8. Постановление Правительства РФ «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов» от 06.02.2004 № 56 (ред. от 28.07.2004) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 7. Ст. 526.
9. Постановление Правительства РФ «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» от 03.02.2005 № 52 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 464.
Специальная литература:
10. Алексеева Е.В. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Практикум // М.: Проспект, 2015. 64 с.
11. Амосов М.С. Порядок обжалования определения о принятии к производству заявления о признании должника банкротом. Правовая неопределенность. Апелляция как последняя инстанция // Вестник арбитражной практики. 2016. № 1. С. 21 - 25.
12. Апоницкий С.В. Механизм реализации досудебной санации для восстановления платежеспособности должника - юридического лица: проблемы теории и практики // М.: Современный юрист. 2017. № 2. С. 87 - 95.
13. Балдин К.В., Передеряев И.И., Белугина В.В., Галдицкая С.Н. Банкротство предприятия. Анализ, учет, прогнозирование // М.: Дашков и К. 2011. 374 с.
14. Банкротство хозяйствующих субъектов: учебник для бакалавров / Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, С.С. Галкин и др.; отв. ред. И.В.Ершова, Е.Е. Енькова. М.: Проспект, 2016. 336 с.
15. Ворожевич А. ВС РФ разъяснил, при каких условиях суд может утвердить мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами // ЭЖ - Юрист. 2018. № 34. С. 14 - 45.
...