Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи познавательного интереса и мотивации школьников к учебе 7
1.1 Понятия «мотивация» и «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Специфика формирования познавательного интереса и мотивации в младшем школьном возрасте 12
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательного интереса и мотивации школьников к учебе 21
2.1 Диагностика актуального уровня развития познавательного интереса и мотивации младших школьников 21
2.2 Разработка и реализация содержания уроков, направленных на повышение уровня познавательного интереса, определение косвенного влияния проделанной работы на учебную мотивацию 27
2.3 Контрольная диагностика уровня развития познавательного интереса к обучению и мотивации младших школьников 33
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А Оценка уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) 47
Приложение Б Диагностика учебной мотивации школьников 50
Приложение В Познавательная самостоятельность младшего школьника 53
Приложение Г Познавательная активность младшего школьника 54
Приложение Д Результаты исследования по методике Н.Г. Лускановой 55
Приложение Е Результаты диагностики по методике М.В. Матюхиной 58
Приложение И Результаты исследования уровня самостоятельности 62
Приложение К Результаты исследования уровня активности 65
Приложение Л Разработка содержания урока по окружающему миру 68
Актуальность исследования. В настоящий момент современное обществе предъявляет высокие требования к личности в целом и к школьникам в частности. Перед образовательными учреждениями встает задача по воспитанию целостной личности, которая будет соответствовать требованиям современного общества.
Сегодня как никогда актуальна и значима проблема развития познавательного интереса. Именно в начальной школе формируется основа знаний, личность ребёнка, его интересы и мировоззрение. Однако без правильного подхода можно наблюдать быструю утрату интереса к учебной деятельности.
Так, познавательная деятельность младших школьников должны быть построена в соответствии с требованиями ФГОС НОО: «личностными, включающими готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно -смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» [38].
Поэтому одной из задач педагога является создание таких условий, при которых учащиеся будут испытывать тягу к знаниям. Очень важно мотивировать ребёнка к самопознанию, изучению дополнительно материала, проявления интереса к учебным предметам.
Перед системой школьного образования должна стоять задача не только передачи знаний, но и воспитания интеллектуально развитой личности, стремящейся к знаниям и творчеству. В связи с этим современные требования урока возлагают на учителя задачу планомерного развития личности путем включения ее в активную учебно-познавательную деятельность. Активизация познавательной деятельности школьника без развития у него познавательного интереса не только затруднительна, но и практически невозможна. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, как важный мотив учения, как устойчивую черту личности, так и как мощное средство воспитания, повышения его качества. А для развития познавательного интереса необходимо применять на уроках различные творческие подходы к изучению той или иной темы. Кроме того, важно подчеркнуть, что познавательный интерес и учебная мотивация взаимосвязаны между собой, поскольку правильно сформированный интерес, мотивирует учащегося на достижение поставленных образовательных целей.
Изучением особенностей мотивационной сферы учащихся занимались многие исследователи, в числе которых В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, В.К. Вилюнас, С. Епифанова, В.И. Ковалев, В.Г. Леонтьев и другие. Отдельное место в данном исследовании занимают труды А.Ю. Дейкиной, А.К. Дусавицкого, Э.В. Маклаевой, Н.Г. Морозовой, Н.К. Постниковой, посвященные непосредственно развитию познавательных интересов.
Проблема исследования: каково влияние уровня познавательного интереса на положительную мотивацию учебной деятельности у младших школьников?
Цель исследования: разработать и реализовать содержание уроков, направленное на повышение уровня познавательного интереса обучающихся, и определить косвенное влияния проделанной работы на учебную мотивацию.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования: влияние познавательного интереса на формирование положительной учебной мотивации.
Гипотеза исследования: организация процесса формирования познавательного интереса будет способствовать повышению положительной мотивации младших школьников к учебной деятельности при условии использования проблемно-творческих заданий на уроках.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятия «мотивация» и «познавательный интерес» приведенные в работах отечественных и зарубежных исследователей;
• определить специфику формирования познавательного интереса и мотивации в младшем школьном возрасте;
• подобрать диагностические методики и выявить уровень развития познавательного интереса и мотивации к учению у младших школьников;
• разработать и реализовать содержание уроков, направленное на повышение уровня познавательного интереса обучающихся, выявить взаимосвязь уровня познавательного интереса и положительной учебной мотивации; сделать выводы.
Методы исследования:
• теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования, классификация, дедукция;
• практические: эксперимент, наблюдение, проектирование;
• количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: Краснослободская СОШ № 1.
Практическая значимость: разработанное содержание уроков и результаты, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы в деятельности начальных образовательных учреждений для развития познавательного интереса школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Проблеме развития познавательного интереса учащихся уделяется сегодня огромное внимание, и отдельная роль отведена трудам А.Ю. Дейкиной, А.К. Дусавицкого, Э.В. Маклаевой, Н.Г. Морозовой, Н.К. Постниковой и других авторов, которые сумели доказать, что познавательный интерес наделен широкими мотивационными и регулятивными возможностями, направленными на успешное становление личности ребенка. Оказывая воздействие на такие процессы, как память, внимание, восприятие, он помогает стабилизировать эмоциональную сферу, развивать навыки и качества, необходимые для дальнейшей социализации.
Отдельно в данном процессе следует отметить роль мотивации, которая является основой успешной образовательной деятельности. Ребенок, обладающий учебными мотивами, будет лучше усваивать полученные знания, следовательно, образование станет наиболее эффективным.
Говоря о взаимосвязи двух исследуемых факторов, можно отметить, что познавательный интерес выступает в качестве одного из ключевых мотивов учебной деятельности школьников, под влиянием которого данные процессы протекают более продуктивно. При правильной педагогической организации познавательный интерес будет оказывать положительное влияние на учебную мотивацию, как следствие учащиеся будут показывать высокие результаты.
В рамках исследования была проведена опытно -экспериментальная работа по формированию познавательного интереса и мотивации школьников к учебе, в которой приняли участие 25 учащихся 2 «А» класса (экспериментальная группа) и 25 учащихся 2 «Б» класса (контрольная группа) Краснослободской СОШ № 1.
Для проведения диагностирования актуального уровня развития познавательного интереса и мотивации младших школьников были выбраны четыре методики: оценка уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова), диагностика структуры учебной мотивации школьников (М.В. Матюхиной), анализ познавательной активности и самостоятельности младших школьников (А.А. Горчинская).
В ходе первичного исследования было определено, что преобладающее количество учащихся в обеих группах обладают средним уровнем познавательного интереса. Т.е. учащиеся выполняют наиболее успешно только те задания, которые вызывают у них наибольший интерес. Как правило, это творческие работы, задачи, требующие нестандартного подхода. Говоря о мотивах, у каждого учащегося они свои, но преобладают мотивы, в рамках которых ребенок не пытается получить новые знания, а старается заслуживать уважение внутри коллектива, получить хорошую оценку или похвалу взрослого, но при этом знания усваиваются с трудом, а стандартные задания выполняются медленно и не приносят должного результата.
Проведенная первичная диагностика обусловила необходимость проведения дальнейшего исследования в рамках которого были предложены нестандартные методы ведения образовательной деятельности, которые использовались только в экспериментальной группе. Так, в каждый урок включались проблемно-творческие задания, требующие от учащихся поиска путей решения: дидактические игры, головоломки, кроссворды, деловые игры, задачи на смекалку. Подход способствовал пробуждению познавательного интереса, и оказал положительное влияние на учебную мотивацию.
Через месяц была проведена повторная диагностика, которая показала улучшение результата учащихся из экспериментальной группы. Несмотря на преобладание среднего уровня, у многих учащихся наметился значительный прогресс. Школьники стали проявлять активность на уроках, читать дополнительную литературу, а среди мотивов стали проявляться стремления достигнуть поставленной цели, получить новые знания. Результаты учащихся из контрольной группы остались на прежнем уровне.
Таким образом, можно отметить, что использование проблемно-творческих заданий в образовательной деятельности способствовали развитию познавательного интереса и положительной учебной мотивации.
1. Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М. Андреева. М.: Наука. 2009. 510 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/В.Г. Асеев. М.: Наука, 1976. 160 с.
3. Аткинсон Дж. Теория о развитии мотивации/Дж. Аткинсон. Н., 2019. 231 с.
4. Божович Л. И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М.: Просвещение, 1979. 212 с.
5. Бондаревский В. Б., Иванов В. Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию/ В. Г. Бондаревский, В. Г. Иванов. М.: Просвещение, 2018. 144 с.
6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека/В.К. Вилюнас. М.: 1990. 283 с.
7. Возрастная и педагогическая психология/М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова М., 2003. 520 с.
8. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности/ А.Г. Волостникова. Свердловск, 2018. 130с.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию/П.Я. Гальперин. М., 2005. 211 с.
10. Горбачева В. В. Смена парадигмы и методология ориентированного образования/В.В. Горбачева // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. М., 2020. 228 с.
11. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / Дейкина А.Ю. М.: МИГУ, 2017. 475 с.
12. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания / Н. Ф. Добрынин. М.: Изд. АПН РСФСР, 2019. - 644 с.
13. Дусавицкий А. К. Формула интереса/А.К. Дусавицкий., 2018. 198 с.
14. Дядинчук Т.Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. 2018. №4. С. 954-956.
15. Егорова Э.Н. Психология развития / Э. Н. Егорова- Харьков, 2005. 421 с.
...