Образная репрезентация города в художественном тексте о Тольятти
|
Оглавление
Введение 5
Глава 1 Особенности образа как лингвистической категории, его внутреннее устройство 9
1.1 Образ как лингвистическая категория 9
1.2 Внутреннее устройство образа 14
1.2.1 Образ и его денотат. Предметная основа образа 16
1.2.2 Языковые средства создания образа 18
1.2.3 Семантика образа 30
Глава 2 Образ города в художественном тексте о Тольятти 37
2.1 Тольятти в восприятии его жителей 37
2.2 Денотативные (конкретно-фактологические) образы,
отображающие город Тольятти 38
2.3 Коннотативные (формоцентрические) образы, отображающие
город Тольятти 44
2.4 Сигнификативные (содержательные) образы, отображающие
город Тольятти 55
2.5 Образ города Тольятти 63
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 69
Приложение А Перечень литературных источников, в которых представлен
образ Тольятти 74
Приложение Б Анализ образов, отображающих город Тольятти 81
Приложение В Внеклассное мероприятие «Средства художественной выразительности в поэзии тольяттинских авторов» 110
Введение 5
Глава 1 Особенности образа как лингвистической категории, его внутреннее устройство 9
1.1 Образ как лингвистическая категория 9
1.2 Внутреннее устройство образа 14
1.2.1 Образ и его денотат. Предметная основа образа 16
1.2.2 Языковые средства создания образа 18
1.2.3 Семантика образа 30
Глава 2 Образ города в художественном тексте о Тольятти 37
2.1 Тольятти в восприятии его жителей 37
2.2 Денотативные (конкретно-фактологические) образы,
отображающие город Тольятти 38
2.3 Коннотативные (формоцентрические) образы, отображающие
город Тольятти 44
2.4 Сигнификативные (содержательные) образы, отображающие
город Тольятти 55
2.5 Образ города Тольятти 63
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 69
Приложение А Перечень литературных источников, в которых представлен
образ Тольятти 74
Приложение Б Анализ образов, отображающих город Тольятти 81
Приложение В Внеклассное мероприятие «Средства художественной выразительности в поэзии тольяттинских авторов» 110
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время практически не существует исследований, посвящённых изучению того, как художественные образы, функционирующие в прозаических и поэтических произведениях, отображают образ города Тольятти. Исследователи, в чьих работах затрагивается тема образа города, обращают внимание на его структурные, символические, семиотические и другие особенности. А в трудах, посвящённых образу как лингвистической категории, рассматриваются общие проблемы его внутренней структуры и семантики, а также соотнесения с другими смежными понятиями. Несмотря на большое количество исследований, учёные не пришли к общепринятым, чётким характеристикам и классификациям художественных образов, а некоторые проблемы либо вовсе не освещены, либо находятся на начальных этапах их изучения.
Степень научной разработанности довольно высока. Образ как обширное и многогранное понятие изучается научными специалистами по психологии, философии, эстетики, литературоведении и лингвистике. Современные лингвистические исследования на эту тему многочисленны и разнообразны. Следует выделить труды таких исследователей как Е.В. Шелестюк «Семантика художественного образа и символа» (1998), Н.А. Илюхина «Образ в лексико-семантическом аспекте» (1998), «Метафорический образ в семасиологической интерпретации» (2016), С.А.С. Шахбаз «Образ и его языковое воплощение» (2010), Н.Г. Наумова Языковые средства создания образа П.И. Чичикова: на материале поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (2009), Н.В. Бородина «Языковое воплощение поэтического образа» (2018), В.П. Москвин «Русская метафора: Опыт семиотического описания» (2019), Б.М. Гаспаров «Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования» (1996), Н.С. Валгина «Теория текста» (2003), С.М. Мезенин «Образность как лингвистическая категория» (1983) и др. Данные и другие работы определили направление научной мысли в отношении образа как лингвистической категории в целом и художественного образа в частности, а также обратили внимание на проблемные моменты их изучения.
Объектом настоящей научной работы выступила языковая основа художественных произведений тольяттинских авторов, отображающих образ города Тольятти.
Предметом исследования стали художественные образы, функционирующие в тольяттинской поэзии и прозе, а также составляющие единый «образный мир» города Тольятти.
Целью научной работы является анализ образной репрезентации города в художественном тексте о Тольятти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу, посвящённую исследованию образа как лингвистической категории и художественного образа как «выразителя» этой категории в тексте.
2. Уточнить понятия таких терминов как образ и образность в свете различных научных представлений.
3. Проанализировать тексты произведений, посвящённых Тольятти и выявить художественные образы, составляющие единый «образный мир» города.
4. Классифицировать художественные образы, представленные в текстах произведений тольяттинских авторов по их денотатам (предметной основе).
Методы исследования. В настоящей научной работе использовались такие общетеоретические методы как анализ, синтез и классификация. Данные методы позволили подготовить теоретическую базу исследования, а также систематизировать и обобщить материал, связанный с образом как лингвистической категорией. Для рассмотрения художественных образов, функционирующих в произведениях, описывающих город Тольятти в языковом аспекте, были использованы описательный, психолингвистический и сравнительно-исторический метод, а также метод компонентного анализа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В произведениях тольяттинских авторов использованы разные по характеру представленности денотата художественные образы.
2. Художественные образы играют важную роль в создании единого «образного мира» города.
3. Многообразие художественных образов в произведениях, описывающих Тольятти, делают образ города детализированным и многогранным.
Новизна научной работы. В работе сделаны попытки исследовать образ города Тольятти в произведениях тольяттинских авторов; выделить основные черты города; определить особенности художественных образов.
Значимость данной научной работы заключается в лингвистическом описании категории образа и его внутреннего устройства, а также исследование на этой основе образа города Тольятти в поэтических и прозаических произведениях тольяттинских авторов. Итоговые материалы и результаты данной работы могут быть использованы на занятиях по русскому языку в школе и вузе при анализе художественных образов в литературных произведениях, при написании сочинений.
Апробация исследования. Результаты данной работы были апробированы на внеклассном мероприятии (6 класс) во время прохождения педагогической практики в МБУ «Школа №26» г.о. Тольятти (см. приложение В). А также описаны в докладах, представленных на научно-практических конференциях «Дни науки ТГУ» (апрель 2019г. и 2021г.), «Молодёжь. Наука. Общество» (декабрь 2020г.).
По материалам исследования подготовлены к публикации следующие статьи:
1) «Образ города в произведениях тольяттинских авторов (на примере творчества С. Пиденко)» в сборнике научных трудов научно-практической конференции студентов «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019);
2) «Образ и образность как лингвистические категории» в электронном сборнике студенческих работ Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодёжь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2020);
3) «Лингвопоэтический анализ образа города Тольятти» в сборнике научных трудов научно-практической конференции студентов «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2021). В печати.
Структура работы. Настоящая исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников, который насчитывает 58 единиц.
Степень научной разработанности довольно высока. Образ как обширное и многогранное понятие изучается научными специалистами по психологии, философии, эстетики, литературоведении и лингвистике. Современные лингвистические исследования на эту тему многочисленны и разнообразны. Следует выделить труды таких исследователей как Е.В. Шелестюк «Семантика художественного образа и символа» (1998), Н.А. Илюхина «Образ в лексико-семантическом аспекте» (1998), «Метафорический образ в семасиологической интерпретации» (2016), С.А.С. Шахбаз «Образ и его языковое воплощение» (2010), Н.Г. Наумова Языковые средства создания образа П.И. Чичикова: на материале поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (2009), Н.В. Бородина «Языковое воплощение поэтического образа» (2018), В.П. Москвин «Русская метафора: Опыт семиотического описания» (2019), Б.М. Гаспаров «Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования» (1996), Н.С. Валгина «Теория текста» (2003), С.М. Мезенин «Образность как лингвистическая категория» (1983) и др. Данные и другие работы определили направление научной мысли в отношении образа как лингвистической категории в целом и художественного образа в частности, а также обратили внимание на проблемные моменты их изучения.
Объектом настоящей научной работы выступила языковая основа художественных произведений тольяттинских авторов, отображающих образ города Тольятти.
Предметом исследования стали художественные образы, функционирующие в тольяттинской поэзии и прозе, а также составляющие единый «образный мир» города Тольятти.
Целью научной работы является анализ образной репрезентации города в художественном тексте о Тольятти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу, посвящённую исследованию образа как лингвистической категории и художественного образа как «выразителя» этой категории в тексте.
2. Уточнить понятия таких терминов как образ и образность в свете различных научных представлений.
3. Проанализировать тексты произведений, посвящённых Тольятти и выявить художественные образы, составляющие единый «образный мир» города.
4. Классифицировать художественные образы, представленные в текстах произведений тольяттинских авторов по их денотатам (предметной основе).
Методы исследования. В настоящей научной работе использовались такие общетеоретические методы как анализ, синтез и классификация. Данные методы позволили подготовить теоретическую базу исследования, а также систематизировать и обобщить материал, связанный с образом как лингвистической категорией. Для рассмотрения художественных образов, функционирующих в произведениях, описывающих город Тольятти в языковом аспекте, были использованы описательный, психолингвистический и сравнительно-исторический метод, а также метод компонентного анализа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В произведениях тольяттинских авторов использованы разные по характеру представленности денотата художественные образы.
2. Художественные образы играют важную роль в создании единого «образного мира» города.
3. Многообразие художественных образов в произведениях, описывающих Тольятти, делают образ города детализированным и многогранным.
Новизна научной работы. В работе сделаны попытки исследовать образ города Тольятти в произведениях тольяттинских авторов; выделить основные черты города; определить особенности художественных образов.
Значимость данной научной работы заключается в лингвистическом описании категории образа и его внутреннего устройства, а также исследование на этой основе образа города Тольятти в поэтических и прозаических произведениях тольяттинских авторов. Итоговые материалы и результаты данной работы могут быть использованы на занятиях по русскому языку в школе и вузе при анализе художественных образов в литературных произведениях, при написании сочинений.
Апробация исследования. Результаты данной работы были апробированы на внеклассном мероприятии (6 класс) во время прохождения педагогической практики в МБУ «Школа №26» г.о. Тольятти (см. приложение В). А также описаны в докладах, представленных на научно-практических конференциях «Дни науки ТГУ» (апрель 2019г. и 2021г.), «Молодёжь. Наука. Общество» (декабрь 2020г.).
По материалам исследования подготовлены к публикации следующие статьи:
1) «Образ города в произведениях тольяттинских авторов (на примере творчества С. Пиденко)» в сборнике научных трудов научно-практической конференции студентов «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019);
2) «Образ и образность как лингвистические категории» в электронном сборнике студенческих работ Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодёжь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2020);
3) «Лингвопоэтический анализ образа города Тольятти» в сборнике научных трудов научно-практической конференции студентов «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2021). В печати.
Структура работы. Настоящая исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников, который насчитывает 58 единиц.
Исследователи разных научных направлений трактуют образ как способ исследования и познания окружающего мира путём формирования собственных ценностных и чувственных представлений о нём. Лингвистические исследования концентрируют своё внимание на тех случаях, когда образ «выбирает» формой своего воплощения язык и его составляющие.
Подчёркнута субъективность образа, являющегося результатом речемыслительной деятельности автора. Выделены факторы, от которых зависит то, как будет выстроен тот или иной образ, какие аспекты будет затрагивать. Отмечена проблема трактовки и интерпретации образов, возникающая из-за индивидуальности чувственных представлений, на которые по большей части опирается образ.
Описаны такие категории как «образ», «художественный образ», «литературный образ», «поэтический образ», представлены их определения и объяснены различия.
Внутреннее устройство образа неоднородно, поэтому на современном этапе изучения образа как лингвистической категории существует несколько моделей его внутренней структуры. В работе представлены варианты этих моделей, разработанные разными специалистами.
При изучении денотата как предметной основы образа дано его определение, подробно описано соотношение образа и отображаемого им предмета, рассмотрены признаки их подобия и различия, дана классификация образов по характеру представленности денотата в них.
Образ получает своё воплощение в языке при помощи различных языковых средств, в частности средств художественной выразительности. В работе дано подробное описание таких средств художественной выразительности как эпитет, метафора и сравнение, а также представлены их разнообразные классификации.
В работе принимается положение о том, что семантика образа во многом зависит от того лексического материала при помощи которого он выражен. На основании этого выявляется проблема определения объёма и границ лексического значения, а также описываются подходы к её решению. Вводятся такие понятия как «макрообраз», «микрообраз», «семантический аспект», «семантический признак» и «семный конкретизатор», разъясняющие неоднородную семантику образов.
На основе результатов проведённого исследования были проанализированы произведения, отображающие образ города Тольятти и выявлены художественные образы, играющие важную роль в создании единого «образного мира» города. Образы, фигурирующие в произведениях тольяттинских авторов, были классифицированы по характеру представленности денотата в них.
Самые продуктивные группы денотативных (конкретно-фактологических) образов концентрируются не на Тольятти, а на окружающем его природном пространстве. Представленные в произведениях тольяттинских авторов денотативные (конкретно-фактологические) образы, отражающие город Тольятти, в большинстве случаев реализуются в тексте при помощи автологии, цветовых эпитетов и метафор по вспомогательному и основному субъектам.
Коннотативные (формоцентрические) образы, в отличие от денотативных (конкретно-фактологических), больше фокусируются на Тольятти, описывая город в его целостном облике и отдельно взятых элементах. Многие коннотативные образы реализуются в двух семантических ипостасях макрообраза: «базовый» микрообраз и «микрообраз человека», тем самым ставя во главе угла не только предметы и явления городского пространства, но и человека. В основном коннотативные (формоцентрические) образы реализуются в тексте при помощи автологии, сравнений (интеллектуально-оценочные, образные, сверхорганизующие), метафор (по вспомогательному и основному субъектам, анималистические и антропоморфные) и эпитетов (оценочные, характеризующие объекты по форме, размеру, температуре и т.д.).
Сигнификативные (содержательные) образы концентрируются на Тольятти, стремясь переосмыслить город и отдельные его детали. При этом наблюдается большее отчуждение от природы, также не освещается история Тольятти. Другими словами, сигнификативные образы сосредоточены на современном Тольятти. Сигнификативные образы реализуются в текстах произведений при помощи метафор по вспомогательному и основному субъекту, метафор по основному субъекту, образных сравнений, а также эпитетов, дающих психологическую, поведенческую, портретную характеристику лица либо характеризующих объекты по форме, размеру, температуре и т.д.
В результате исследования прозаических и поэтических произведений тольяттинских авторов получен и представлен собирательный образ города Тольятти.
Найденные в тексте художественные образы были проанализированы и классифицированы. Кроме того, был получен собирательный образ города. В ходе выполнения данной работы была достигнута её основная цель и решены все задачи, поставленные во введении.
Подчёркнута субъективность образа, являющегося результатом речемыслительной деятельности автора. Выделены факторы, от которых зависит то, как будет выстроен тот или иной образ, какие аспекты будет затрагивать. Отмечена проблема трактовки и интерпретации образов, возникающая из-за индивидуальности чувственных представлений, на которые по большей части опирается образ.
Описаны такие категории как «образ», «художественный образ», «литературный образ», «поэтический образ», представлены их определения и объяснены различия.
Внутреннее устройство образа неоднородно, поэтому на современном этапе изучения образа как лингвистической категории существует несколько моделей его внутренней структуры. В работе представлены варианты этих моделей, разработанные разными специалистами.
При изучении денотата как предметной основы образа дано его определение, подробно описано соотношение образа и отображаемого им предмета, рассмотрены признаки их подобия и различия, дана классификация образов по характеру представленности денотата в них.
Образ получает своё воплощение в языке при помощи различных языковых средств, в частности средств художественной выразительности. В работе дано подробное описание таких средств художественной выразительности как эпитет, метафора и сравнение, а также представлены их разнообразные классификации.
В работе принимается положение о том, что семантика образа во многом зависит от того лексического материала при помощи которого он выражен. На основании этого выявляется проблема определения объёма и границ лексического значения, а также описываются подходы к её решению. Вводятся такие понятия как «макрообраз», «микрообраз», «семантический аспект», «семантический признак» и «семный конкретизатор», разъясняющие неоднородную семантику образов.
На основе результатов проведённого исследования были проанализированы произведения, отображающие образ города Тольятти и выявлены художественные образы, играющие важную роль в создании единого «образного мира» города. Образы, фигурирующие в произведениях тольяттинских авторов, были классифицированы по характеру представленности денотата в них.
Самые продуктивные группы денотативных (конкретно-фактологических) образов концентрируются не на Тольятти, а на окружающем его природном пространстве. Представленные в произведениях тольяттинских авторов денотативные (конкретно-фактологические) образы, отражающие город Тольятти, в большинстве случаев реализуются в тексте при помощи автологии, цветовых эпитетов и метафор по вспомогательному и основному субъектам.
Коннотативные (формоцентрические) образы, в отличие от денотативных (конкретно-фактологических), больше фокусируются на Тольятти, описывая город в его целостном облике и отдельно взятых элементах. Многие коннотативные образы реализуются в двух семантических ипостасях макрообраза: «базовый» микрообраз и «микрообраз человека», тем самым ставя во главе угла не только предметы и явления городского пространства, но и человека. В основном коннотативные (формоцентрические) образы реализуются в тексте при помощи автологии, сравнений (интеллектуально-оценочные, образные, сверхорганизующие), метафор (по вспомогательному и основному субъектам, анималистические и антропоморфные) и эпитетов (оценочные, характеризующие объекты по форме, размеру, температуре и т.д.).
Сигнификативные (содержательные) образы концентрируются на Тольятти, стремясь переосмыслить город и отдельные его детали. При этом наблюдается большее отчуждение от природы, также не освещается история Тольятти. Другими словами, сигнификативные образы сосредоточены на современном Тольятти. Сигнификативные образы реализуются в текстах произведений при помощи метафор по вспомогательному и основному субъекту, метафор по основному субъекту, образных сравнений, а также эпитетов, дающих психологическую, поведенческую, портретную характеристику лица либо характеризующих объекты по форме, размеру, температуре и т.д.
В результате исследования прозаических и поэтических произведений тольяттинских авторов получен и представлен собирательный образ города Тольятти.
Найденные в тексте художественные образы были проанализированы и классифицированы. Кроме того, был получен собирательный образ города. В ходе выполнения данной работы была достигнута её основная цель и решены все задачи, поставленные во введении.
Подобные работы
- Особенности гендерных стереотипов в русской литературе XIX в. (на примере произведений И.С. Тургенева и Н.Г. Чернышевского
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Языковое своеобразие национального пейзажа в лирике С. Есенина
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ ГОРОД, CITY/TOWN В РУССКОЙ И
АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КОНЦЕПТОСФЕРАХ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Радиопублицистика России: структурно-функциональные и проблемно-тематические характеристики
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Телевизионный фильм о спектакле «Два костра для Жанны д'Арк» (творческая работа)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Формирование медиаобраза политика в современном информационном пространстве
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020



