Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 10
1.1 Описание изделия 11
1.2 Свойства материалов изделия 12
1.3 Пайка стали и чугуна 13
1.4 Задачи бакалаврской работы 14
2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПАЙКИ СРЕДНЕЙ КРЫШКИ ДВС 15
2.1 Основные операции технологического процесса 15
2.2 Обоснование содержания и выбор режимов технологических операций 16
2.3 Выбор целесообразного оборудования для пайки средней крышки ДВС 18
2.4 Выбор припоя 19
2.5 Экспериментальное опробование технологического процесса 19
2.6 Заключение по разделу 20
3. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА 21
3.1 Технологическая характеристика объекта 21
3.2 Идентификация профессиональных рисков 23
3.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 24
3.4 Обеспечение пожарной безопасности объекта 25
3.5 Заключение по разделу 27
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПРОЕКТУ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
В настоящее время пайка является одним из самых распространенных способов получения неразъемных соединений деталей. Данный способ имеет ряд преимуществ, таких как простота метода, возможность соединения и разъединения деталей без деформации, соединение деталей мелких размеров и различных геометрических форм. Также важно отметить, что при пайке не происходит расплавление изделия. Касаемо данной работы, можно выделить еще одно преимущество пайки - процесс соединения деталей происходит по всей поверхности.
В работе рассмотрена пайка средней крышки двигателя внутреннего сгорания. Это дополнительный узел экспериментального двигателя. Основными узлами являются статор - неподвижная часть двигателя и подвижная часть - ротор. В совокупности данные детали образуют роторно-поршневой двигатель, который активно применяется в автомобилестроении и авиации. Изначально, разработка данного типа двигателя велась для спортивных автомобилей. В настоящее время только два завода в мире изготавливают РПД - ВАЗ (Россия) и Mazda (Япония). РПД имеет следующие преимущества:
1) Высокие динамические характеристики
2) Меньшее количество деталей
3) Очень низкая масса
4) Низкий уровень вибраций
К недостаткам можно отнести:
1) Перегрев двигателя и повышенный износ деталей
2) Очень большой расход топлива
3) Необходимость в высокоточном оборудовании для изготовления средней крышки двигателя, статора и ротора
На основании этого можно сделать вывод, что РПД идеальны для гоночных болидов, так как имеет высокий КПД - около 50%, что в два раза больше, чем у поршневых двигателей. В то же время ремонт как и Роторно-поршневого двигателя, так и поршневого требуется после каждого заезда.
Главная цель данной работы - повышение эффективности двигателя внутреннего сгорания путем разработки технологии пайки одного из узлов экспериментального двигателя (средней крышки).
В результате проведенной бакалаврской работы можно сделать следующие выводы:
1. Разработанный технологический процесс, а также выбранные параметры пайки обеспечивают высокое качество паяных соединений.
2. Выявлены опасные производственные факторы пайки, произведен анализ их уменьшения и устранения.
3. Рассчитана себестоимость изготовления средней крышки двигателя внутреннего сгорания.
4. Данная работа находится только на начальном этапе. Имеет смысл продолжать ее в рамках магистерской программы.