Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития субъектных проявлений детей в сюжетно-ролевых играх
1.1 Характеристика субъектных проявлений детей в сюжетно-ролевых играх
1.2 Подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей старшего
14 дошкольного возраста
1.3 Психолого-педагогические условия, способствующие развитию
субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх 32
2.1 Выявление уровня развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в
сюжетно-ролевых играх 32
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития субъектных
проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх 39
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 56
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания и развития личности ребенка. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребности в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
Одним из принципов дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)».
Поэтому в современной дошкольной педагогике появляются термины, которые связаны с игровой деятельностью детей: субъект, позиция субъекта игровой деятельности, субъектные проявления, игровое пространство, игровое проектирование и другие. Их появление вызвано переходом общества к информационным технологиям, что требует от человека умения проявлять творческое мышление, анализировать и изменять окружающую действительность, планируя свою деятельность, прогнозировать последствия и ответственность за неудачу.
С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо взаимодействие со взрослыми, чтобы игра стала для ребенка первой «школой», средством воспитания, фактором развития субъектных проявлений.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), интересов ребенка, развитию речи.
Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры атрибутов, элементов костюма.
Особое место в игровой деятельности отводится сюжетно-ролевой игре. Через нее ребенок приобщается к разным сферам жизни взрослых. Сюжетно-ролевая игра для ребенка - это тот мир, где есть возможность реализовать свои интересы, предпочтения, приобрести опыт взаимодействия с детьми разного пола, проявить свою субъектную позицию: творчество, избирательность, инициативность, самостоятельность.
Наряду с пониманием актуальности можно выделить и существующее противоречие. Несмотря на признанную в психологии и педагогике ценность игры, происходит ее вытеснение из системы дошкольного образования. В важный для ребенка сензитивный период развития, взрослые, к сожалению, подавляют субъектные проявления детей, что может привести к появлению капризов, упрямства, к инфантильности, к привычке надеяться на чью-то помощь. Воспитатели в своей практической деятельности затрудняются в выборе методов, средств, и приемов развития у детей субъектных проявлений в сюжетно-ролевой игре.
Поиск наиболее эффективных путей и средств развития у детей субъектных проявлений, как качеств личности, определяет актуальность нашего исследования.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
Объект исследования - процесс развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
В основу исследования была положена прогностическая гипотеза. Мы предположили, что процесс развития у детей 6-7 лет субъектных проявлений в сюжетно-ролевых играх будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- создание эмоционального благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе руководства игрой, организация совместных сюжетно-ролевых игр детей с воспитателем;
- участие в подготовительном этапе сюжетно-ролевой игры: овладение сюжетосложением, сочетание в сюжетных реальных и фантастических событий;
- создание развивающей предметно-пространственной среды для организации самостоятельной игровой деятельности.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме развития субъектных проявлений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
2. Выявить уровень развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
3. Определить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
Теоретической основой исследования явились:
- «концепция детской игры» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев);
- «концепции развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения» (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.В. Крулехт, О.В. Солнцева);
- «концепция становления сюжетной игры в дошкольном возрасте» (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих взаимодополняющих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение опыта педагогической деятельности, анализ собранных данных); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующими, контрольный этап, беседа, наблюдение, анализ педагогических ситуаций); методы обработки результатов. (качественный и количественный анализ полученных данных).
Новизна исследования: благодаря разработанному педагогическому проекту по реализации психолого-педагогических условий показана возможность развития субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в практической деятельности воспитателей комплекса диагностических методик, а также апробированных психолого-педагогических условий развития субъектных проявлений детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе СП «Детский сад № 57» ГБОУ СОШ № 21 г. Сызрани. В исследовании приняли участие 40 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и приложения. В тексте представлены 2 таблицы, 5 рисунков.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1. Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей 6-7 лет субъектных проявлений в сюжетно-ролевых играх является актуальной в настоящее время.
Именно игра дает возможность реализовать свои интересы, предпочтения, приобрести опыт взаимодействия с детьми разного пола, проявить творчество, избирательность, инициативность, самостоятельность.
О развитии субъектных проявлений свидетельствуют оригинальность игровых замыслов, творчество при создании образов игровых персонажей, самостоятельное использование сюжетосложения, сочетание в сюжетах разнообразных реальных и фантастических событий, направленность на сверстника как на партнера по игровой деятельности, умение аргументировано высказываться и давать оценки.
2. В дошкольном возрасте развитие субъектной позиции определяется взаимодействиям со взрослым, созданием психолого-педагогических условий развития детей.
Это обеспечивается:
- взаимодействием прямых и косвенных приемов руководства играми детей; в зависимости от уровня развития субъектных проявлений, поэтапным изменением тактики педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности;
- планированием деятельности воспитателя на основе результатов педагогической диагностики по развитию субъектных проявлений ребенка в игровой деятельности;
- отбором содержания игр с учетом интересов и предпочтений современных дошкольников;
- ориентацией педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие.
3. Выявлены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет субъектных проявлений в сюжетно-ролевых играх: создание эмоционального благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми; овладение сюжетосложением, сочетание разнообразных реальных и фантастических событий; организация развивающей предметно - пространственной среды; организация совместной игры с воспитателем.
4. Уровень развития у детей 6-7 лет субъектных проявлений в сюжетно-ролевых играх, как подтверждает наше исследование, зависит от степени реализации указанных психолого-педагогических условий.
Результаты контрольного среза показали, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития у детей 6-7 лет субъектных проявлений в сюжетно-ролевых играх вырос и качественно изменился. Проведенная экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
1. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -280 с.
2. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [Текст] /
A. В. Брушлинский. - М. : Институт психологии РАН; СПб. : Алетейя, 2003. - 272 с.
3. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
4. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик
воспитания и обучения [Электронный ресурс]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464с.: ил. // Режим доступа:
http://www.herzen.spb.rU/img/files/idetstva//DP 01 1 .pdf.
5. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н.Ф. Губанова. - М. :Мозаика-синтез, 2007. - 128 с.
6. Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок [Текст] / Т.В. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 11 - С. 60-64.
7. Давыдова, В.В. Психологический словарь [Текст] / Под ред.
B. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1983 - 448 с.
8. Деркунская, В.А. К концепции воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения [Текст] / В.А. Деркунская // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 2. - С. 66-76.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
10. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н.Ф. Комарова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 160 с.
11. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 251 с.
12. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / А.А. Люблинская. - М. : «Просвещение», 1971. - 416 с.
13. Марутян, С.А. Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] : дис. ... канд. псих. наук : защищена 1987 / С.А. Марутян. - СПб., 1987 - 198 с. // режим доступа - http: //www.childpsy.ru/dissertations/id/19043.php.
14. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 2002. - 176 с.
15. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С. 17-23.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М. : Линка-ПРЕСС, 2009. - 96 с.
17. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М. : Линка-ПРЕСС, 2015. - 176 с.
18. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] /
С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - В 2-х т. - Т.1. - М. : Педагогика, 1989.
20. Сергиенко, Е. А. Психология субъекта: проблемы и поиски [Текст] / Е.А. Сергиенко // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: материалы
III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 11-12 ноября. Краснодар:
Кубанский гос. ун-т.Сергиенко, 2005, 215 с.
21. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение
сюжетных игр детей [Текст] / О.В. Солнцева. - СПб. : Речь, 2010. - 176 с.
22. Смирнова, Е.О. Детская психология [Электронный ресурс]: Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с. // режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/sdp/SDP-001-.HTM
23. Смирнова, Е.О. Организация игровой деятельности [Текст]: учебное пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 223 с.
24. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст] / О.В. Солнцева. - СПб. : Издательство «Речь», 2010. - 176 с.
25. Солнцева, О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : защищена 1998 / О.В. Солнцева. - СПб., 1998 - 198 c.
26. Теплюк, С. Истоки самостоятельности [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7 - С.67.
27. Хушбахтов, А.Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный ресурс] / А.Х. Хушбахтов // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 1020-1021. // Режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23955/
28. Шорыгина. Моя семья. Методическое пособие [Текст] / Т.А. Шарыгина. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
29. Щетина, В.В. Современные концепции воспитания и развития ребенка [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Щетинина. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. -152 с.: обл. 130 с.
30. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. М. : Педагогика, 1978. - 304 с.