Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Тема спорта в СМИ: история развития и современное состояние 9
1.1 Освещение темы спорта в отечественных СМИ 9
1.2 Жанры и форматы современной спортивной журналистики 20
Глава 2 «Я на спорте» - авторский проект на сайте молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» 28
2.1 Концепция авторского цикла «Я на спорте» 28
2.2 Анализ цикла авторских публикаций на предмет соответствия концепции 33
Заключение 38
Список используемой литературы и используемых источников 40
Сегодня спорт играет важную социокультурную роль. Являясь неотъемлемой частью культуры нации, он несёт особые культурные коды и вырабатывает систему культурных знаков и символов, по которым можно определить характер ценностных ориентаций, идеологических установок определенного государства в определенную социально-историческую эпоху [32].
Крупные международные спортивные события, на которые съезжаются участники и болельщики со всего мира, способствуют объединению людей и «стиранию» межгосударственных, национальных границ, стимулируют процессы глобализации. Это находит подтверждение и в истории: широко известно, что в античной Греции на время проведения Олимпийских игр прекращались военные конфликты.
Большой спорт способствует приобщению населения к массовому спорту. После проведения зимней Олимпиады в Сочи увеличилось число посетителей спортивных секций по фигурному катанию, бегу на коньках и шорт-треку [36]. А после Чемпионата мира по футболу, который прошёл в России в 2018 году, было зафиксировано рекордное количество россиян, занимающихся футболом, - число впервые превысило три миллиона человек [18].
Развитие спорта и физической культуры поддерживается на государственном и региональных уровнях. Президент России Владимир Путин не раз подчёркивал, что развитие массового и профессионального спорта является одной из приоритетных задач правительства [39]. В 2020 году на заседании Совета по развитию физической культуры президент заявил: «Между увеличением числа занимающихся спортом и повышением качества и, главное, продолжительности жизни абсолютно прямая связь. Это знают не только специалисты, это для всех очевидно. Рост средней продолжительности жизни в России с 2009 по 2019 год - более четырёх с половиной лет. Это хороший показатель. Надо обязательно сохранить эту позитивную динамику, чтобы, как и планируется, число тех, кто ведёт активный, спортивный образ жизни, к 2024 году достигло 55 процентов, а к 2030-му - 70 процентов» [21].
По словам главы государства, принципиально важно, чтобы регулярные занятия физической культурой были устойчивой привычкой и постоянным образом жизни большинства россиян. Политика по развитию и популяризации физической культуры и спорта как способа повышения здоровья нации, заложена на законодательном уровне: «Миссия государства - формирование культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни», - отмечено в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [40, с. 1].
Средства массовой информации являются одними из главных катализаторов развития и поддержания работы спортивного движения, обеспечивая диалог и сотрудничество между участниками спортивной деятельности. С ростом значимости спорта в жизни современного человека, возрастает и роль медиакоммуникации и непосредственно СМИ в освещении тем спорта и здорового образа жизни.
Сегодня не только в узкоспециализированных спортивных изданиях, но и в каждом крупном универсально-тематическом СМИ есть колонка, рубрика или раздел новостей о профессиональном спорте. Рубрики с новостями спорта являются частью новостных программ на таких федеральных телеканалах, как «Россия 1», «Первый канал», «НТВ». Спортивные разделы есть в самых популярных российских интернет-изданиях и сетевых версиях, среди которых RT, Life.ru, РБК, «Газета.ру» и другие.
Региональные, городские СМИ также активно освещают темы спорта. На местном уровне тему спорта регулярно освещают газеты «Площадь свободы» и «Вольный город», информационный портал TLT.ru, телеканал «Тольятти 24» и другие.
Спортивная тематика представлена и в изданиях молодёжного медиахолдинга «Есть talk!»: газетах «Тольяттинский университет» и «Speechka», «ТОЛК радио», «ТОЛК ТВ», официальном портале университета tltsu.ru и молодёжном портале talk-on.ru. Представленная информация служит обоснованием актуальности данного исследования.
Объект выпускной квалификационной работы - спортивная тема в публикациях СМИ.
Предмет выпускной квалификационной работы - цикл авторских публикаций на тему спорта.
Цель работы - подготовка цикла авторских публикаций о малопопулярных видах спорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) систематизировать теоретический и практический материал по спортивной теме в СМИ;
2) разработать концепцию цикла материалов по теме спорта;
3) в соответствии с концепцией создать и опубликовать авторские материалы в сетевом издании «Молодежный медиахолдинг „Есть talk!“», посвященные теме спорта;
4) провести анализ цикла авторских материалов с точки зрения достижения цели и реализации задач, сформулированных в концепции.
Хронологические рамки включают период с сентября 2020 года по апрель 2021 года.
Теоретико-методологическую базу составили научные исследования в области спортивной журналистики К. А. Алексеева [6], С. Н. Ильченко [23], В. В. Силкина [42], А. Ю. Суворова [42]. Методологическое содержание исследования составили труды по истории российской спортивной журналистики Б. А. Базунова [9], С. А. Михайлова [33], С. И. Орлова [37], Е. А. Войтик [15], В. В. Баранова [11]. При исследовании жанров спортивной журналистики автор исследования опирался на работы Л. Е Кройчика [30], А. И. Акопова [1], А. А. Тертычного [45], Д. А. Туленкова [48].
Для реализации задач исследования были использованы следующие методы: библиографический метод - для отбора научных и учебных источников по теме проводимого исследования; метод контент-анализа источников - для выявления проблематики материалов по теме спорта и здорового образа жизни; метод проектирования для создания концепции авторского проекта «Я на спорте», посвященных теме спорта. Для анализа авторских текстов на предмет оценки содержательно-формальных характеристик авторских материалов были использованы структурно-семантический и прагматический виды анализа.
Для реализации творческих задач проекта были использованы следующие методы: проработка документов - для ознакомления с историей возникновения вида спорта и его современным состоянием; включенное наблюдение - для подготовки журналистских материалов; беседа и интервью - для получения необходимой информации о людях и организациях, которые популяризуют нетривиальные виды спорта в городе Тольятти.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили медиапроекты спортивных СМИ: «Спорт-Экспресс», Sports.ru, «Матч ТВ», а также авторские материалы проекта «Я на спорте», подготовленные для молодёжного медиахолдинга «Есть talk!».
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, могут быть использованы в работе редакций средств массовой информации, которые создают контент о спорте и здоровом образе жизни, а также на аудиторных занятиях, посвященных изучению спортивной журналистики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы работы, обозначаются объект и предмет исследования, ее цель и задачи; характеризуется теоретико-методологическая база и методы исследования; обозначаются эмпирическая база исследования и его практическая значимость.
В первой главе работы «Тема спорта в СМИ: история развития и современное состояние» рассматривается история возникновения спортивной журналистики в России, её развитие и нынешнее состояние, а также жанры, форматы и специфика работы с информацией в современных спортивных СМИ.
Во второй главе «”Я на спорте” - авторский проект на сайте молодёжного медиахолдинга “Есть talk!”» представлены концепция авторского проекта «Я на спорте», а также анализ цикла авторских публикаций на предмет соответствия концепции.
В заключении формулируются выводы и подводятся итоги исследования. В списке использованной литературы и источников содержится 60 наименований.
В приложении представлено социологическое исследование целевой аудитории мультимедийного проекта «Я на спорте» молодежного медиахолдинга «Есть talk!», которое было проведено в 2020 году в рамках разработки концепции авторского проекта.
Отечественная спортивная журналистика стала формироваться в XIX веке одновременно с зарождением спорта в России. Первыми спортивными изданиями были журналы, посвященные какому-либо конкретному виду физической активности: лошадиный спорт, охота, автомобильный спорт, шахматы и т.д. Как и любая другая отрасль, спортивная журналистика зависела от происходящих процессов в стране и мире. Например, негативно на развитии спортивной журналистики сказались такие события, как революция 1917 года, период Великой Отечественной войны, этап перестройки и развал Советского Союза.
Спортивная журналистика имеет своеобразную специфику, но в целом функционирует по тем же жанрообразующим и форматным признакам, что и другие сферы. На современную спортивную журналистику, как и на журналистику в целом, наибольшим образом повлиял процесс цифровизации и переход СМИ в интернет. В связи с этим чётко прослеживается процесс конвергенции, смешения жанров, а также появление новых форматов, характерных только для электронных изданий.
После систематизации практических и теоретических знаний из сферы спортивной журналистики была создана концепция уникального авторского проекта «Я на спорте» для молодежного медиахолдинга «Есть talk!». В соответствии с концепцией авторского цикла были созданы пять мультимедийных материалов, посвященных нетривиальным видам спорта в городе Тольятти. Синтез жанров, мультимедийный формат проекта способствовали реализации задач проекта: информированию молодых людей о нетривиальных видах спорта в Тольятти, формированию потребности у читателя приобщиться к занятиям спортом.
Все материалы цикла имеют единую структуру, включают элементы для привлечения внимания аудитории, а также несут всю необходимую информацию для тех, кто после прочтения захочет заниматься представленным в публикации видом спорта, стать его активным болельщиком или волонтером.
Первый материал проекта «Я на спорте. Алтимат. Думали, что фрисби - это несерьёзно?» был посвящен алтимату (алтимату-фрисби).
Во втором материале проекта «Я на спорте: Чирлидинг, который объединил Мадонну, Рузвельта - и корреспондента медиахолдинга “Есть talk!”» автор рассказывал о чирлидинге, посетил тренировку тольяттинской команды Destiny Теам. В репортажной части текста журналист описывал процесс обучения выполнения сальто назад.
Третий материал «Я на спорте. Сквош - смесь тенниса и бадминтона. Или всё-таки нет?» содержал информацию о сквоше - виде спорта с ракетками. В тольяттинской школе по сквошу автор занимался со спортсменами, которые не достигли совершеннолетнего возраста.
Четвёртый материал «Я на спорте. Американский футбол, или Война на поле в 100 ярдов» был посвящен американскому футболу, а тренировку журналист проводил с любительской тольяттинской командой без названия.
Заключительный пятый материал «Я на спорте. Флорбол. Игра в хоккей безо льда и шайбы» содержит информацию об одной из разновидности хоккея - флорболе. Это игра с клюшкой и пластмассовым мячиком на ровной поверхности.
Анализ СМИ подтвердил, что цикл авторских публикаций с аналогичной концепцией никогда ранее не реализовывался на городском и региональном уровне, поэтому может считаться уникальным.
Можно сделать вывод о том, что цель, сформулированная при разработке авторского проекта данного цикла, была достигнута. Все материалы написаны по четко разработанной структуре и являются релевантными, что позволяет сформировать представление о культуре спортивного отдыха в молодёжной среде города Тольятти. Это, в свою очередь, свидетельствует о достижении цели выпускной квалификационной работы и решении задач исследования.
1. Акопов А. И. Аналитические жанры публицистики. Учебно-методическое пособие для студентов журналистов.. Ростов-на-Дону : изд-во Института массовых коммуникаций, 1996. 88 с.
2. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 96 с.
3. Алексеев К. А. Дореволюционная спортивная журналистика России (история и традиции) : автореф. дис. канд. филол. наук. СПб. 2014. 27 с.
4. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Основы спортивной журналистики : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект-пресс, 2016. 240 с.
5. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика : учебник для магистров. М. : Юрайт, 2016. 427 с.
6. Алексеев К. А. К проблеме периодизации истории спортивной журналистики в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2018. Т.15. Вып. 2. С. 175-185.
7. Алексеев К. А. Спортивная пресса России XIX - начала XX вв (историко-типологический анализ) // диссертация. СПб. 2008. 257 с.
8. Анохин А. К. Спорт и пресса // Русский спорт. 1912. № 53. С. 16-18.
9. Базунов Б. А. Спорт. ХХ века : Хроника отечественного и мирового спорта: события, персонажи, рекорды. М. : Советский спорт. 2001. 376 с.
10. Байкова М. А. Трансформация ценностей современного спорта при взаимодействии спорта и телевидения // Вестн. спортив. науки. 2012. № 1. С. 62-65.
11. Баранов В. В., Слюсаренко Е. А. Спортивная печать Российской Федерации (1990-2000) // Типология периодической печати. М. : Аспект-Пресс, 2007. С. 204-216.
12. Бережной А. Ф. Углубляясь в историю печати. СПб. 1996. 312 с.
13. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Еженедельник для охотников до лошадей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. 1890-1907. 936 с.
14. Визитей Н. Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. Кишинев : Орион, 1986. - 330 с.
15. Войтик Е. А. Спортивная журналистика : учеб.-методич. пособие. Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2004. 92 с.
...