Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 9
1.2 Характеристика музыки как средства формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки 25
2.1 Изучение уровня сформированности эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 25
2.2 Содержание и организация работы по формированию эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки 39
2.3 Динамика сформированности эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 47
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 58
Эмоциональная экспрессия - это знаки и сигналы (вербальные, мимические, жестовые), информирующие об эмоциональном состоянии субъекта. Уровень и усвоение эмоциональной экспрессии определяет качество межличностных отношений. Отметим, что умение распознавать и выражать эмоции - это необходимое условие для социальной адаптации дошкольника. Дети с задержкой психического развития имеют свои особенности в выражении эмоциональной экспрессии.
Задержка психического развития - это замедление темпа психического развития, когда отдельные психические процессы такие как память, внимание, мышление, речь, воображение, эмоциональная сфера отстают в своем развитии от психологических норм для данного возраста. Для дошкольников с задержкой психического развития особенностью является мозаичность проявлений в эмоциональной сфере, которая проявляется в худшем, по сравнению с нормально развивающимися детьми, понимании эмоций сверстников и выражении своих эмоций чаще не подходящих по той или иной ситуации. Выделяют следующие особенности в эмоционально-волевой сфере у детей данной нозологической группы. Дошкольники с задержкой психического развития не способны дифференцировать эмоции сверстников. Для них характерны трудности в объяснении своего эмоционального состояния. Это связано с бедностью мимических проявлений. Настроение дошкольника может подвергаться резким изменениям: от радости и смеха до плача и грусти. У детей может наблюдаться неадекватность проявления эмоций в той или иной ситуации.
Эмоционально-волевая сфера выходит на первый план в изучении этих детей, она является самостоятельным аспектом в этом дефекте. Н.Л. Белопольская, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева в своих исследованиях отмечают специфичность эмоций у этих детей, как один из признаков задержки психического развития.
В конце XIX-начале XX века ученые-исследователи начали рассматривать эмоциональную экспрессию, как функцию эмоций (Л.С. Выготский, Б.И. Доронова, В.Н. Панферова, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов). В.А. Лабунская изучала влияние эмоциональной экспрессии в первую очередь на деятельность дошкольников, также она выделила отдельно коммуникативную деятельность. В.В. Бойко в своих исследованиях отмечал роль эмоциональной экспрессии в развитии личности ребенка. Физиологическим обоснованием эмоциональной экспрессии (ее анализ возникновения) занимались такие исследователи, как К. Изард, И. Лафатер, Д.Ф. Ронн, П. Экман.
Эмоциональное развитие дошкольников возможно развивать через игровую деятельность - ведущую деятельность дошкольного возраста, чтение художественной литературы, театрализованную деятельность. В нашей работе формировать эмоциональную экспрессию мы будет посредством музыки.
Важно отметить, что связь музыки и эмоционального развития очень крепкая. В процессе прослушивания музыки происходит стимулирование эмоционально-волевой сферы, у дошкольника обогащается внутренний и духовный мир. В своих исследованиях Э.Б. Абдулин, Ю.В. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, М. Викат, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, О.П. Радынова, В.Г. Ражников отмечали, что воздействие музыки благоприятно влияет на эмоциональную сферу.
Необходимость развития эмоциональной экспрессии у дошкольников с задержкой психического развития обусловлена тем, что дошкольникам необходимо устанавливать межличностные отношения со сверстниками, овладеть «языком» эмоций. Развивать стремление видеть и понимать различные эмоциональные состояния сверстников, а также овладеть способностью управлять своими эмоциями в мимике, жестах и движениях.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития и недостаточным использованием потенциала музыки и музыкальных произведений в коррекционно-развивающем процессе.
Проблема исследования: какова возможность музыки в формировании эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки.
Объект исследования: процесс формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Предмет исследования: музыка как средство формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки будет эффективно, если:
• определены этапы работы по формированию эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического;
• подобран музыкальный репертуар в соответствии с видами эмоций: радость, грусть, удивление, гнев, страх;
• включены в образовательный процесс игры, упражнения, музыкальные этюды, способствующие выражению эмоциональной экспрессии у дошкольников с задержкой психического развития
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития и роль музыки в этом процессе;
2. Выявить уровень сформированности эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития;
3. Разработать и апробировать содержание и методы формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных результатов, метод наглядного представления результатов и выводов).
Теоретическая основа исследования:
• теоретические исследования в области развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития (Л.Р. Болотина, Л.С. Выготский, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, П. Милнер);
• исследования развития способности к эмоциональной экспрессии у дошкольников (Т.В. Гармаева, Т.В. Гребенщикова, О.В. Гордеева, А.С. Золотникова, Е.И. Изотова, Н.В. Капитоненко, И.О. Карелина, Е.М. Листик, Л.С. Маркова, Л.В. Попова, А.М. Щетинина);
• исследование о «вербальных эталонах» эмоциональной экспрессии (В.А. Лабунской)
• исследования о формировании эмоциональной экспрессии у дошкольников средствами музыки (Л.И. Божович, Н.Н. Ветлугина, И.В. Груздова, Е.В. Назайкинский, А.Е. Ольшанникова, О.П. Радынова).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования классических музыкальных произведений в формировании эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по формированию эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки могут быть использованы учителями-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями в ходе образовательного процесса. Музыкальные классические произведения, игры, упражнения, музыкальные этюды, подобранные в работе в соответствии с видами эмоций, могут быть использованы для формирования эмоциональной экспрессии различными специалистами в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 198 «Вишенка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей с задержкой психического развития группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 источник), приложения. Работа содержит 11 таблиц, включает в себя 7 приложений, 1 рисунок.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки является актуальной в настоящее время.
Изучением эмоциональной экспрессии у дошкольников занимались такие ученые-исследователи, как Т.В. Гармаева, Т.В. Гребенщикова, О.В. Гордеева, Е.И. Изотова, О.П. Радынова. В.А. Лабунской представлено научное исследование о «вербальных эталонах», которое несет основную нагрузку в выражении своего состояния и считывания состояния другого человека по выражению его лица с помощью мимики.
Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, Г.С Тарасов рассматривали музыку, как самый эмоциональный вид искусства, который положительно влияет на эмоции. Было доказано, что музыка помогает дошкольникам выражать свои эмоции с помощью эмоциональной экспрессии, а именно жестами, мимическими проявлениями, музыкально-ритмическими движениями.
Опираясь на исследования В.А. Лабунской, Т.В. Гребенщиковой и Е.И. Изотовой был проведен констатирующий эксперимент на выявление уровня сформированности эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни.
Выявление уровня сформированности эмоциональной экспрессии показало, что 41% дошкольников имеют низкий уровень сформированности эмоциональной экспрессии. Это обусловлено тем, что дошкольники не называют самостоятельно эмоции, не дифференцируют их, не выражают эмоциональное состояние с помощью экспрессии, путают названия эмоций и их обозначение на схематичных изображениях и фотографиях, не знают как с помощью мимики выразить ту или иную эмоцию.
Формирование эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки будет эффективно, если:
• определены этапы работы по формированию эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития;
• подобран музыкальный репертуар в соответствии с эмоциям: радость, грусть, удивление, гнев, страх;
• включены в образовательный процесс игр, упражнений, музыкальных этюдов, способствующих выражению эмоциональной экспрессии у дошкольников с задержкой психического развития.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность использования музыки и положительную динамику в формировании эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития после ее реализации. По завершению формирующего этапа эксперимента увеличилось количество детей с высоким уровнем (16%), а количество детей с низким уровнем снизилось на 16% и стало составлять 25%.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанной методики формирования эмоциональной экспрессии у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития посредством музыки.