Теория и практика применения франчайзинга в РФ
|
Реферат 5
Введение 8
1 Теоретические аспекты франчайзинга как современной формы развития и
управления бизнесом 12
1.1 Особенности формирования франчайзинга в РФ и за рубежом 12
1.2 История развития франчайзинга в РФ и за рубежом 23
1.3 Механизм франчайзинговой сделки 29
1.4 Преимущества и недостатки франчайзинга как формы бизнеса 41
2 Особенности российского франчайзинга и перспективы его развития 47
2.1 Анализ франчайзинговой деятельности в РФ 47
2.2 Основные проблемы системы франчайзинга в РФ и пути их решения 52
2.3 Перспективы развития и совершенствования франчайзинга в РФ 59
3 Применение технологии франчайзинга в процессе организации офисов
розничных продаж сети ООО «Пегас Туристик» 68
3.1 Характеристика объекта исследования 68
3.2 Модель франчайзинговой сети ООО «Пегас Туристик» 77
3.3 Эффективность использования франчайзинговой сети ООО «Пегас
Туристик» 85
3.4 Разработка рекомендаций для совершенствования системы франчайзинга
ООО «Пегас Туристик» 88
4 Социальная ответственность 95
Заключение 100
Список публикаций студента 103
Список использованной литературы 105
Приложение А Theoretical aspects of franchising as a modern form of development
and management of business 110
Приложение Б Классификация франчайзинговых систем 129
Приложение В Договор коммерческой концессии (франчайзинга) 133
Введение 8
1 Теоретические аспекты франчайзинга как современной формы развития и
управления бизнесом 12
1.1 Особенности формирования франчайзинга в РФ и за рубежом 12
1.2 История развития франчайзинга в РФ и за рубежом 23
1.3 Механизм франчайзинговой сделки 29
1.4 Преимущества и недостатки франчайзинга как формы бизнеса 41
2 Особенности российского франчайзинга и перспективы его развития 47
2.1 Анализ франчайзинговой деятельности в РФ 47
2.2 Основные проблемы системы франчайзинга в РФ и пути их решения 52
2.3 Перспективы развития и совершенствования франчайзинга в РФ 59
3 Применение технологии франчайзинга в процессе организации офисов
розничных продаж сети ООО «Пегас Туристик» 68
3.1 Характеристика объекта исследования 68
3.2 Модель франчайзинговой сети ООО «Пегас Туристик» 77
3.3 Эффективность использования франчайзинговой сети ООО «Пегас
Туристик» 85
3.4 Разработка рекомендаций для совершенствования системы франчайзинга
ООО «Пегас Туристик» 88
4 Социальная ответственность 95
Заключение 100
Список публикаций студента 103
Список использованной литературы 105
Приложение А Theoretical aspects of franchising as a modern form of development
and management of business 110
Приложение Б Классификация франчайзинговых систем 129
Приложение В Договор коммерческой концессии (франчайзинга) 133
После появления частного предпринимательства в России в конце ХХ века возникли компании, функционирующие на основе специфической формы отношений - франчайзинге. Уже широко признанный в странах с развитой экономикой, российский франчайзинг только начинает развиваться. Франчайзингу, как мощному инструменту масштабирования бизнеса, привлечения инвестиций, создания рабочих мест и формирования малого и среднего бизнеса, отводится одна из ведущих ролей в современной экономике России. Система франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного знания. Все это определяет актуальность и значимость выбранной темы исследования.
Франчайзинг является одним из способов распространения продукции и услуг, это способ мультипликации успешно работающих предприятий. Привлекательность объясняется широким развитием франчайзинга в мировой экономике, комплексным характером отношений, преимуществах взаимовыгодных системных связей, что позволяет создать широкую систему сбыта товаров и услуг и обеспечить возможность более быстрого выхода на рынок с минимальным риском новых участников системы.
Исследованиям данной проблемы уделили внимание такие зарубежные авторы, как Ж. Дельтей, М. Мендельсон, Дж. Стэнворд, Бр. Смит и Дж. Хенсон. Также можно выделить исследования и публикации по данной тематике отечественных авторов, таких как Довгань В.В., Земляков Д. Н., Колесников Д.Н., Майлер А.З., Масленников В.В., Макашев М. О., Новицкий А.Г, Поворин С.В, Рыкова И.В.
В работах перечисленных выше авторов проводится анализ зарубежного и отечественного опыта и дается обоснование необходимости применения и возможности использования франчайзинга в России, рассматриваются аспекты формирования и функционирования системы франчайзинга в различных отраслях экономики. Однако, концептуальные основы франчайзинговых отношений, практические возможности их реализации в российской экономике, в отечественной практике, все еще остаются недостаточно изученными.
Цель магистерской диссертации - комплексное исследование теоретических и практических направлений системы франчайзинга и определение эффективных путей его использования в экономике современной России, в том числе на примере конкретного предприятия.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить характерные особенности франчайзинга.
2. Изучить зарубежный и отечественный опыт развития франчайзинговых рынков.
3. Описать механизм франчайзинговой сделки.
4. Выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга.
5. Представить характеристику рынка франчайзинга в Российской Федерации путем обозначения проблем и перспектив развития франчайзинга в России.
6. Рассмотреть систему франчайзинга на примере российского предприятия.
7. Разработать рекомендации для совершенствования системы франчайзинга ООО «Пегас Туристик».
Таким образом, последовательное выполнение поставленных задач позволит сформировать полный комплекс знаний по данной теме и выработать подходы к решению существующих проблем.
Объектом исследования является франчайзинговая деятельность розничной сети ООО «Пегас Туристик».
Предмет исследования - совокупность организационных, экономических и правовых отношений, которые возникают в процессе реализации, развития и совершенствования деятельности франчайзинга как эффективного способа развития и управления бизнесом.
Область исследования - управление маркетинговой деятельностью, предпринимательское право.
Методологическая основа данного исследования - общенаучные методы, такие, как системный, логический, исторический, сравнительный, прогностический анализ, а также метод комплексного экономического анализа.
Для достижения поставленной цели, была изучена и проанализирована информация, предоставленная профессиональной литературой, законодательными актами, различными публикациями и другими средствами СМИ.
Научная новизна исследования отражается в следующем:
1) в комплексном теоретико-методологическом подходе к изучению франчайзинга как эффективной формы развития и управления бизнесом;
2) в раскрытии особенностей механизма франчайзинга в России со свойственными ему противоречиями;
3) в определении на основе анализа франчайзингового рынка России основных причин, сдерживающих развитие франчайзинга в стране, и в предложениях конкретных путей их разрешения;
4) в разработке рекомендаций для совершенствования системы франчайзинга розничной сети компании «Пегас Туристик».
Сформулированные в данном исследовании выводы, предложения и рекомендации нашли свое отражение в опубликованных по теме исследования статьях, представленных на международной студенческой научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем 21 века», на всероссийской научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования», на III Международном научном форуме студентов, аспирантов и молодых ученых "Управляем будущим!", а также в научном электронном журнале «Journal of Economics and Social Sciences».
Положения, рекомендации и выводы могут помочь представителям бизнес-структур оценить перспективность применения франчайзинговой системы развития бизнеса, получить представление о преимуществах и принципах функционирования франчайзинга. Отдельные положения исследования могут быть использованы в учебно-методической работе в высших учебных заведениях соответствующих профилях.
Франчайзинг является одним из способов распространения продукции и услуг, это способ мультипликации успешно работающих предприятий. Привлекательность объясняется широким развитием франчайзинга в мировой экономике, комплексным характером отношений, преимуществах взаимовыгодных системных связей, что позволяет создать широкую систему сбыта товаров и услуг и обеспечить возможность более быстрого выхода на рынок с минимальным риском новых участников системы.
Исследованиям данной проблемы уделили внимание такие зарубежные авторы, как Ж. Дельтей, М. Мендельсон, Дж. Стэнворд, Бр. Смит и Дж. Хенсон. Также можно выделить исследования и публикации по данной тематике отечественных авторов, таких как Довгань В.В., Земляков Д. Н., Колесников Д.Н., Майлер А.З., Масленников В.В., Макашев М. О., Новицкий А.Г, Поворин С.В, Рыкова И.В.
В работах перечисленных выше авторов проводится анализ зарубежного и отечественного опыта и дается обоснование необходимости применения и возможности использования франчайзинга в России, рассматриваются аспекты формирования и функционирования системы франчайзинга в различных отраслях экономики. Однако, концептуальные основы франчайзинговых отношений, практические возможности их реализации в российской экономике, в отечественной практике, все еще остаются недостаточно изученными.
Цель магистерской диссертации - комплексное исследование теоретических и практических направлений системы франчайзинга и определение эффективных путей его использования в экономике современной России, в том числе на примере конкретного предприятия.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить характерные особенности франчайзинга.
2. Изучить зарубежный и отечественный опыт развития франчайзинговых рынков.
3. Описать механизм франчайзинговой сделки.
4. Выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга.
5. Представить характеристику рынка франчайзинга в Российской Федерации путем обозначения проблем и перспектив развития франчайзинга в России.
6. Рассмотреть систему франчайзинга на примере российского предприятия.
7. Разработать рекомендации для совершенствования системы франчайзинга ООО «Пегас Туристик».
Таким образом, последовательное выполнение поставленных задач позволит сформировать полный комплекс знаний по данной теме и выработать подходы к решению существующих проблем.
Объектом исследования является франчайзинговая деятельность розничной сети ООО «Пегас Туристик».
Предмет исследования - совокупность организационных, экономических и правовых отношений, которые возникают в процессе реализации, развития и совершенствования деятельности франчайзинга как эффективного способа развития и управления бизнесом.
Область исследования - управление маркетинговой деятельностью, предпринимательское право.
Методологическая основа данного исследования - общенаучные методы, такие, как системный, логический, исторический, сравнительный, прогностический анализ, а также метод комплексного экономического анализа.
Для достижения поставленной цели, была изучена и проанализирована информация, предоставленная профессиональной литературой, законодательными актами, различными публикациями и другими средствами СМИ.
Научная новизна исследования отражается в следующем:
1) в комплексном теоретико-методологическом подходе к изучению франчайзинга как эффективной формы развития и управления бизнесом;
2) в раскрытии особенностей механизма франчайзинга в России со свойственными ему противоречиями;
3) в определении на основе анализа франчайзингового рынка России основных причин, сдерживающих развитие франчайзинга в стране, и в предложениях конкретных путей их разрешения;
4) в разработке рекомендаций для совершенствования системы франчайзинга розничной сети компании «Пегас Туристик».
Сформулированные в данном исследовании выводы, предложения и рекомендации нашли свое отражение в опубликованных по теме исследования статьях, представленных на международной студенческой научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем 21 века», на всероссийской научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования», на III Международном научном форуме студентов, аспирантов и молодых ученых "Управляем будущим!", а также в научном электронном журнале «Journal of Economics and Social Sciences».
Положения, рекомендации и выводы могут помочь представителям бизнес-структур оценить перспективность применения франчайзинговой системы развития бизнеса, получить представление о преимуществах и принципах функционирования франчайзинга. Отдельные положения исследования могут быть использованы в учебно-методической работе в высших учебных заведениях соответствующих профилях.
Франчайзинг достаточно сложное и многогранное явление, роль в экономике которого чрезвычайно велика, так как он является эффективным каналом дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются как внутри страны, так и по всему миру. Франчайзинг - это такая организация ведения бизнеса, в которой фирма (франчайзер) передает другому юридическому лицу (франчайзи) право на реализацию продукта и услуг данной фирмы. Франчайзи, в свою очередь, обязуется реализовать этот продукт или услуги по заранее установленным правилам и законам ведения бизнеса, установленным франчайзером. Франчайзи получает разрешение использовать имя компании, продукт или услугу, ее репутацию, рекламные технологии, экспертизу, а также механизмы поддержки в обмен на осуществление всех этих правил и законов. Чтобы обрести такие права, франчайзи выплачивает франчайзеру первоначальный взнос, а затем платит ежемесячные отчисления (роялти).
Франчайзинг, как экономический инструмент и как вид предпринимательской деятельности имеет достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя. Очень важно то, что франчайзинг позволяет резко расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий. Тем самым этот экономический инструмент резко повышает выживаемость предприятий малого бизнеса. Наиболее существенные недостатки данной системы связаны со стандартностью товара и ограничениями в ведении бизнеса.
Франчайзинговые системы классифицируют по многим критериям, но основной считается классификация по виду деятельности франшизополучателя: товарный франчайзинг, производственный и деловый, последний из которых на сегодняшний день является самым перспективным, так как основными преимуществами данного вида являются широкая сфера применения и быстрая приспособляемость к условиям рынка, что благоприятно влияет на создание и ведение бизнеса по системе франчайзинга.
В данный период в России наблюдается интенсивный рост франчайзинговых предложений, однако имеет место быть ряду проблем, замедляющих развитие франчайзинга в России, к основным из них можно отнести отсутствие соответствующей законодательной базы франчайзинга, нестабильное развитие российской экономики и страх банкротства потенциальных франчайзи. В результате анализа проблем франчайзинга в России, можно подчеркнуть то, что для развития российского франчайзинга имеются достаточно широкие возможности и перспективы. Однако для осуществления возможностей требуется создание определенных условий:
- В России существует необходимость в законодательной инициативе по разработке закона о франчайзинге и внесении соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.
- Также существует необходимость во включении в
правительственную программу по поддержки малого бизнеса системы развития франчайзинга.
- Необходимо создание сети учебных центров и центров консультаций по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России, во всех регионах.
Перспективы развития франчайзинга в России являются наиболее благоприятными в настоящее время. Сегодня страна является мировым лидером по темпам роста числа франчайзинговых компаний: за последние три года их стало больше на 98%, ежегодно растет количество точек на 30%, а количество франшиз - на 25% и повышается активность региональных инвесторов, как и самих франчайзеров.
Система российского франчайзига была рассмотрена на примере российской туроператорской компании, которая оказывает свои услуги в России под торговой маркой «Pegas Touristik». Внедрение системы франчайзинга розничной сети ООО «Пегас Туристик» в 2010 году эффективно повлияла на деятельность компании, чему свидетельствует повышение выручки компании на 24% к 2015 году. Технология франчайзинга решила ряд проблем компании, а именно, обеспечила увеличение зоны реализации услуг туристической сферы, а также поспособствовало компании избежать затраты на логистику и на открытие новых офисов продаж и обслуживания.
Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, следовательно, и развития всей российской экономики.
Таким образом, выполнены поставленные задачи магистерской диссертации: определена сущность и характерные особенности франчайзинга, представлен зарубежный опыт развития франчайзинговых рынков, выделены основные преимущества и недостатки системы франчайзинга, дана характеристика рынка франчайзинга в Российской Федерации путем обозначения проблем и перспектив развития франчайзинга в России, исследована система франчайзинга на примере российского предприятия и разработаны рекомендации по её совершенствованию, что позволяет сделать вывод о достижении цели работы - комплексного исследования теоретических аспектов системы франчайзинга и определения эффективных путей его использования в экономике современной России, в том числе на примере конкретного предприятия.
Франчайзинг, как экономический инструмент и как вид предпринимательской деятельности имеет достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя. Очень важно то, что франчайзинг позволяет резко расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий. Тем самым этот экономический инструмент резко повышает выживаемость предприятий малого бизнеса. Наиболее существенные недостатки данной системы связаны со стандартностью товара и ограничениями в ведении бизнеса.
Франчайзинговые системы классифицируют по многим критериям, но основной считается классификация по виду деятельности франшизополучателя: товарный франчайзинг, производственный и деловый, последний из которых на сегодняшний день является самым перспективным, так как основными преимуществами данного вида являются широкая сфера применения и быстрая приспособляемость к условиям рынка, что благоприятно влияет на создание и ведение бизнеса по системе франчайзинга.
В данный период в России наблюдается интенсивный рост франчайзинговых предложений, однако имеет место быть ряду проблем, замедляющих развитие франчайзинга в России, к основным из них можно отнести отсутствие соответствующей законодательной базы франчайзинга, нестабильное развитие российской экономики и страх банкротства потенциальных франчайзи. В результате анализа проблем франчайзинга в России, можно подчеркнуть то, что для развития российского франчайзинга имеются достаточно широкие возможности и перспективы. Однако для осуществления возможностей требуется создание определенных условий:
- В России существует необходимость в законодательной инициативе по разработке закона о франчайзинге и внесении соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.
- Также существует необходимость во включении в
правительственную программу по поддержки малого бизнеса системы развития франчайзинга.
- Необходимо создание сети учебных центров и центров консультаций по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России, во всех регионах.
Перспективы развития франчайзинга в России являются наиболее благоприятными в настоящее время. Сегодня страна является мировым лидером по темпам роста числа франчайзинговых компаний: за последние три года их стало больше на 98%, ежегодно растет количество точек на 30%, а количество франшиз - на 25% и повышается активность региональных инвесторов, как и самих франчайзеров.
Система российского франчайзига была рассмотрена на примере российской туроператорской компании, которая оказывает свои услуги в России под торговой маркой «Pegas Touristik». Внедрение системы франчайзинга розничной сети ООО «Пегас Туристик» в 2010 году эффективно повлияла на деятельность компании, чему свидетельствует повышение выручки компании на 24% к 2015 году. Технология франчайзинга решила ряд проблем компании, а именно, обеспечила увеличение зоны реализации услуг туристической сферы, а также поспособствовало компании избежать затраты на логистику и на открытие новых офисов продаж и обслуживания.
Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, следовательно, и развития всей российской экономики.
Таким образом, выполнены поставленные задачи магистерской диссертации: определена сущность и характерные особенности франчайзинга, представлен зарубежный опыт развития франчайзинговых рынков, выделены основные преимущества и недостатки системы франчайзинга, дана характеристика рынка франчайзинга в Российской Федерации путем обозначения проблем и перспектив развития франчайзинга в России, исследована система франчайзинга на примере российского предприятия и разработаны рекомендации по её совершенствованию, что позволяет сделать вывод о достижении цели работы - комплексного исследования теоретических аспектов системы франчайзинга и определения эффективных путей его использования в экономике современной России, в том числе на примере конкретного предприятия.
Подобные работы
- ФРАНЧАЙЗИНГ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Развитие франчайзинга в России и за рубежом
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2014 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование франчайзинга в международном частном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ФРАНЧАЙЗИНГ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Эффективность внедрения франчайзинга
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 7600 р. Год сдачи: 2020



